Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 01:29, курсовая работа
Целью работы является анализ теоретических и практических положений в сфере ответственности кредитных организаций за осуществление банковских операции.
При этом ставятся следующие задачи:
проанализировать законодательство о кредитных организациях;
дать общую характеристику кредитным организациям;
охарактеризовать исторические аспекты развития кредитных организаций в России;
рассмотреть финансовые отношения кредитных организаций;
Введение 2
Библиография 2
Историческая справка 2
1. Гражданско-правовое регулирование кредитных организаций 2
1.1 Правовой статус и основные признаки кредитных организаций 2
1.2 Виды кредитных организаций 2
1.3 Реорганизация и ликвидация кредитных организаций 2
2. Финансовые аспекты деятельности кредитных организаций 2
2.1 Специфика финансов кредитных организаций 2
2.2 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов кредитных организаций 2
2.3 Роль и место финансового анализа в системе управления кредитными организациями 2
3.Юридическая ответственность кредитных организаций за осуществление банковских операций 2
Заключение 2
Список литературы 2
Административное наказание в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру административной ответственности за совершение противоправного деяния, и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
За совершение административного правонарушения могут применяться только те виды наказаний, которые предусмотрены ст. 3.2 КоАП РФ, к ним относятся: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.
Причем из приведенного перечня административных наказаний к юридическим лицам, (к которым и относятся кредитные организации) применимы лишь предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, и административное приостановление деятельности. Но не все эти наказания установлены в качестве меры ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, предусмотренного ст. 15.26 КоАП РФ, а к таковым относятся лишь предупреждение и административный штраф.
Наказание в виде предупреждения налагается не за все виды нарушений законодательства о банках и банковской деятельности, а лишь за нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований (ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ). Этот вид административного наказания согласно, нормам КоАП РФ выражается в официальном порицании кредитной организации и выносится в письменной форме. То есть, по своему содержанию предупреждение обладает, прежде всего «воспитательно-превентивной»25 функцией, оно не влечет существенных ограничений для кредитной организации, а лишь призвано указывать на недостатки в ее деятельности. Предупреждение как вид административного наказания не исключает применение Банком России к кредитным организациям предупредительных мер, но, так как предупреждение является основным наказанием, назначение его в дополнение к другому административному наказанию, в том числе и к административному штрафу (также предусмотренному санкцией ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ) невозможно. Однако, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения кредитная организация совершит правонарушение, за которое санкцией - ст. 15.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, то в таком случае к кредитной организации может быть применено более суровое административное наказание, например административный штраф.
В отличие от предупреждения административный штраф, согласно ст. 3.5 КоАП РФ, предполагает изменение материального состояния лица, поскольку является денежным взысканием, и может быть выражен различными способами, в зависимости от вида правонарушения и его субъекта. Так, административный штраф, за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, налагается на кредитные организации по правилам, предусмотренным для юридических лиц, выражается в рублях, устанавливается в конкретном размере, который в полном объеме подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Так в соответствии со ст. 15.26. КоАП «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности»:
1. Осуществление кредитной
2. Нарушение кредитной
3. Действия, предусмотренные частью
2 настоящей статьи, если они создают
реальную угрозу интересам
Как отметил, Председатель Банка России С.М. Игнатьев: "Штраф..., который может быть предусмотрен КоАП РФ... банку, что слону дробина. С удовольствием, никаких проблем, заплатит хоть каждый месяц и гораздо большую сумму" 26. Тем не менее, низкие размеры административных штрафов не являются основанием для нарушения установленного КоАП РФ процессуального порядка привлечения кредитных организаций к административной ответственности и замены административного наказания мерами, применяемыми Банком России при осуществлении банковского надзора.
Также кредитная организация несет гражданско-правовую ответственность. Как правило, кредитная организация отвечает за несвоевременное либо неправильное зачисление (списание) денежных средств клиента на счет (со счета). Если при этом нарушение правил совершения расчетных операций банком повлекло неправомерное удержание денежных средств, банк обязан уплатить проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК.
Согласно ст. 395 ГК за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо - в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании п. 1 ст. 395 ГК, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором для начисления процентов не установлен более короткий срок.
Использование банком той или иной формы расчетов обусловливает определенную специфику применения норм об ответственности. В частности, ответственность за нарушение условий аккредитива перед плательщиком несет банк-эмитент, а перед банком-эмитентом - исполняющий банк. При необоснованном отказе исполняющего банка в выплате денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву ответственность перед получателем средств может быть возложена на исполняющий банк. В случае неправильной выплаты исполняющим банком денежных средств по покрытому или подтвержденному аккредитиву вследствие нарушения условий аккредитива ответственность перед плательщиком может быть возложена на исполняющий банк.
Ст. 305 Бюджетного кодекса РФ устанавливает
бюджетную ответственность кредитных
организаций за несвоевременное исполнение
платежных документов на перечисление
бюджетных средств на лицевые счета получателям
бюджетных средств. Мерой ответственности
является взыскание пени с кредитной организации
в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования
Банка России за каждый день просрочки.
Необходимо отметить, что данная статья
БК РФ содержит также норму об административной
ответственности руководителей кредитных
организаций за данное правонарушение.
Таким образом, следует отметить, что
юридическая ответственность
Подводя итог необходимо подчеркнуть,
что нормы Федерального закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», устанавливающие
административную ответственность кредитных
организаций за нарушение законодательства
о банках и банковской деятельности и
порядок ее реализации Банком России в
настоящее время не соответствуют требованиям
административного законодательства
Российской Федерации. Поскольку в течение
длительного периода времени федеральное
банковское законодательство (Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
и Федеральный закон «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»)
вопреки КоАП РФ предусматривает возможность
привлечения кредитных организаций к
административной ответственности и применения
к ним мер воздействия вне административно-
Безусловно, существующие противоречия нормативно-правовых актов требуют совершенствования действующего федерального законодательства, нормативных актов Банка России и приведение их в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующего порядок привлечения кредитных организаций к административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.
В целях совершенствования
процессуального порядка
Во-первых, исключить из ст. 74 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» такую меру воздействия, применяемую к кредитным организациям за нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований, как штраф.
Во-вторых, поскольку размеры административных штрафов, предусмотренных санкциями ст. 15.26 КоАП РФ, действительно крайне малы для кредитных организаций (что препятствует достижению общих целей административного наказания), следует повысить размер административного штрафа за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.
В-третьих, установить в качестве
административного наказания
В-четвертых, установить за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности такие наказания как дисквалификация и административное приостановление деятельности.
Нормативно-правовые акты
Учебная литература