Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:11, реферат
Как известно, одним из древних способов торговли является публичный рынок (базар). Известны рынки в древних государствах — Китае, Вавилоне, Греции, Египте, Римской империи. Интересы потребителей на таких рынках отстаивались в свободном торге между покупателем и продавцом, но были защищены определенными обычаями. Во многих странах существовала специальная должность рыночного служащего, в обязанности которого входил надзор за соблюдением правил публичного рынка, наказание нарушителей и поощрение честных торговцев.
В 60—80 гг. ХIХ в. в США прошли первые кампании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган — сенатскую Комиссию по торговле между штатами, В 1899 г. появилась Национальная лига потребителей, принимавшая активное участие в кампании по разгребанию грязи, в установлении общественного контроля за качеством пищевых продуктов и медикаментов.
Во Франции помимо основных положений Гражданского кодекса защиту потребителей стал обеспечивать Закон от 1 августа 1905 г., по которому было введено уголовное наказание за обман потребителя в отношении проданного товара или оказанной услуги; вводились стандарты на товары и услуги, а также правила составления контрактов, которые должны соответствовать установленным образцам .
В России потребительские общества возникли в 1864— 1865 гг., но лишь в конце ХIХ и начале ХХ в. широко распространились по стране. Большинство обществ в нашей стране усвоило опыт «рочдейльских пионеров» по обеспечению своих членов продуктами и необходимыми промышленными товарами. В потребительских обществах Российской империи к концу 1917 г. состояло 11,5 млн. человек . Разрушенная в первые годы советской власти потребительская кооперация стала интенсивно возрождаться с введением в стране нэпа (новой экономической политики). В апреле 1921 г. был принят декрет «О потребительской кооперации», согласно которому кооператорам предоставлялось право обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно кустарных и ремесленных изделий и их сбыта. Потребительская кооперация продолжала оставаться в СССР в течение нескольких десятилетий неким феноменом в плановой социалистической экономике, неся в себе небольшие элементы рыночных взаимоотношений.
Однако из приведенных примеров видно, что потребительские кооперативы не могут считаться стопроцентными покупателями товаров для личных потребностей. Они одновременно являются и объединениями производителей продукции, товаров и услуг.
Массовое потребительское движение, так называемый консьюмеризм (англ. consumer — потребитель), появилось в США в конце 20-х гг. ХХ в. В 1927 г. вышла в свет книга С. Чейза и Ф. Дж. Шлинка «Что стоят ваши деньги», ставшая бестселлером. В 1928 г. один из авторов стал создателем первой экспертной организации «Исследования для потребителей», из которой в 1936 г. выделился Союз потребителей США, являвшийся самой крупной организацией так называемого старого консьюмеризма. Эта экспертная организация в независимых лабораториях проверяла качество потребительских товаров, сообщал о результатах широкой общественности. Их главное внимание было сосредоточено на экспертной и просветительской деятельности потребителей.
В 30-х гг. ХХ в. для защиты потребительских прав в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия, как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляло «белые списки» предпринимателей, соблюдающих определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было стимулом для других торговцев .
После
принятия в 1948 г. Генеральной Ассамблеей
ООН Всеобщей декларации прав
человека национальные ассоциации потребителей
стали создаваться в других странах Европы.
В 1960 г. пять национальных организаций
потребителей из США, Англии, Бельгии,
Нидерландов и Австрии создали Международную
организацию союзов потребителей в целях
объединения союзов потребителей всего
мира.
С появлением «общества изобилия» в середине
ХХ столетия в некоторых странах Западной
Европы и Северной Америки возникала необходимость
правовой защиты потребителей. Официальным
признанием необходимости создания системы
государственного регулирования взаимоотношений,
возникающих в сфере торговли и услуг,
с участием потребителей считается выступление
президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе
США 15 марта 1961 г. В своей речи он сказал:
«Потребитель, по определению, это все
мы. Потребители — это крупнейший экономический
слой, который воздействует почти на любое
частное или государственное экономическое
решение... Но это единственный голос, которого
зачастую не слышно». Президент впервые
сформулировал пять основных прав потребителей:
— на безопасность
товаров и их функционирование в
точном соответствии с предложением
продавца (производителя);
— на информацию о наиболее важных свойствах
товаров, способах продажи, гарантиях
и т. п., помогающую потребителю сделать
разумный выбор или принять решение;
— на возмещение причиненного ущерба;
— на получение поддержки при защите своих
интересов от государственных и общественных
органов;
— на здоровую окружающую среду, не представляющую
угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего
и грядущего поколений.
Летом
1962 г. по указанию Дж. Кеннеди был
учрежден Консультативный совет
по делам потребителей, преобразованный
в 1971 г. в Управление по делам потребителей.
В некоторых комитетах
В конце 60-х гг. в США возник новый консьюмеризм, использующий методы политической борьбы, защиты общественных интересов. Входящие в это направление организации поддерживают кандидатов на выборах в Конгресс и местные органы власти, добиваются принятия законов в пользу потребителей, публикуют разоблачительные материалы в печати, организуют демонстрации и пикеты, бойкоты товаров, возбуждают в судах иски против монополий, оказывают юридическую помощь потребителям.
В 60—80-е гг. ХХ столетия во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей. В США в 1966 г. был принят Закон о добросовестной упаковке и маркировке товаров, в 1969 г. — Закон о защите детей и безопасности игрушек, в 1970 г. приняты Закон о добросовестной банковской информации и Закон о безопасности потребительских товаров, в 1975 г. — Закон о гарантиях при продаже товаров широкого потребления. В 1973 г. Консультативная ассамблея Европейского Союза утвердила резолюцию «Хартия защиты потребителей». В 1983 г. во Франции появился Закон о безопасности потребителей.
В эти годы во многих западных странах создаются организационно-исполнительные структуры, занимающиеся потребительскими правоотношениями.
В Швеции с 1971 г. учреждена должность омбудсмена (швед. оmbudsman — представитель чьих-либо интересов). Омбудсмен как специальное должностное лицо парламента наблюдает за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан, в том числе прав потребителей. Эта служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, ответственным перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению с полномочиями проведения расследования.
В мире существует множество модифицированных законодательных форм института омбудсмена, среди которых имеются специальные службы для защиты прав потребителей.
В 1973 г. в Великобритании были созданы Комиссия по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите интересов потребителей. В 1975 г. был учрежден особый орган, осуществляющий защиту интересов потребителей на уровне центральной и местной власти, — Национальный потребительский совет. Эта организация играет большую роль в деле просвещения граждан по вопросам потребительской тематики, ежегодно проводит конгрессы потребительских организаций. В стране возникло большое количество потребительских добровольных организаций, создана целая сеть консультативных бюро, которые оказывают реальную помощь гражданам по многим потребительским проблемам. Помощь в наборе и обучении граждан, работающих в консультативных бюро, оказывает Национальная ассоциация этих бюро. Правительство Великобритании субсидирует Национальную ассоциацию консультативных бюро, а на местах финансовую помощь ей оказывают муниципальные власти.
В Федеративной
Республике Германия по потребительским
проблемам в министерствах
В 1973 г.
в рамках Комиссии Европейского экономического
сообщества (ЕЭС) создан специальный
орган — Консультативный
Вторая Программа ЕЭС о защите прав потребителей и информационной политике была принята 19 мая 1981 г. Она обеспечивала преемственность в решении задач, определенных в первой Программе. В ней отмечалось, что гарантия безопасности жизни и здоровья потребителей осуществляется путем гармонизации норм, относящихся к безопасности некоторых товаров, причем этот процесс не должен мешать свободному перемещению товаров внутри Сообщества. Гармонизация норм, в частности, подразумевает установление определенных параметров качества, извещение о наличии в государстве — члене ЕЭС специальных норм анализа и тестирования, маркировки и стандартов безопасности.
В этот
период стали приниматься и
Всемирный характер защита интересов потребителей приобрела после единогласного принятия Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. резолюции № 39/248 «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» . Этот документ адресован прежде всего правительствам государств — членов ООН, которые обязаны руководствоваться ими при принятии нормативных правовых актов и в практической деятельности.
Потребительское
право как самостоятельная
Такое
положение способствовало созданию
условий для навязывания потребителям
явно невыгодных для них условий договора
розничной купли-продажи товаров, которые
не пользовались спросом, были низкого
качества. В условиях тотального дефицита
и отсутствия культуры потребления проблема
принятия специального закона о защите
прав потребителей встала особенно остро
еще в перестроечные времена. Первой попыткой
стала подготовка осенью 1988 г. законопроекта
СССР «0 качестве продукции и защите прав
потребителей». Правда, большая часть
этого документа была посвящена обеспечению
качества товаров и услуг, и лишь один
раздел содержал нормы, направленные на
защиту интересов потребителей. Причем
под потребителем понимались и граждане,
и юридические лица. Многие положения
этого законопроекта носили декларативный
характер, и он так и не стал законом.
22 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был
принят Закон СССР «О защите прав потребителей»,
преимуществом которого явилось наличие
механизмов реализации правовых норм.
Закон не требовал принятия подзаконных
актов, более того, запрещал принятие ведомственных
документов, затрагивающих интересы потребителей.
Закон СССР содержал много положений,
которые не были разработаны в тогдашнем
гражданском законодательстве, в частности
закреплял право граждан на компенсацию
за причиненный моральный вред. В связи
с распадом Советского Союза этот закон
так и не вступил в силу.