определение финансовых взаимоотношений
органов государственной власти,
государственных и частных научных
и инновационных организаций [32,с.21].
Совокупность
указанных мер должна способствовать
форсированному становлению конкурентоспособной
инновационной системы в Республике
Беларусь, а, следовательно – ускорению
модернизации экономики на национальном
уровне. Решение этих задач, безусловно,
потребует как со стороны государства,
так и бизнеса творческого, предпринимательского
подхода, основанного на поиске и реализации
инноваций, причем не только в сфере производства,
но и в сфере управления и организации
инвестиционного проектирования.
Взаимодействие государства и
бизнеса при реализации крупных
инвестиционных проектов в инновационной
сфере требует выполнения целого
ряда необходимых условий.
К ним относятся:
- наличие четко сформулированных государством стратегических приоритетов и обозначение возможных путей их достижения с помощью отдельных локальных проектов;
- установление правил взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации совместных проектов;
- разработка конкретных предложений по разделению инвестиций, рисков и выгод для каждого реализуемого проекта.
В своем
Послании белорусскому народу и Национальному
собранию 21 апреля 2011 г. Президент Республики
Беларусь А. Г. Лукашенко подчеркнул:
«Одна из важнейших задач сегодняшнего
дня – создание эффективных механизмов
государственно-частного партнерства,
а также соответствующей правовой
базы» [25]. Создание таких механизмов обусловлено
особенностями социально-экономической
ситуации, в которой наша страна оказалась
в начале XXI века. К этому времени малый
бизнес формировал почти 12 % валового внутреннего
продукта (ВВП) Беларуси, еще 13 % ВВП страны
давал средний бизнес. Число малых и средних
частных предприятий и индивидуальных
предпринимателей к началу 2012 г. достигло
около 330 тысяч. Их инвестиции в основной
капитал составляют около 78 % ВВП, а рентабельность
– на 15–18 % выше, чем в среднем по стране.
Но одновременно в этот период четко обозначилась
одна из самых болевых точек белорусской
экономики – дисбаланс во внешней торговле.
В основе этого дисбаланса находится структурное
несоответствие производства товаров
реалиям современного рынка, вследствие
чего масштабы импорта существенно превышают
возможности экспорта. Такое несоответствие
как раз и породило сложную ситуацию на
валютном рынке. Поэтому необходимо принимать
серьезные меры по обеспечению сбалансированного
развития белорусской экономики. Вот здесь-то
и появляется необходимость создания
и совершенствования эффективных механизмов
государственно-частного партнерства.
Очень существенный
шаг в этом направлении наша страна
сделала за последнее время: в
соответствии с Директивой № 4 от 31
декабря 2010 г. и другими законодательно-правовыми
актами изменен порядок формирования
инновационных фондов, сокращено количество
лицензируемых видов деятельности частных
предпринимателей, отменены налоги на
оказываемые ими услуги и др. По оценкам
экспертов, эти и другие правовые изменения
позволили частному бизнесу сократить
прямые и косвенные издержки примерно
на 200 млн долл. в год. Эти ресурсы остались
в распоряжении частных предприятий и
организаций и позволили им улучшить свое
финансовое положение и повысить конкурентоспособность
[23]. Вместе с тем на валютном рынке в условиях
финансовой нестабильности, обострившейся
в апреле-мае 2011 г., число административных
барьеров и ограничений в валютных сделках,
осуществляемых мелкими и средними частными
предприятиями, увеличилось. Сложившийся
порядок продажи этим предприятиям валюты
не только затрудняет финансово-производственную
деятельность, но и дискредитирует малый
частный бизнес, резко сужает его возможности
в развитии инновационной деятельности.
19–23 марта
2012 по приглашению Минэкономики
Беларусь посетила делегация
Европейской экономической комиссии ООН.
Основной целью делового визита стало
определение степени готовности Республики
Беларусь для развития системы государственно-частного
партнерства. Оценка национальной готовности ГЧП,
проводимая ЕЭК ООН для стран с развивающейся
экономикой, состоит из шести этапов; в
Беларуси в настоящий момент реализуется
первый. В рамках договоренности Минэкономики
и ЕЭК ООН эксперты определили степень
готовности, наличие необходимых условий
для развития данной системы, проблемы,
с которыми может столкнуться республика
в процессе привлечения частного капитала
в развитие инфраструктуры, изучили сферы,
где существуют возможности реализации
пилотных проектов, разработали План действий
по внедрению и развитию системы государственно-частного
партнерства в Беларуси.
3 декабря
Министерство экономики внесло
в Совет Министров концепцию
проекта закона "О проектах
государственно-частного партнерства
в Республике Беларусь" (ГЧП). Концепция
согласована без замечаний с заинтересованными
государственными органами, бизнес-союзами.
При ее подготовке были приняты во внимание
рекомендации международных экспертов
Европейской экономической комиссии ООН,
которая сотрудничает с Министерством
экономики в рамках плана мероприятий
по внедрению механизмов ГЧП в Беларуси.
Также концепция доработана с учетом замечаний
и предложений Администрации Президента. Проект ГЧП
представляет собой комплекс мероприятий
по привлечению государственным партнером
частного партнера к взаимодействию в
отношении объектов инженерной, производственной,
социальной и транспортной инфраструктуры.
Это объекты, находящиеся в собственности
Республики Беларусь и ее административно-территориальных
единиц, требующие реконструкции, ремонта,
реставрации. Их использование будет осуществляться
на основе соглашения о государственно-частном
партнерстве. Возведенные объекты будут
переданы в собственность государства,
их использование будет осуществляться
в рамках соглашения.
Европейская
экономическая комиссия ООН рекомендует
Беларуси создать агентство и ассоциацию
по внедрению и развитию механизмов государственно-частного
партнерства. Одной из ключевых
рекомендаций ЕЭК ООН является также формирование
национального инфраструктурного плана
Беларуси для привлечения инвестиций.
У каждой страны этот план свой. К примеру,
многие государства включают в него экономические
инфраструктурные проекты — транспортные,
по очистке сточных вод, переработке мусора,
развитию альтернативной энергетики.
В Великобритании в качестве приоритета
обозначены социальные проекты — это
инвестиции в медицину, образование, социальное
и студенческое жилье.
По мнению
эксперта, при внедрении механизмов государственно-частного
партнерства важно обеспечить прозрачность
этого процесса. Все действия в этой области
должны соответствовать международной
практике и стандартам. Предстоит также
повысить качество предоставляемых публичных
услуг. Специалисты ЕЭК ООН также рекомендуют
создать межминистерский совет по вопросам
развития государственно-частного партнерства,
развивать систему обучения и подготовки
необходимых для этого направления специалистов.
Одним из аспектов является также информирование
населения по данным вопросам.
Таким образом,
государственно-частное партнёрство в
Беларуси пока не получило должного распространения,
несмотря на то, что оно является эффективным
инструментом объединения усилий власти
и бизнеса для решения современных проблем
общества. Государство является доминирующим
партнером, а для эффективного развития
ГЧП необходимы отношения, приближенные
к равноправным. В мировой практике накоплен
определенный опыт по развитию партнерства
государства и бизнеса в широком спектре
отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы
государства и общества, который может
быть использован при формировании партнерских
отношений и в Беларуси. В Беларуси есть
заинтересованность в развитии государственно-частного
партнерства и эксперты ЕЭК ООН уверены
в успешности предстоящей работы в этом
направлении.
Заключение
Суммируя
все показатели и возможности
государственно-частного партнерства,
следует отметить такую новую форму взаимоотношений
государства с частным бизнесом, как государственно-частное
партнёрство. Во- первых, оно является
одним из механизмов смешанной экономики,
позволяющий развивать отношения бизнеса
и государства, во- вторых это возможность
государства нахождения источника бюджетных
доходов, а у частного сектора – возможность
владения и распоряжения государственными
и муниципальными активами, а также возможность
получения различных государственных
привилегий. В-третьих, объединение усилий
государства и частного предпринимательства
в рамках конкретных проектов формирует
их дополнительные конкурентные преимущества.
И последнее, это удачный механизм нахождения
экономического и социального консенсуса,
внедрение новых разработок и технологий,
с помощью идей, логических и хладнокровных
рассуждений бизнеса в сочетании с упорядоченностью
и властью государственных структур.
В рамках данной
работы была рассмотрена сущность и понятие
государственно-частного партнёрства,
а также выявлены модели, применяемые
в мировой практике. Кроме того, рассмотрены
возможные перспективы Беларуси в данном
направлении. Таким образом, на основе
проделанной работы можно сделать следующие
выводы:
- государственно-частное партнерство
представляет собой сотрудничество между
государством и бизнесом в целях реализации
национальных и международных общественно-значимых
проектов в широком спектре сфер деятельности.
Основными формами государственно-частных
партнерств являются договор концессии,
совместные предприятия в рамках ГЧП,
соглашения о разделе продукции. В зависимости
от характера решаемых задач всё множество
существующих и вновь возникающих форм
партнёрств можно подразделить на отдельные
типы (модели). Соответственно целям ГЧП
различаются организационные модели,
модели финансирования и кооперации. К организационной модели относят
тип ГЧП - концессии. К моделям финансирования
следует причислить такие формы, как коммерческий
наем, аренда, все виды лизинга, предварительное
и интегрированное проектное финансирование.
Модель кооперации представляет собой
всевозможные формы и методы объединения
усилий ряда партнеров, отвечающих за
отдельные стадии общего процесса создания
новой потребительной стоимости как публичного
блага.
- в мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества. Мировыми лидерами в области частно-государственного партнерства признаны США и Великобритания, Франция и Германия. Сферы применения государственно-частного партнерства в развитых зарубежных странах очень разнообразны. В США наиболее распространенными сферами сотрудничества являются модернизация инфраструктуры, развитие транспортной системы, экономичное использование водных ресурсов, утилизация бытовых отходов. Не меньшее значение уделяется проблематике продовольственной безопасности в рамках «Глобального партнерства в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности», а также программы «Всеобъемлющего развития сельского хозяйства в Африке». Одной из наиболее популярных в Китае является модель «строительство-эксплуатация-передача». Согласно СЭП частным компаниям дается право на строительство проекта, получать прибыль за период, согласованный обеими сторонами, по истечении которого частная компания безвозмездно передает проект правительству. Активно развиваются проекты в областях экологической инфраструктуры, таких, как объекты водоснабжения и очистка сточных вод.
- государственно-частное партнёрство в Беларуси пока не получило должного распространения, несмотря на то, что оно является эффективным инструментом объединения усилий власти и бизнеса для решения современных проблем общества. Государство является доминирующим партнером, а для эффективного развития ГЧП необходимы отношения, приближенные к равноправным. В мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества, который может быть использован при формировании партнерских отношений и в Беларуси. В Беларуси есть заинтересованность в развитии государственно-частного партнерства и эксперты ЕЭК ООН уверены в успешности предстоящей работы в этом направлении.
Список использованных
источников
- Бородачев И.М. Частно-государственное
партнерство и его роль в развитии социальной
инфраструктуры: автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата
экономических наук, / Бородачев И. М.. -
Москва, 2007. - 24 с
- Левитин И. Е.Государственно-частное
партнерство в механизмах оценки инновационного
потенциала развития объектов транспортной
инфраструктуры: автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата
экономических наук / Левитин И. Е. - Москва,
2008. - 27 с.
- Фильченков В. А. Формирование
государственно-частного партнерства
в социальной сфере: автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата
экономических наук/ Фильченков В. А. -
Москва, 2008. - 26 с.
- Запатрина, И.В. Потенциал публично-частного
партнерства в развивающихся экономиках
/ И.В. Запатрина. – Киев: Центродрук, 2011.
– 152 с.
- О развитии предпринимательской
инициативы и стимулировании деловой
активности в Республике Беларусь: Директива
Президента Респ. Беларусь, 31.12.2010, № 4 //
Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь
– 2011. – № 3. – 1/12259.
- Белицкая А.И. Государственно-частное
партнерство: историко-правовой аспект
/ А. Белицкая. – 2010. –25 с.
- Об Основных направлениях долгосрочного
сотрудничества государств-участников
СНГ в инновационной сфере: утв. Решение
Совета глав правительств СНГ, Ялта 20 нояб.
2009 г./Ялта,2009.- 41с.
- О развитии предпринимательской
инициативы и стимулировании деловой
активности в Республике Беларусь: Директива
Президента Респ. Беларусь, 31.12.2010, № 4 //
Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.
– 2011. – № 15. – 25с.
- . Программа деятельности Правительства
Республики Беларусь на 2011–2015 годы: утв.
постановлением Совета Министров Респ.
Беларусь, 18.02.2011, № 216 // Нац. реестр правовых
актов Респ. Беларусь. – 10.03.2011. – № 29. –
12с.
- . О Стратегии развития информационного
общества в Республике Беларусь на период
до 2015 года и плане первоочередных мер
по реализации Стратегии развития информационного
общества в Республике Беларусь на 2010
год: постановление Совета Министров Респ.
Беларусь, 09.08.2010, № 1174 // Нац. реестр правовых
актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 197. – 46с.
- Стратегия развития энергетического
потенциала Республики Беларусь: утв.
Постановлением Совета Министров Респ.
Беларусь, 09.08.2010, № 1180 // Нац. реестр правовых
актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 198. – 19с.
- Попов М.С.Организация частно-государственного
партнерства при реализации социально-экономических
проектов и программ: автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата
экономических наук/ Попов М. С. - Москва,
2008. - 25 с.
- Практическое руководство
по вопросам эффективного управления
в сфере государственно-частного партнерства.
- Нью-Йорк. - Женева: ООН, 2008./Женева,2008 -
114 c.
- Развитие системы государственного
управления финансами региона: методология,
концепция, модели реализации: автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора экономических наук/ Бескоровайная
Н. С. - Ростов-на-Дону, 2009. - 50 с
- Голиченко О.Г. Государственно-частное
партнерство в научно-инновационной сфере
/ Голиченко О.Г.: ИНФРА-М, 2011. - Москва –
329 с
- Вилисов М.В.Государственно-частное
партнерство: политико-правовой аспект.[Электронный
ресурс]/Центр проблемного анализа.-Режим
доступа www.rusrand.ru/vlast/publikac/partn -Дата доступа
27.09.2008.
- Развитие государственно-частного
партнерства в современной экономике:
автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата экономических
наук / Киямова Э. Р. - Казань, 2012. - 26 с.
- Norment, R. Fundamentals of Public-Private Partnerships
(PPPs) / R. Norment. The National Council for PublicPrivate Partnerships
[Электронный ресурс], 2007. – Режим доступа: www.ncppp.org. – Дата доступа: 07.08.2008.
- Варнавский, В.Г. Партнерство
государства и частного сектора: формы,
проекты, риски / В.Г.Варнавский. М.:Наука,
2005. – 315 с.
- Public Private Partnerships. The Government’s
Approach. – London: The Stationery Office, 2000. – 49 р.
- Смирнов, О.М. ГЧП – один из
наиболее эффективных путей возрождения
инфраструктуры аэропортов / О.М. Смирнов.
Фонд развития инфраструктуры воздушного
транспорта [Электронный ресурс], 2007. –
Режим доступа : AviaFOND.ru – Дата доступа: 07.07.2008.
- Кузьмин, Е.А. Реализация проектов
государственно-частного партнерства
в муниципальных образованиях / Е.А.Кузьмин
// [Электронный ресурс]. – Режим доступа, - http://region.mcnip.ru. - Дата доступа: 10.03.2012
- Дерябина, М.А. Теоретические
и практические проблемы государственно-частного
партнерства / М.А.Дерябина // [Электронный
ресурс]. – Режим доступа, http://www.gosbook.ru/node/27464. – Дата доступа:
10.03.2012.
- О местном управлении и самоуправлении
в Республике Беларусь: Закон Республики
Беларусь от 20 февраля 1991 г. №617-XII (с изм.
и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный
ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой
информ. Респ. Беларусь – Минск, 2012.
- Концепция проекта Закона Республики
Беларусь о проектах государственно- частного
партнерства [Электронный ресурс] / Министерство
экономики Республики Беларусь. Минск,
июнь 2012 г. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/nfiles_Concept.doc. – Дата доступа: 12.07.2012.
- Фирсова, А.А. Развитие механизмов
инвестирования инновационной деятельности
в проектах государственно-частного партнерства
/ А.А. Фирсова // ИнВестРегион [Электронный
ресурс]. – 2011 – №2. – Режим доступа: www.vitc.ru/investregion/2011/02/pdf/2011-02-14.pdf.-
Дата доступа: 05.12.2008.
- Генерация документов [Электронный
ресурс]. – Gendoc – режим
доступа: http://gendocs.ru/v35472.- Дата доступа:
29.08.2009.
- Farquharson, E. How to Engage with the Private Sector
in Public-Private Partnerships in Emerging Markets / E. Farquharson,
C. Torres de Mastle, E.R. Yescombe, J. Encinas; The World Bank, PPIAF.
– Washington, DC: Office of the Publisher, The World Bank, 2011. –
178 p.
- Guasch, J.L. Granting and Renegotiating Infrastructure
Concessions: Doing it Right. WBI Development Studies / J. Luis Guasch.
– Washington, D.C.: World Bank, 2004. – 194 p.
- Анджелова М.В. Из истории государственного
регулирования деятельности частных предприятий
в США // Право и политика, 2000, — № 7. — сс.
26-31.
- Всемирный банк [Электронный ресурс].
–Worldbank – режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/EXTROADSHIGHWAYS.pdf - Дата доступа: 05.11.2009.
- Заика И. Национальная экономика и инвестиции
// Экономист, 2003. —№37, —сс. 47