История развития коммерческой деятельности за рубежом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:29, курсовая работа
Описание работы
Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным
компонентом экономической системы того общества, которое называет себя
цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед
нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место
занимает развитие коммерческой деятельности.
Содержание работы
Введение....................................................................................................3
Основная часть........................................................................................5
1. Понятие и содержание коммерческой деятельности.............................5
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности..........................5
1.2. Факторы влияющие на развитие коммерческой деятельности......11
2. История развития коммерческой деятельности за рубежом..................12
2.1. История возникновения коммерческой деятельности.....................12
2.2. Этапы развития предпринимательства..............................................14
Заключение..................................................................................................26
Файлы: 1 файл
НОУ ВПО МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
при Правительстве Москвы
Факультет начального и среднего профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: « Организация коммерческой деятельности »
Тема: « История развития коммерческой деятельности за рубежом »
Выполнила:
Студентка 3 курса очной формы обучения Патронова М.В.
Научный руководитель:
Денисова Н.В.
Допущен к защите_______________
Оценка__________________________
Москва 2013/2014
Содержание
Введение....................................................................................................3
Основная часть........................................................................................5
1. Понятие и содержание коммерческой деятельности.............................5
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности..........................5
1.2. Факторы влияющие на развитие коммерческой деятельности......11
2. История развития коммерческой деятельности за рубежом..................12
2.1. История возникновения коммерческой деятельности.....................12
2.2. Этапы развития предпринимательства..............................................14
Заключение..................................................................................................26
Вступление
Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным
компонентом экономической системы того общества, которое называет себя
цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед
нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место
занимает развитие коммерческой деятельности.
Вопросы умелой и грамотной коммерческой деятельности в торговле и других
отраслях
хозяйствования
приобрели
исключительную
актуальность.
Преодоление экономического кризиса, эффективное функционирование
рыночной экономики во многом обусловлено уровнем выполнения
коммерческих операций, как формы взаимодействия между отдельными
производствами, предпринимателями, компаниями и фирмами.
Ключевым отличием коммерческой деятельности от прочих видов
деятельности, является извлечение прибыли в процессе взаимоотношений
между субъектами, которые реализуют свои действия через объекты торгового
предприятия: основные производственные фонды (пассивные – здания,
активные – оборудование) и товарно-материальные ценности.
Разграничение субъектов коммерческой деятельности по признаку их
функциональной специализации обусловливает следующую классификацию:
1) Производитель – юридическое или физическое лицо, производящее
товар/услугу для дальнейшей реализации посредством продажи.
2) Потребитель – лицо, приобретающее какой - либо товар, с целью
удовлетворения собственных потребностей.
3) Продавец – лицо, осуществляющее процесс продажи товара/услуги за деньги
с целью получения прибыли.
В процессе продажи существует категория торговых посредников, которые
являются звеном в цепи «производитель – потребитель»: торговые компании;
каналы распределения. Одним из ключевых элементов в системе коммерческих
отношений является коммерческое предприятие и особенно его разновидность –
торговое предприятие (торговая компания).
Субъектами коммерческой деятельности в сфере товарного обращения
являются и некоммерческие организации, которые могут заниматься
предпринимательством. К ним относятся потребительский кооператив,
ассоциации и союзы.
Объектами коммерческой деятельности являются товар, услуга, деньги,
документы купли-продажи, ценные бумаги. Товар или услуга продаются с
целью получения прибыли, и деньги, уплаченные за него, которые служат, затем
источником образования прибыли.
Товар – средство удовлетворения потребностей потребителя. Согласно модели
Армстронга – Котлера, товар состоит из трех компонентов или наборов качеств:
•основных (core) качеств – выгод, которые предоставляет товар;
•осязаемых (tangible) качеств – материальных качеств;
•подкрепляющих (augmented) качеств – сопутствующих услуг (сервисное
обслуживание, гарантия, хорошая доставка и пр.).
Услуга – вид непроизводственной деятельности, удовлетворяющий потребности
потребителей.
Предпосылкой создания и условием развития коммерческого бизнеса является
наличие и рост капитала с его способностью воспроизводить себя в
расширенных размерах.
Капитал – это
- стоимость, способная создавать новую, большую по размерам стоимость;
- средства, которыми располагает физическое или юридическое лицо, его
собственность, складывающаяся из суммы вкладов, внесенных при
организации предприятия (уставный капитал), зданий, сооружений,
находящихся на балансе, других материальных и денежных средств и
интеллектуальных ценностей (патентов, лицензий, ноу-хау и т.д.), а также части
прибылей, инвестируемых в дело.
Капитал делится на собственный, которым владеет само предприятие, и
привлеченный (заемный).
Источником поддержания и приращения капитала, образования прибыли и
покрытия текущих затрат является товарооборот, т.е. продажа товаров,
коммерческий процесс обмена товаров на деньги.
Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным
звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой
деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров
от производителя до покупателя.
Методологической базой данного исследования явились работы таких
отечественных авторов, как: Молоткова Н.В., Соседов Г.А., Осипова Л.В.,
Синяева И.М., Половцева Ф.П., Воронов В.И., Турчанинов В.Б., Жмаев И.Н. и
др.
Цели и задачи данного исследования связанны с необходимостью более
подробного рассмотрения исторических аспектов формирования и развития
коммерческой деятельности от древних времен до наших дней, а также
обусловлена необходимостью обобщения в единую систему информации по
истории коммерческой деятельности, для удобства освоения будущими
специалистами коммерции (торгового дела), а также разработки полного
комплекса
учебно-методического
обеспечения
организации
и
совершенствования
коммерческой
деятельности
предприятий
и
предпринимателей.
Основная часть
1. Понятие и содержание коммерческой деятельности
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности
В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно-
денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт труда,
произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т.е.
проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки
купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают
посреднические и другие услуги.
Коммерция как разновидность человеческой деятельности у большинства из нас
ассоциируется с торговлей. Это совершенно естественно, так как происходит
данный термин от латинского COMMERCIUM (торговля). Однако такое
толкование коммерции как термин является слишком узким и явно
недостаточным для выяснения понятия и сущности коммерческой
деятельности.
Однако термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает
самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом – торговые
процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров.
Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми
процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения
прибыли.
Толковый словарь В.И. Даля определяет коммерцию как "торг, торговля,
торговые обороты, купеческие промыслы". Иначе говоря, эти понятия
предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить
дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто
понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли.
Однако такое широкое толкование коммерческой деятельности не согласуется с
ранее изложенным подходом к коммерции как торговым процессам по
осуществлению актов купли-продажи товаров.
В отечественной экономической литературе существуют различные
определения
коммерческой
деятельности.
Приведем
наиболее
распространенные из них:
• коммерция - «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно
определению из Толкового словаря В.И. Даля);
•
коммерческая деятельность - товарно-денежный обмен, в процессе
которого товары от поставщика переходят в собственность торгового
предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;
•
коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с
реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового
предприятия;
• коммерческая деятельность - это все то, что обеспечивает максимальную
выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при
первоочередном учете интересов и запросов потребителей;
•
коммерческая деятельность - комплекс операций, обеспечивающих
куплю-продажу
товаров
и
вместе
с
торговыми
процессами
представляющих собой торговлю в широком смысле слова;
• коммерческая деятельность - оперативно-организационная деятельность
по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в
целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство.
Предпринимательство – это организация экономической, производственной и
иной
деятельности,
приносящей
предпринимателю
доход.
Предпринимательство
может
означать
организацию
промышленного
предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия
обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского
учреждения и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности
только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью.
Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов)
предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах
предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-
продаже товаров, сырья, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерческой
деятельности могут присутствовать во всех видах предпринимательства, но не
являются для них определяющими, главными.
Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу
оперативно-организационной
деятельности
торговых
организаций
и
предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров
для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
Поэтому коммерческая работа в торговле – понятие более широкое, чем простая
купля-продажа товара. Для осуществления акта купли-продажи торговому
предпринимателю необходимо совершить оперативно-организационные и
хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта
товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними
рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-
информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового
обслуживания и т.д.
Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской
деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь
тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В
широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда
своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть
отнесена к категории субъектов продажи.
Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от
продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты
на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как
коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о
деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства
товаров и оказания услуг.
Предприниматель всегда стремится приобретать ресурсы и пользоваться
услугами в соответствии со своими собственными коммерческими интересами.
Задача, которую ставит перед ним рынок, сводится к необходимости создать
качественный товар и выгодно его реализовать. Поэтому материально-
техническое снабжение (закупки и т.п.), как одно из основных условий создания
товара, следует полностью отнести к коммерческой деятельности и
рассматривать в качестве ее важнейшего элемента.
Толкование термина “коммерческий” имеет, прежде всего, практическое
значение, так как организация работы коммерческих служб предполагает учет
множества специфических особенностей, начиная с экономических основ и
заканчивая структурой документо-оборота. Особым образом производится
профессиональная
подготовка
коммерческих
работников.
Помимо
традиционных знаний в области экономики и управления, коммерсант должен
обладать рядом специфических навыков в области делового общения и
переговоров, уметь принимать нестандартные решения по выявлению
высокорентабельных сфер приложения труда.
Термин «коммерция» (от лат. coттerciuт - торговля) имеет двоякое значение: в
одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом - торговые процессы,
направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров.
Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением
коммерции.
Термины «торг», «торговые обороты» означают коммерцию с позиции
выгодности купли и продажи, сопровождаемых коммерческой сделкой, обменом
и продвижением товаров. В этом случае всеобщим средством обмена являются
деньги, а местом обмена товаров на деньги - рынок. Производитель изготовляет
товар и продает его торговому предприятию по определенной цене. В свою
очередь торговое предприятие продает этот товар покупателю по цене,
регулируемой рынком.
Вхождение в рынок - сложный и многофакторный процесс, охватывающий все
стороны коммерческой деятельности торгового предприятия. С этих позиций
профессора Московского института предпринимательства и права Ю.А.
Аванесов и Е.В. Васькин дают следующую трактовку коммерческой
деятельности: «Цель коммерческой деятельности - максимизация выгоды
(дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь
процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому
конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей
является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении
процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и
масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества
и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации
самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении
догворных связей на рынке товаров и услуг. Авторы выделяют три компонен-
та коммерческой деятельности: производство продукции; коммерция (торговля);
коммерческое посредничество.
В переходный период к рынку, когда возрастает роль коммерческой
деятельности торговых предприятий, требуется более полное раскрытие ее
сущности и содержания. В монографии профессора Ф.Г. Панкратова и
профессора Т.К. Серегиной прослеживается объективный подход к
коммерческой деятельности. Суть рассматриваемой проблемы сформулирована
следующим образом: «Коммерческая деятельность торговых организаций и
предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта
товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков
товаров,
организации
рациональнальных
хозяйственных
связей
с
поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на
товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и
контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Вместе с
тем коммерческую работу в торговле авторы выделяют отдельно и
характеризуют ее следующим образом: “Коммерческая работа представляет
собой обширную сферу оперативно-организационнoй деятельности торговых
организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-
продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли”.
Такой подход конкретизирует и предопределяет направленность функций
коммерческой деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от
поставщика до потребителя и продажей их конечному покупателю.
Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал
профессор Б.А. Райзберг: « Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал
толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но
и другие виды предпринимательской деятельности». Далее автор
конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар - деньги»
при продаже и «деньги- товар» при покупке - реальная картина коммерческого
бизнеса более сложная. Коммерческое предпринимательство включает поиск,
закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к
месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание. Процесс торговли
предполагает, по мнению Б.А. Райзберга, и документальное оформление сделок.
Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность
и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, пере
продажей товаров и предоставлением услуг.
В зарубежных источниках подчеркивается стратегический подход к решению
задач коммерции. Понятие коммерческой деятельности сформулировано
представителями Гарвардской школы бизнеса в
1958 г.: «Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью
удовлетворить потребительские требования». Таким образом, под коммерческой
деятельностью понимается купля и продажа товаров, нацеленные на спрос
покупателей и получение прибыли торговым предприятием. При этом, как
отмечает И.-Ф. Шерр, «выражением коммерческой деятельности служит
торговое предприятие, т. е. организация труда и средств, необходимая для
обращения торгового капитала».
Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью. Категорию
коммерции можно рассматривать с позиций предпринимателя, экономиста,
финансиста, товароведа и др. Несмотря на отмеченные различия, многие
исследователи сходятся во мнении, что предметами коммерции служат купля-
продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения
запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия
для последующей реализации.
При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту ее
часть, которая взаимодействует с рынком, а именно: с товарно-денежным
обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной
прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на
изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению
торгового предприятия на рынке. Не менее важным моментом является и
ориентация на покупателя. Торговое предприятие любой формы собственности
существует для потребителей и благодаря им. Следовательно, все внимание и
средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию
пожеланий и запросов покупателей.
Итак, коммерческая деятельность - неотъемлемое условие потребительского
рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег
на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные
с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием
целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением
прибыли. При закупке и поставке товаров изучается рынок, устанавливаются
хозяйcтвeнныe связи с поставщиками, осуществляются коммерческие
операции, направленные на коммерческие сделки, заключение контрактов и
товарно-денежный обмен. Коммерческая работа должна сопровождаться
коммерческими действиями и решениями исходя из условий конкретной
внешней среды и конъюнктуры рынка. При выполнении коммерческих функций
следует основываться на экономических законах рынка, финансовой политике и
коммерческом праве.
Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным
звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой
деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров
от производителя до покупателя.
Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:
• установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;
• изучение и анализ источников закупки товаров;
•
согласование
связи
производства
с
потреблением
товаров,
ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем и
обновление выпускаемой продукции);
• осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной среды;
• расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков
товаров;
• сокращение издержек обращения товаров.
По мере развития рыночных отношений составляющие элементы
коммерческой деятельности будут подвергаться качественным изменениям. С
переходом к рынку усиливается значимость овладения работниками торговли
знаниями в области теории и практики коммерческой деятельности.
Профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере
производства и товарного обращения и направлена на обеспечение
функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях
рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой,
региональной и номенклатурной специфики предприятия. Коммерсант должен
на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерче-
скую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-
экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.
Объектами
профессиональной
деятельности
коммерсанта
являются
материальные товары и нематериальные блага и услуги, подлежащие купле-
продаже или обмену в сфере
обращения.
Основные виды профессиональной деятельности коммерсанта:
• организационно-коммерческая;
• товароведно-экспертная;
• маркетинговая;
• торгово-экономическая;
• аналитическая;
• торгово-закупочная;
• внешнеторговая.
Для науки является весьма важным правильное определение сущности
коммерческой деятельности. Множество проблем, связанных с изучением
экономических закономерностей в сфере производства и товарного обращения,
еще только ожидают своего решения. Среди них наиболее актуальными
являются:
•
система критериев и методы оценки результатов работы коммерческой
службы
предприятия;
• система оплаты и экономического стимулирования труда работников
коммерческих служб.
Существенной проблемой является четкое определение границ коммерческой
деятельности для целей налогообложения. Так, в соответствии с
законодательством Российской Федерации основным критерием отнесения того
или иного вида деятельности к определенной категории налогообложения
является наличие у соответствующего предприятия или организации уставной
цели на получение прибыли. При этом форма собственности и организационно-
правовая форма субъекта хозяйствования роли не играет. С позиций
налогообложения важно лишь четко установить принадлежность коммерческого
предприятия к конкретному виду и сфере деятельности: производство и
продажа
каких-либо
изделий
(материалов
или
сырья),
оказание
производственных или непроизводственных услуг, торговопосреднические
операции и т.п. Ставки налогов на прибыль в различных случаях отличают-
ся друг от друга по величине.
1.2.Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности
Для формирования и развития коммерческой деятельности необходимы
определенные условия и конкретизация воздействующих факторов. От
объективности изучения исходных факторов зависит целевой подход к решению
коммерческих задач.
В качестве первоочередных факторов, влияющих на деятельность торгового
предприятия выступают субъекты и объекты. Субъектами являются лица,
выполняющие предпринимательские функции и принимающие коммерческие
решения. Свои действия они реализуют через объекты торгового предприятия:
основные производственные фонды (пассивные - здания, активные -
оборудование) и товарно-материальные ценности.
Торговое предприятие, имея дело с потребительским рынком, поставляет на
него товары и обеспечивает покупателей необходимой информацией:
характеристики товаров, их надежность, гарантийные сроки, цены, условия
продажи и т.д. С рынка предприятие получает обратную информацию: данные о
конкурирующих товарах, потребностях и возможностях покупателей, объемах и
темпах продажи товаров. В результате возникает замкнутая система связи,
функционирующая как единое целое, где предприятие взаимодействует с
внешней средой. Очевидно, что коммерческие позиции складываются под
влиянием внешней и внутренней среды.
Основу внешней среды в пределах деятельности торгового предприятия
составляют: экономические тенденции, социальная среда, покупатели и
поставщики товаров, конкуренты, субъекты партнерских связей, банки,
финансовые учреждения, контрольно-инспекционные органы (налоговые
службы, инспекции по торговле и качеству товаров, ценам), товарные и
фондовые биржи, ярмарки, выставки, действующие законодательные и
нормативные акты и др.
Внутреннюю среду торгового предприятия представляют: производственные,
технические,
экономические,
финансовые
и
кадровые
ресурсы,
функциональные
службы,
товарно-материальные
ценности;
торгово-
технологические
процессы,
складское
хозяйство,
информационно-
компьютерное обеспечение и др.
Все многообразие факторов внешней и внутренней среды следует
рассматривать во взаимодействии и совокупности. Исходная информация о
внешней. и внутренней среде вводится в банк данных компьютера для
обработки и систематизации, а затем подвергается анализу. Полученные данные
позволяют более активно воздействовать на коммерческий процесс, связанный с
доведением продукции и до потребителей и направленный на удовлетворение
их потребностей. Для реализации этой задачи коммерческой деятельности
предполагается:
• расширение взаимоотношений с субъектами рынка путем компромиссов
и коммерческих подходов;
• воздействие через спрос на производство необходимых товаров для
перехода от рынка продавца к рынку покупателя;
•
всемерное развитие предпринимательства на основе рыночных
отношений;
•
интегрированный
подход,
охватывающий
различные
уровни
коммерческой деятельности;
•
придание коммерческому процессу динамичности, оперативности и
результативности;
•
применение современных технических средств для информационного
обеспечения в целях принятия действенных управленческих решений в
коммерции.
2. История развитиякоммерческой деятельности за рубежом
2.1. История возникновения предпринимательства
Можно с уверенностью утверждать, что коммерческая деятельность зародилась
в тот момент, когда люди придумали натуральный обмен. Ручной труд, крайне
примитивные технологии и общинный уклад жизни привели к необходимости
менять один товар на другой. Наиболее предприимчивые граждане быстро
догадались, что, создавая дефицит на определенный вид товара, можно сильно
поднять его стоимость, тем самым, сделав, более ликвидным. Тогда в мире и
произошла дифференциация на богатых и бедных.
Более двух миллионов лет предпринимательство развивалось вместе с
человеком. Конечно, современный образ типичного предпринимателя сильно
отличается от того, каким он был, например, в период становления государства
и института частной собственности. С зарождением капитализма образ
делового предприимчивого человека стал постепенно складываться в то, что мы
сегодня привыкли понимать под словом «бизнесмен».
История российского предпринимательства началась с большим опозданием
относительно Америки и Европы, несмотря на то, что профессия купца
появилась в IX—XIII веках. В то время купечество было не только профессией,
но и определенным социальным классом. «Третье сословие» — купцы (после
дворянства и духовенства), — делилось на три гильдии. Исходя из размеров
капитала. Род занятий определялся сословным происхождением, а не только
желанием создать собственное дело.
В основном, купеческая деятельность сводилась к торговле и перепродажам.
Торговали всем: сырьем, мехом, продовольствием, лесом. Природных богатств
было много, страна — большая, и необходимость обеспечения логистики
обусловила появление судовладельцев и транспортных компаний.
На этом, частный бизнес в России заканчивался. Были еще ростовщики, однако
на Руси во все времена их деятельность считалась аморальной, и превышение
ростовщиком определённой процентной ставки преследовалось законодательно.
В России практически невозможно было стать предпринимателем «с нуля».
После отмены крепостного права российское купечество увеличилось почти в
два раза — со 125 до 230 тысяч. Люди, получив относительную свободу, смогли
сами выбирать дальнейший путь развития. Отпущенные, пусть и с оговорками,
крестьяне смогли свободно наниматься на работу, накапливать капитал и
открывать собственное дело. Однако делать это торопились далеко не все, так
как культура предпринимательства в России отсутствовала в принципе.
В то самое время, когда в России отменили крепостное право, в США началась
война между рабовладельческим Югом и капиталистическим Севером. Юг, где
было распространено рабство и аграрная система хозяйствования, и
промышленный Север выделились в два отдельных экономических района. На
Север стремились предприниматели и основная масса эмигрантов, бегущих из
худших финансовых условий с одной мыслью — заработать. Рабочих рук на
Севере было достаточно, демографическая ситуация была стабильной, а
уровень жизни — хорошим. Неудивительно, что на Севере сосредотачивались
предприятия машиностроения, металлообработки, лёгкой промышленности.
Основной рабочей силой были многочисленные эмигранты из других стран,
которые работали на фабриках, заводах и других предприятиях, получая
зарплату. На Юге труд был бесплатным, рабским, и, как следствие,
неэффективным. При наличии большого количества свободных земель
категорически не хватало рабочих. Север был сильнее экономически и поэтому
одержал победу в гражданской войне.
Олицетворением успеха и американской мечты стал «дядя Сэм» (Uncle Sam —
шутливая расшифровка аббревиатуры US (United States), которая в виде
штемпеля ставилась на упаковки с мясом). Реальным прототипом
собирательного образа дяди Сэма стал торговец мясом Сэмуэль Уилсон,
воплотивший в себе представления американцев о честности, труде и
патриотизме. Он начал самостоятельную жизнь в 14 лет без цента в кармане,
став затем процветающим дельцом. Со временем «дядя Сэм» стал синонимом
стопроцентного американца и самой Америки как символ жизни по принципу
опоры на собственные силы.
Европа тоже пришла к капитализму, однако, другим путем — через религию.
Протестантизм, возникший в противовес католичеству, создал новую модель
этики, где главными ценностями стали упорный труд и накопление денег как
осязаемого эквивалента божественной благодати. Германия, Англия и
Голландия жили по принципу: если ты трудился в поте лица, считал каждую
копейку и в итоге скопил миллион, значит, ты избран богом и будешь спасен.
В Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших
экономических успехов добивались протестанты: именно они составляли
костяк
предпринимателей
и
высококвалифицированных
технических
специалистов. Характерная черта протестантских обществ — ведение
коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве
богоугодного вида деятельности. Не одно поколение людей, воспитанных на
принципах уважения к труду и к деньгам, сделали европейскую экономическую
модель такой, какой она дошла до нас.
Такие разные принципы развития капитализма привели к тому, что сегодня
налоги от малого и среднего бизнеса в Европе и США (которые все называют
развитыми странами) обеспечивают 50% ВВП. В России эта цифра составляет
17%.
2.2. Этапы развития предпринимательства
Древний мир
В древнем мире основная экономическая деятельность большинства людей
была связана с сельским хозяйством, однако вместе с тем в городах широкое
распространение
получила
коммерческая
деятельность,
или
предпринимательство. Многие, если не большинство, из дошедших до наших
времен папирусов и глиняных табличек содержат записи торгового характера.
Именно развитие торговли привело к появлению цифр и букв, т.е. к
становлению
письменности.
На
Среднем
и
Ближнем
Востоке
предпринимательство считалось весьма почитаемым занятием; наиболее
активными купцами повсеместно признавались финикийцы и греки.
Многие из современных предпринимательских объединений зародились в
древнем мире, хотя в то время масштабы их деятельности были гораздо
меньше, а сами они существовали в более примитивных формах. Например,
купцы из Месопотамии объединялись в относительно сложные товарищества и
даже образовывали компании. Во многих городах они держали своих
представителей и вели дела с помощью аккредитивов. Они посылали своих
торговых агентов в удаленные места и, в соответствии с законом, требовали от
них ведения и предоставления строгой отчетности по торговым сделкам и
прочим хозяйственным операциям.
Дальнейшему развитию предпринимательства способствовали греки. В отличие
от частной предпринимательской деятельности, торговля считалась функцией
городов-государств. Цены регулировались, а кредитные отношения возникали
обычно между друзьями и не предусматривали процента. Организация
предпринимательской деятельности древних римлян была такой же, как у
греков; римляне почти не внесли каких-либо новшеств в практику
предпринимательства, однако частично направили свои таланты в области
юриспруденции на закладку правовых основ современной корпорации. Позднее,
в годы республики, они создали университеты – корпоративные организации,
обладающие общей казной и являющиеся юридическим лицом, отличным от их
владельцев.
Деятельность
предпринимательских
организаций
древнего
мира
ограничивалась преимущественно торговлей. Кроме того, у греков
существовала довольно мощная добывающая отрасль, а архитектурно-
строительные творения египтян и римлян до сих пор вызывают наше
восхищение. Объемы производства обрабатывающих предприятий были
невелики; в большинстве таких предприятий, организованных в форме
товариществ, работало всего несколько рабочих, главным образом рабов.
Конечно, в Риме существовали крупные по тем временам банковские
учреждения, предприятия по пошиву одежды, изготовлению кирпичей и
посуды, рудники и плавильные мастерские. Тем не менее, коммерческая
деятельность была представлена в основном торговыми предприятиями и
предпринимателями, занятыми торговлей и кредитованием, а также откупом
налогов. Месопотамия является родиной хозяйственного учета. Жрецы, которые
выступали в роли управляющих храмовыми хозяйствами и были вовлечены в
предпринимательство, вели учет налоговых платежей, товарных запасов. Эти
записи были весьма многочисленны и довольно просты.
Эпоха Средневековья
После падения Рима торговля, ремесла и промышленность продолжали
развиваться на Востоке, в Византийской империи и Арабском халифате. На
Западе крупномасштабная торговля почти отсутствовала вплоть до начала XIII
века, когда ее возрождением занялись итальянские города. С XII по XIV века
основными центрами деловой активности считались Амальфи, Венеция,
Флоренция и Генуя.
Средневековое
производство
было
преимущественно
домашним
и
ремесленным. Некоторые виды ремесленного производства, например
изготовление одежды и выдувание изделий из стекла, характеризовались
значительным объемом выпуска продукции. Во Флоренции в XV веке в
производстве этих продуктов применялись широкое разделение труда и
относительно сложное оборудование. В целом же ремесленное производство
основывалось на ручном труде; машины и оборудование применялись в
производстве крайне редко. Единственным бросающимся в глаза исключением
было судостроение. Добыча полезных ископаемых открывала перед
предпринимателями несколько более широкие перспективы, нежели
обрабатывающая промышленность, поэтому в период позднего Средневековья в
Швеции
и
Центральной
Европе
действовали
несколько
крупных
горнодобывающих предприятий.
В каждом крупном средневековом городе существовало два типа
предпринимателей. К первому типу относились те, кого можно назвать мелкими
капиталистами. Данная группа состояла из странствующих купцов; владельцев
лавок, мелочных и уличных торговцев, обслуживавших небольшой местный
рынок; независимых ремесленников и членов ремесленных цехов и гильдий.
Вторая группа объединяла крупных предпринимателей, или «оседлых купцов»,
которые из своих контор руководили разнообразной торговой и банковской
деятельностью.
Предприниматели использовали различные формы организации предприятий. В
мелком предпринимательстве наиболее обычной формой являлось единоличное
хозяйство. Купеческая элита, как правило, организовывала товарищества одного
из трех основных типов. Первый тип товариществ, хорошо известный еще с
древних времен, стал доминировать в итальянских городах около 1100. Такое
товарищество предполагает, что один из партнеров вкладывает в предприятие
капитал и получает три четверти прибыли, а другой партнер берет на себя всю
работу, получая за это одну четвертую часть прибыли. По договору о втором
типе товариществ, один партнер вносит большую часть капитала, а второй
партнер вкладывает недостающий капитал и обеспечивает всю работу
предприятия; вся прибыль делится между партнерами поровну. В товариществе
третьего типа все партнеры участвуют как капиталом, так и своим трудом. К
этому типу обычно относились семейные фирмы, которые получили особенно
широкое распространение в пору расцвета итальянских городов. Они были
способны собирать весьма значительные капиталы, однако некоторые
предприятия требовали вложения средств, превышающих те, которыми хотели
и могли рисковать партнеры. В таких случаях доли в товариществах
продавались сторонним инвесторам.
На протяжении почти всего Средневековья, по крайней мере, до конца XIII века
основная часть торгового оборота приходилась на странствующих купцов.
Многим из них приходилось покрывать огромные расстояния и постоянно
сталкиваться с опасностями. Общий товарооборот был невелик, поэтому и
норма прибыли оказывалась низкой. Тем не менее, число активных торговцев
было непропорционально велико. Покупая товары, они постоянно перебирались
с одной ярмарки на другую.
Ганзейский союз.
По мере своего роста города неизбежно превращались в центры торговли, и
проживающие в них купцы все чаще могли заключать торговые сделки, не
выезжая из дома. Уже в XII веке странствующие купцы из нескольких крупных
городов на севере Европы начали объединяться в свободную федерацию
местных гильдий, которая в 1300 получила название Ганзейского союза.
Объединив ассоциации независимых купцов из более, чем 70 немецких городов
и имея представительства во многих местах, Союз на долгое время занял
господствующие позиции в торговле на всем побережье Балтийского и
Северного морей.
Итальянские «оседлые» купцы.
В конце 13 века итальянский граф предложил итальянским «оседлым» купцам,
влияние которых непрерывно росло, свободно пользоваться портом Брюгге,
имевшим стратегическое значение и являвшимся центром фламандской
текстильной промышленности. Купцы немедленно покинули Шампань и
направили своих агентов и партнеров во Фландрию, в результате чего значение
странствующих купцов и ярмарок в Шампани резко упало. За короткое время
итальянцы поставили под свой контроль всю европейскую торговлю, за
исключением торговли в Германии и на Балтийском побережье, которая еще
некоторое время оставалась монополией Ганзейского союза. К 1370 Ганзейский
союз вступил в полосу стагнации. Период его упадка оказался самым
продолжительным в экономической истории и длился почти 300 лет. К 1669 в
некогда великий Ганзейский союз входили лишь три города – Любек, Гамбург и
Бремен.
Основные причины победы «оседлых» купцов над странствующими купцами и
Ганзейским союзом заключались в том, что эти купцы быстро восприняли
новые
методы
ведения
дел
и
доказали
свое
превосходство
в
предпринимательстве. В отличие от свободных федераций типа Ганзейского
союза, они формировали более или менее постоянные товарищества. Кроме
того, они охватывали своей деятельностью более обширные территории и
сумели наладить эффективное управление.
Помимо всего прочего, итальянские «оседлые» купцы превзошли своих
конкурентов в использовании различных способов ведения дел. Они
способствовали распространению переводных векселей и морского страхования
(впервые появившегося в Генуе в начале XIV века). Однако важнее всего было
то, что именно итальянцы научили мир принципам ведения бухгалтерского
учета. Они ввели в практику современную систему бухгалтерского учета
методом двойной записи. Без системы бухгалтерского учета развитие
капиталистического предпринимательства оказалось бы невозможным.
Итальянцы доминировали и в разработке новых методов кредитования и
банковского обслуживания. Конечно, кредит как таковой не был изобретением
итальянцев. Кредитные отношения были широко распространены в древнем
мире и пронизывали все средневековое хозяйство. В раннем Средневековье
самыми предприимчивыми ростовщиками считались евреи, отчасти из-за того,
что христианская церковь строго осуждала взимание процентов. Тем не менее,
христиане довольно быстро научились обходить запреты церкви и вскоре уже
составляли конкуренцию евреям. Одними из первых христианских заимодавцев
стали рыцари-тамплиеры, которые кредитовали королей с 1182 до 1312, когда
их орден был ликвидирован. Подобно евреям, тамплиеры были всего лишь
ростовщиками, а не банкирами.
XVIII-XIX века
Ост-Индские компании
Самыми знаменитыми среди торговых акционерных компаний были английская
Ост-Индская компания (учреждена в 1600) и голландская Ост-Индская
компания (учреждена в 1602). Последнюю, принято считать первой
акционерной компанией в современном смысле, так как она была основана не
как разовое предприятие, а как более или менее постоянная организация. Хотя
первоначально ей выдали чартер (разрешение властей на создание и
функционирование компании) только на 21 год, срок действия этого документа
постоянно продлевался в течение почти двух столетий. Кроме того, она с самого
начала имела уставной капитал, тогда как у английской Ост-Индской компании
он появился лишь в 1657.
Голландская компания обычно ассоциируется с развитием Амстердамской
биржи. Становление Лондонской фондовой биржи принято связывать с
голландскими финансистами, которые сопровождали Вильгельма и Марию,
возвратившихся в Англию после Славной революции 1688. Нью-Йоркская
фондовая биржа возникла в 1792: группа предпринимателей собралась под
платаном на Уолл-стрит и договорилась открыть частное заведение (кафе
«Тонтин»), в котором они могли бы встречаться и совершать сделки с ценными
бумагами.
Наделенные, в соответствии с чартерами, огромными привилегиями, Ост-
Индские компании были настоящими государствами в государствах. Они
чеканили собственные деньги и принимали законы, содержали армию и флот,
объявляли войны и подписывали мирные договоры. Голландская компания
посылала свои корабли на Яву и в Японию и владела большей частью Океании.
Английская компания много лет управляла Индией по своему усмотрению. В
период с 1683 по 1692 английская компания выплатила своим владельцам 400%
прибыли на вложенный капитал. За время существования голландской империи,
на протяжении почти 200 лет, ее Ост-Индская компания, сотрудничая с
Амстердамским банком и Амстердамской биржей, получала в среднем 16%
прибыли в год на вложенный капитал.
Голландская Ост-Индская компания и другие подобные ей компании
ознаменовали собой эпоху расцвета «оседлого» купечества. После 1760 на
волне промышленной революции в производстве начали применяться машины,
паровые двигатели и тяжелое оборудование, и производство потеснило
торговлю. Новая группа людей – промышленников, или промышленных
капиталистов – пришла на смену торговцам, став доминирующей силой в
деловых кругах. Однако, в отличие от торговых предприятий, первоначально
развитие промышленности происходило на крайне ограниченной территории, в
Западной Европе и в Северной Америке.
Главной задачей промышленника является расширение производства. Когда
индустриальное общество только начинает формироваться или когда отрасль
является совсем новой, промышленник легко наращивает объем производства и
сбывает свою продукцию на рынке. Ко второй половине XVIII века на
предприятиях отдельных промышленников уже стояли машины и
оборудование, с помощью которых велось массовое производство
потребительских товаров – текстиля, фарфора и мелких дешевых изделий.
Тяжелое промышленное оборудование и приборы по-прежнему собирались
вручную и производились исключительно на заказ. Массового производства
товаров промышленного назначения не существовало до тех пор, пока не
появились
сложные
станки,
позволившие
наладить
производство
взаимозаменяемых деталей и компонентов.
В конце XVIII века эксперименты с взаимозаменяемыми деталями проводили
французы, однако их попытки не увенчались успехом и были быстро
прекращены. Тем не менее, вскоре американские предприниматели начали
работать над взаимозаменяемостью деталей. Их успехи оказались столь велики,
что к 1850 процесс массового производства изделий с взаимозаменяемыми
деталями во всем мире стали называть «американской системой». К тому
времени оружие, часы, сельскохозяйственное оборудование и многие другие
изделия из металла уже изготавливались по принципу заменяемости отдельных
частей и компонентов. Пришедшееся на тот же период строительство железных
дорог не только расширило рынки сбыта, но и создало спрос на тяжелое
оборудование, что, в свою очередь, ускорило развитие массового производства.
Промышленная революция.
Промышленная
революция
характеризовалась
стремительными
технологическими переменами, начавшимися в Англии. Тем не менее
большинство отраслей английской промышленности, за исключением
хлопчатобумажного производства и черной металлургии, продолжало
развиваться относительно скромными темпами. К этому периоду относятся и
организационные новшества, включая переход к фабричной системе. Однако
растущее применение машин в первые годы промышленной революции далеко
не всегда приводило к превращению предприятий в фабрики. В то время как
некоторые заводы строились для того, чтобы воспользоваться преимуществом
сокращения издержек в результате применения крупных машин (например,
парового двигателя), подавляющая часть текстильного оборудования поначалу
разрабатывалась так, чтобы его можно было использовать на дому или в
небольших цехах в рамках давальческой системы производства. Более того,
даже использование пара в промышленном производстве в те годы было весьма
ограничено.
С распространением фабричного производства новые фабрики чаще всего
появлялись в отраслях, где они существовали и ранее. С начала 1800-х годов в
промышленности преобладали мелкие и средние производители. На
протяжении почти всего XIX века в рамках одной отрасли успешно
сосуществовали и взаимодействовали давальческие системы, ремесленное и
мануфактурное производство. В хлопчатобумажной промышленности,
например, капиталисты были более склонны применять давальческую систему,
однако кустарям нередко удавалось сохранять свою независимость. Надомная
работа с давальческим сырьем с одинаковым успехом делалась как для фабрик,
так и для независимых подрядчиков. В конечном счете, технологические
изменения и возросшая конкуренция интенсифицировали все эти формы
организации производства.
Черная металлургия, подобно добыче полезных ископаемых, отличалась
высокой территориальной концентрацией. Как и хлопчатобумажная
промышленность, она характеризовалась наличием нескольких крупных
доминирующих фирм и множества мелких предприятий. В 1810 в одной
шотландской компании работало 2000 человек, но среднее число рабочих на
предприятиях черной металлургии не превышало 20. По мере технологического
прогресса средний размер фирм увеличивался. В середине 1860-х годов
численность рабочих одной компании из Южного Уэльса составляла 6000
человек.
Развитие массового производства.
Одной из главных причин увеличения средней численности занятых на
предприятиях было массовое производство. Например, уже в 1853 компания
«Нью-Йоркская центральная железная дорога» («New York Central Railroad»)
имела 2500 акционеров, а в железнодорожной компании «Делавэр и Гудзон»
(«Delaware and Hudson») работало 4200 человек. К концу XIX века компании
некоторых производителей достигли размеров, которые были громадными по
сравнению с началом столетия. В XVIII в. на фабрике Боултона насчитывалось
1000 рабочих, а на предприятии Аркрайта работало 300 человек. В 1899 средняя
численность занятых в американских промышленных фирмах составляла всего
22 человека, однако в компании «Карнеги стил» («Carnegie Steel») трудилось 40
тыс. человек. Спустя 50 лет компания «Дженерал моторз» («General Motors»)
сообщила, что на нее работают более 600 тыс. человек.
Недостатки предпринимательства раннего периода.
Несмотря на впечатляющий рост предпринимательства, долгосрочная политика
развития предприятий часто отсутствовала. Промышленники продолжали
специализироваться лишь на тех деловых операциях, которые они хорошо
знали, и избегали диверсификации. Кроме того, они не разрабатывали сами и не
стремились воспользоваться преимуществами уже разработанных другими
новых инструментов и методов управления, маркетинга и финансов. Тем
временем государство на протяжении всего XIX века проводило постепенную
либерализацию хозяйственного законодательства. В начале столетия выдача
грамоты о присвоении статуса корпорации и разрешения на ведение операций
предполагала установление особых отношений с государством; такие грамоты и
разрешения имели транспортные организации общего пользования, например
компании по строительству и эксплуатации дорог и каналов. В конце XIX века
суды рассматривали корпорацию как всего лишь одну из форм
предпринимательской организации, дающую преимущества в привлечении
капитала. Законодатели расширили понятие ограниченной ответственности и
приняли общие законы о корпорациях, разрешившие учреждение корпораций
без принятия каких-либо дополнительных специальных законодательных актов.
Капитал промышленников раннего периода формировался самыми разными
путями. Вначале большинство предпринимателей опиралось на финансовые
ресурсы родственников. После учреждения компании капитал начинал
увеличиваться за счет нераспределенной прибыли. Несмотря на то, что
предприятия вырастали до громадных размеров, во многих случаях они еще
долгое время оставались в собственности отдельных промышленников или
товариществ. Это значило, что предпринимательские организации часто
оказывались в затруднительном положении и становились крайне
неповоротливыми. Кроме того, владельцы предприятий стремились управлять
ими единолично и избегали коллективного управления. Заметного прогресса в
маркетинге также не наблюдалось. Конечно, время от времени
предприниматели ездили по стране с рекламными кампаниями новых
продуктов. Однако, хотя они и отличались умением «прощупывать» новые
рынки, их способность работать на рынке, где преобладающее значение имел
спрос, обусловленный необходимостью замещения выбывших предметов, была
существенно ниже. Даже в США, где система продвижения товара и рекламы
достигла наиболее полного развития, в 1860 насчитывалось всего около 1000
коммивояжеров, первая специально спланированная общенациональная
рекламная кампания прошла в 1899, а первая книга по рекламе была издана в
1913. Конкурентная борьба между предпринимателями раннего периода носила
преимущественно ценовой характер, что удерживало цены от резкого подъема в
высокой фазе цикла деловой активности. Вместе с тем подобная практика могла
приводить к разрушительным последствиям в низкой фазе цикла: результатом
обусловленного конкуренцией снижения цен часто становились массовые
банкротства и резкое ухудшение положения тех, кто сумел удержаться на плаву.
Финансовая слабость.
В области финансов слабости предпринимателей раннего периода проявлялись
еще заметнее, чем в управлении и маркетинге. Капиталисты вкладывали
средства преимущественно в основной капитал, пренебрегая, оборотным. В
результате у них не оказывалось достаточных финансовых резервов для
преодоления трудностей в периоды экономического спада. Даже крупнейшие
промышленники время от времени испытывали отчаянную нужду в наличных
деньгах. Кроме того, большинство предпринимателей пользовалось системой
бухгалтерского учета, почти не изменившейся по сравнению с изобретенной
около 400 лет назад в Италии. На некоторых фирмах практиковалась система
учета затрат, разработанная вскоре после окончания Гражданской войны, однако
передовые методы начали внедряться не ранее XX в. Первый финансовый
ревизор на американском промышленном предприятии появился лишь в 1892, а
теория и практика учета затрат получили широкое распространение не ранее
1910.
Преодоление недостатков.
Слабости и недостатки предпринимательской структуры не остались
незамеченными. Постепенно методы ведения дел улучшались. Тремя главными
причинами такой эволюции были: общий процесс экономического роста,
следствием которого стало укрупнение предприятий; действия самих
предпринимателей, направленные на решение проблем ценовой конкуренции и
преодоление слабой финансовой политики; изменения в экономической и
социальной институциональной системе, такие как, рост профсоюзного
движения и усиление роли государства, которые поставили перед
предпринимателями целый ряд новых проблем.
В последней четверти XIX века потребности американской промышленности в
капитале переросли возможности отдельных предпринимателей-собственников.
Эти потребности могли быть удовлетворены только финансовыми
капиталистами. Двумя важнейшими следствиями вовлечения финансистов в
промышленное производство стали консолидация бизнеса и появление
профессионального менеджмента. В период между 1895 и 1904 более 1800
промышленных фирм утратили независимость и слились с бывшими
конкурентами. После волны слияний на 30% всех фирм стало приходиться
свыше 70% рынка. Тенденция к укрупнению была обусловлена тремя
причинами. Во-первых, появились капиталоемкие технологии массового
производства, в результате чего доля постоянных затрат в общей стоимости
продукции возросла. Во-вторых, в период после 1887 происходило
стремительное развитие большого числа отраслей, использующих эти
технологии. В-третьих, непосредственной причиной всплеска слияний и
поглощений стала депрессия 1890-х годов. За первой волной консолидации
последовали, с интервалом в тридцать лет, еще три: в 1920-х, 1950-х и 1980-х
годах. Тем не менее, консолидацию не следует считать одной из неизбежных
сторон процесса развития крупномасштабного промышленного производства.
Слияния и поглощения в США.
Пионерами процесса слияний и поглощений в США были Дж.Рокфеллер (John
D.Rockefeller, 1839–1937) с партнерами по компании «Стандард ойл» («Standard
Oil») и Дж.П.Морган (1837–1913) вместе с другими инвестиционными
банкирами. В 1879 «Стандарт ойл» создала первый из многочисленных
американских трестов, а в 1899 «Стандард ойл Нью-Джерси» стала одной из
первых американских промышленных холдинговых компаний. Дж.П.Морган,
который прежде принимал участие в нескольких крупных слияниях
железнодорожных компаний, проявил интерес к промышленности в 1890-х
годах; в 1901 его банковская фирма сыграла главную роль в формировании
«Юнайтед Стайтс стил корпорейшн» («United States Steel Corporation»),
вероятно, первой в истории компании с миллиардными активами.
Слияния и поглощения в других странах.
Консолидация промышленного производства в других центрах деловой
активности происходила по-другому. Наибольшей популярностью слияния и
холдинговые компании пользовались в Великобритании. Первая холдинговая
компания и первый международный картель «Динамитный трест Нобеля»
(«Nobel Dynamite Trust») сформировался в 1886. Компания «Дж.&П. Коатс»
(«J.&P. Coats») в конце 1890-х годов стала фактическим монополистом в
производстве ниток. Своего пика волна слияний и поглощений в
Великобритании достигла в 1920-х годах. В отличие от США и
Великобритании, в Германии государство с одобрением относилось к картелям,
которые начали появляться в этой стране после индустриализации 1870-х годов.
В 1920 под эгидой коммерческих банков, которые всегда пользовались
влиянием в немецких деловых кругах, сформировался целый ряд холдинговых
компаний.
XX век
В конце XIX – начале XX веков фирмы, применявшие в производстве товары
для национального и международного рынков, высокопроизводительные
энергоемкие
технологии,
как
правило,
вкладывали
средства
в
профессиональный менеджмент. Хотя существовали и другие способы
достижения экономии, на масштабах производства и объеме рынка.
Шансы на выживание.
И для торговцев древней Месопотамии, и для мелких капиталистов-владельцев
небольших магазинчиков, и для современных многонациональных корпораций
прибыль всегда была и остается важнейшим критерием их деятельности,
поэтому вполне разумное обобщение состоит в том, что большинство
предприятий постоянно балансирует между успехом и провалом, причем успех
приходит реже, чем банкротство. Во время великих депрессий, подобных
депрессии 1930-х годов, корпоративный сектор в целом несет убытки, и многие
фирмы терпят банкротство. Даже в периоды наивысшего экономического
подъема число банкротств остается высоким. Многие из образовавшихся в
результате слияний и поглощений компаний, не смогли сохранить свои
господствующие позиции на рынке, так как оказались не в состоянии
предотвратить проникновение в свои отрасли новых и, в конечном счете,
превосходящих их соперников. По множеству причин, главным образом из-за
банкротств, лишь немногие фирмы в течение долгого времени остаются «на
плаву». В действительности из каждых пяти компаний четыре прекращают свое
существование впервые 10 лет. Тем не менее, имеется несколько очень старых
фирм, как американских, так и европейских.
Старейшие европейские фирмы.
Естественно, ни одна американская фирма не может сравниться по возрасту с
некоторыми европейскими компаниями. История немецких пивоварен,
французских винных погребов и датских и шотландских винокуренных заводов
начинается задолго до американской Декларации независимости; отдельные
предприятия такого рода возникли еще до открытия Америки. Некоторые
европейские банки также очень стары. Основанный в 1609 Банк Амстердама
был первым банком к северу от Альпийских гор. Образование Банка Англии
относится к 1694. До наших дней дожила британская компания «Гудзонз бей
компани» («Hudson's Bay Company»), получившая королевскую грамоту с
разрешением на ее создание в 1670 и превратившаяся в канадскую корпорацию
в 1970.
Старейшие американские фирмы.
Из почти пяти миллионов компаний в США лишь около 100 появились ранее
1800. Примерно дюжина их по-прежнему остается в собственности основавших
их семей, однако ни одна не стала, ни крупной, ни знаменитой. Старейшей
компанией страны считается «Дж.Э.Роадс и сыновья» («J.E.Rhoads & Sons»),
учрежденная в 1702 в Филадельфии и первоначально занимавшаяся
производством товаров из кожи. Старейшим периодическим изданием является
«Харперз Нью мансли мэгэзин» («Harper's New Monthly Magazine»), впервые
вышедшее в 1850 и уже в наше время переименованное в «Харперз»
(«Harper's»). Среди страховых компаний выделяются старейшая компания по
страхованию жизни «Фонд пресвитерианских священников» («Presbyterian
Ministers Fund») (возникла в 1717) и старейшая компания по страхованию от
пожара «Филадельфия контрибьюшншип» («Philadelphia Contributionship»),
учрежденная в 1752.
Наше время
На сегодняшний день Малый бизнес в Европе стимулирует развитие
конкуренции, вынуждает крупные компании внедрять новые технологии и
улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС
напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса.
Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого
предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов
государства
и
бизнеса,
обеспечение
оптимальных
условий
для
предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности
малого бизнеса. Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в
Европе:
укрепление
единого
внутреннего
рынка
ЕС;
устранение
административных барьеров; унификация законодательной базы, усиление
взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.
Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе
начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально
стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты
меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса.
Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную
стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную
политику государств. Кроме того, была разработана Европейская хартия для
малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран
признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность
создания благоприятных условий для повторных попыток создания
собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не
очень удачными. Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней
программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.
Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём
законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового,
технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого
и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса
были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная
компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют
малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения,
эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных
государств.
Заключение
Итак, подводя итог, мы хотим обратить особое внимание на следующие
моменты представленной работы. Что субъектами малого предпринимательства
являются юридические лица, как коммерческие организации и индивидуальные
предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных
организационно-правовых формах.
Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому
бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:
- быстрое реагирование на конъюнктуру;
- решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать
новые рабочие места;
- противодействие монополизму в экономике;
- активизация структурной перестройки экономики.
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для
нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных
капитальных вложений расширить производство многих потребительских
товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства
населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему
занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную
альтернативу криминальному бизнесу.
Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого
предпринимательства, как правило, выше, и «жизненный цикл» малых
предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных
промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый
ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США,
странах Юго-Восточной Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит
все более широкую поддержку государства.
Цель достигнута, задачи решены.
Список литературы
1. Базылев Н.И. Основы бизнеса. Учебное пособие. Мн: Интерпрессервис, 2003
– 253 с.
2. Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Основы коммерческой деятельности:
Учеб.пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 152 с.
3. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник.
М.: ЮНИТИ, 2001 – 623 с.
4. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. М:
Дашков и К. - 2007., 672 с.
5. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. Учебник. М.: ИНФРА –М –
2009, 248 с.
6. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник – 2-е издание.
7. изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько –
М.: ИНФРА-М, 2001. – 560 с.
8. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.:
Наука, 1991 г.
9. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. – М.:
Юридическая литература, 1989 г.
10. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998.
Информация о работе История развития коммерческой деятельности за рубежом