Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:08, реферат
Цель статьи – дать ясное и наглядное представление о том, где взять деньги для открытия своего дела или дальнейшего развития бизнеса.
У предприятия есть три базовых источника финансирования (кредитования) своих планов развития бизнеса и вытекающих потребностей в денежных ресурсах (см. рис. 1).
Нераспределённая прибыль
Нераспределенная прибыль в достаточных количествах, как правило, есть только у зрелых и успешных (крупных) предприятий. У малого и среднего бизнеса, особенно на этапе интенсивного развития своего дела, она есть только на бумаге (бизнес-план).
Источники финансирования малого и среднего бизнеса в России
Цель статьи – дать ясное и наглядное представление о том, где взять деньги для открытия своего дела или дальнейшего развития бизнеса.
У предприятия есть три
базовых источника
Нераспределённая прибыль
Нераспределенная прибыль в достаточных количествах, как правило, есть только у зрелых и успешных (крупных) предприятий. У малого и среднего бизнеса, особенно на этапе интенсивного развития своего дела, она есть только на бумаге (бизнес-план).
Внешнее финансирование
Вот оно – поле для выбора и действий. Большое количество участников и инструментов делают рынок финансовых ресурсов поистине многообразным. Вариантов выбора (в теории) – очень много: различные формы и иностранных инвестиций, и государственных инвестиций (поддержка малого предпринимательства, развитие промышленных предприятий и так далее), и частных инвестиций, и разнообразные кредиты в банках (которые все, в основном, сводятся в итоге к кредитованию под залог) и другое. Чтобы разобраться во всём этом рыночном великолепии, давайте посмотрим, кто осуществляет финансирование (инвестиции, кредитные ресурсы) и какие финансовые инструменты используются.
Основные участники рынка финансовых ресурсов
Представим систему участников графически (см. рис. 2).
Дадим краткий комментарий по рисунку выше.
Участники-источники / кредиторы / банки
Основной поставщик бизнес- и других кредитов.
Участники-источники / кредиторы / лизинговые компании
Профессиональный поставщик лизинговых услуг.
Участники-источники / кредиторы / государство
Дополнительный, «редкий, да меткий», поставщик бизнес- и других кредитов, а также субсидий.
Участники-источники / инвесторы / инвестиционные компании
Профессиональный «поставщик» инвестиций, функция – инвестиционная деятельность (управления инвестициями).
Участники-источники / инвесторы / «непрофессиональные» инвесторы
Физические и юридические лица (частные и корпоративные инвесторы), которые не являются инвестиционными компаниями, но вкладывают финансовые ресурсы в те или иные инвестиционные проекты.
Участники-источники / инвесторы / венчурные фонды
Инвестиционные компании,
которые делают финансовые и другие
вложения в инвестиционные проекты
со средней и высокой степенями
риска и соответствующей
Участники-источники / инвесторы / страховые компании
Дополнительный опосредованный «поставщик» инвестиций.
Участники-источники / инвесторы / государство
Поставщик долгосрочных инвестиций под инвестиционные проекты, как правило, стратегического масштаба (инфраструктурные и другие).
Мы вкратце разобрались с основными участниками рынка финансовых ресурсов – источниками инвестиций. Теперь давайте посмотрим, какие финансовые инструменты можно использовать для финансирования (кредитования) своих планов развития бизнеса и вытекающих потребностей в денежных ресурсах (см. рис. 3).
Основные инструменты рынка финансовых ресурсов
Кратко охарактеризуем элементы, представленные на рисунке выше.
Инструменты / кредиты
Видов кредитов большое множество. В абсолютном большинстве случаев кредиты даются под залог (оборотных средств предприятия, приобретаемого имущества и так далее). Вы не делитесь ни с кем прямыми управленческими полномочиями, но, по сути, банк становится таким партнёром по бизнесу, от которого зависят не только перспективы вашей организации, но и подчас сама возможность её существования (в особенности актуально для промышленных предприятий).
Инструменты / инвестиции
Вложение денег в
Инструменты / лизинг
Долгосрочная аренда (собственности, производственного оборудования и так далее). При определённых условиях лизинг может дать налоговые льготы и тому, кто сдаёт имущество, и тому, кто его арендует.
Инструменты / субсидии
Разовые «вспоможения» в натуральной или денежной форме. Могут быть прямыми или косвенными. Например, снижение налоговой нагрузки при участии, скажем, малого и среднего бизнеса в программе поддержки предпринимательства, или снижение ставки по кредитам (так называемое, льготное кредитование).
Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в нашей стране остается нерешенной на протяжении длительного периода времени. Главной из препон на пути кредитования до сих пор остается то, что российский малый бизнес и банки пока с трудом находят общий язык. Несмотря на то, что едва ли не все они рекламируют головокружительные возможности кредитования предпринимателей, на деле выясняется, что бизнесменов, соответствующих требованиям, - раз-два и обчелся.
Банкиры на вопрос о возникновении
такой ситуации дают в основном два
ответа. Прежде всего, для получения
кредита деятельность предприятия
должна быть более или менее “прозрачной”.
В среде малого и среднего бизнеса
на этот шаг готовы решиться не многие
предприятия. Зачастую “выход из тени”
грозит потерей конкурентных преимуществ,
по причине того, что конкуренты
обеспечат себе более стабильное
финансовое положение, продолжая работать
по “серым” схемам. Таким образом,
низкая легитимность бизнеса, фигурирующая
в бухгалтерских отчётах, становится
основанием для отказа в получении
кредита. Однако более высокая прибыль
сопряжена с увеличением
По мнению банкиров, вторым фактором, который не позволяет бизнесменам в полной мере воспользоваться кредитом, это их низкая финансовая грамотность. То есть далеко не все предприниматели имеют представление о том, как именно использовать полученные денежные средства.
Одно из самых важных условий
для любого банка, без соблюдения
которого вероятность получения
кредита практически равна
Другим обстоятельством,
которое может послужить
Сами бизнесмены приводят несколько другие данные. Согласно статистике, порядка 15 процентов представителей малого и среднего бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. На самом деле привести среднее значение ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Всё потому, что в зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может изменяться от 10 до 27 процентов годовых.
Другой причиной не слишком
высокой популярности кредитов в
среде малого и среднего бизнеса,
являются требования банка по предоставлению
поручителей. И, наконец, порядка четверти
всех бизнесменов не прибегают к
использованию кредитных
Обобщая всё сказанное выше, можно
сказать, что малый или
Сегодня еще более непростые
условия: банки официально сократили
объемы кредитования, что окончательно
поставило крест на возможностях
развития малого и среднего бизнеса.
И поскольку последующее
Субъекты малого и среднего бизнеса очень чутко реагируют на негативные изменения в динамике совокупного спроса, особенно наложенные на сокращение финансирования. В таких условиях, традиционная роль государства должна быть дополнена оперативными и комплексными мерами. В развитых странах на поддержку бизнеса направляется 50 процентов всех средств, выделяемых в рамках госпрограмм. Помощь этому сектору обоснована его важной ролью в экономике: в отдельных странах вклад достигает 60 процентов.
Однако, совсем недавно начатые реализовываться в отдельных регионах нашей страны программы финансирования, а также софинансирования совместно с фондом развития предпринимательства и банковскими структурами, на практике показали свое однозначное несовершенство. Главным недостатком таких новшеств стал низкий процент освоения госсредств. Многие банки ухитрились не использовать на целевое кредитование ни копейки из выделенных по той или иной программе денег, умело, пользуясь при этом взятой ликвидностью.
Фондовый рынок как альтернатива банкам пока не оценен нашими предпринимателями. Несмотря на то, что во всем мире привлечения под облигации и акции – наиболее приемлемые с точки зрения объемов, сроков и стоимости, в нашей стране доля реально действующих компаний малого и среднего бизнеса на фондовой бирже слишком мала. И объясняется это в первую очередь тем, что для подобных торгов деятельность российского бизнеса пусть и динамична, но часто не структурирована, ориентируется на краткосрочную конъектуру, непрозрачна, плохо регулируется и более рискованна. Есть множество причин, по которым предприниматели не хотят выходить на фондовый рынок: недостаток образования, финансовых и юридических знаний, нежелание нести затраты, связанные с прохождением процедуры листинга. Но все же главным препятствием является непрозрачность бизнеса. Поэтому перспективным считать рынок ценных бумаг для решения проблемы финансирования малого и среднего бизнеса является ошибочным, здесь нужен особенный подход.
Независимо от того, будут ли все-таки предприятия выходить на фондовый рынок или нет, им придется все же становиться более открытыми для того, чтобы получить банковские кредиты. Даже в нынешних условиях дефицита ликвидности и снижения кредитования многие банки продолжают специальные программы для малого и среднего бизнеса, но в ответ требуют прозрачности и открытости, чтобы можно было оценить все риски.
Кроме уже известных источников
финансирования бизнеса, таких как
венчурные фонды и лизинговые
организации, предприятия могут
получить деньги от фондов прямых инвестиций
(ФПИ). Главная цель ФПИ – развить
компанию, увеличить ее рыночную стоимость
и затем выгодно продать
Информация о работе Источники финансирования малого и среднего бизнеса в России