Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:48, реферат

Описание работы

Предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики, поддержки внутреннего рынка. Кроме решения важной общественно-политической задачи -- формирование среднего класса, усиление демократии и институтов общественного общества, малое предпринимательство способно решать социальные задачи (проблемы занятости, создание источников доходов для населения, производство товаров и услуг для населения по доступным ценам) и экономические задачи (создание конкурентной среды, привлечение частного капитала и внешних инвестиций, усовершенствование технологий, наполнение бюджетов разных уровней).

Файлы: 1 файл

реферат по опд гос рег предпр деят.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ  ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Дисциплина Организация предпринимательской деятельности
Тема Государственное регулирование предпринимательской
деятельности
Студента  Исаева  Дмитрия Алексеевича
(Фамилия,  имя, отчество)
 
 
 
Преподаватель Кабанов В. Н.
                                                                                                              (должность, ученое звание, Ф.И.О.)
 
 

              Работа  защищена ______________2011 

              Оценка _____________________________ 

              Подпись ____________________________ 
               
               
               
               
               
               
               
               

Волгоград

2011 

 

Введение

     Предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики, поддержки внутреннего рынка. Кроме решения важной общественно-политической задачи -- формирование среднего класса, усиление демократии и институтов общественного общества, малое предпринимательство способно решать социальные задачи (проблемы занятости, создание источников доходов для населения, производство товаров и услуг для населения по доступным ценам) и экономические задачи (создание конкурентной среды, привлечение частного капитала и внешних инвестиций, усовершенствование технологий, наполнение бюджетов разных уровней).

     Государственная и муниципальные власти все активнее демонстрируют направленность на создание благоприятного предпринимательского климата. Вместе с тем, анализ этих усилий свидетельствует про недостаточную  их результативность. Невысокая эффективность соответствующих экономических, правовых и организационных мероприятий является одним из факторов функционирования «теневой» экономики и ее криминализации, что крайне отрицательно сказывается на поступлениях в бюджет, порождает недобросовестную конкуренцию и недоверие к органам местного самоуправления, и, следовательно, подрывает стимулы для развития легального предпринимательства.

     В связи с этим исключительно важным является разрешение проблемы регулирования  предпринимательской деятельности со стороны государства, формирования и реализации комплекса соответствующих эффективных мер за счет максимального использования имеющегося ресурсного, производственно-технологического и кадрового потенциала Украины. Развитие предпринимательской деятельности крайне необходимо для развития национальной рыночной экономики с социальной направленностью.

1. Понятие, цели  и рычаги государственного  регулирования предпринимательской  деятельности 

     В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

     Целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в  международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

     В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

     — разработка, принятие и контроль над  законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

     — повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

     — ослабление прямых форм вмешательства  и бюрократического контроля над  деятельностью предприятий;

     — создание условий для свободной  и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров  на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

     — обеспечение товарно-денежного и  бюджетного равновесия посредством  финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

     — сочетание текущих и перспективных  направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

     — содействие долговременному росту  накопления капиталов и стабильному  развитию, сдерживание инфляции экономическим  путем, снятие ограничений административного  регулирования хозяйственной сферы деятельности;

     — обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового  законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

     — поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства  населения уровня дифференциации и распределения доходов.

     Характеризуя  государственное регулирование  экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что  центр тяжести в этом регулировании  переместился к активному участию  государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

     — осуществление структурной перестройки  производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных  на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

     — повышение конкурентоспособности  продукции экспортных отраслей и  отдельных видов производств;

     — поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

     — укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

     — пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной  политики, традиционное воздействие  на конъюнктуру, основанное на регулировании  спроса, которое все теснее переплетается  с мерами государственного регулирования  внешнеэкономических связей;

     — использование мер воздействия  на процесс концентрации в ведущих  отраслях экономики, в том числе  специализированных на экспорт, осуществление  мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных  фирм, развитие новых форм связей между ними.

     Регулирование все более направлено на повышение  эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования  спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли  и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

     Большое значение в 80-е гг. XX в. приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.

     Проблемы  структурной политики стали на современном  этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

     Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

     Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

     Важной  сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

     Важным  направлением государственного регулирования  является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

     Важным  инструментом финансового регулирования  предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования. Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны. 

     Заключение 

     Для обоснованного определения направлений  первоочередного внимания государства  к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

     — стимулирование развития передовых  технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;

     — развитие соответствующих образовательных  и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности