Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:42, реферат
Компания имеет крупную нефтебазу, 5 км ж/д путей, ёмкость 60 тыс. куб. м., магистральный трубопровод 6 км. Произведена полная реконструкция объекта, разрушенного в 1991 году: капитальный ремонт резервуарного парка, технологического оборудования, замена всех трубопроводов (около 15 км), возведены новые резервуары РВС-3000 6 шт, РВС-5000. Построены две котельные, система автоматического пожаротушения (3 насосные), внедрена система АСУ ТП, заменены все коммуникации и системы энергоснабжения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Открытие Ишимбайской нефти…………………………………………...4
Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод………………………...10
Список литературных источников…………………………………………..14
Приложение…………………………………………………………………..15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список литературных источников…………………………………………..14
Приложение……………………………………………………
Введение
Ишимбайский нефтеперерабатывающий
завод (ИНПЗ, ООО «Агидель-
Адрес: Россия, 453203, Республика Башкортостан, город Ишимбай, улица Левый берег, 6.
Компания имеет крупную
Общее руководство деятельностью
предприятия находится в
1. Открытие Ишимбайской нефти
Признаки нефти на территории современной республики Башкортостан были обнаружены еще в ХVIII веке. Местные жители давно знали о нефти и даже умели ее применять для собственных нужд.
В 1770 т. Российской Академией наук была организована экспедиция, возглавляемая академиком М.И. Лепехиным, которая на берегу р. Белой в пяти верстах от деревни Кусяпкулово обнаружила небольшой ключик «горной нефти», а также «густой асфальт» напротив деревни Ярбишкадак. М.И.Лепехин писал: «..без сомнения заключить можно, что труд и иждевение не потеряются, если сии места надлежащим образом разработать приказано будет». Но эта рекомендация ученого осталась без внимания.
Во второй половине ХIХ в. происходит быстрое развитие нефтяной промышленности на юге России (в Баку и Грозном), в связи с чем район Урала вновь привлекает внимание исследователей и частных предпринимателей, который делают попытки открыть месторождения путем бурения неглубоких скважин в Ишимбаевском районе башкирского Приуралья (Никеров, Попов, Розанов и Дубинин). Однако эти поиски велись без всякого учета геологического строения районов и закончились полной неудачей.
В 1905 г. горный инженер Ф.И. Кандыкин произвел маршрутное геологическое исследование районов деревни Ишимбаево и к северо-востоку от нее пробурил скважину глубиной 13,6 м. При этом на глубине 4,2 м были вскрыты «нефтеносные глины». По его мнению, необходимо «неглубокими скважинами или шурфами наметить площади распределения богатых пород и потом уже, по полученным данным этих поисков, глубоким бурением исследовать нижележащие горизонты».
В 1929 г. по предложению академика И.М.Губкина в район д. Ишимбаево была направлена специальная экспедиция для изучения геологического строения участков распространения нефтяных признаков и определения мест для заложения первых глубоких разведочных скважин. Экспедицию возглавил ученик И.М. Губкина, молодой геолог А.А. Блохин.
В мае 1932 г. в скважине № 702, расположенной на правом берегу р. Белой у д. Ишимбаево, была получена первая промышленная нефть. Путем поршневания (свабривания) через фонтанные трубки был установлен суточный дебит свыше 20 т, а спустя 20 дней зафонтанировала во время бурения скважина № 703, расположенная на левом берегу р. Белой на расстоянии 2400 м от скважины № 702. Этими скважинами были открыты два нефтеносных массива — Восточный и Западный. Большое расстояние между скважинами, богатые нефтепроявления свидетельствовали об открытии крупного нефтяного месторождения. С тех пор 16 мая 1932 г. принято считать днем рождения нефтяной промышленности Башкирии.
В 1933 г., наряду с развертыванием разведочного бурения, началось и эксплуатационное бурение, однако добываемая нефть потреблялась преимущественно на нужды бурения, так как еще не был организован ее вывоз. Проложенная шоссейная дорога Раевка — Стерлитамак не удовлетворяла растущих потребностей в транспортировке добытой нефти, перевозке промышленного оборудования и стройматериалов. Поэтому в июле 1933 г. было принято решение о строительстве железной дороги Уфа— Ишимбаево, а уже 1 октября 1934 г. из Ишимбаево в Уфу прибыл первый поезд.
В 1933-1934 гг. в Ишимбаево на базе бывшей примитивной кубовой установки по производству бензина производительностью 10-12 т/сут был создан опытный завод, на котором в 1934 г. было переработано 13,9 тыс. т, а в 1935 г. - 25,9 тыс. т, что составило 6,3% от добываемой нефти. Одновременно шло проектирование, комплектование оборудования и строительство первого в Башкирии завода по переработке нефти, и уже к концу 1936 г. в Ишимбаево вступил в строй нефтеперерабатывающий завод производительностью 500 тыс. т/год. Весь комплекс сооружений Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода стоимостью 11420 тыс. рублей принят государственной комиссией 20 декабря 1936 г. На 19 ноября 1936 г. завод дал стране первые 6 тыс.т бензина.
Освоение проектной мощности завода оказалось нелегким делом. Трубчатая установка по проекту должна была давать бензин, лигроин и мазут, однако отсутствие надежной очистки и стабилизации привели к необходимости изменения технологической схемы. От производства лигроина пришлось отказаться, и завод стал вырабатывать лишь автомобильный бензин и мазут. В 1937 г. было переработано 367,7 тыс.т нефти. В это же время велась работа по строительству Ишимбайского газолинового завода.
Развертывание Ишимбаевского нефтепромысла выдвинуло как неотложную задачу создание прочной и эффективной базы переработки нефти. Кардинальное решение этой проблемы связывалось со строительством Уфимского нефтеперерабатывающего завода (УНПЗ), который основывался бы на передовых достижениях отечественной и зарубежной нефтеперерабатывающей промышленности.
Подготовкой технологической схемы УНПЗ занимались многие центральные научно-исследовательские учреждения страны. Разрабатывались технологии очистки нефти и ее продуктов от серы, вопросы антикоррозионной защиты оборудования. Для ознакомления с методами переработки нефтей и выяснения некоторых вопросов, связанных со строительством Уфимского завода, в США была командирована группа специалистов-нефтяников.
В то время страна не имела собственной отрасли нефтяного и химического машиностроения, поэтому с американским фирмами “Луммус” и “Алко” был заключен договор на поставку оборудования для строительства УНПЗ. В конце 1935 г. в районе д. Щелчки началось строительство крупнейшего нефтеперерабатывающего завода страны —Уфимского крекинг-завода. В том же году началось сооружение нефтепровода Ишимбаево — Уфа для обеспечения нефтью Уфимского завода. К началу 1938 г. развернулась работа по подготовке к пуску первой очереди УНПЗ, а 1938 г. атмосферно-вакуумная установка выработала 117 т первого уфимского бензина.
В декабре 1937 г. вблизи южного склона Восточного массива в Ишимбаево были заложены новые разведочные скважины, которые выявили крупнейший по запасам нефти и дебитности скважин массив. В 1938 г. добыча нефти и газоконденсата по Ишимбаевскому району возросла в несколько раз и составила 1144,6 тыс.т. Когда в 1939 г. были открыты Кузьминский, Буранчинский и Термень-Елгинский нефтеносные массивы, годовая добыча нефти в Ишимбаево резко возросла и составила 1640 тыс.т.
В мае 1937 г. в Туймазинском районе, на крайнем западе Башкирии, из разведочной скважины № 1 был получен фонтан нефти. Нефть была обнаружена на глубине 1150 м в более древних отложениях, чем в Ишимбаево, что свидетельствовало о наличии в Башкирии нефтяного горизонта — горизонта каменноугольной нефти. Нефтяной горизонт в Туймазах оказался по сравнению с ишимбаевскими пластами маломощным, тем не менее, огромные размеры Туймазинской структуры, почти в сто раз превышающие размеры ишимбаевских месторождений, свидетельствовали об открытии исключительно богатого месторождения нефти.
Башкирия, обладавшая двумя нефтяными (Ишимбаевским и Туймазинским) районами, четырьмя нефтепромыслами, двумя нефтеперерабатывающими заводами, становилась центром рождающейся новой нефтяной базы между Волгой и Уралом, давая стране около 90 % всей добычи нефти в Урало-Поволжском регионе. Таким образом, во второй половине 30-х годов заложена новая нефтяная база на востоке страны с центром в Башкирии.
Введение в эксплуатацию первых нефтеперерабатывающих заводов на востоке страны (в Уфе и Ишимбаево) положило начало приближению нефтеперерабатывающей отрасли к центрам потребления нефтепродуктов, что сыграло важную роль в обеспечении страны моторным топливом. В годы Великой Отечественной войны нефтеперерабатывающие заводы Башкирии были в числе лучших предприятий нефтяной промышленности. На Ишимбайском заводе был освоен выпуск авиационного бензина пусковых фракций, авиационного дистиллята, а с 1942 г. начато производство тракторного керосина, лигроина, получена опытная партия автола. С введением в конце 1943 г. первой очереди Ишимбайского газолинового и пиролизного заводов значительно увеличились ресурсы авиационного топлива, стали вырабатываться толуол, бензол, сера, гипосульфит и другие продукты. На Уфимском НПЗ в 1943 г. было построено и пущено в эксплуатацию производство, вырабатывающее пиробензол и толуол. Таким образом, можно сказать, что в эти годы произошло за рождение нефтехимии Башкирии.
Одновременно шло развитие нефтепереработки и в Ишимбаево. В 1954 г. были пущены первые установки каталитического крекинга комбината № 18, а к 1956 г. на комбинате уже работал ряд крупных цехов и установок: ремонтно-механический завод, катализаторная фабрика, сернокислотный завод, две установки каталитического крекинга, газофракционирующая установка. Рядом с объектами комбината шло строительство первой очереди Ново-Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода. В 1956 г. завод и комбинат были объединены в Салаватский нефтехимический комбинат.
В 70-х годах на территории Башкирии было открыто 178 нефтяных и газовых месторождений). Летом 1980 г. была добыта миллиардная тонна башкирской нефти. Всего с 1968 по 1982 гг. добыто 575 млн. т. нефти и газоконденсата, что составляет 54 % общей добычи нефти за 50 лет.
К 1984 г. объем добычи нефти в Башкортостане уменьшился почти в два раза (с 40 млн.т. в 1963-1980 гг. до 20 млн. т. в 1984 г.) за счет естественного истощения недр. С другой стороны открытие богатейших запасов нефти в Западной Сибири и необходимость организации ее переработки обусловили значительное увеличение доли Западно-Сибирских нефтей — менее сернистых и с большим содержанием светлых фракций — в общем объеме их переработки на НПЗ Башкирии.
В этих условиях основной концепцией дальнейшего развития нефтеперерабатывающих заводов республики является максимальная глубина переработки нефти (на начало 1995 г. этот показатель составил лишь 60,8 %) с получением нефтепродуктов высокого качества с минимальными затратами на их производство и с наименьшим экологическим ущербом.
2. Ишимбайский нефтеперерабатывающий завод
В связи с успешно проведенными геологоразведочными работами на территории бывшей Башкирской автономной республики, ныне Башкортостан, в 1953 году Министерством нефтяной промышленности было принято решение о строительстве и вводе в эксплуатацию Ново-Ишимбайского НПЗ в составе комбината №18. Завод должен был обеспечить переработку 3 млн. тонн сернистых нефтей Ромашкинского, Шкаповского и Ишимбайского месторождений. Развитие завода можно разделить на несколько этапов:
1 этап - 1955-1960 г.г.:
В 1955 году на заводе были введены в действие установки электрообессоливания ЭЛОУ-1, атмосферной трубчатки АТ-1, две установки каталитического крекинга 43-102, газофракционирующая установка.
1956 год - ввод ЭЛОУ-2,3, трех установок АВТ проектной мощностью 3 млн.т, двух установок термокрекинга, завод начал выдавать первую товарную продукцию.
1957 год - ввод установки ЭЛОУ-4, атмосферной трубчатки АТ-2, предназначенной для дистилляции гидрогенизата паровой фазы гидрирования с целью получения бензина и спец.топлива.
1958 год - ввод атмосферной
В 1959 - 1960г.г. вступили в действие установки: ЭЛОУ-5, АВТ-4 проектной мощностью 2 млн. тн. в год и установка ГФУ-2.
2 этап - 1961-1974 г.г.:
С открытием и разработкой