Государственная поддержка женского предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в рассмотрение сущности и особенностей женского предпринимательства в России, так же на примере города Казани. Попытаться доказать, что успешность в сфере бизнеса, сфере управления не зависит от половой принадлежности предпринимателя или управленца; что понятия «мужской» и «женский» бизнес не являются столь отличными друг от друга. Цель определила постановку следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению предпринимательства.
2. Проанализировать основные понятия предпринимательства.
3. Изучить основные черты становления женского предпринимательства в России в XII - XX вв.
4. Проследить за интеграцией женщин в сферу малого бизнеса в конце XX - начале XXI вв.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНА.docx

— 32.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Как известно, в нашей стране проблема «разделения  по половому признаку» всегда  имела место, и зачастую развивалась  в дискриминацию женщины, в  умаление её прав. С проблемой  «скрытой» дискриминации, безусловно, сталкивалась любая женщина: работодатели  зачастую предпочитают не принимать  на ответственные должности женщин, мотивируя это различными способами.  В современном обществе продолжает  существовать стереотип, что женщина,  как существо слабого пола, просто  не может справиться с какой  бы то ни было ответственной  задачей.

Объектом исследования выступает  социальная группа женщин-предпринимателей.

       Предметом работы являются взаимоотношения женщин-предпринимателей в сфере бизнеса, их проблемы, связанные с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными, а так же особенности женского стиля руководства.

       Цель работы заключается в рассмотрение сущности и особенностей женского      предпринимательства в России, так же на примере города Казани. Попытаться доказать, что успешность в сфере бизнеса, сфере управления не зависит от половой принадлежности предпринимателя или управленца; что понятия «мужской» и «женский» бизнес не являются столь отличными друг от друга. Цель определила постановку следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические  подходы к изучению предпринимательства.

2. Проанализировать основные  понятия предпринимательства.

3. Изучить основные черты  становления женского предпринимательства  в России в XII - XX вв.

4. Проследить за интеграцией  женщин в сферу малого бизнеса  в конце XX - начале XXI вв.

5. Выявить мотивы вхождения  в мир бизнеса у женщин –  предпринимателей, анализ проведенных  на данную тему исследований

6. Раскрыть социальные, экономические,  психологические особенности женского  – предпринимательства.

Теоретико-методологические подходы  к изучению предпринимательства

         Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций.

        Существует много теоретических подходов к изучению предпринимательства. Рассмотрев наиболее распространенные мы пришли к следующим выводам. Предпринимательство - это умение человека обменивать одни виды товаров и услуг на другие или производить новые виды товаров и услуг, которое возникло на самой заре человеческой цивилизации. Это особый вид человеческой деятельности, сочетающий в себе частные и общественные интересы, направленные главным образом на преумножение общественного достояния.

       В Законе Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности» отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Вероятно, справедливо, что этот закон не применяется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям, занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли.

       Классификацию предпринимательства можно представить по следующим параметрам:

- по отношению к собственности:  частное, индивидуальное, коллективное;

- по отношению к закону: легальное, теневое, серое;

- по видам деятельности: производственное, коммерческое;

- по отношению к инновациям: инновационное, традиционное.

Предприниматель - это человек, владеющий или распоряжающийся  любым видом собственности, капиталом, наемным трудом, который осуществляет систематическую деятельность с целью организации собственного предприятия, с последующим получением % с прибыли от вложенного капитала. С психологической точки зрения предприниматель- это человек, обладающий богатой интуицией, способный организовать людей, целеустремленный и настойчивый, независимый и самоуверенный, способный идти на риск.

Институционализация женского предпринимательства в России. Исторические фрагменты

        На протяжении веков российские женщины сумели вопреки всем устоям реализовать себя. При ремесленном производстве женский труд получил широкое распространение. Горожанка-ремесленница принимала участие в общественно-полезном производственном труде, она пользовались правом распоряжаться своим заработком, принимала участие в празднествах. Капитализм втянул женщину в производительный труд, труд общественный, подготовил почву и сделал возможным борьбу за равноправие женщины. Однако капитализм нес с собой новый вид бесправия и эксплуатации, какой еще не знала женщина за все века истории. В дореволюционной России предпринимательская карьера женщины была практически невозможна. Женщины занимали зависимое положение в семье и на производстве. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что вклад женщин в российскую экономику незаслуженно умалчивается. Но последние два десятилетия характеризуются активным завоеванием женщинами лидирующих позиций в бизнесе и в политике и постепенно в России формируется особый слой женской предпринимательской элиты, ежедневно разрушающей стереотипы массового сознания.

        Основными мотивами вхождения женщин в бизнес являются: самореализация и интерес. Скромную позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей занимает мотив самоутверждения, что отличает ее от мужской. Материальный интерес всегда соперничает с личностными мотивами и если побеждает, то, как правило, в случае обострения страха за финансовое благополучие тех, кто находится рядом. Основные психологические особенности женщин – предпринимательниц в том, что женщины сильнее зависят от других, и поэтому их принципы и этичность бизнеса в большей степени определяются нравственными принципами. Именно женщины с их коммуникабельностью, эмоциональной ориентацией на клиента, умением устанавливать доверительные отношения получают необходимое преимущество перед мужчинами в реализации корпоративных задач. Успеха в бизнесе женщина достигает посредством творческого использования своего характера и стереотипов поведения. Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми женщины называют излишнюю мягкость, отсутствие пунктуальности, невозможность перешагнуть через жалость, излишнюю эмоциональность, доверчивость, стремление сделать хорошо для всех. Преимуществами женского руководства признаются тяготение к стилям, отличающимся меньшей дистанцией власти, умение организовывать командную работу, внимательно слушать, мотивировать и поддерживать работников. Кроме того, женщинам свойственна меньшая амбициозность и большая предсказуемость поведения. Эти качества женского менеджмента особенно важны и эффективны в кризисной обстановке, все еще характерной для многих отраслей российской экономики.

 

 

Актуальные проблемы женского предпринимательства в  современной России

 
      В постсоветских условиях многие женщины испытывают трудности интеграции в новую экономическую систему. Малое предпринимательство могло бы стать способом социальной адаптации для многих из них.  

     Между тем, сегодня доля участия женщин в частном бизнесе остаётся крайне низкой: 0,6 процента женщин против 6,2 процента мужчин, то есть в десять раз меньше. В первую очередь это связано с крайне низкой самооценкой женщин. По данным ФОМС, доля мужчин, считающих себя способными стать «новыми русскими», составила 24%, а доля женщин почти в два раза меньше. Примерно половина российских предпринимательниц выкупили предприятия у государства, лишь 27% начали дело «с нуля».

       Во властных структурах, где в большинстве работают мужчины, до сих пор продолжают доминировать устаревшие представления о женщинах только как о жёнах и матерях, но не как о лидерах, способных поставить на ноги предприятие: малое, среднее или крупное. По уровню гендерного развития Россия занимает 53-е место в мире. Поэтому «наши» женщины должны консолидировать свои усилия, чтобы отстоять свои интересы на уровне государственных структур и переломить существующее в обществе «недоверие к женщине-предпринимательнице».  
        Так, в Москве о дискриминации говорят около 40 процентов женщин, а в регионах - 45 процентов. Между тем, в Европе женщина-бизнесмен - традиционная фигура. В США почти половина малого бизнеса принадлежит женщинам. В 2006 году в общемировом масштабе женщины владели третью всех предприятий, в семьях с двумя работающими четверть женщин зарабатывает больше мужчин. 
        Исследователи отмечают, что женщины вообще лучше управляют коллективом, в кризисных ситуациях они принимают более верные решения. Они склонны к созданию хорошего микроклимата в коллективе, менее расположены брать и давать взятки, заниматься рэкетом. К тому же женщины более тщательно прорабатывают бизнес-планы, более рачительно тратят средства, затрачивают меньше усилий на ту же самую работу, чем мужчины.  
     Среди женщин-предпринимателей преобладают женщины с высшим и средним специальным образованием, высококвалифицированные специалисты среднего и зрелого возраста (группа потенциального риска по безработице). Женское предпринимательство осваивает такие сферы, как легкая промышленность, ремесла и промыслы, народная медицина, сервис (косметология, салоны мод и т.п.), консультативные услуги, образование, социальная работа, торговля, рекламное дело, туризм.  
       Бытует упрощенное представление о женском предпринимательстве, ограничивающее эту сферу деятельности мелкорозничной торговлей, различными видами рукоделия и т.п. В то же время в России активно развиваются женские инициативы в области современных информационных технологий, образования, формирования новых видов социальных услуг. Это предпринимательство современного типа - требующее высокой квалификации, ориентированное на рынок социальных, информационных, образовательных и других услуг. Оно создает новые высококвалифицированные рабочие места для женщин, помогает решать многие социальные проблемы семьи и общества, пробуждает инициативу и выступает в роли своеобразного «инкубатора идей» для развития рынка в целом.  
         Женское предпринимательство страдает от тех же  проблем, что и малый бизнес России в целом. Вместе с тем, у женского предпринимательства есть и специфические проблемы:  
- низкий статус женщин в политике, обществе и культуре и связанные с этим ограниченные возможности;  
- неравный доступ к кредитным и финансовым ресурсам.  
 
     Во многих странах (Франция, США, Юго-Восточная Азия) эти специфические проблемы решаются за счет государственной поддержки женского предпринимательства, что обеспечивает не только рост занятости, но и развитие современного высокотехнологического производства.  
      Во многих регионах России для решения проблем женского предпринимательства создаются социально-деловые центры поддержки женщин и семьи, бизнес-инкубаторы.  
       Женские предпринимательские инициативы смогут внести значительный вклад в реализацию новых приоритетов социально-экономического развития, в частности, при проведение жилищно-коммунальной реформы и реформы управления городским хозяйством. Для этого сейчас необходимы специальные образовательные программы для женщин, которые сориентируют их на разработку бизнес-проектов по введению новых экологически чистых и экономичных технологий водоснабжения, отопления, уборки мусора, сохранения и ремонта жилого фонда.  
        Женское предпринимательство - бизнес, который возглавляется женщинами. Массовый выход женщин в предпринимательство в ХХ веке называют тихой революцией. В условиях постиндустриального общества для женского предпринимательства складываются особые предпосылки - происходит переход от производства товаров к производству услуг, и женщина в такой ситуации особо востребована обществом. Находят применение благоприятные социально-психологические качества женщин: умение моделировать новые идеи в нестандартных условиях, способность вызывать доверие, интуиция и др.  
        Наиболее динамично процесс становления женского предпринимательства идет в США - свыше 30% объектов малого бизнеса находится в руках женщин, и это число имеет тенденцию к возрастанию. В общемировом измерении женщины владеют более чем 1/3 бизнеса и нанимают 1/4 рабочей силы. В семьях с двумя работающими около 1/4 женщин зарабатывают больше своих мужей. Как негативные факторы для развития женского предпринимательства выступают: дискриминация женщин, а также (на это указывает, в частности, психолог Хорнер) «картина внутренних барьеров» - это страх лидерства или страх успеха. Женщины боятся негативной оценки со стороны близких (или не близких) мужчин. 
      Причем страх лидерства свойственен не только взрослым женщинам, что может определяться особенностями женского опыта, но даже способным, одаренным девочкам. Кроме того, важным фактором является неуверенность женщин в себе и низкая самооценка, дополненная отсутствием необходимого профессионального честолюбия. Еще один фактор - отсутствие достаточного количества примеров для подражания. В целом, сила полоролевых стереотипов продолжает оставаться доминирующей, но это не означает, что в перспективе, на фоне продолжающегося притока женщин в предпринимательство, она не будет смягчаться.  
       Российские регионы не располагают официальной статистикой распространенности женского предпринимательства, поэтому в зависимости от источника эти показатели колеблются от 10% до 40%. Но существует общая тенденция устойчивого роста числа предприятий, возглавляемых предпринимательницами, особенно в малом бизнесе, во всех регионах России. В целом, в последнее десятилетие наблюдается постепенный переход российских женщин от руководства государственными предприятиями к руководству частными фирмами.  
 
 

 

 

 

Государственная поддержка женского предпринимательства

        Развитие малого и среднего женского предпринимательства, является одним из главных направлений реализации конституционного права женщин на труд, эффективным каналом, позволяющим женщинам не только адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, но и решать вопросы собственного трудоустройства, создавать новые рабочие места, повышать профессиональные навыки и умения. 
           В России ведется определенная работа по развитию предпринимательства, включая женское. Однако эти программы нацелены в основном на то, чтобы дать новые жизненные ориентиры безработным женщинам либо научить основам предпринимательской деятельности тех из них, кто желает начать свое дело.  
           Вместе с тем вне поля деятельности программ остался целый ряд успешных женщин-предпринимателей и менеджеров, которые уже состоялись, ведут успешный бизнес в самых различных сферах, оказывают значительные социальные услуги населению, имеют высокий авторитет в деловых кругах. Именно эти женщины-руководители и нуждаются в государственной поддержке, специальной программе, которая бы законодательно и целенаправленно помогала бы этим предпринимателям стать двигателем российской экономики.  
        В России женский бизнес - объективная реальность, причем, по оценкам экспертов, он растет гораздо динамичнее мужского и превышает его по темпам роста в 1,7 раза. При сохранении данной тенденции к 2010 году до 40% фирм будут возглавлять женщины. А они имеют, как правило, более низкие стартовые условия по сравнению с мужчинами, но действуют более активно, занимая даже высококонкурентные ниши в бизнесе. 
         И тем не менее пока на долю женщин-руководителей приходится всего лишь 18% от общего количества. 
 
       Социологические исследования свидетельствуют о более высоких этических стандартах, на которых строят свой бизнес женщины, что придает большую социальную эффективность от их деятельности. 
        Женщины в бизнесе отличаются более высоким уровнем консолидации и неконфликтностью во взаимодействии с местной властью. 
       Как показала та же социология, женское предпринимательство находится под меньшим давлением криминальных структур, нежели мужское. Женщины в бизнесе ориентированы на устойчивые деловые стратегии, ведут свое дело более ответственно и осторожно, предпочитая умеренный консерватизм.  
       Женщины ориентированы в первую очередь не на финансовую, а на правовую и информационную поддержку со стороны государства.  
       Именно женщины способны стать теми социально ответственными бизнесменами, которые наилучшим образом распорядятся поддержкой государства, не демонстрируя неадекватных реакций в ответ на предлагаемую помощь. 
         Прогнозы перспективы женского предпринимательства в России видятся самыми оптимистичными. Этот оптимизм основан на понимании государственной властью страны того позитивного влияния, которое оказывает женское предпринимательство на обеспечение политической стабильности и экономического роста в России и всесторонней поддержки наших усилий по развитию женского бизнеса. 
 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
         Не следует преувеличивать специфику женского и мужского лидерства в предпринимательстве. Лидерские качества мужчин и женщин имеют общую природу и не зависят напрямую от половых различий. Это дало основание утверждать в российских исследованиях о том, что успешный менеджмент не имеет пола. Хороший менеджер располагает двойным репертуаром управленческих технологий: и мужских и женских. Одновременно деловые стратегии мужчин и женщин-руководителей имеют и определенную специфику. Женщины, по сравнению с мужчинами-предпринимателями, ориентированы на устойчивые деловые стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно; женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации. Взаимодействие с предпринимательницами свидетельствует, что те из них, которые достигают успеха в бизнесе, отличаются определенными личностными особенностями: это вариантность личностной структуры, повышенный психологический темпоритм, высокий уровень работоспособности и др.  
       Все большее значение приобретает дискриминация труда. В этом случае актуально привести пример положения и отношение к женщинам в Америке, так как в этой стране женщина стоит на одной ступени вместе с мужчиной в сфере бизнеса. В социально-трудовых отношениях женщина выступает как носитель определенных профессиональных качеств, как партнер, который самостоятельно и независимо принимает решения. Здесь не существует мужчин и женщин, есть только партнеры и коллеги. 
        На российских предприятиях совсем иное положение женщин. Профессиональные качества иногда не учитываются руководителем-мужчиной, так как женщина представительница слабого пола. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы дать возможность женщинам проявить себя и реализовать свои идеи. 
 
       В этой связи, особенности социально-трудовых отношений, а также проблемы социально-трудовых отношений напрямую зависят не только от экономического и социального состояния конкретного предприятия, но и страны в целом. Так как Россия находится в переходном периоде и, многие аспекты и сферы экономики пока еще не совсем сложились, поэтому особенности социально-трудовых отношений будут развиваться и устанавливаться в зависимости от положительного или отрицательного характера изменений в стране. 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.А.В. Дорин «Экономическая социология: учебное пособие.», Мн,: ИП «Экоперспектива», 2008;

2.Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие. / Под ред. Холостовой Е. И. – М.: ИНФРА – М., 2001г.

Информация о работе Государственная поддержка женского предпринимательства