Государственное регулирование малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных проблем становления и тенденций развития, сущности современного малого предпринимательства и его государственной поддержки.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность;
- изучить зарубежный опыт государственного регулирования малых предприятий;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- определить основные направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России.

Файлы: 1 файл

грнэ курсач.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ. [8]

Сейчас, при корректировании  многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому предпринимательству. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

- приоритетное развитие  малого предпринимательства - не  самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России;

- массовое широкомасштабное  развитие малого предпринимательства  позволит предоставить работу  миллионам граждан, высвобождающихся  из государственных и приватизированных  предприятий. 

- реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения;

- малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

Если не вдаваться  в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для  решения проблем малого предпринимательства. Первое - поменять психологию власти к малому предпринимательству. Отойти от мнения, что малый предпринимательство не платит налоги и находится в серой экономике. Второе - реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов. В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое - стимулировать инвестиции населения в малое предпринимательство. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

Во многом благодаря  государственной поддержке малого предпринимательства в современных развитых рыночных странах активно развивается наиболее эффективный тип малого предпринимательства - быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организация, государственным лабораториям и целевым структурам.

 

1.3  Зарубежный опыт государственного регулирования малого предпринимательства

В мировой практике считается  нормой государственное поощрение  малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому и среднему предпринимательству получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Однако большинство государств создает особые резервы для поддержания малого и среднего предпринимательства посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.

Главным принципом, лежащим  в основе системы государственной  поддержки «миттельштанда» (в переводе на русский «средний слой»; этот термин объединяет малый и средний бизнес Германии), является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого в Германии разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ.

Структурно-политические мероприятия, осуществляемые федеральным  правительством Германии. Они нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции для «миттельштанда». Главный инструмент здесь - картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (по нашей терминологии, антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких и средних предприятий, снимая ненужные запреты.

Вторая составляющая структурно-политических мероприятий  по поддержке «миттельштанда» - обеспечение  его равноправного участия в  распределении государственных  контрактов. С 1976 г. существует особое положение, регулирующее обязательное участие мелких и средних поставщиков в дележе госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные в этих целях инстанции.

Налоговые льготы. Этот инструмент включает три главных разновидности: 1) специальные нормы амортизационных отчислений; 2) создание резервов необлагаемой налогом прибыли; 3) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами.

Создание резервов прибыли, освобожденной от налогообложения, разрешено в ремесленном производстве, торговле, промышленности, секторе свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду.

Финансовая поддержка. Кредиты с относительно низкой ставкой  процента и льготными условиями возврата денег, предоставляемые федеральным правительством, - существенное подспорье для «миттельштанда». Кредиты выдаются мелким и средним фирмам не непосредственно, а через их банки, предоставляющие гарантии своевременного возврата денег. Специальные кредиты, стимулирующие создание новых рабочих мест и улучшение региональной структуры экономики, предоставляются правительствами земель.

Помощь в инновационной  сфере. Организационные формы такой  помощи многообразны: индустриальные и научные парки, инновационные центры, где имеются возможности снять помещение, получить доступ к информационным банкам, консультациям, капиталу. Государственная поддержка инноваций в сфере мелкого и среднего предпринимательства осуществляется также содействием совместной работе «миттельштанда» с научными учреждениями, созданием необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, облегчением передачи технологии, помощью в обучении научного персонала.

Значительная роль в  стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной политике правительства. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только по факту независимо от того, к какому периоду они относятся.

Огромное значение в развитии малого бизнеса Великобритании имеют Программы оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании либо расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере мелкого бизнеса; помощь муниципальным властям в деле создания нового и развития существующего мелкого предпринимательства в городах. Профессиональную подготовку мелких предпринимателей осуществляют специальные советы по подготовке специалистов.

В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему предпринимательству рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантирует компенсацию возможных убытков венчурных фондов. [14]

Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу  предоставляются прямые и гарантированные  займы. Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы.

Особое внимание федеральные  власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

В Японии практикуется выделение  субсидий и ссуд - прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных  отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы.

Широкое распространение  получило выделение субсидий, покрывающих  до 50 % затрат, на создание центров повышения  технического уровня малых фирм, консультирование, повышение квалификации работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

Государство и местные  власти в равных долях ассигнуют  средства на информационное обслуживание малого бизнеса через сеть местных  информационных центров, которых насчитывается 17.

Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для  передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством.

Интересен для нас  может быть опыт стран Юга, где  рыночные отношения еще не устоялись  окончательно, и государство выступает  в основном не как собственник предприятий, а как координатор и организатор. В Индии политика государства по поддержке и развитию малого бизнеса осуществляется на двух уровнях: 1) микроуровень, когда цель этой политики непосредственно малые предприятия. Для них вводятся налоговые и кредитные льготы, им оказывают консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в подготовке кадров и т.д.; 2) макроуровень - организация и защита государством среды развития, что, в конечном счете, создает долгосрочные стимулы роста экономики, включая мелкое производство.

Особую роль играет проводимый страной курс защиты внутреннего  рынка от активной иностранной конкуренции, что существенно облегчило выживание  мелких предприятий, ориентированных  на бедные слои населения. Эта стратегия характерна для самой массовой группы традиционных мелких предприятий, действующих преимущественно в старых отраслях - текстильной, обувной, кожевенной, стекольной, где мелкие предприятия составляют до 70-80 % общего числа. Государство проводит политику их поддержки, используя для этого административные рычаги, к которым, в первую очередь, относится резервирование за мелкой промышленностью значительной группы товаров, запрещенных производить крупным предприятиям. Кроме того, свыше тысячи видов товаров частично закреплены преимущественно за мелкими предприятиями и закупаются государством по фиксированным ценам, обеспечивая тем самым гарантированный сбыт, что позволило сохранять цены на низком уровне, доступном для массового потребителя.

С целью вовлечения в производство молодежи, государство ввело систему кредитов для реализации проектов общей стоимостью до 100 тыс. рупий, причем будущий предприниматель, помимо бизнес-плана, должен обеспечить 5% его стоимости и пройти специальные курсы, финансируемые правительством. Суть такого подхода - дать шанс тем, кто хочет выбиться из нужды.

Кроме того, в стране действует  разветвленная система банковских услуг для малого предпринимательства - государственный Банк развития мелкой промышленности, Государственная корпорация мелкой промышленности. [19]

Таким образом, и в  стране с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся странах  поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер  государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства - молодежным, женским и высокотехнологичным микрофирмам; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых на малых и средних предприятиях.

Применяемые формы поддержки  имеют разнообразный характер. Прежде всего, речь идет о разработке, лоббировании и принятии законодательных актов, предусматривающих налоговые и другие льготы. Создаются специальные государственные органы, курирующие» деятельность малых предприятий, занимающиеся реальными мероприятиями в отношении конкретных фирм - предоставлением гарантий, покрывающих банковские кредиты малым предприятиям, организацией центров развития малого предпринимательства, оказывающих консультационные услуги по вопросам планирования, сбыта, финансов и т.д. При этом финансовые, информационно-консалтинговые, организационные формы и методы содействия развитию малых предприятий носят адресный, целевой характер с акцентом на задействование внутреннего потенциала малого предпринимательства. Включение предприятий малого предпринимательства в компьютерные сети типа Интернет создает для них принципиально новые возможности в информационно-технологическом обмене, обновлении технологий, маркетинге и менеджменте.

Конечно, отсутствие удовлетворительной теоретической базы для управления малой экономикой, различия в организационно-технологических уровнях развития и рыночной культуре населения России и тех стран, чей опыт мы используем, делает закономерным вывод о том, что прямое заимствование форм и методов поддержки малого предпринимательства может оказаться для России неэффективным. Однако, с другой стороны, всестороннее изучение зарубежного опыта, прежде всего связанного с развитием малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях, является весьма актуальным и полезным для разработки программ поддержки малого предпринимательства и осуществлению практических мероприятий по развитию малых предприятий.

Информация о работе Государственное регулирование малого предпринимательства