Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 01:03, курсовая работа
Целью данного доклада является ознакомление с сущностью экономического роста и факторами, оказывающими на него влияние; рассмотреть основные теоретические модели экономического роста, дать анализ национальной модели; дать характеристику основным источникам и направлениям экономического роста; ознакомиться с основными направлениями устойчивого развития.
Для написания данной курсовой работы автор использовал такие экономические журналы, как “Белорусский экономический журнал”, ”Весник БГЭУ”, учебное пособие по экономике Лемешевского И.М. и др.
При разработке антициклической политики краткосрочного плана было рекомендовано прибегать к регулированию процентной ставки и организации общественных работ, к созданию «буферных запасов» товаров, использовать на товарных рынках государственные интервенции.
Для интерпретации более длительных колебаний экономической динамики Р. Харрод ввел уравнение естественного темпа роста. Здесь главным фактором экономической динамики в долгосрочной перспективе выступают сбережения, а в их регулировании основное место отводилось экономической политике государства. Против длительной депрессии предлагалось использовать политику снижения нормы процента. Низкий процент должен стимулировать инвестиционный спрос и одновременно сокращать долю сбережений в национальном доходе.[5, 25-27]
Неоклассические модели роста. Как только во второй половине XX века перспективы экономического развития стали определяться качественными факторами, так сразу же на первый план выдвинулись и стали пользоваться популярностью концепции неоклассиков (Р. Солоу, Дж. Мид, А. Льюис и др.).
Неоклассики обратили внимание на то, что в современной экономике чаще всего доминируют крупные фирмы. Такие корпорации, располагая мощным техническим и финансовым потенциалом, стремятся разработать собственную концепцию экономического роста. Это обесценивало неокейнсианские идеи государственного вмешательства, повышало значение производительности труда, совершенствования организации производства как самостоятельных факторов экономического роста.
Неоклассические модели экономического роста в отличие от неокейнсианских многофакторные. Их методологической основой выступила известная теория трех факторов производства (что не исключает выделения и факторов второго уровня: технология, организация производства, предприимчивость), а также теория предельной производительности (пофакторный доход определяется предельным доходом, приходящимся на соответствующий фактор производства). Рыночный механизм рассматривается как инструмент, который способен восстанавливать равновесие за счет конкуренции. Подчеркивается значение устойчивой национальной денежной системы и подавления высоких инфляционных ожиданий.
В итоге неоклассическая модель выделяет три основных фактора экономического роста — инвестиции, численность рабочей силы и технический прогресс.
Для социально-институционального направления присуща широкая трактовка содержания экономического роста, который рассматривается не только как процесс увеличения объема выпуска и т. п., но и как процесс изменений в социальных институтах. Понятно, что при таком подходе перечень факторов экономического роста значительно расширяется, а выдвигаемые модели экономического роста приобретают черты институционального строительства.
Исследуются структура прав собственности, формы организации производства и распределения. Именно с этого фланга мировой экономической науки в свое время и была выдвинута концепция «пучка современных прав собственности» . Представители данного направления особое внимание уделяют социальным факторам экономического роста. Здесь нет абсолютизации темпов экономического роста как единственного критерия социального прогресса. Наоборот, выдвигается идея обоснованности при определенных условиях «нулевого экономического роста».
В современных условиях в концепциях социально-институционального направления активно развиваются такие аспекты экономического роста, как:
а) закономерности и последствия глобализации мирового экономического развития;
б) сбалансированность экономического развития и техногенной нагрузки на окружающую среду;
в) проблема преодоления бедности в различных регионах
мира (проблема Юга).
Теоретическая модель экономического роста призвана установить причинно-следственные зависимости, существующие между экономическими явлениями, высветить основные факторы, определяющие экономическую динамику.[10, 426-428]
Вместе с тем любая теоретическая модель — это всего лишь хорошая научная абстракция. Сложность и многообразие реальной практики хозяйствования приводят к тому, что каждая теоретическая модель содержит значительные упрощения. Обнаруживается заметное противоречие между количественным и качественным анализом. Тем более что далеко не все экономические обстоятельства можно формализовать с одинаковым успехом, т. е. дать их количественную интерпретацию.[6, 540]
При формировании национальной модели экономического роста доминирует конкретный экономический анализ, предлагаются конкретные решения. В такой страноведческой модели роста отражаются не только общечеловеческие ценности и основные тенденции формирования смешанной экономики, но и национальные факторы развития.
Модель экономической динамики выступает составной частью общей модели национальной экономики, может быть представлена в виде национальной концепции экономического развития, есть интеллектуальный продукт теории национальной экономики .
Основной задачей национальной модели является отказ от низкого качества роста. Вступление большой группы бывших социалистических стран в трансформационный период означало, что по сути дела взят курс на отказ от прежней модели экономического роста. Новая модель экономического роста должна:
а) обеспечивать высокую экономическую эффективность;
б) иметь социальную направленность;
в) быть восприимчивой к научно-техническому прогрессу;
г) органически вписываться в эволюцию
мирохозяйствен
ных связей.
Содержание переходного периода включает решение задач, направленных на обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. Предстоит разрешить те противоречия, которые привели к кризису АКС, обусловили крах СССР как великой державы.
Прежде всего, необходимо отказаться от преимущественно экстенсивного типа экономического роста, так как это грозит вечным застоем и увеличением технологического отставания от стран Запада, сохранением затратного характера производства и ускоренным истощением природных ресурсов. Особая задача здесь связана с интенсификацией институционального строительства, с формированием нового хозяйственного порядка, соответствующего принципам социально-ориентированной экономики рыночного типа.
Составной частью национальной модели экономического роста всегда выступает промышленная политика. В условиях переходной экономики к основным функциям промышленной политики можно причислить:
а) защитительную (сохранение и укрепление отечественного промышленного комплекса);
б) адаптивную (приспособление к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям хозяйствования);
в) инициативную (ориентация на ближайшее будущее). Основными приоритетами промышленного роста в условиях переходной экономики выступают:
1) наращивание объема выпуска в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью;
2) поддержка отраслей наукоемких и высоких технологий;
3) расширение производства
4) ресурсе- и энергосбережение как важнейшие составляющие повышения конкурентной способности отечественных производителей;
5) сохранение и увеличение
Экономический рост предполагает соблюдение всех тех условий, которые предопределяют достижение высокой конкурентоспособности отечественной продукции. Для переходной экономики особое значение приобретают качество трудовых ресурсов и отечественного менеджмента; уровень научных исследований, связь науки и производства, обеспечение высокой скорости распространения технологических и иных инноваций.[10, 428]
II Особенности экономического роста в 90-е года XXв. : экономический кризис 90-х и пути выхода из него.
В конце 80-х гг. Беларусь была одной из самых развитых республик СССР. В 1990 г.— самом благоприятным из всех 90-х гг.— валовой внутренний продукт составил свыше 4 тыс. дол. на душу населения. Безусловно, этот показатель был в несколько раз ниже, чем, например, в США, но одним из самых высоких в СССР.
В 1991 г. впервые произошло абсолютное падение производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. В итоге валовой внутренний продукт в 1991 г. составил 98,8 % к уровню 1990 г., а национальный доход — 97 %. [16, 362]
В 1991 - 1995 гг. для народного хозяйства республики стало характерным резкое обострение экономического кризиса. Его основными проявлениями стали: снижение всех главных макроэкономических показателей; падение общественного производства; увеличение дефицита государственных финансов; рост инфляции; падение стоимости белорусского рубля, который был введен в денежное обращение в июне 1992 г.; рост внешней задолженности.
Все это поставило народное хозяйство Республики Беларусь на грань обвала. Об этом свидетельствуют официальные данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, приведенные в Приложении А, таблица1
Такое значительное сокращение масштабов производства обусловлено прежде всего падением в 1991—1995 гг. на 40,9 % выпуска продукции промышленности — ведущей отрасли народного хозяйства республики. Более того, с учетом нереализованных товарных запасов и неоплаченной продукции выпуск промышленной продукции сократился почти вдвое. При этом ее спад имел не структурный, а всеобщий характер. Это касалось всех базовых отраслей промышленности, которые имеют первоочередное значение для развития всей экономики Беларуси.[6, 363-364]
Обострение проблемы сбыта продукции отечественных промышленных предприятий связано с ее низкой конкурентоспособностью вследствие сокращения инвестиций в науку, новые технологии, утраты традиционных рынков сбыта в странах-членах СНГ, неэффективного поиска новых рынков сбыта в Европе, Азии, Африке и на Ближнем Востоке.
Принципиальной проблемой, которая стала угрожать экономической безопасности Беларуси, явилась беспрестанно нарастающая внешняя задолженность республики. Официальная внешняя задолженность за 1991— 1995 гг. возросла почти в 4 раза и составила вместе с процентами по обслуживанию более чем 2 млрд дол., что равнозначно валовому внутреннему продукту республики за полгода.
Однако кроме официальной внешней задолженности в 1991— 1995 гг. республика имела и большую текущую внешнюю задолженность, в первую очередь перед Россией за энергоносители. Только в 1994 г. эта задолженность возросла более чем в 10 раз и приблизилась к сумме в 500 млн дол. Основная причина такой критической ситуации — отрицательное сальдо торгового и платежного балансов.
Преобладание импорта над экспортом не только привело к недостатку валютных средств в нашей стране, но и способствовало падению курса белорусского рубля, что в свою очередь обусловило рост цен и расходов предприятий на ввозимое сырье, топливо, материалы и комплектующие. .[13, 112-113]
В 1991 — 1995 гг. в республике сохранялись высокие темпы инфляции. В 1992 г. среднемесячный прирост розничных цен составил 27 %, в 1993 г. — 32%, в 1994 г. — 7%, в 1995 г. — 31 % . Основными экономическими факторами инфляции стали:
• рост цен на энергоносители, сырье и материалы, который происходил в значительной степени из-за падения курса белорусского рубля;
• снижение реальных объемов производства и продуктивности труда;
• рост зарплаты и других доходов населения, которые не соответствовали уровню продуктивности труда и были обусловлены только целями поддержки существующего уровня жизни;[11, 174]
«Усталость экономического роста» обнаружилась и в том, что в условиях Беларуси, по данным официальной статистики, в среднем на 6-10% прироста ВВП ежегодно приходилось 250-380% инфляции.
Одной из острейших проблем для экономики Республики Беларусь стало усложнение взаимоотношений с международными финансово-экономическими организациями — МВФ (Международный валютный фонд), МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и др.
Если еще в 1992 г. западные экономисты характеризовали Республику Беларусь как наиболее перспективную из республик бывшего СССР на пути перехода к рыночным отношениям, то в последующие годы отношение со стороны международных финансово-экономических организаций изменилось в худшую сторону. Главной причиной такого явления стала непоследовательность правительства республики в осуществлении экономических преобразований.[16, 367-368]
Глубокий экономический упадок, в котором находилось народное хозяйство Беларуси, поставил ее на грань обвала и как никогда ранее потребовал разработки и реализации программы неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса. Одержав победу на президентских выборах в июле 1994 г., Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко внес на рассмотрение Верховного Совета Программу неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса, которая и была одобрена 30 сентября 1994 г.[12, 41-42]
Программа содержала комплекс взаимосвязанных неотложных мер, направленных прежде всего на приостановление спада производства, торможение инфляции, сохранение уровня жизни и социальной защищенности, недопущение массовой безработицы и резкого имущественного расслоения. Эта была попытка сочетания монетарных рычагов воздействия в регулировании финансово-кредитной сферы с административными методами управления централизованной государственной экономикой. Программой предусматривались неотложные меры по выходу экономики из кризиса, в том числе общеэкономического характера. Среди них, в частности, были: либерализация ценообразования; массовая приватизация государственного сектора, в том числе санация и банкротство убыточных предприятий; уменьшение размера налогов; сокращение государственных расходов; развитие малого и среднего бизнеса; либерализация рынка валют; формирование рынков ценных бумаг и недвижимости, включая землю; общее сокращение роли государства в регулировании экономики.