История развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:43, реферат

Описание работы

В Конституции России определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории России и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу
предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции России. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Статистические данные свидетельствуют о том, что предпринимательство стало заметным явлением в экономике России.

Содержание работы

1. Введение
2. Зарождение предпринимательства в Древней Руси
3. История предпринимательства в России 19-20 вв
4. История предпринимательства в СССР : 1987-1991 гг.
5. Развитие предпринимательства Россия: 1992-1996 гг.
6. История российского предпринимательства в 1996-1999 гг.
7. Заключение

Файлы: 1 файл

Орг предпр деятельности_реферат.pdf

— 264.49 Кб (Скачать файл)
Page 1

 
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный строительный университет
Кафедра «Экономика и управление в строительстве»
Реферат
по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности»
тема «История развития предпринимательства в России»
Студентка 4 курса ЭУС уск.:
О.Ю. Колесова
Преподаватель:
И.В. Паленова
Москва 2014

Page 2


 
Оглавление:
1.
Введение
2.
Зарождение предпринимательства в Древней Руси
3.
История предпринимательства в России 19-20 вв
4.
История предпринимательства в СССР : 1987-1991 гг.
5.
Развитие предпринимательства Россия: 1992-1996 гг.
6.
История российского предпринимательства в 1996-1999 гг.
7.
Заключение

Page 3


 
1.
Введение
Предприниматель — ключевая фигура в свободном, рыночном хозяйстве.
Такие факторы производства как труд, капитал, научные знания и способности не
действуют до тех пор, пока их не коснется талант предпринимателя. При условии
совершенного рынка и полной конкуренции предприниматель, работая в свою
пользу, одновременно приносит и максимальную пользу всему обществу.
Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной
системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут
нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный
слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не
только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений,
основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому
положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части
населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и
политической стабильности общества.
В Конституции России определено, что каждый гражданин имеет право на
свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы
человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской
деятельности осуществляются на всей территории России и распространяются на
каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны
обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу
предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение
Конституции России. Государство признает и защищает равным образом частную,
государственную, муниципальную и иные формы собственности. Статистические
данные свидетельствуют о том, что предпринимательство стало заметным явлением в
экономике России. Сегодня в стране работает около 850 тыс. малых предприятий с
численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек, зарегистрировано около 3,5

Page 4


 
млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. С
учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей,
работающих без образования юридического лица, в предпринимательстве занято
около 14 млн. человек. С учетом предприятий, которые фактически являются
малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным
признакам, а также так называемых средних предприятий, можно говорить об
удвоении представленных цифр.
Впервые предприниматель появляется на арене истории с возникновением
рабства: при первобытно-общинном строе его возможности были ограничены
рамками одной семьи. Рабовладельческий строй существенно расширил поле
деятельности для предпринимателя, предоставив возможность пользоваться трудом
рабов. А война стала двигателем его хозяйственной предприимчивости: вслед за
завоевателями-полководцами пошли завоеватели-хозяйственники.
2. Зарождение предпринимательства в Древней Руси.
Более тысячи лет насчитывает и история российского предпринимательства.
Археологами доказано, что уже в I тысячелетии нашей эры по территории
нашей страны проходил великий торговый путь «из варяг в греки».
Первые упоминания о купцах в древнерусских летописях относятся к X в. В то
время купцами называли горожан, занимавшихся торговлей. Предприниматели в
Древней Руси долгое время не были выделены в отдельное сословие. В
предпринимательской деятельности могли принимать участие полностью или «по
совместительству» все слои общества, включая князей и бояр.
К исходу XII в. торговые люди постепенно обосабливаются в
привилегированную
группу
городского
населения,
которая
выделяется
имущественным положением и пользуется поддержкой княжеской власти. К этому
же времени относится возникновение в больших городах купеческих сообществ (на-
пример, новгородской торговой корпорации, объединявшей крупных торговцев
воском).

Page 5


 
Первые монеты, т. е. деньги для обслуживания торговых сделок, появляются
лишь в XIV в., а до этого товары на рынках обменивались друг на друга, причем
рынки (а их в Киеве в X—XI вв. было целых 8) специализировались на определенных
товарах.
По словам византийского императора Константина Богрянородного (905-959
гг.), с ноября, как только промерзали дороги и устанавливался санный путь, русские
купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали товар
по погостам, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им
давал город. Весной же по полноводным рекам возвращались купцы в города. К тому
времени подготавливались суда, на которых купцы отправлялись в Царьград. Плыли
огромным караваном, состоящим из купцов разных земель — смоленских,
любечских, черниговских, новгородских, вышегородских.
В Царьграде купцы торговали шесть месяцев. Они пользовались различными
льготами, предоставленными им византийским императором. В частности, они могли
продавать свои товары и покупать греческие, не платя пошлин; им выделяли бес-
платно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончании торга
греческие власти снабжали купцов съестными припасами на обратный путь и
корабельными снастями. Возвращались купцы не ранее октября, а в ноябре снова
отправлялись в глубь страны, на погосты, распродавая то, что было привезено из
Византии, и скупая товары для зарубежной торговли на следующий год.
С развитием производства в экономическую деятельность вовлекалось все
больше и больше людей, становившихся кровно заинтересованными в ее результатах.
В
первом
древнерусском
своде
законов
немало
места
уделено
предпринимательству.
В своде законов дан определенный порядок взыскания долгов
с
несостоятельного должника, при ликвидации
его дел, причем различается
несостоятельность «злостная» от «несчастной». Говорится о торговом кредите и
операциях в кредит.
Первый в России Торговый устав был введен в 1653 г. По этому уставу взамен
многочисленных сборов, существовавших до этого, была введена единая рублевая

Page 6


 
пошлина — «по 10 денег от рубля продаваемых товаров». «Гости» (как называли
тогда иностранных торговцев) облагались более высокими пошлинами. А по
Новгородскому уставу 1667 г. иностранным купцам вообще была запрещена
розничная торговля.
Современные формы рынка стали зарождаться на рубеже XVII—XVIII вв. в
эпоху
Петра
I,
занимающую
особое
место
в
истории
российского
предпринимательства.
Государство, по мысли Петра, должно всемерно вызывать и поощрять частную
инициативу, частное предпринимательство, учить своих подданных правилам
цивилизованного хозяйствования, показывать людям, как «добрым экономом» быть.
Наиболее плодотворной была деятельность Петра I по развитию крупной
промышленности. За время его царствования в России было создано 200
промышленных предприятий, в том числе 52 предприятия черной и 17 — цветной
металлургии, 15 — суконной промышленности, 8 — полотняно-парус-ной, 9 —
шелкоткацкой, 6 — писчебумажной, 14 — кожевенной, 10 — стекольной, 17 — по
производству пороха, 23 — лесопильных и т. д.
Для организации крупных промышленных предприятий создавались частные
компании, которым передавались казенные заводы. Приказывалось долго на
казенных деньгах заводы не держать: «...которыя мануфактуры и фабрики заведены и
впредь завернуться казною... такие, приводя в доброе состояние, отдавать
партикулярным людям...» — записано в «Регламенте Мануфактур-коллегии».
Удельный вес казенного и частного предпринимательства виден из следующих
цифр: из 52 предприятий черной металлургии было 22 казенных и 30 частных; из 17
заводов цветной металлургии — 13 казенных и 4 частных; из 8 суконных мануфактур
казенных было 4 и столько же частных. В писчебумажной и кожевенной
промышленности, в пороховом производстве казне принадлежала половина
предприятий, а во всей крупной промышленности, созданной при Петре I, 43%
предприятий возникли на казенные средства и 57% — на частные. Таким образом, в
крупной промышленности петровских времен преобладал частный капитал.
Широко распространялась система привилегий купечеству, занятому

Page 7


 
промышленным делом. Владельцы промышленных предприятий, например,
освобождались от всякой службы государству. Компаниям давались из казны
денежные средства, они получали землю, казенные строения, оборудование.
Предприятия часто передавались компаниям бессрочно с обязательством содержать
их «в добром порядке». За плохую постановку дела предприятия отбирались в казну,
а в некоторых случаях был установлен денежный штраф с каждого участника
компании.
На льготных условиях производилась оплата стоимости передаваемых
компаниям казенных
предприятий. Предприятия на определенный
срок
освобождались от уплаты торговых пошлин.
Большое значение
имело
предоставление государством отдельным компаниям монопольного права на произ-
водство данного вида товара. Однако этот род привилегий не был характерен для
промышленной политики Петра I. Он хорошо понимал значение конкуренции для
развития промышленности и, как правило, не допускал полной монополии частных
лиц или компаний.
На казенных мануфактурах работали мастеровые люди (кузнецы, плотники),
принудительно собираемые для этой цели по указу царя и Сената из разных
губерний, подсобные работы выполнялись приписанными к заводам крестьянами. На
мануфактурах использовался принудительный труд осужденных и тех, за кем
числились недоимки. Уделялось внимание и подготовке квалифицированных кадров
для промышленности: тщательно подбирались мастера за границей для обучения
русских людей мастерству. Промышленные предприятия обязаны были иметь у себя
учеников; широко практиковалось направление молодежи за границу учиться
мастерству.
Способствуя росту крупной промышленности, Петр вместе с тем принимал
некоторые меры к развитию и ремесленного производства. Право записи в цех
предоставлялось всякому ремесленнику, в том числе и крепостному крестьянину при
наличии у него отпускного письма от помещика или приказчика.
Цены на товары, поставляемые государству частными предприятиями,
устанавливались путем соглашения владельцев и казны, причем, как можно судить,

Page 8


 
например, по указу от 3 декабря 1713 г., казна стремилась использовать конкуренцию
своих поставщиков для снижения цены. Продукция впервые утвержденных русских
мануфактур была очень дорога. В 1723 г. издается указ — продавать товары с
русских фабрик «не высокою ценою, дабы охотнее покупали, к тому ж бы те товары,
лежа долгое время на фабриках, не пропадали...».
Русские купцы вели активную торговлю со многими странами. Они успешно
теснили своих конкурентов на рынках Китая, Афганистана, Турции, Ирана. Так, в
началеXX в. до половины импорта Ирана приходилось на долю России. Развитие
предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный
характер. Изучение купеческих родов верхневолжских городов показало, что 43%
всех купеческих фамилий занимались торгово-предпринимательской деятельностью
от 100 до 200 лет, а почти четверть — 200 и более лет.
Среди самых первых русских предпринимателей известны имена тверского
купца Афанасия Никитина, ярославского купца Максима Затрапезнова, отца
основателя Большой мануфактуры — Ивана Затрапезнова; царского любимца
«Демидыча» — Никиты Демидовича, за заслуги в развитии горного дела воз-
веденного грамотой от 21 сентября 1720 г. в дворянское достоинство под фамилией
«Демидов»;горноразведчика Ивана Баташова — «Тульскияоружейныя слободы
купец».
Предприниматели Мальцевы дали свое имя целому промышленному району.
Мальцевский заводской округ находился там, где сходятся три губернии: Калужская,
Орловская и Смоленская, всего 2000 квадратных верст, — больше многих немецких
графств. Первый русский свекловичный сахар, первые русские рельсы для
Николаевской железной дороги, первая русская машина для Петербургского арсенала
и Тульского оружейного завода, первый винтовой двигатель для парохода, первый
пароход, появившийся на Днепре и Днестре, — все это увидело свет благодаря
русским предпринимателям.
К знаменитым фамилиям предпринимателей, героев многочисленных легенд,
следует отнести династию Морозовых, братьев Рябушинских и Прохоровых, о
частной жизни, общественной деятельности и предпринимательстве которых напи-

Page 9


 
сано много.
Выдающимся русским предпринимателем широчайшего диапазона называли
современники миллионера Василия Кокорева, разбогатевшего на винных откупах и
организовавшего первый нефтеперегонный завод — с 1874 г. «Бакинское нефтяное
общество».
Железнодорожным
королем
называли
миллионера
Петра
Губонина,
принимавшего участие в создании многих новых предприятий, банковских (Волжско-
Камский банк) и страховых (Северное страховое) обществ, общества «Нефть» и др.
Финансовым гением считался в свое время Алексей Алчевский, владелец
банков, крупнейших угольных месторождений и металлургических компаний.
Сибирские купцы Второвы оптом торговали мануфактурой почти по всей
Сибири. Их дело, акционированное в 1900 г., имело самый крупный основной
капитал в этой области: 10 миллионов. После Рябушинского Второв был наиболее
видной фигурой среди российской финансовой олигархии.
Предприниматели были для своего времени прекрасно образованными людьми
и не жалели средств на развитие науки и образования. Первое коммерческое училище
было основано еще в 1772 г. в Москве на средства П. А. Демидова. В дальнейшем их
число постепенно увеличивалось. Программа подготовки будущих купцов была
весьма серьезной. Русский язык, купеческая арифметика, бухгалтерия и
книговедение, метрология, геометрия и рисование, товароведение, коммерческая
география, история торговли, иностранные языки — вот далеко не полный перечень
изучавшихся в училище дисциплин. Важное место уделялось внешнему виду
учащихся, умению Держаться, заводить нужные знакомства и т. п.
3. История предпринимательства в России 19-20 вв.
Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в
истории предпринимательства, развивается новая экономическая формация -
капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России,
распространению наемного труда, росту капиталистических отношений.
Господство в стране крепостников-помещиков продолжало откладывать

Page 10

10 
 
отпечаток на политику царизма по отношению к Сибири. Царское правительство
стремилось прежде всего к устранению революционного кризиса в центре страны, не
заботясь по-настоящему о хозяйственном устройстве переселенцев. Помещичий
характер политики правительства ярко проявился в создании закона 1901 года о
насаждении помещичьих хозяйств в России. Несмотря на раздробленность мелких
крестьянских хозяйств, земледелие и скотоводство приобретали все более товарный
характер и через рынок происходило обобществление труда, где роль кооперативного
движения, крупных капиталистических хозяйств.
Проникновение иностранного капитала в Сибирь шло в общем русле развития
капитализма, дало начало маслоделию, сыроварению и др., но и усиливало
однобокость экономики Сибири, усугублял ее специализацию в качестве сырьевого
придатка.
Рост промышленности и торговли сопровождался ростом городов и городского
населения, но получили развитие лишь те города, которые в виде цепочки тянулись
вдоль железнодорожного полотна или находились в сфере ее экономического
воздействия. Старые города Тюмень, Омск, Красноярск стали быстро менять свой
провинциальный, купечески -чиновничий облик, превращаясь в крупные центры
торгово-промышленной деятельности. Первое десятилетие после открытия
железнодорожного
сообщения
ознаменовалось
оживлением
в
развитии
промышленности Сибири - каменноугольная, золото, мукомольное, кожевенное дело,
маслоделие. В то же время старинные сибирские села Березово, Сургут, Тобольск
оказались в стороне от экономической жизни, переживали упадок.
Переселение крестьян на окраины и прежде всего в Сибирь приобрело большое
значение в период проведения столыпинской реформы, цель которой была в
сохранении помещичьего землевладения путем создания опоры - кулачества.
0б отсталости промышленности Сибири свидетельствует структура ее торговли
с Европейской Россией. Продукты полеводства вывозимые составили 58%
,животноводства - 19, горной промышленности 23%, а среди ввозимых
промышленные
изделия
составили
99%.ю
1%
рабочих,
лесная,
деревообрабатывающая промышленность, имеющая колоссальные запасы сырья -1%-

Page 11

11 
 
3% общероссийского производства.
1914 год, война оказала серьезное влияние на экономическое развитие Сибири.
Усиление монополий, концентрация производства. Война создала условия для
широкого развития кооперативного движения. Бешеная спекуляция крупных
капиталистов и острый дефицит промышленных товаров вызвали массовый приток
крестьянства в потребительскую кооперацию.
Приток новых членов увеличил капиталы кооперативов, и они смогли успешнее
конкурировать с крупным капиталом. В 1915-16 гг. многие купцы ликвидировали
свои дела, не довольствуясь прибылями, вложили капиталы в производство на войну.
Потребительские кооперативы вкладывали свои капиталы и в производство,
маслозаводы.
В деятельности кооператива была большая заинтересованность, так как его
членам продавались дефицитные товары. Они также пользовались доверием жителей,
которые с охотой вступали в кооператив. Кооперативная сеть была разветвленной, в
районе насчитывалось 90 торговых точек, что было удобно охотникам и рыболовам.
Этим обстоятельством кооперативы создавали конкуренцию купеческой торговле,
чьи лавки находились только в центральных, более населенных пунктах. В 30-м году
кооператив
был
закрыт,
хотя
и
был
финансово
устойчив.
Постепенно кооперативы огосударствлялись, в годы советской власти в г.Ханты-
Мансийске действовал горрыбкооп, который имел 2 гастронома, универмаг.
Перед революцией 1917 г. в стране успешно работало более 250 средних
коммерческих
училищ, в
которых
обучались
десятки
тысяч
будущих
предпринимателей. Образцовыми учебными заведениями мирового класса считались
Петербургский политехнический институт с его экономическим факультетом,
Московский, Киевский и Харьковский коммерческие институты. Потребность в
коммерческом образовании в России росла с такой быстротой, что все вновь
открывавшиеся учебные заведения были переполнены.
Естественный ход развития предпринимательства в России был прерван
революцией 1917 г. Политика большевиков, направленная на ликвидацию частной
собственности, свела предпринимательство на нет. Это незамедлительно отразилось

Page 12

12 
 
тяжелейшими последствиями на экономике страны. Достаточно сказать, что Россия,
бывшая крупнейшим экспортером зерна, из-за разрухи и голода начала делать
крупные закупки зерна за рубежом. Ситуация была настолько критической, что в
1921 г. советское правительство вынуждено было объявить новую экономическую
политику (нэп). Ее суть заключалась в разрешении частной торговли и мелких
капиталистических предприятий, замене продразверстки продналогом и т. п. По сути,
внедрялись элементы рыночной экономики, и было разрешено предпринимательство.
Результаты не заставили себя долго ждать: предприимчивые люди в короткие сроки
заполнили рынок различными товарами.
Но в дальнейшем программа нэпа была свернута. Начиналась реализация
принципиально иных экономических программ.
Однако и в годы советской власти трудилось много предприимчивых людей.
Среди них было немало талантливых руководителей предприятий, инженеров,
ученых, простых работников. Несмотря на то что централизованная система эко-
номики сковывала их инициативу и не давала простора для действий, они добивались
поразительных результатов.
Экономические реформы, осуществляемые с начала 90-х гг., направлены на
возрождение класса предпринимателей в России.
В середине XX века сложилось современное представление о предпринимателе
как о новаторе, использующем новые технологические возможности для
производства новых товаров или прежних, но новым методом, благодаря открытию
новых источников сырья или новых рынков сбыта. Новаторство и новизна были
признаны неотъемлемой частью предпринимательства.
Конечно, рядовой предприниматель и сейчас руководствуется соображениями
выгоды. Невыгодное предприятие — это нечто, противоречащее самому себе, как
война, оканчивающаяся поражением, или изобретение, оказавшееся никому не
нужным.
После Октябрьской революции под влиянием разных факторов (прежде всего в
силу принципиального отрицания частной собственности как источника
эксплуатации, а также для преодоления сопротивления со стороны капиталистов,

Page 13

13 
 
создания экономической основы для сохранения независимости страны) в несколько
приемов были национализированы предприятия крупной, средней и отчасти мелкой
промышленности, транспорта, торговли, все банковско-кредитные учреждения,
ликвидированы товарные и фондовые биржи. " В 1920 году Сибревком
национализировал все частные рыбные промыслы." - констатирует летопись Ханты-
Мансийского национального округа.
С переходом к нэпу были сняты ограничения на частнопредпринимательскую
деятельность. В июле 1921 года законодательством было допущено существование
простых товариществ, в июле 1922 года- акционерных обществ, полные
товарищества,
товарищества
с
ограниченной
ответственностью.
Новая
экономическая политика способствовала восстановлению сельского хозяйства.
Основное место в производстве продовольствия и сельскохозяйственного сырья
занимало единоличное крестьянское хозяйство.
Осуществление нэпа привело к подъему производительных сил нашей страны и
улучшению положения рабочих, крестьян и представителей всех других слоев
тогдашнего российского общества.
Изменения в частной торговле вели к ее измельчению: от оптовой - к оптово-
розничной; от нее - к мелкой розничной. Уже к концу 1926 г. частный капитал
занимал подчиненное положение по отношению к государственному и остался
только в розничной торговле.
В начале 30-х годов добыча рыбы рыбаками производилась в основном
единолично, к 40-м годам в частном секторе осталось 0,8% рыбаков, - сообщает
летопись Ханты-Мансийского национального округа.
Новая модель общества, которая стала утверждаться, может быть
охарактеризована как "феодальный бюрократизм", главной чертой которой является
абсолютное огосударствление и возникновение нового класса - "класса начальства".
"Ничейная" собственность, диктат и произвол высшего руководства, кадровый
монополизм не давали проявиться предпринимательской инициативе. Многие
руководители вынуждены были находиться в состоянии постоянной конфронтации с

Page 14

14 
 
господствующей системой, бесплодно тратить свою энергию и способности на
бесконечные согласования и рапорты.
Господство бюрократической олигархии в конце концов привело наше
общество к кризису. И в этом главная цена, которую мы заплатили за десятилетия
бюрократического абсолютизма. Корни кризиса лежат в отчуждении каждого
гражданина
от
собственности
и
управления
обществом, отсутствием
демократических отношений между властью и обществом, в дефиците гласности.
Чтобы преодолеть кризис, необходима была перестройка, открывшая современный
этап развития российского предпринимательства.
4. История предпринимательства в СССР : 1987-1991 гг.
Приход в 1985 году нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым
породил в обществе новые надежды на осуществление политических и
экономических реформ.
Наряду с общим оживлением в жизни общества («гласностью», «плюрализмом»
и т.п.) перестройка началась с поиска новых подходов к преобразованиям экономики,
отягощенной крайне неэффективной структурой, доминированием ВПК (с
преобладанием огромных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов,
наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере.
Первыми были приняты решения о повышении значения территориальных
(республиканских, краевых, областных) органов управления, направленные на
расширение прав местных советов народных депутатов и переход в регионах на
принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь, это относилось
к пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному,
жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов,
строительству, торговле, общественному питанию, потребительской кооперации .
Речь шла о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно и должны
были развиваться малые и средние предприятия, гибко реагирующие на спрос
населения.

Page 15

15 
 
В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев и областей
начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм
хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций,
введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями
фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов малых
производств на средних и крупных предприятиях) и рациональных размеров
предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора
позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли
кооперативов и арендных отношений.
Для развития арендных отношений, которые служили важной ступенью на
переходе к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства,
большое значение имел Закон СССР «О государственном предприятии
(объединении)» 1987 г. Вводимые этим законом формы хозяйственного расчета
способствовали в дальнейшем освоению на небольших предприятиях местной
промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных
отношений. Бытовое
обслуживание
стало
пионером
в
распространении
индивидуального и семейного арендных подрядов. Арендный подряд осваивали
также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермерские
хозяйства. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к
разгосударствлению — необходимому подготовительному этапу системной
приватизации.
Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы
окупаемости,
возвратности,
самоконтроля
способствовали
проявлению
предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат и умению
противостоять известному риску. А именно эти черты органически свойственны
малому частному предпринимательству. Однако движение к правовому и
общественному признанию частной собственности (как священного права
гражданина в демократическом обществе) было исключительно сложным.
Необходимо
напомнить
об
обобщившем
практику
многочисленных
экспериментов и зарубежный опыт Законе СССР «Об индивидуальной трудовой

Page 16

16 
 
деятельности» (май 1987 г.). Повсеместный и быстрый рост числа граждан,
занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек в 1988г. до 723 тыс. человек в 1989г., или на
69%), показал значительный потенциал индивидуального и семейного частного
предпринимательства. Этот потенциал в последующие годы, особенно после
принятия закона Российской Федерации «О государственной поддержке малого
предпринимательства» (июнь 1995г.), был реализован субъектами малого и частного
предпринимательства без образования юридического лица. Этим законом снимались
ограничения на занятия народными художественными и кустарными промыслами,
ремесленничеством, извозом, ремонтом и другими видами бытового обслуживания,
надомным трудом; упрощалась регистрация занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью; снижались налоги; повышалась ответственность за
предоставляемые декларации о доходах, получение патента и т.п. Несмотря на
значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности в
обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям.
Самыми же динамичными и отзывчивыми на благоприятные условия, созданные
Законом «О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования,
рожденных в период перестройки, оказались новые кооперативы.
В этот, безусловно, прогрессивный закон благодаря настойчивости академика
ВАСХНИЛ В.А. Тихонова и его сподвижников удалось включить положения о
хозяйственной самостоятельности кооперативов (с открытием своего счета в банке) в
расходовании средств, закупках сырья, материалов, оборудования и т.п.; о
самофинансировании (покрытии затрат за счет паевых взносов его членов и доходов
по результатам работы); о гибких, демократичных формах самоуправления; об
участии коллектива в распределении прибыли (доходов) как на оплату труда, так и на
развитие.
Владимир Александрович Тихонов — динамичный, резкий в своих суждениях
человек с прогрессивными взглядами — сумел сплотить вокруг себя инициативную
группу. В нее входили яркие самодостаточные люди, его соратники по воссозданию и
развитию кооперативного движения — И. Кивелиди, М. Массарский, А. Федоров, В.
Туманов, А. Тарасов, А. Иоффе и многие другие. Это направление нашло полную

Page 17

17 
 
поддержку у теоретиков глубоких экономических реформ С. Шаталина, академиков
Л. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Анчишкина, Н. Петракова, Ю. Яременко и др. И ныне
память о В. А. Тихонове живет не только в его делах, учениках, научных работах,
кооперативах, малых предприятиях, созданных при его поддержке, но и в Фонде
поддержки малых предприятий в Республике Коми (президент В.Кузнецова),
носящем его имя.
Кооперативы,
обладавшие
мощным
зарядом
легализуемой
предпринимательской активности, отличала предельная для тех реальных условий
гибкость в хозяйственной деятельности. От первых, можно сказать, показательных
кооперативных предприятий за короткий срок с 1988 по 1989 гг. этот самый
динамичный сектор экономики буквально взлетел: число кооперативов в
строительстве, производстве товаров, общественном питании, сфере бытовых услуг в
1988 г. выросло более чем в 10 раз, численность занятых в них — в 10 раз, объемы
реализуемых товаров и услуг — почти в 20 раз.
Бурное развитие новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом
возрождения предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы
формирования начального капитала. Изучение действующих кооперативов,
проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической
реформе в 1989-1990 гг., показало, что эффективность их хозяйственной
деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных
предприятий. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы
оплаты труда (поощрения, наказания) — все говорило о том, что эти кооперативы —
прообраз малых частных предприятий.
Весьма конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного
движения сыграли первый и последующие съезды кооператоров. Организатором этих
съездов выступил Союз кооператоров (в дальнейшем — кооператоров и
предпринимателей)
во
главе
с
В.А.
Тихоновым.
Однако нельзя сказать, что развитие новых кооперативов происходило
безболезненно. Рывок этого сектора с резким ростом оборота наличных денежных
средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР),

Page 18

18 
 
вызывал у оппонентов среди партийных функционеров, некоторых руководителей
правительства, официальных финансистов желание ограничить, поставить под
контроль доходы (прибыль) кооператоров.
Это было связано и с общей экономической ситуацией 1989-1990 гг. Рост
заработной платы на государственных предприятиях, доходов кооперативов и других
коммерческих структур опережал темпы увеличения товарной массы. По ряду
продовольственных
товаров
(мясу, молочным
продуктам, животному
и
растительному маслу, сахару, муке, соли), которые закупались коммерческими
структурами (кафе, ресторанами и т.п.) по относительно стабильным ценам,
обнаружились признаки нового дефицита. В то же время конечная продукция и
услуги кооператоров реализовывались по более высоким свободным (договорным)
ценам. Это вызывало недовольство населения с низкими и средними доходами
(пенсионеров, работников бюджетной сферы и т.д.). Большинство кооперативов
(почти 80%) было создано в рамках государственных предприятий, научно-
исследовательских организаций или при них . Значительную часть своей продукции и
услуг кооперативы по договорам реализовывали государственным предприятиям и
учреждениям. Последние расплачивались из своих источников (образуемых по
соответствующей модели хозрасчета фондов) по безналичной форме расчетов, не
затрагивая собственный фонд оплаты труда и премирования. Естественно, что
кооперативы получали за выполненную работу наличные денежные средства,
вознаграждая своих работников за качество продукции и срочность работы на более
высоком уровне, чем госпредприятия.
Определенное недовольство консерваторов и сторонников традиционных
взглядов вызвали и налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от
налогообложения в течение двух стартовых лет прибыли кооперативов,
производящих товары народного потребления и услуги по социальным заказам
(строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.).
Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы,
отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия,
коммерческие банки, фокусировали внимание руководителей государства и

Page 19

19 
 
общественности
только
на
такой
организационно-правовой
форме
предпринимательской деятельности, как кооперативы. Тем самым искусственно
гипертрофировались с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру
СМИ негативные моменты их деятельности в ущерб тому положительному, что
привнесли кооперативы в хозрасчетную практику и на потребительский рынок (в
условиях еще лишь разговоров о приватизации и свободных ценах).
Среди серьезных экономистов и юристов, занимавшихся проблемами новых
кооперативов с участием представителей международных организаций (ЮНИДО,
МОТ и др.), все более росло понимание того, что новые кооперативы в Советском
Союзе — это не что иное, как частные предпринимательские структуры.
Широкое изучение зарубежного опыта (Японии, США, ФРГ, Швеции, Венгрии,
Италии, Испании и других стран) и обобщение практики одобренного ранее
хозяйственного эксперимента в Эстонии позволили подготовить (с привлечением
экономистов, юристов, предпринимателей) и выпустить в августе 1990 г. первое
постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых
предприятий».
Для апробирования основных положений и механизма введения в действие
этого постановления были проведены его обсуждения непосредственно в
предпринимательских структурах. Прежде всего, необходимо было понять, будут ли
кооперативы «переходить» в малые предприятия, какие преимущества и трудности
ждут их при перерегистрации, что приобретет от этого общество и что потеряет.
Налоговые льготы, которые предусматривало постановление для новых малых
предприятий (на стартовом этапе), вызвали, естественно, одобрение. А вот критерии,
определяющие размеры малого предприятия, в первую очередь, среднесписочную
численность занятых (в промышленности и строительстве — до 200 человек),
подвергались жестокой критике.
Боязнь выпустить на свободу «джинна» частной предпринимательской
деятельности привела в 1990 г. к попыткам ужесточить банковский и
административный контроль на местах с участием партийных органов, местных
советов, милиции, прокуратуры. Инспирирование дела АНТа, других кооперативов

Page 20

20 
 
показало: чтобы образумить «блюстителей порядка», требовалось срочно ввести в
практику новое направление предпринимательской деятельности — малые
предприятия.
Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых
предприятий» (август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную роль. С одной
стороны, в нем фиксировались и распространялись полезные нормы эстонского
эксперимента. С другой стороны, оно приближало практику хозяйствования к
международному опыту становления и развития малого бизнеса. Но сохранялось
одно очень серьезное противоречие: упор делался на государственные (строительные
и другие) малые предприятия. Дело в том, что законодательной базы создания и
государственной поддержки частных (и иных форм собственности) малых
предприятий еще не существовало. Эту задачу предстояло решить в условиях
усилившегося обособления и выхода союзных республик из состава СССР.
«Страусиная» позиция союзного государственного руководства по отношению
к конституционно-законодательному закреплению права на частную собственность и
ее защиту на фоне усиления центробежных тенденций союзных республик привела к
тому, что законы о собственности, предприятиях и предпринимательской
деятельности (декабрь 1990 г.) в РСФСР оказались более продвинутыми.
Признавались многоукладность экономики с правом на частную собственность
граждан (на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного
использования имущества, принадлежащего собственнику). В Законе «О
собственности в РСФСР» (декабрь 1990 г.) было зафиксировано право собственника
при осуществлении предпринимательской деятельности на заключение договоров с
гражданами об использовании их труда. Фактически фиксировалось равенство
различных форм собственности. Признавалась недопустимость установления
государством ограничений или, наоборот, предоставления им льгот предприятиям
той или иной формы собственности.
Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.)
признал в качестве таковой общественно полезную хозяйственную деятельность,
нацеленную на получение прибыли (дохода), связанную с ответственностью за

Page 21

21 
 
используемое имущество (собственность) и рисками. Этот закон определил общие
правовые нормы создания предприятий разных форм собственности. Но в нем не
были рассмотрены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм
предприятий в качестве субъектов предпринимательской деятельности не были
упомянуты
кооперативы.
Дискриминация в отношении малых предприятий была прекращена специальным
постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию
малых предприятий в РСФСР» (июль 1991 г.). Наряду с критериями, определяющими
размеры малых предприятий, постановление рассматривало организационно-
экономические условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые
льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных форм
собственности. Постановление инициировало работу по развитию малых
предприятий и созданию программ их развития.
Сложившаяся к концу 1991 — началу 1992г. ситуация в обществе и экономике
поставила перед гражданами России и, конечно, перед предпринимателями вопрос о
выборе дальнейшего жизненного пути, своей позиции и своего места в грядущих
экономических реформах 1992 года.
5. Развитие предпринимательства Россия: 1992-1996 гг.
Год 1992-й, первый год официально провозглашенных рыночных реформ,
вошел в историю страны как период грандиозных, но так и не оправдавшихся
надежд. Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство Российской
Федерации, на «шоковую терапию» открыл шлюзы для частнопредпринимательской
деятельности, пробудив надежды значительной части российского населения на
быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни и других атрибутов
общества потребления и свободного предпринимательства. Обещая выход из кризиса
уже к осени 1992 г., правительство самоустранилось от какой-либо активной
экономической политики, ссылаясь на то, что без государства и, соответственно, без
правительства рыночная стихия (саморегулирование) сама все расставит по своим
местам.

Page 22

22 
 
Провозглашалось, что зарождающимся рыночным силам не надо мешать, а
предпринимательские усилия широких масс населения решат все проблемы. Во главу
угла была поставлена масштабная приватизация, которая, как утверждалось, должна
будет создать широкие слои собственников, умеющих работать и в то же время
отстаивать свои интересы, т.е. сформировать российский средний класс.
Однако, как и ранее, в советские годы, прекрасные слова и лозунги власть
предержащих на практике оказались не более чем красивой идеологической ширмой
совсем для других дел. Выяснилось, правда, это несколько позже.
Тогда же надежды на лучшее в сочетании со снятием административно-
уголовных запретов на элементарные виды предпринимательской деятельности
способствовали бурному росту числа малых предприятий по всей стране: 1992 г. был
годом самых высоких с середины 80-х гг. и по сей день темпов роста числа малых
предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых на них.
В определенном смысле этот факт феноменален, поскольку осуществленная
тогда либерализация цен и введение налогового прессинга значительно подорвали
финансовую базу основной массы малых предприятий. Бурная инфляция привела, с
одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой — к резкому
увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий
паралич инвестиционной деятельности, продолжающийся по настоящее время.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером увеличения числа
малых предприятий стала в то время сфера науки и научного обслуживания — здесь
число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в
сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-
техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению
функционирования рынка (в 2,9 раза). Близок к этим данным и рост числа малых
предприятий в сфере народного образования (в 2,8 раза).
Можно констатировать, что в условиях провозглашения начала рыночных
реформ российское МП продемонстрировало свои позитивные возможности. Его
важнейшими функциями стали социальное демпфирование, обеспечение выживания
значительных слоев населения в условиях острого кризиса через «самозанятость»,

Page 23

23 
 
предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто
лишь формальной занятости) средств к существованию. В основном речь шла не о
производстве, а о торговле и посредничестве, на которые приходилось более 50%
малых предприятий.
Бурное развитие торгово-посреднической деятельности стало ответной
реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы МП. Либерализация внешней
торговли еще в последние годы существования СССР и снятие запретов на частную
торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любых торговых
операций. Падение потребительского платежеспособного спроса в те годы торговое
малое предпринимательство активно компенсировало импортом товаров, хотя и не
очень высокого качества (подобных продукции китайского производства), но зато
абсолютно нового ассортимента, недоступного российским потребителям при
советской власти.
Следует вспомнить и о повсеместном появлении вещевых и продуктовых
рынков наподобие «блошиных». На пустырях, привокзальных площадях, рядом с
крупными универмагами ежедневно появлялись десятки новых лотков с
всевозможным недорогим товаром. Если в начале 1992 г. на прилавках лежало
немало
товаров,
произведенных
российскими
кооперативами
(столь
многообещающими в «перестроечные» годы), то уже к его концу это был в основном
импорт. Рублевая гиперинфляция, а также сверхвысокое налогообложение в
сочетании с заниженным официальным курсом доллара к рублю поставили на колени
всю российскую промышленность. Подавляющая часть продукции российских
предприятий стала совершенно неконкурентоспособной по отношению к импорту.
Крупные и средние предприятия останавливались одно за другим. Сотни тысяч
людей оказывались без средств к существованию, и в этих условиях мелкая торговля
на ярмарках и рынках, а также посредничество оказывались вполне приемлемым
выходом для них.
Характерен пример создания Петровско-Разумовского рынка в Москве. Его
организовала группа докторов и кандидатов наук из нескольких развалившихся НИИ

Page 24

24 
 
военно-промышленного комплекса. Довольно быстро стихийный рынок обрел вполне
цивилизованные формы. Была упорядочена торговля, появились новые красивые
павильоны.
Торговля и посредничество давали их участникам доход, в те годы просто
несопоставимый с доходами от других некриминальных видов деятельности и, тем
более, с мизерными зарплатами работников бюджетной сферы.
Все более широкое распространение получал так называемый «челночный»
бизнес. Десятки тысяч людей выезжали за товарами за рубеж. Функционировали
каналы транспортировки самих «челноков» за границу и закупаемых ими товаров
обратно в страну. В Турции, Китае возникли целые крупные поселения, жители
которых стали специализироваться на мелкооптовом снабжении российских
«челноков» местной продукцией. Быстрая оборачиваемость мелких торговых
капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля
быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию
российского общества, группируясь в нишах обслуживания как массовых
потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро
рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины,
владельцы и работники которых нередко начинали с «челночной» деятельности.
Рывок МП в сторону торговой и посреднической деятельности стал также
закономерной
реакцией
на
введенный
правительством
налоговый
прессингПредпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы они искали и
находили способы сокрытия доходов от налогообложения. Именно торговля и
посредничество, ориентированные на работу с наиболее трудно контролируемыми
наличными средствами, и открывали большие возможности для неуплаты налогов.
В 1992 г. произошло существенное сокращение доли малых предприятий в
промышленности и строительстве. Но относительное сокращение производственного
сектора в российском МП не может оцениваться только как отрицательное явление.
Дело в том, что прекратилась деятельность полукриминальных малых предприятий,
созданных ранее при советских государственных предприятиях лишь для того, чтобы
получать исходное сырье и материалы по низким государственным ценам, а

Page 25

25 
 
продавать продукцию по свободным высоким ценам. Либерализация цен сделала
существование таких малых «производственных» предприятий бессмысленным.
В целом в 1992г. малое предпринимательство было составным элементом
массового процесса «учредительства». Через него несколько веков назад прошли все
ныне высокоразвитые рыночные страны. Через него уже проходила царская Россия.
В начале 90-х гг. нынешнего века биржи, банки, страховые фирмы, крупные
частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России
в огромных количествах. Люди впервые в жизни обрели свободу самостоятельной
предпринимательской деятельности, получили право от своего имени ставить
подпись и печать на финансовых документах, что ранее было абсолютной
монополией государственных чиновников. Во многом новое российское
«учредительство» объяснялось не экономическими причинами, а законами
социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации
кардинального общественного перелома.
Иллюстрацией к вышесказанному может служить массовое появление
эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических зонах и на бедных
почвах, где таких хозяйств с точки зрения экономической целесообразности в
принципе не может быть, даже в самой развитой рыночной стране. Многие новые,
тем более малые, предприятия создавались не в силу экономической
целесообразности, а лишь в надежде их организаторов на некую абстрактную
«лучшую жизнь», без какой-либо программы долгосрочного развития. В
определенном
смысле
психологические
ожидания
скорого
процветания
доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.
В статистических данных тех лет обращают на себя внимание значительные
отличия отраслевой структуры количества малых предприятий от структуры числа
занятых на них. В рамках последней абсолютным лидером оказывалось
строительство; ненамного отставала от него промышленность; на торговлю и
общественное питание, а также общекоммерческую деятельность приходилось менее
30% среднесписочного состава российских малых предприятий. Но этот, казалось бы,
странный факт легко объясняется. Все эти различия и статистические противоречия

Page 26

26 
 
проистекали из повсеместного уклонения малых предприятий от учета результатов
своей деятельности и, конечно, от контроля за своими доходами, включая заработную
плату. Конечно, в сфере торговли и посредничества делать это намного проще, чем в
производственной
сфере. Использование
рабочей
силы
без
какого-либо
документального оформления носило тогда массовый характер. Как уже говорилось,
скрывать доходы от налогообложения там было также проще.
Кроме того, само правительство, как отмечалось выше, сверхжестким
налогообложением толкало предприятия на нарушение налогового законодательства.
Обусловленные деятельностью самого правительства массовые нарушения
законов в сочетании со слабостью государства вызвали разгул криминального
террора в отношении МП. Термины «крыша», «братва», «разборка» и т.п. тогда
прочно вошли (не от хорошей жизни) в предпринимательский лексикон.
Криминальные структуры брали на себя то, что государство было не в состоянии
исполнить (правоохранительные органы пребывали в состоянии перманентных
реорганизаций, суды не могли оперативно разбираться с многочисленными исками
потерпевших, решения судов не выполнялись, сами законы были еще крайне далеки
от адекватности даже неразвитым рыночным условиям). Бандиты оказывались в роли
судей и судебных приставов, обеспечивали охрану от «чужих» и, самое главное,
присваивали себе функции сборщиков налогов. Характерно, что их «налоги» обычно
не превышали государственные.
Это положение, в целом характерное для исторических периодов
первоначального накопления капитала во всем мире, базировалось на сверхвысокой
российской норме прибыли. Не вдаваясь в анализ общих источников сверхприбылей
(отметим, что они не имели никакого отношения к эффективной хозяйственной
деятельности), можно лишь констатировать, что финансовые структуры тогда легко
давали фантастический для современных развитых рыночных хозяйств доход в 60 и
более процентов годовых в валюте, а торговля приносила невиданный доход в 300-
400% годовых. Такая норма прибыли создавала иллюзию всеобщего благоденствия.
Реальная конкуренция (борьба) шла в основном между криминальными группами за

Page 27

27 
 
право контроля над сферами влияния (ограбления малых предприятий) и за
регулярный передел этих сфер.
Для торгово-посреднического малого бизнеса это были «условно-благодатные»
времена. Он не очень нуждался в особой государственной поддержке. Основная
проблема для таких предприятий в тот период заключалась в нарастании давления со
стороны
криминала.
Сказанное подтверждалось, в частности, выступлениями представителей МП на
Первом Международном конгрессе малых и средних предприятий России, в работе
которого приняли участие представители российского правительства. Огромный
поток чисто экономических жалоб и упреков, обрушившийся на членов
правительства, шел от представителей производственных, но не торгово-
посреднических малых предприятий. Общие упреки от тех и других сводились к
отсутствию
дееспособной
банковско-финансовой
системы
и
давлению
криминалитета. Очевидно, что эти упреки не потеряли своей актуальности и по сей
день.
Как показывает мировой исторический опыт, период «учредительства» всегда
ограничен во времени. В новой России он оказался сверхкоротким.
Причины остановки роста числа российских малых предприятий условно
можно подразделить на глубинные и лежащие на поверхности.Если начать с
последних, то основные из них — это сужение характерных для начала 90-х гг.
источников облегченного получения в сфере МП относительно больших доходов,
исчерпание психологических ожиданий широчайших финансовых возможностей
самостоятельной предпринимательской деятельности.
Все реже встречались до этого обычные случаи, когда какое-либо малое
предприятие легко покупает дорогостоящее здание и даже крупное производственное
предприятие. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне,
колеблющемся около средней заработной платы по стране.
Замедление роста числа новых малых предприятий можно объяснить еще и
тем.что никак не проявлял свою силу — и в экономическом, и в социальном плане -
такой мощный фактор, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного

Page 28

28 
 
увеличения, официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически
активного населения. Правомерно, правда, предположить, что реальная безработица
уже тогда была на порядок выше, на что указывают альтернативные расчеты
экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но, тем не
менее, официальный статус работающих (пусть даже на «полуживых» бывших
советских предприятиях), пока он действовал, создавал такой социально-
психологический эффект, при котором люди не стремились к занятию
самостоятельной деятельностью, в том числе пробуя свои силы в сфере малого
бизнеса. Более распространенным оказывается случайный, часто нигде не
регистрируемый вспомогательный заработок от мелких перепродаж или выполнения
подсобных работ.
Правда, положительное влияние вялотекущей безработицы состояло и состоит
в том, что после десятилетий извращенного отношения к труду и своему рабочему
месту началось постепенное, с минимальным количеством социальных эксцессов
осознание его ценности, пришло понимание того, что хорошее, высокооплачиваемое
рабочее место требует от работника должной квалификации и добросовестного
исполнения своих обязанностей. Следует также отметить, что и вспомогательная,
частичная занятость на малых предприятиях тоже в большой степени способствовала
такому осознанию, так как связь между затраченными усилиями каждого
работающего и полученным результатом видна на малом предприятии особенно
явно. Вполне закономерен результат многочисленных опросов руководителей малых
предприятий, в соответствии с которыми третьей или четвертой по значимости
проблемой деятельности своих предприятий (после неплатежей и недостатка
финансовых средств) они уже тогда считали нехватку квалифицированных кадров.
Что же касается глубинных причин замедления роста числа малых
предприятий, то они непосредственно проистекали из общеэкономической политики
нового российского правительства во главе с B.C. Черномырдиным. Основной упор в
ней был сделан на укрепление и содействие развитию ориентированного на экспорт
топливно-энергетического комплекса. А рядом с этим комплексом в качестве «друга-
соперника» при потакании и попустительстве власти (при подпитке из бюджета) на

Page 29

29 
 
глазах разбухал спекулятивный банковско-финансовый сектор. Ни первому, ни
второму малое предпринимательство было совершенно не нужно. Собственно, этот
факт и предопределил жалкую судьбу российского малого предпринимательства на
последующие годы.
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой
концентрации и централизации капитала, а также самой хозяйственной деятельности.
Началось
широкомасштабное
поглощение
предприятий. Часто
наиболее
рентабельные малые предприятия оказывались первой жертвой такого поглощения.
Менее рентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними
и крупными фирмами и были вынуждены свертывать свою деятельность.
В 1995г. впервые началось снижение численности российских малых
предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых на них (на 4,5%). Падение
темпов прироста малых предприятий по-разному проявилось в отдельных отраслях.
Впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось число
малых предприятий в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995г.). В
торговле и общественном питании произошло снижение числа предприятий
примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению
функционирования рынка абсолютное сокращение составило 18,7%. В этом наглядно
проявилось исчерпание прежних, казалось, безграничных возможностей торгово-
посреднической деятельности малых предприятий.
В науке и научном обслуживании сокращение числа малых предприятий
составило 5,6%. Рушились надежды на достойный инновационный вклад малых
предприятий в преодоление кризиса российской экономики.
Общая тенденция на сокращение численности малых предприятий и занятых на
них продолжилась и в 1996г.
Провозглашенный правительством B.C. Черномырдина курс на финансовую
стабилизацию перевел в разряд «выживающих» уже все российские малые
предприятия.
Впервые за несколько лет в 1995 г. произошло увеличение численности
занятых на одном малом предприятии — на 0,8% по сравнению с 1994 г. Конечно,

Page 30

30 
 
величина прироста невелика, но иллюстрирует данные социологических опросов, в
ходе которых руководители малых предприятий говорили о необходимости
численного расширения своих предприятий. И, ч-то очень важно, они отмечали то,
что настало время перехода от полулегальной скрытой занятости на нормальную,
адекватную действующим законам, т.е. появились зачатки легализации деятельности
«теневых» малых предприятий.
Особо обращало на себя внимание увеличение инвестиционной активности
МП. Общий объем капитальных вложений в этой сфере за 1995 г. возрос в 4 раза,
причем в промышленности - в 7,4 раза.
В стране начался процесс определенного реального укрепления российской
государственности, выразившийся, в том числе, в активизации налоговых служб.
Перед малыми предприятиями, не по своей воле находящимися под бандитской
«крышей», встала острая дилемма: или полностью легализоваться и любым способом
избавиться от этой «крыши», или совсем уходить в «тень». Очевидно, что этот выбор
давался очень трудно. В определенной степени выбор именно легального статуса
облегчался для малых предприятий тем, что вследствие падения доходности
всевозможных торговых точек мелкие криминальные структуры стали терять к ним
интерес, переключаясь на свою традиционную сферу — проституцию, наркотики.
Печать в те годы, имея в виду ослабление уличного рэкета, писала о «конце
криминальной революции в России».
В 1994-1996гг. российское МП остро нуждалось в поддержке и защите
государства. Это осознавали и сами государственные органы. Причем, в регионах
становление системы поддержки МП происходило быстрее, чем на федеральном
уровне. Именно в субъектах Российской Федерации принимались первые законы и
программы развития МП и создавались первые фонды его поддержки.
На федеральном уровне первая программа поддержки МП была принята только
в 1994 г., но она так и не была до конца выполнена. Федеральный закон о
государственной поддержке МП был принят в 1995г., но его содержание оказалось
полностью выхолощенным по сравнению с проектами, разрабатываемыми с 1992г.
На созданный в 1995г. Государственный комитет по поддержке и развитию малого

Page 31

31 
 
предпринимательства РФ (ныне ликвидирован) возлагались большие надежды, но
конкретных дел не было. Работали Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере, но их финансовые и организационные возможности были
крайне малы. Ощущалась острейшая нехватка финансовых средств для поддержки с
трудом выживающих российских малых предприятий.
Для кардинального улучшения ситуации в сфере МП требовалось политическое
решение самого высокого уровня. С ожиданием такого решения российское малое
предпринимательство подошло к Первому Всероссийскому съезду своих
представителей.
6. История российского предпринимательства в 1996-1999 гг.
Наметившаяся еще в 1995г.тенденция сокращения общего числа малых
предприятий в 1996г. усилилась (сокращение на 5,6%). Однако во многом это было
связано с новыми подходами к учету малых предприятий в принятом в 1995г. Законе
«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» (сократился круг предприятий, относимых к разряду малых), а также с
перерегистрацией действующих малых предприятий.
В 1997г. практически во всех отраслях был отмечен рост числа малых
предприятий, в целом по Российской Федерации он составил 4,2%, достигнув
наибольшего значения в здравоохранении, культуре и социальном обеспечении —
43%; в сельском хозяйстве — 10,2, на транспорте — 8,6%. Меньше малых
предприятий стало в сфере науки и научного обслуживания — на 4.6%, материально-
технического снабжения и сбыта — на 0,8%.
Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы
России, на 1 июля 1997 г. составила 3,5 млн. человек. С учетом работающих по
договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без
образования юридического лица, в малом предпринимательстве было занято более 12
млн. человек. На доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн. россиян.

Page 32

32 
 
Сложившаяся отраслевая структура МП за эти годы практически не
изменилась.
Непроизводственная сфера остается для малых предприятий более
привлекательной, чем реальный сектор. Так, в 1997 г. большая часть малых
предприятий работала в сфере торговли и общественного питания — 43,2%; в
строительстве и промышленности функционировали 16,5 и 15% малых предприятий
соответственно. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой МП как
сектора экономики, а во-вторых — мировой тенденцией доминирования (особенно в
малом бизнесе) нематериальной сферы над производственной. Существенных
структурных сдвигов в секторе МП за эти годы не произошло. Так, доля
промышленных предприятий в общем числе российских малых предприятий
незначительно выросла — с 14,2 на начало 1995 г. до 15,7% на начало 1999г. Доля
строительных предприятий также увеличилась — с 13,8 до 15,8%. Удельный вес
предприятий, занятых торговлей и общественным питанием, несколько снизился: на
01.01.95 г. на их долю приходилось 46,8% от общего числа малых предприятий, на
01.01.98 г. — 44,5%.
7. Заключение
География устойчивого развития предпринимательства постоянно расширяется,
хотя и сохраняется неравномерность его распространения: более половины
работающих в стране малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах России,
около четверти — в Москве. Предприниматели за годы экономических
преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный
уровень многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация
рынков, появилось больше предприятий, ориентированных на производственный
сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и легкой
промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с
тем, по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются
новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих

Page 33

33 
 
пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых
предприятий.
Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства
возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении
малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора
экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными,
обусловленной самим характером их функционирования. Другими словами,
государство помогает малому предпринимательству, потому что это необходимо и
государству, и народу.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий
достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики
сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины
валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и
последовательная политика поддержки и развития предпринимательства. В России
государство
предприняло
определенные
шаги
по
развитию
малого
предпринимательства: формируется законодательная база, были приняты программы
развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, при
содействии государства создана сеть сервисных организаций. Все большее внимание
вопросам развития предпринимательства уделяют региональные и муниципальные
органы власти.

Информация о работе История развития предпринимательства в России