История предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:27, реферат

Описание работы

История предпринимательства. Основы курса

Предмет курса. Что такое предпринимательство
Основные этапы и исторические особенности развития предпринимательства в России
Особенности и формы средневекового предпринимательства

Файлы: 1 файл

История предпринимательства.docx

— 166.41 Кб (Скачать файл)

История предпринимательства

 

Ольга Борисовна

 

Сметанин С.И. «История предпринимательства в России»

«Самые знаменитые предприниматели  России» издательство Вече

«Купечество в России» Институт истории РАН, 1997

 

 

История предпринимательства. Основы курса

 

  • Предмет курса. Что такое предпринимательство
  • Основные этапы и исторические особенности развития предпринимательства в России
  • Особенности и формы средневекового предпринимательства

 

Предпринимательство и предприниматель (от слова предпринять)

В толковом словаре: предпринимательство  определяется как новаторская деятельность, новые начинания, часто связанные  с определенным риском.

Другие определения трактуют предпринимательство  как экономическую деятельность, приносящую доход, прибыль.

В словаре Ожигова: Предприниматель – владелец предприятия, предприимчивый и практичный человек.

 

Роберт Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью. В зарубежной экономической литературе понятие предприниматель появилось в 18 в. и ассоциировалось с понятием собственник.

 

Английский экономист Адам Смит характеризовал предпринимателя как  собственника, идущего на экономический  риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли.

 

В оборот в зарубежную экономическую  литературу термин предприниматель  был введен французским экономистом  ирландского происхождения Ричардом Контильоном. Он считал, что расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле, а продавать дороже. Субъектов этих отношений он называл предпринимателями. По Контильону – предприниматель – это человек, подвергающий себя риску непостоянных доходов.

Риск и неопределенность – главные  черты такого предпринимателя.

 

Адам Смит считал, что экономика  функционирует лучше, если исключить  ее регулирование государством.

 

Что же реально представляет из себя рыночная экономика (предпринимательство)?

  • Свободное предпринимательство – индивидуальное или коллективное занятие каким-либо видом экономической активности (торговли, ремеслом, строительством, добычей полезных ископаемых и.т.д.), направленным прежде всего не на удовлетворение собственной потребности, а на извлечение прибыли. В свою очередь полученная прибыль вкладывается в новое дело.
  • Для предпринимательства характерны тесная связь с рынком, кооперация, разделение труда, самоокупаемость, отсутствие принуждения, свобода выбора способа действий, самостоятельность принятия решений и использование в той или иной мере наемного труда и в конечном итоге ориентация на получение прибыли.
  • Лишь наличие всех (большинства) указанных выше признаков позволяет уверенно называть определенный вид экономической деятельности предпринимательством.
  • Предпринимательство может быть
    1. индивидуальным (частным)
    1. групповым (корпоративным)
    2. государственным

 

      1. мелким
      2. средним
      3. крупным

 

История российского предпринимательства  началась еще в Киевской Руси и  прошла несколько этапов:

  1. Древняя Русь и Русские княжества
    1. Киевская Русь (9 – нач. 12 в.)
    1. Феодальная раздробленность на Руси (12 - 14 вв.)

Оба периода связаны с историей возникновения, развития и распада  Киевской Руси. С т.з. развития предпринимательства  в рамках данного периода можно  говорить о том, что оно существовало в основном как торговое предпринимательство. А само государство выступало  по сути в качестве транзитного государства, контролирующего важные международные  торговые пути:

      • Из варяг в персы
      • Из варяг в греки
      • Балтийский путь

В период феодальной раздробленности  можно говорить о начале межобластной торговли.

  1. Московская Русь (2/2 14 – 17 вв.)

Монголо-татарское иго снизило  деловую активность, многие ремесла  и        промыслы оказались  утерянными, мастеровые были угнаны в  Золотую Орду. Восстановление предпринимательства начинается с 2/2 14 в. В Этот период московская Русь, собирая земли, опиралась на торговых людей. Начиная с Ивана III, московскими князьями и царями осуществлялась переселенческая политика торговых людей с окраин в Москву и из Москвы на окраины, что укрепляло экономические связи между регионами. В 17 в. складывается единое экономическое пространство (начало формирования единого всероссийского рынка) и зарождается промышленное предпринимательство. Но вместе с тем в этот период усиливаются контролирующие функции государства в экономике.

  1. Императорская Россия (18 в.)

Начиная с эпохи Петра I бурно развивается промышленное предпринимательство, что диктовалось прежде всего внешними факторами (северная война). В этот период формируются купеческие гильдии по европейскому образцу, предпринимается попытка организации биржевой торговли, но вместе с тем усиливается вмешательство государства в экономику.

Во 2/2 18 в. при Екатерине II оживляется предпринимательская деятельность всех слоев общества, и особенно крестьянства. Этому способствовали экономические указы Екатерины и особенно указ от 1775 г. «О свободе заведения промышленных станов или о свободе предпринимательства». Появляются первые гос. банки (1754г.) – купеческий и дворянский, и первые акционерные общества. Но предпринимательская деятельность, и особенно в крестьянской среде сдерживалась системой крепостного права.

  1. Зарождение и развитие капитализма в России
    1. Дореформенный период (1/2 19 в.)

Реформы Александра I сыграли важную роль в дальнейшем совершенствовании и развитии предпринимательства. Получают развитие крестьянская торговля и промышленность, формируются новые промышленные центры (Иваново, Кострома, Владимир), развивается акционерное и банковское дело (появляются первые частные банки (помещичьи и дворянские)

    1. Пореформенный период (2/2 19 в.)

Отмена крепостного права в 1861 г. открыла дорогу для буржуазного  развития страны. Быстрыми темпами  складывался рынок наемной рабочей  силы и открывались промышленные предприятия капиталистического типа. Складывались 2 класса буржуазного  общества:

-промышленная и финансовая буржуазия

-пролетариат

  1. Монополистическое развитие капитализма в России (кон. 19 в. – октябрь 1917 г.)
    1. Экономическая модернизация Витте (кон. 19 – нач. 20 вв.). проводилась политика, наиболее благоприятная для частного предпринимательства.
    • Денежная реформа 1897 г.
    • Реформы в сфере аукционного дела
  1. Крушение частного предпринимательства в России (1918 – 1988 гг.)
  1. Возрождение предпринимательства в России (кон. 80-х г. 20 в. – наше время)

 

Особенности предпринимательства  в России

 

  1. Сложная геополитическая ситуация

Постоянная угроза со стороны восточных  и южных кочевых племен. Неустойчивость внутреннего рынка, в связи с этим государство играло особую роль в регулировании предпринимательской деятельности.

    • Государство было крупным собственником земли, природных ресурсов…
    • Государство брало в свои руки наиболее выгодные товары и торговые операции
    • Государство само выступало в качестве предпринимателя, имея казенные предприятия
    • Государство длительное время регулировало доступ к трудовым ресурсам
    • Государство обеспечивало законодательную базу и государственный контроль за бизнесом
  1. Православный фактор

В отличие от католицизма и протестантизма каноны русской православной церкви не способствовали деловой активности людей. Согласно православной идеологии  праведником может быть только бедный. А человек богатый уже по определению  грешен. Отсюда недоверие к богатым, особенно выходцам из высших сословий, то есть к тем, кто сам заработал  свое богатство

  1. Невиданный размах благотворительности и меценатства в России среди предпринимателей. До 2/2 19 в. благотворительность и меценатство осуществлялись в основном только с целью замаливания собственных грехов. Со 2/2 19 в. благотворительность приобрела социальные мотивы. Многие предприниматели давали деньги на строительство театров, больниц, родильных домов, библиотек. Часто имея убытки в бизнесе. В связи с этим в научной литературе даже закрепился термин филантропическое предпринимательство (убыточное). Например, Павел Третьяков дал на картинную галерею 5 миллионов рублей, что не принесло ему никакого дохода.
  2. Низкая покупательная способность населения. Почти 90% населения составляло крестьянство, которое жило в основном натуральных хозяйством. Поэтому спрос на товары был крайне низким.
  3. Длительное существование крепостного права с конца 14 в. до 2/2 19 в. это сдерживало формирование рынка наемной рабочей силы и не стимулировало промышленного предпринимательства.
  4. Отсутствие на протяжении длительного времени надежных транспортных путей, что не позволяло сформировать единое экономическое пространство. Кроме того, с 13 в. по конец 18 в. у России не было выхода в Черное море, а с начала 17 в. до 1721 г. – в Балтийское.
  5. Особенность социальной организации российского общества. Если в Европе ко 2/2 18 в. сложилась классовая структура общества (буржуазия и пролетариат), а сословия в ½ 19 в. прекратили свое существование, то в России сословная структура действовала до 1917 г.

 

 

Особенности и формы средневекового предпринимательства

 

Средневековое предпринимательство  имело свои отличительные черты:

  • Общество этого периода было аграрным и основной ценностью была земля с работающими на ней крестьянами
  • Земельные богатства достигались за счет эксплуатации зависимого населения (сначала это были рабы, закупы и рядовичи, а затем начался процесс закрепощения крестьян)
  • Был слабо развит процесс разделения труда (зачастую крестьяне сами производили нужную себе ремесленную продукцию, а ремесленники занимались сельским хозяйством)
  • Негативно на развитие предпринимательства оказали влияние феодальная раздробленность (12-14 вв.) и двухсотлетнее монголо-татарское иго (13-15 вв.)

Вместе с тем на Руси были и  благоприятные условия для формирования истоков предпринимательства (выходы к морям, густая сеть речных путей, природные  богатства, появление и строительство  новых городов). Варяги в 9 в. называли Русь страной «гарадариков», то есть страной городов.

 

Основные формы  средневекового предпринимательства:

  • Торговля внутренняя и внешняя
  • Ремесло
  • Промысловая деятельность (бортничество, добыча пушнины, железа из болот)
  • Ростовщичество (торговля деньгами)
  • Артели и подряды

 

Предпринимательство в Киевской Руси (9 – нач. 12 вв.)

 

  • Влияние природно-климатического, геополитического
  • Торговое предпринимательство в Киевской Руси
  • Ремесла и промыслы
  • Ростовщичество и подряды

 

На формирование истоков предпринимательства  в древней Руси оказали влияние  природно-климатический, геополитического и ряд других факторов.

  • В силу сложных природно-климатических условий, был короткий сезон с/х работ, поэтому аграрное предпринимательство не получило широкое развитие, кроме того перевозить товары было очень сложно, так как на Руси чаще были распутица, дожди и слякоть (возможно было делать только летом или по замерзшим рекам
  • Русь много воевала. Ее границы были открыты для набегов с востока и юга и для вторжения с запада. Поэтому большая роль в торговле как сфере бизнеса принадлежала военно-дружинной знати (в их руках в основном сосредоточилась военная добыча и в том числе пленники-рабы)

 

 

 

  • Князья и бояре
  • Младшие дружинники
  • Священники

Профессиональными купцами становятся члены младшей дружины.

Торговыми партнерами древней Руси с 8 по 11 век были: Византия, Волжская Булгария, Хазария, Дунайская Болгария, Венгрия, Чехия.

Историки узнали о торговли восточных  славян от арабских источников. В 8-9 вв. Восточные славяне торговали  по балтийско-волжскому пути «из  варяг в персы» с Хазарией в  г. Итиль. В летний сезон торговые суда прибывали сюда с товарами из Руси: рабами, пушниной, воском, медом, пенькой и др. будучи язычниками, славяне строили временные святилища  и приносили жертвы богам. Меняли привезенные товары на украшения, оружие, вина, пряности и шелка. С конца 9 – нач. 10 вв. Торговля перемещается из за частых набегов кочевников на торговый путь из Варяг в Греки (Балтийско-Днепровский). Исторические документы свидетельствуют, что торговые отношения с Византией  были налажены Русью еще при князьях  Аскольде и Дире. Но это были устные соглашения. Первые письменные соглашения с Византией подписали Олег (907-911 гг.), Игорь (944), Святослав (971). Самым выгодным был торговый договор князя Олега, который разрешал русским купцам вести беспошлинную торговлю, обеспечивал их содержание во время пребывания за счет местной власти и русским купцам было разрешено пользоваться византийскими банями. При этом русские купцы должны были иметь сопроводительные документы от русского князя, перстни с княжеским гербом, жить им разрешалось за пределами города, а в город входить по 50 человек и без оружия (иногда восточные славяне любили заниматься пиратством). После обмена товарами русские купцы должны были покинуть Византию, зимовать им там запрещалось. Многие из русских купцов, ведущих торговлю с Константинополем, тайно обращались в восточное византийское христианство для облегчения торговых контактов. С конца 10 в. начинают складываться торговые объединения гостей (ведущих внешнюю торговлю), вошников (торгующих воском), гречников (торгующих с греками), залозников (торгующих с Северным Кавказом) и сурожан (с Крымом через г. Сурож, ныне Судак). Вплоть до нач. 18 в. элитой русского купечества были гости. Самыми богатыми купцами были сурожане, так как через их руки проходили самые элитные товары с востока. А самой объемной по торговле была продажа воска. Наиболее крупной корпорацией вошников была «Ивановская 100» (объединение новгородских купцов-вошников, базирующихся при церкви Ивана на Опоках). Путь из Варяг в Греки к ср. 11 в. из за опастности стал терять свое торговое значение, и основная масса купцов ушла на Балтику или в средиземное море. Поэтому с кон. 11- нач. 12 вв.  активная торговая жизнь Киевской Руси перемещается в Великий Новгород.

Информация о работе История предпринимательства