Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:05, контрольная работа
Для эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор экономики, обеспечения бесперебойного финансирования дефицита государственного бюджета, предотвращения социальных потрясений и конфликтов сложившееся организационное строение и методы управления биржами должны непрерывно совершенствоваться. Поэтому регулирование биржевой деятельности происходит в основном при помощи саморегулирования, а также при непосредственным контролем государства.
Введение.
1. Понятие регулирования биржевой деятельности:
а) понятие;
б) модели регулирования;
2. Цели и принципы регулирования бирж.
3. Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности в России.
а) государственное регулирование: задачи, органы государственного контроля, основные нормативные документы;
б) саморегулирование: внутрибиржевые документы, положительные стороны саморегулирования;
Заключение.
Список литературы.
Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78. В нем дано определение ценной бумаги, установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа.
Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, в котором установлены порядок лицензирования, состав документов, а также контроль за использованием лицензий.
Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами (разработано на основе постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №78). В нем были установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации и контроль за использованием выданных им лицензий.
Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. стал основным документом, регулирующим деятельность товарной биржи и биржевой торговли в России. В соответствии с этим законом созданы правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности, учтены реальные процессы, происходящие на современных биржах. Согласно документу биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет. Она также не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие этим положениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов «товарная биржа» или «биржа» и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур. В законе дается определение биржевого товара, а также обозначены объекты, которые не могут быть предметом биржевых сделок. В документе представлен порядок учреждения, организации и ликвидации товарной биржи. Большое внимание уделено государственному регулированию деятельности товарных бирж.
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет порядок валютного регулирования и общие понятия, необходимые для совершения сделок с валютой.
Постановлением Правительства РФ «О мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи» от 11 мая 1993 г. № 452 подтверждается, что развитие биржевой торговли является важнейшим фактором формирования российского рынка. Им предусмотрена необходимость разработки механизма проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и поставку товаров для государственных нужд, прежде всего мяса, зерна, сахара, нефти, леса, хлопка, шерсти, металлов.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. регулирует деятельность фондовых бирж. В этом законе даются определения брокерскому и дилерскому видам деятельности, а также фондовой биржей признается только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности. Исключения допускаются только для депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Торговля организуется только между членами биржи, другие лица могут в ней участвовать через посредничество членов. Кроме того, служащие биржи не могут быть учредителями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи.
Роль государства в регулировании биржевой деятельности в России довольно значительна. В соответствии со ст. 33 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» для осуществления государственного регулирования деятельности товарных бирж и контроля за ними при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур была создана Комиссия по товарным биржам (КТБ). В состав этой комиссии включаются председатель, представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов и объединений, брокерских гильдий и ассоциаций, эксперты и представители от общественных объединений предпринимателей.
В ст. 34 Закона определены функции Комиссии по товарным биржам:
- выдача лицензий на организацию биржевой торговли;
- осуществление лицензирования биржевых посредников, биржевых брокеров на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле и контроль за ними;
- контроль за соблюдением законодательства о биржах;
- организация и изучение деятельности товарных бирж;
- разработка методических рекомендаций по подготовке биржевых документов;
- рассмотрение в Комиссии жалоб участников биржевой торговли на злоупотребление и нарушение законодательства в биржевой торговле;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства о товарных биржах.
В ст. 35 Закона установлены полномочия Комиссии по товарным биржам:
- отказ бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли установленным требованиям;
- аннулирование выданной бирже лицензии или приостановление ее действия, если биржа нарушает законодательство;
- направление бирже обязательного для исполнения предписания об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;
- направление биржевому посреднику обязательного для исполнения предписания о прекращении деятельности, противоречащей законодательству;
- применение к бирже или биржевому посреднику соответствующих санкций в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии;
- назначение государственного комиссара на биржу;
- организация по согласованию с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторских проверок деятельности бирж и биржевых посредников;
- требование от бирж, расчетных учреждений клиринговых центров и биржевых посредников представлений учетной документации;
- направление в суд или арбитражный суд материалов для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передача материалов в соответствующие правоохранительные органы.
Для непосредственного контроля за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства на биржу назначается государственный комиссар, который обязан:
а) содействовать всемерному развитию конкуренции в биржевой торговле;
б) обеспечивать соблюдение прав всех участников биржевой торговли в деятельности товарных бирж и биржевой торговле, а также в решениях органов управления товарных бирж;
в) предотвращать любые формы дискриминации какого-либо участника биржевой торговли.
Государственный комиссар вправе:
а) присутствовать на биржевых торгах;
б) участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи с правом совещательного голоса;
в) знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления биржи и их решения, в том числе конфиденциального характера;
г) вносить предложения и делать представления руководителям биржи;
д) вносить предложения в Комиссию по товарным биржам;
е) осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам.
Главным координирующим органом на рынке ценных бумаг в настоящее время является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Государственное регулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время действует более 300 таких актов, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком.
На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка эмиссии ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.
Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:
- регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
- лицензирование деятельности профессиональных участников рынка;
- аттестация специалистов инвестиционных институтов;
- страхование инвесторов;
- аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
- надзор и контроль за проведением фондовых операций;
- регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
- раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.
Составной частью государственного регулирования является лицензирование как биржи и организаций ее инфраструктуры, так и индивидуальных посредников биржевого рынка.
Для получения лицензии на организацию товарной биржи в Комиссию по товарным биржам представляют следующие документы:
- заявление;
- устав товарной биржи;
- учредительный договор или заявку на регистрацию либо иной соответствующий документ, если он предусмотрен при создании товарной биржи;
- свидетельство о государственной регистрации товарной биржи;
- правила биржевой торговли;
- документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50% объявленной суммы; документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;
- список учредителей и распределение между ними долей (в %) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.
Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Комиссия вправе отказать в выдаче лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документом, а также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и возвратить указанные документы заявителю для переоформления.
Товарная биржа получает право на организацию биржевой торговли с даты принятия решения о выдаче ей лицензии.
Решения об аннулировании или приостановлении действия лицензии принимаются Комиссией в двухмесячный срок на основе:
а) материалов, осуществленных финансовыми органами проверок, в которых установлены факты нарушений в деятельности
товарной биржи;
б) официальных уведомлений территориальных управлений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также государственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений.
При неисполнении товарной биржей в месячный срок официальных предписаний Комиссия направляет материалы в арбитражный суд.
Биржа может быть ликвидирована по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Механизм лицензирования биржевой торговли ценными бумагами включает лицензирование как биржевых посредников, так и инвестиционных институтов, дающее право действовать на рынке ценных бумаг.
Помимо государственного регулирования исторически сложился принцип саморегулирования, который заключается в том, что на каждой бирже существуют определенные внутрибиржевые нормативные акты, на которых основывается биржевая деятельность конкретной биржи. Саморегулирование предполагает использование методов общественного регулирования. К таким методам относятся разработка правил профессиональной деятельности на биржевом рынке и их повсеместное применение на практике, учредительный договор, устав биржи и правила биржевой торговли, запрещение недобросовестной рекламы, формирование общественного мнения о биржевой деятельности.
В учредительном договоре должны быть указаны:
- учредители биржи;
- цель создания биржи и способы реализации поставленной цели;
- ответственность учредителей по обязательствам биржи;
Информация о работе Государственное регулирование и саморегулирование биржевой деятельности в России