Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:04, реферат
Для целей нашего анализа важно, что государство рассматривается как своего рода агентство по производству общественных (публичных) благ, которое не может базироваться только на рыночных принципах. Часть этих благ оно может производить самостоятельно,, а часть - путем привлечения ресурсов и возможностей частного сектора. Методологическая сложность заключается в характере самих публичных благ, причем оценки природы их полезности весьма неоднозначны
Существуют два
крайних подхода к трактовке
категории государственно-
В соответствии
с другим подходом партнерства находятся
на границе государственного и частного
секторов, не являясь ни приватизированными,
ни национализированными институтами.
Это своего рода "третий путь", позволяющий
использовать политические по сути формы
улучшения предоставления населению общественных
(публичных) благ(8).
Наиболее конструктивной
следует признать трактовку ГЧП как полноценной
замены приватизационных программ, позволяющей
реализовать потенциал частнопредпринимательской
инициативы, с одной стороны, и сохранить
контрольные функции государства в социально
значимых секторах экономики - с другой(9).
При этом, в отличие от приватизации как
формы возмездной передачи государственной
собственности юридическим и физическим
лицам, в партнерствах право собственности
сохраняется за государством.
Степень фактического
участия частного предпринимательства
в совместных государственно-частных
проектах может повышаться или, напротив,
понижаться в зависимости от избранной
формы партнерства и масштабов передачи
правомочий собственника частному предприятию.
Крайние варианты представляют собой
либо простые контрактные отношения (контракты
на работы и услуги) с полным сохранением
каждым партнером всех правомочий собственности,
либо полную приватизацию, то есть окончательную
передачу прав собственности от государства
частному предпринимателю. Между этими
полюсами расположено множество возможных
вариантов и форм государственно-частных
партнерских отношений, базирующихся
на различной степени переуступки тех
или иных правомочий собственника от государства
частному предпринимателю на срок и на
условиях, предусмотренных соответствующим
соглашением.
России еще
предстоит пройти сложнейший путь экономической
и правовой квалификации многочисленных
форм государственно-частного партнерства.
При этом важно юридически правильно
оценить роль государства не только
как главного регулятора, но и как представителя
и защитника общественных интересов и
потребностей, то есть того, что в европейской
юридической традиции подразумевается
под публичным правом, публичным интересом,
публичной службой, публично-правовыми
имущественными отношениями и публично-правовой
собственностью(10). Этот срез отношений
не укладывается полностью в нормы гражданского
права.
Особое значение
проекты ГЧП имеют на уровне местного
самоуправления. На долю городов и
поселков (коммунальное хозяйство) приходится
основная нагрузка по реализации множества
проектов социального значения в области
дорожного и транспортного хозяйства,
социальной инфраструктуры, водного хозяйства
и водоочистных сооружений, охраны окружающей
среды, жилищного строительства, энерго-
и газообеспечения. При этом главная проблема,
с которой сталкиваются коммунальные
власти, состоит в недостатке финансовых
ресурсов. Поэтому привлечение частного
капитала к решению насущных социально-экономических
задач на уровне местного самоуправления
стало обычной практикой во всем мире.
Как показывает
опыт развитых стран, именно на местном
уровне обычно возникает дилемма: приватизировать
объекты коммунальной собственности
или искать другие пути привлечения
материальных и финансовых ресурсов
частного сектора, в том числе инициируя
проекты ГЧП. В качестве аргументов против
прямой и полной приватизации чаще всего
приводят риски сокращения числа рабочих
мест, удорожания коммунальных услуг,
замены монополии публичных служб частной
монополией(11).
Спектр правовых,
организационных и хозяйственных решений
на коммунальном уровне расположен между
традиционным муниципальным предприятием
и полноправным частным предприятием,
в том числе образовавшимся в ходе приватизации.
Возможен вариант, когда полностью государственное
или муниципальное (по составу собственности)
предприятие действует в частной по существу
правовой форме(12).
В соответствии
с западно-европейской
Модели, формы
и механизмы ГЧП
В зависимости
от характера решаемых в рамках ГЧП
конкретных задач все множество
существующих и вновь возникающих
форм партнерств можно подразделить
на отдельные типы (модели). Соответственно
целям ГЧП различаются организационные
модели, модели финансирования и кооперации.
Во многих случаях партнерства используют
формы, базирующиеся на преимуществах
разных моделей и их сочетании(13).
В случае организационных
моделей глубокого вторжения в отношения
собственности, как правило, не происходит,
сотрудничество публичного и частного
партнеров осуществляется за счет привлечения
третьих организаций, переуступки отдельных
функций и контрактных обязательств, использования
возможностей передачи объектов во внешнее
управление. К организационной модели
относят и наиболее распространенный
в настоящее время тип ГЧП - концессии.
К моделям финансирования следует причислить
такие формы, как коммерческий наем, аренда,
все виды лизинга, предварительное и интегрированное
проектное финансирование. Модель кооперации
представляет собой всевозможные формы
и методы объединения усилий ряда партнеров,
отвечающих за отдельные стадии общего
процесса создания новой потребительной
стоимости как публичного блага. Часто
такая кооперация требует организации
сложных, в том числе холдинговых структур
по сооружению объектов и их эксплуатации,
особенно в сфере производственной и социальной
инфраструктуры.
Принятые в
мировой практике классификации
ГЧП выделяют обычно следующие его
формы(14).
Контракты как
административный договор, заключаемый
между государством (органом местного
самоуправления) и частной фирмой
на осуществление определенных общественно
необходимых и полезных видов
деятельности. Наиболее распространенными
в практике ГЧП считаются контракты на
выполнение работ, оказание общественных
услуг, управление, поставку продукции
для государственных нужд, оказание технической
помощи. В административных контрактных
отношениях права собственности не передаются
частному партнеру, расходы и риски полностью
несет государство. Интерес частного партнера
состоит в том, что по договору он получает
право на оговариваемую долю в доходе,
прибыли или собираемых платежах. Как
правило, контракты с государственным
или коммунальным органом - весьма привлекательный
бизнес для частного предпринимателя,
поскольку помимо престижа гарантируют
ему устойчивый рынок и доход, а также
возможные льготы и преференции.
Аренда в ее
традиционной форме (договора аренды)
и в форме лизинга. Особенность
арендных отношений между властными структурами
и частным бизнесом заключается в том,
что на определенных договором условиях
происходит передача частному партнеру
государственного или муниципального
имущества во временное пользование и
за определенную плату. Традиционные договора
аренды предполагают возвратность предмета
арендных отношений, причем правомочие
по распоряжению имуществом сохраняется
за собственником и не передается частному
партнеру. В специально оговариваемых
случаях арендные отношения могут завершиться
выкупом арендуемого имущества. В случае
договора лизинга лизингополучатель всегда
имеет право выкупить государственное
или муниципальное имущество.
Концессия (концессионное
соглашение) - специфическая форма
отношений между государством и
частным партнером, получающая все большее
распространение. Ее особенность состоит
в том, что государство (муниципальное
образование) в рамках партнерских отношений,
оставаясь полноправным собственником
имущества, составляющего предмет концессионного
соглашения, уполномочивает частного
партнера выполнять в течение определенного
срока оговариваемые в соглашении функции
и наделяет его с этой целью соответствующими
правомочиями, необходимыми для обеспечения
нормального функционирования объекта
концессии. За пользование государственной
или муниципальной собственностью концессионер
вносит плату на условиях, оговоренных
в концессионном соглашении. Право же
собственности на выработанную по концессии
продукцию передается концессионеру.
Можно выделить
ряд характерных признаков концессии:
- ее предметом
всегда является
- одним из
субъектов концессионного
- цель концессии
- удовлетворение общественных
- она всегда
имеет договорную основу (концессионное
соглашение);
- концессия опирается
на возвратность предмета
Если в случае
контрактов, в договорах аренды и
подряда государство или
К публично-правовым
признакам концессионных
Известно, что
концессии получили наибольшее распространение
в инфраструктурных отраслях, где
необходимы приток частных инвестиций
и высококвалифицированное управление.
Можно выделить по меньшей мере три вида
концессий: на уже существующие объекты
инфраструктуры; на строительство или
модернизацию инфраструктурных объектов;
передача объектов государственной собственности
в управление частной управляющей компании.
В рамках этих видов возможны варианты
концессионных отношений, основанные
на различном сочетании правомочий собственности
между государством и частными концессионерами,
а также допустимых пределов их конкретной
предпринимательской и инвестиционной
деятельности (сооружение, эксплуатация,
управление).
В России закон
о концессионных соглашениях
действует с 2005 г., однако пока не заключено
ни одного такого соглашения. Главная
причина - недостаточная защищенность
прав концессионера. Риски, которые
он несет, высокие расходы, связанные
с самой концессионной деятельностью,
отягощаются еще и необходимостью уплачивать
высокую концессионную плату государству.
В то же время неустойка за нарушение обязательств
со стороны последнего законом не предусмотрена.
Сейчас готовятся соответствующие поправки
в закон, которые, возможно, стимулируют
появление концессий в стране. Особенно
актуальными могут стать концессии в сфере
транспортной инфраструктуры. В подписанной
в мае 2008 г. транспортной ФЦП предусмотрено,
что большую часть средств на самую масштабную
инфраструктурную программу дадут частные
инвесторы. Частные инвестиции в транспортные
проекты предполагается довести до 4 -
5% ВВП, а пропорции государственного и
частного финансирования - приблизить
к 35 : 65. Конечно, вряд ли все инфраструктурные
проекты в России будут развиваться в
форме концессий. Не проработан и порядок
отбора проектов и выделения средств на
концессионные соглашения из Инвестиционного
фонда РФ. Более вероятно заключение концессий,
ориентированных на модернизацию и эксплуатацию
действующих имущественных комплексов
- аэропортов, портов, вокзалов, отдельных
терминалов. Так, в апреле 2008 г. в Санкт-Петербурге
был объявлен конкурс претендентов на
концессионное соглашение по аэропорту
Пулково. Концессионер должен инвестировать
600 млн евро в строительство новых терминалов,
а взамен получит аэропорт в управление
на 30 лет.