Юридическая ответственность кредитных организаций за осуществление банковских операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ теоретических и практических положений в сфере ответственности кредитных организаций за осуществление банковских операции.
При этом ставятся следующие задачи:
проанализировать законодательство о кредитных организациях;
дать общую характеристику кредитным организациям;
охарактеризовать исторические аспекты развития кредитных организаций в России;
рассмотреть финансовые отношения кредитных организаций;

Содержание работы

Введение 2
Библиография 2
Историческая справка 2
1. Гражданско-правовое регулирование кредитных организаций 2
1.1 Правовой статус и основные признаки кредитных организаций 2
1.2 Виды кредитных организаций 2
1.3 Реорганизация и ликвидация кредитных организаций 2
2. Финансовые аспекты деятельности кредитных организаций 2
2.1 Специфика финансов кредитных организаций 2
2.2 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов кредитных организаций 2
2.3 Роль и место финансового анализа в системе управления кредитными организациями 2
3.Юридическая ответственность кредитных организаций за осуществление банковских операций 2
Заключение 2
Список литературы 2

Файлы: 1 файл

комплексная курсовая работа 3 курс ответст-ть кред. организаций (восстановлен) - копия.docx

— 91.82 Кб (Скачать файл)

Административное наказание в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру административной ответственности за совершение противоправного деяния, и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

За совершение административного  правонарушения могут применяться  только те виды наказаний, которые предусмотрены ст. 3.2 КоАП РФ, к ним относятся: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Причем из приведенного перечня  административных наказаний к юридическим  лицам, (к которым и относятся  кредитные организации) применимы  лишь предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, и административное приостановление деятельности. Но не все эти наказания установлены  в качестве меры ответственности  за нарушение законодательства о  банках и банковской деятельности, предусмотренного ст. 15.26 КоАП РФ, а к таковым относятся лишь предупреждение и административный штраф.

Наказание в виде предупреждения налагается не за все виды нарушений  законодательства о банках и банковской деятельности, а лишь за нарушение  установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований (ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ). Этот вид административного наказания согласно, нормам КоАП РФ выражается в официальном порицании кредитной организации и выносится в письменной форме. То есть, по своему содержанию предупреждение обладает, прежде всего «воспитательно-превентивной»25 функцией, оно не влечет существенных ограничений для кредитной организации, а лишь призвано указывать на недостатки в ее деятельности. Предупреждение как вид административного наказания не исключает применение Банком России к кредитным организациям предупредительных мер, но, так как предупреждение является основным наказанием, назначение его в дополнение к другому административному наказанию, в том числе и к административному штрафу (также предусмотренному санкцией ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ) невозможно. Однако, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения кредитная организация совершит правонарушение, за которое санкцией - ст. 15.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, то в таком случае к кредитной организации может быть применено более суровое административное наказание, например административный штраф.

В отличие от предупреждения административный штраф, согласно ст. 3.5 КоАП РФ, предполагает изменение материального состояния лица, поскольку является денежным взысканием, и может быть выражен различными способами, в зависимости от вида правонарушения и его субъекта. Так, административный штраф, за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, налагается на кредитные организации по правилам, предусмотренным для юридических лиц, выражается в рублях, устанавливается в конкретном размере, который в полном объеме подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Так в соответствии со ст. 15.26. КоАП «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности»:

1. Осуществление кредитной организацией  производственной, торговой или  страховой деятельности - влечет  наложение административного штрафа  в размере от сорока тысяч  до пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение кредитной организацией  установленных Банком России  нормативов и иных обязательных  требований - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если они создают  реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), - влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 Как отметил, Председатель  Банка России С.М. Игнатьев: "Штраф..., который может быть предусмотрен КоАП РФ... банку, что слону дробина. С удовольствием, никаких проблем, заплатит хоть каждый месяц и гораздо большую сумму" 26. Тем не менее, низкие размеры административных штрафов не являются основанием для нарушения установленного КоАП РФ процессуального порядка привлечения кредитных организаций к административной ответственности и замены административного наказания мерами, применяемыми Банком России при осуществлении банковского надзора.

Также кредитная организация  несет гражданско-правовую ответственность. Как правило, кредитная организация отвечает за несвоевременное либо неправильное зачисление (списание) денежных средств клиента на счет (со счета). Если при этом нарушение правил совершения расчетных операций банком повлекло неправомерное удержание денежных средств, банк обязан уплатить проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК.

Согласно ст. 395 ГК за пользование  чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения  от их возврата, иной просрочки в  их уплате либо неосновательного получения  или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму  этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо - в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Если убытки, причиненные кредитору  неправомерным пользованием его  денежными средствами, превышают  сумму процентов, причитающуюся  ему на основании п. 1 ст. 395 ГК, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей  эту сумму.

Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором для начисления процентов не установлен более короткий срок.

Использование банком той или иной формы расчетов обусловливает определенную специфику применения норм об ответственности. В частности, ответственность за нарушение условий аккредитива  перед плательщиком несет банк-эмитент, а перед банком-эмитентом - исполняющий банк. При необоснованном отказе исполняющего банка в выплате денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву ответственность перед получателем средств может быть возложена на исполняющий банк. В случае неправильной выплаты исполняющим банком денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву вследствие нарушения условий аккредитива ответственность перед плательщиком может быть возложена на исполняющий банк.

Ст. 305 Бюджетного кодекса РФ устанавливает бюджетную ответственность кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств. Мерой ответственности является взыскание пени с кредитной организации в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. 
Необходимо отметить, что данная статья БК РФ содержит также норму об административной ответственности руководителей кредитных организаций за данное правонарушение.

Таким образом, следует отметить, что  юридическая ответственность является мощным средством воздействия на кредитные организации в сфере  банковской деятельности, которое укрепляет  банковскую систему и предотвращает  многие противоправные деяния и правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог необходимо подчеркнуть, что нормы Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», устанавливающие административную ответственность кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности и порядок ее реализации Банком России в настоящее время не соответствуют требованиям административного законодательства Российской Федерации. Поскольку в течение длительного периода времени федеральное банковское законодательство (Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») вопреки КоАП РФ предусматривает возможность привлечения кредитных организаций к административной ответственности и применения к ним мер воздействия вне административно-процессуального порядка, установленного в КоАП РФ. При этом, перечень санкций, применяемых к кредитным организациям за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», значительно шире, установленных в КоАП РФ. За одно и то же правонарушение, совершенное кредитной организацией, в действующем законодательстве предусмотрены как административные наказания в виде предупреждения, штрафа, так и меры, применяемые Банком России в порядке надзора.

Безусловно, существующие противоречия нормативно-правовых актов требуют  совершенствования действующего федерального законодательства, нормативных актов  Банка России и приведение их в  соответствии с нормами материального  и процессуального права, регулирующего  порядок привлечения кредитных  организаций к административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.

В целях совершенствования  процессуального порядка привлечения  кредитных организаций к административной ответственности необходимо:

Во-первых, исключить из ст. 74 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» такую меру воздействия, применяемую к кредитным организациям за нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований, как штраф.

Во-вторых, поскольку размеры  административных штрафов, предусмотренных  санкциями ст. 15.26 КоАП РФ, действительно крайне малы для кредитных организаций (что препятствует достижению общих целей административного наказания), следует повысить размер административного штрафа за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.

В-третьих, установить в качестве административного наказания лишение  специального права юридических  лиц.

В-четвертых, установить за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности такие  наказания как дисквалификация  и административное приостановление  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. -М., 199.
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г.  № 145-ФЗ (ред. от 3.12.2011 г. N 378-ФЗ );
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) » от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011);
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2012);
  5. Положение о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения (утв. ЦБ РФ  04.06.2003 № 230-П).
  6. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 ( ред. от 6.12.2011 г. N 409-ФЗ);
  7. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. (ред. от 19.10.20011 N 285-ФЗ );
  8. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (ред. 6.12.2011 г. N 409-ФЗ );

 

Учебная литература

 

  1.  Алексеев С.С. Гражданское право (2 изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.;
  2. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М., 2008 г.;
  3. Выступление Председателя Центрального банка Российской Федерации С.М. Игнатьева на парламентских слушаниях Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам на тему: "Соответствие нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства" (20 февраля 2007 г.) // URL: 052051124051053050.html (дата обращения: 17.04.2011).
  4. Гейвандов Я.А. Юридическая ответственность кредитных организаций за нарушения федерального банковского законодательства. // Гос. и право. 2009. N 9;
  5. Гончарова Н.Г. О привлечении юридических лиц к административной ответственности. // Закон. 2010. N 8; 
  6. Гражданское право. Том 1: Учебник/2-е изд. перераб. и доп. под  редакцией доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова, 2009г.;
  7. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы, комментарии / Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 2007 г.;
  8. Егоров С. Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления. //Деньги и кредит. - №4, 2009г.
  9. Ефимова Л.Г. Банковское право. М, 2010 г.;
  10. Загайнова С.К. Гражданское право. М.; 2007 г.;
  11. Крохина Ю.А. Финансовое право: Учебник для вузов. – М., 2007 г.;
  12. Лупинская П.А.Гражданское право. М., 2009 г.;
  13. Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. - М.: Юристь, 2010 г.;
  14. Пепеляев С.Г. Налоговое право. М, 2007 г.;
  15. Салищева Н.Г. Гражданский процесс. М., 2009 г.;
  16. Сборник финансового законодательства. Отв. ред. Конюхова Т.В., Т. 1,2. М., 2007 г.;
  17. Тедеев А.А. Финансовое право. Учебник. - М., 2008 г.;
  18. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Финансовое право: Конспект лекций и схемы: Учеб. Пособие. М., 2008 г.;
  19. Треушников М.К. Гражданский процесс: теория и практика. М., 2008 г.;
  20. Финансовое право: Учебник/ под ред. О.Н. Горбуновой. М., - 2008 г.;
  21. Финансовое право: Учеб. / отв. Ред. Е.Ю. Грачева, Г.П.Толстопятенко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009г.;
  22. Финансовое право: учеб. / отв. Ред. М. В. Карасева. М.: Юристь, 2008 г.;
  23. Финансовое право: учеб. / отв. Ред. Н. И. Химичева. М.: Юристь, 2009 г.;
  24. Финансово-кредитный словарь (в 3-х томах);
  25. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т.II. Торговые сделки. – М.: Статут. 2009г.;
  26. Якимов А.Ю. Административная ответственность и презумпция невиновности // Административная ответственность: вопросы теории и практики. / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2008 г.

Информация о работе Юридическая ответственность кредитных организаций за осуществление банковских операций