Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы, исходя из ее актуальности и практической значимости, является изучение особенностей взаимодействия малого бизнеса и государства в современных российских условиях.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
 раскрыть понятие «малый бизнес», определив его специфические черты;
 изучить основы кредитования, финансирования и налогообложения малого бизнеса;
 проанализировать динамику развития малого бизнеса в России;
 определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
 выявить роль государства в решении проблем малого бизнеса и наметить направления взаимодействия государства и малого бизнеса в дальнейшем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности развития малого бизнеса……………………4
1.1. Сущность малого бизнеса…………………………………………………..4
1.2. Взаимосвязь малого бизнеса и государства……………………………….10
Глава 2. Инструменты взаимодействия государства и малого бизнеса………………………………………………………………………….13
2.1. Источники финансирования малого бизнеса……………………………...13
2.2. Кредитование малого бизнеса……………………………………………...17
2.3. Системы налогообложения малого бизнеса……………………………...22
Глава 3. Проблемы государственного регулирования малого бизнеса в России……………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………...29Список литературы………

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Финансово-экономический факультет

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

КУРСОВАЯ РОБОТА

По дисциплине «Макроэкономика»

 

Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение.

 

 

                                                                                   Выполнила: Захарова Н. Д.

                                                                                                       Группа: Ф-10-1

                                                     Руководитель: Трофимова Т. И. к.э.н., доцент

 

 

Иркутск

2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности развития малого бизнеса……………………4

1.1. Сущность малого бизнеса…………………………………………………..4

1.2. Взаимосвязь малого бизнеса и государства……………………………….10

Глава 2. Инструменты взаимодействия государства и малого бизнеса………………………………………………………………………….13

2.1. Источники финансирования малого бизнеса……………………………...13

2.2. Кредитование малого бизнеса……………………………………………...17

2.3. Системы налогообложения малого бизнеса……………………………...22

Глава 3. Проблемы государственного регулирования малого бизнеса в России……………………………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………...29Список литературы…………………………………………………………….30
ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране государство и малый бизнес долгое время были врагами, в настоящее время государственные органы и частные предприниматели стараются найти точки соприкосновения, которые позволят привести взаимоотношения в более цивилизованный вид. Очевидно, что малые предприятия смогут не только повысить суммы налогов, которые попадает в государственный бюджет, но и обеспечить работой множество людей, а также снять социальную напряженность в обществе.

Однако в России малый бизнес не получил достаточного распространения, рост его в годы оживления экономики незначителен и неустойчив, а количество высокотехнологичных малых предприятий продолжает сокращаться.

В связи с этим, актуальность проблем развития малого бизнеса и влияние государства на его функционирование в экономической теории и современной российской предпринимательской практике не вызывает сомнений.

Целью работы, исходя из ее актуальности и практической значимости, является изучение особенностей взаимодействия малого бизнеса и государства в современных российских условиях.

Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

      раскрыть понятие «малый бизнес», определив его специфические черты;

      изучить основы кредитования, финансирования и налогообложения малого бизнеса;

      проанализировать динамику развития малого бизнеса в России;

      определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;

      выявить роль государства в решении проблем малого бизнеса и наметить направления взаимодействия государства и малого бизнеса в дальнейшем.

 

 

 

 

Глава 1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Сущность малого бизнеса

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим  условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

•              микропредприятия — 60 млн рублей;

•              малые предприятия — 400 млн рублей;

•              средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Весьма важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений в экономике региона. Маленькие и слабые по отдельности, предприниматели как единый класс фирм представляют значительную силу, способную наносить чувствительные удары даже самым мощным компаниям.

Преимущества малого бизнеса.

1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.

4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности

8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Недостатки малого бизнеса

1. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.

3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6. Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.

7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.

8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Инновационность малых предприятий.

Это свойство малых предприятий необходимо рассмотреть отдельно, поскольку оно в большой степени определяет роль малого бизнеса.

В западных странах создаются специальные экономические условия для того, чтобы перспективные ученые, инженеры, изобретатели могли самостоятельно приступить к практическому внедрению своих идей, т.е. создается специализированная фирма во главе с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию. Примеры таких компаний нам хорошо известны, это такие компании, как "Digital", " Microsoft", " Polaroid", " Apple".

Для успешной деятельности в инновационной области необходимо сочетание трех факторов:

научно-технический прогресс;

частная инициатива;

благоприятные экономические условия, создаваемые государством.

Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной деятельности, - это отсутствие благоприятных экономических условий.

Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

Рассмотрим особенности малого наукоемкого бизнеса.

Работа в наукоемких отраслях связана с высокой степенью риска, выходящего далеко за пределы риска традиционных коммерческих операций, она требует особой, высокой квалификации и долгосрочных больших инвестиций.

Малый наукоемкий бизнес имеет высокий инновационный потенциал. Он рассматривается с точки зрения развития, внедрения и распространения новых передовых технологий, а также появления на рынке новых видов конкурентоспособной продукции.

С позиций микроэкономического анализа на современном этапе научно-технического прогресса малые и средние фирмы за счет своей большей гибкости и мобильности должны обладать естественными преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее реагировать на открывающиеся новые технологические возможности.

На основе обзора эмпирических исследований взаимосвязи между размером фирмы и ее инновационной активностью ученые делают вывод о том, что полученные данные достаточно противоречивы и зависят как от степени общности анализа (экономика в целом или отдельные отрасли промышленности), так и от выбранных для изучения показателей. Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других - довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.

Информация о работе Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение