История российского предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:52, реферат

Описание работы

Определение социальной группы предпринимателей на основе системного подхода к изучению истории общества. Соотношение понятий “предприниматели” и “буржуазия”. Неполнота и социально-политический акцент в понятии “буржуазия”. Периодизация истории предпринимательства в России на основе выделения существенных связей предпринимательства как целостной социальной системы с другими системами российского общества.

Файлы: 1 файл

История российского предпринимательства.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

        История российского предпринимательства

 

(кин, доц. Керов В.В.)

 

Определение социальной группы предпринимателей на основе системного подхода к изучению истории общества. Соотношение понятий  “предприниматели” и “буржуазия”. Неполнота и социально-политический акцент в понятии “буржуазия”.

Периодизация истории предпринимательства  в России на основе выделения существенных связей предпринимательства как  целостной социальной системы с  другими системами российского  общества.

Понятие “купечество”. Купечество и его источники в X - XIV вв. “Князев торг”. Новгородское купечество: Иваново сто. Инонациональные и иноконфессиональные торговцы в Древней Руси. Профессиональные объединения купцов в XIV - XVI вв. Рядовичи. Афанасий Никитин.

Взаимоотношения и взаимодействие купечества и государства в период объединения русских земель в XV - начале XVI вв. Иван Грозный и купечество. Феномен Строгановых и освоение Урала и Сибири. Купечество в Смуте. Особенности социально-юридического статуса в XVI - первой половине XVII вв. Гости. Гостинная и суконная сотни. Купечество в Земских соборах.

Экономическое развитие российского  купечества в XVI - XVII. Веневитиновы. Шорины. Культурные связи купечества.

Социальный состав, экономическая  деятельность и общественная позиция  предпринимателей конца XVII в.: бояре, посадские, крестьяне. Интенсификация экономического развития предпринимательства: мануфактуры, заморская торговля”, ярмарки. Особенности взаимоотношений с государством. Торговцы и промышленники эпохи Петра I. “Купеческая” политика Екатерины II. Корреляция экономических и социально-политических факторов. Зарождение стратовой идеологии. Посошков и его идейное наследие.

Иностранцы в российском предпринимательстве  в конце XVII - XVIII вв.

Предприниматели и культура. Социальные факторы. Особенности православного менталитета. Проблема воздействия Просвещения.

Торговцы и промышленники  в начальный период индустриализации (конец XVIII - первая половина XIX в.). Социальные источники. Общественные особенности отраслевых групп. Создание текстильной индустрии. Начало промышленного переворота. Противоречия технической политики промышленников. Специфика предпринимательства в области финансов. Мелкие предприниматели города. Крестьянское предпринимательство вне аграрного сектора экономики.

Предприниматели различных сословий и государство. Социальная политика Александра I и Николая I: проблема эволюции. Проявление предпринимателями политических и социальных преференций. Купцы и декабристы. Общественная деятельность предпринимателей. Возникновение тенденции к представительным организациям: думы и комитеты. Купечество и славянофилы. Национальная идея в мировоззрении и практике предпринимателей различной социально-сословной принадлежности.

Культурные аспекты развития предпринимательства  в России. Конфессиональные факторы. Старообрядческое предпринимательство: его роль, факторы консолидации и особенности. Духовная концепция “Дела”. Благотворительность. Проблема соотношения благотворительности и первичного создания социальной промышленной инфраструктуры.

 

Предпринимательство эпохи эмансипации (вторая половина XIX в.). Социальные следствия  экономического развития. Новая промышленность и новая структура социально-профессиональной группы предпринимателей. Новые финансисты. Дифференциация различных секторов предпринимательства на основе их роли в организации и управлении предприятиями, типов и размеров “дела”. Собственники и управляющие (менеджеры). Феномен А.И. Путилова. Тяжелая промышленность, железнодорожное строительство и грюндеры. Текстильная индустрия: региональные аспекты. ЦПР и деятельность Л. Кнопа. Промышленные династии и банкирские поколения. Морозовы. Регионально-отраслевые особенности методов управления предприятиями. Вопрос о “московской” и “петербургской” группах. Мелкие предприниматели. Крестьянское предпринимательство: торговля и промыслы. Проблема сельскохозяйственного предприятия.

Предпринимательство в  начале ХХ в. Административно-политические парадоксы экономической политики. Национально-конфессиональная дискриминация. Предприниматели в социально-политической структуре России начала ХХ в. Общественно-политическая деятельность крупных предпринимателей. Представительные центральные и регионально-отраслевые организации. Съезды представителей промышленности и торговли. Проблема предпринимательской консолидации. Роль “торгово-промышленного класса” в создании и деятельности политических партий и организаций. Предприниматели и черносотенцы. Либеральные партии. Предприниматели в Государственном Совете и Государственной Думе. Складывание идеологии крупного российского предпринимательства как целостной системы теоретических взглядов. Вопрос о “политической самостоятельности буржуазии”. Перспективы и оценки будущего страны. Концепция роли предпринимателей в общественной жизни. Идеи  
А.А. Вольского и В.В. Жуковского. А.И. Гучков и П.П. Рябушинский. Предприниматели и “рабочий вопрос”. Национальная идея и отношение к иностранному капиталу. Предприниматели и I мировая война. Мелкие предприниматели индустриального и аграрного секторов в политической системе российского общества начала ХХ в. и тезис об ориентации на левый и правый радикализм.

 Социокультурные аспекты предпринимательства. Образовательные и квалификационные особенности предпринимательских групп. Этно-конфессиональная структура. Благотворительность и меценатство: проблема факторов. П.Г. Шелапутин.  
П.М. Третьяков. Ю.С. Нечаев-Мальцов. Общественно-религиозная деятельность торговцев и промышленников. Н.А. Бугров. Предпринимательский менталитет: вопрос о социально дифференцированном подходе. Трансформация менталитета в последней четверти XIX в. Этос и деловая этика.

 Итоги развития социальной  группы предпринимателей в России. Наметившиеся, но не реализованные тенденции дальнейшего развития. Особенности структуры и функциональных связей в сопоставлении с другими социальными и социально-профессиональными слоями российского общества. Сопоставление с зарубежными национальными общественными системами. Определение интегративных, системообразующих качеств изучаемой социальной системы - российское предпринимательство.

 

 

 

 

 ЛИТЕРАТУРА 

 

Ананьич Б.В. Банкирские дома в России. 1860 - 1914 гг. -  
Л., 1991.

Берлин П.А. Русская буржуазия в старое и новое время. - М.- 
Л., 1925.

Боханов А.Н. Деловая элита России. 1914 г. - М., 1992.

Боханов А.Н. Крупная буржуазия в России (конец XIX в. - 1914 г.) - М., 1992.

Боханов А.Н. Благотворители и меценаты России. - М., 1989.

 

Буржуазия и рабочие России во второй половине XIX - начале ХХ века. - Иваново, 1994.

Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1992.

Гавлин М.Л. Из истории российского предпринимательства: династия Кокоревых. - М., 1991.

Голикова Н.Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI - первой четверти XVIII в. - М., 1998. - Т. I. 

Гушка А.О. Представительные организации торгово-промышленного класса в России. - СПб., 1912.

Демкин А.В. Западноевропейское купечество в России в XVII в. - М., 1994. - Вып. 1-2.

Демская А.А., Семенова Н.Ю. У Щукина на Знаменке... - М., 1993.

Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. - М., 1990. - Гл. 1.

Захаров А.И. Западноевропейские предприниматели в России в эпоху Петра I. - М., 1996.

Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции в России: Очерки. - М., 1997.

История Московского купеческого общества. - М., 1863 - 1897. -  
Т. 1-6.

Керов В.В. Создание социальной промышленной инфраструктуры в текстильном производстве России в XIX в. Конфессионально-этические факторы // Россия и мировая цивилизация. - М, 1996.

Керов В.В. “Дело” Т.С. Морозова: этико-конфессиональные аспекты формирования предпринимательского менталитета // Предприниматели и рабочие: их взаимоотношения. Вторая половина XIX - начало XX веков. Вторые Морозовские чтения. Доклады научно-практической конференции. - Ногинск, 1996.

Крупная аграрная и промышленная буржуазия России и Германии в конце XIX-начале ХХ века - М., 1988.

Кузьмичев А., Петров Р. Русские миллионщики: семейные хроники. - М., 1993.

Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. История российского предпринимательства. - М., 1996.

Купечество в России. XV - середина XIX века. / Сб. ст. - М., 1997.

Лизунов В.П. Старообрядческая Палестина. - Орехово-Зуево, 1992.

Любомиров П.Г. Очерки по истории русской промышленности XVII, XVIII и начала XIX века. - М., 1947.

Мартынов С.Д. Предприниматели, благотворители, меценаты. Строгановы, Алексеевы, Третьяковы, Морозовы, Гучковы. -  
СПб., 1993.

Мартынов С.Д. Финансы и банкирский промысел. Штиглиц, Гинцбурги, Поляковы, Рябушинские. - СПб., 1993.


Информация о работе История российского предпринимательства