-
действующая клиентура (контрагенты);
-
предполагаемая (потенциальная) клиентура;
-
фирмы- конкуренты.
1) Каждая интересующая фирма заносится
в банк данных ЭВМ (реестр) или
в соответствующий раздел картотеки
либо досье. По каждой интересующей
фирме собираются следующие сведения:
-
общие сведения о фирме, которые дают представление о характере и масштабах деятельности фирмы, ее месте и роли на мировом рынке, об организации управления, хозяйственных и финансовых связях фирмы, адрес фирмы, страна регистрации, номер регистрации, телефона и телеграфа;
-
показатели, характеризующие экономическое и финансовое положение фирмы: величина акционерного капитала, активов, продаж, число занятых, место в списке ведущих компаний своей страны и среди компаний мира;
-
вид хозяйственной деятельности фирмы: промышленность, торговля и т.д;
-
правовое положение;
-
принадлежность фирмы по капиталу и контролю (национальная, смешанная, иностранная);
-
история образования и особенности развития фирмы: год создания и т.д.;
-
тип объединения, в которое входит фирма и ее положение в нем: материнская компания, филиал, дочерняя;
-
номенклатура производимой и реализуемой продукции;
-
место фирмы на мировом рынке;
-
значение и характер внешней деятельности фирмы (число заграничных дочерних компаний, в том числе производственных, их местоположение и т.д.;
-
производственная и материально-техническая база фирмы (число и местоположение производственных предприятий и их мощность, число сбытовых предприятий, складов и станций технического обслуживания и т.д.;
-
контрагенты фирмы, конкуренты по основным видам выпускаемой или реализуемой продукции;
-
структура аппарата управления фирмы;
-
акционерный капитал (распределение между собственниками акций, контрольный пакет акций, его принадлежность и владение);
-
связи фирмы с банками и характер этих связей.
2) При изучении фирм используются
следующие источники информации:
-
Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах. Это различные экономические журналы и отдельные выпуски или приложения к ним, а также газеты. Например, в американском журнале “Форчун” содержаться сводные таблицы по 500 крупнейшим фирмам мира с указанием их принадлежности к отрасли производства и стране, а также приводятся данные об оборотах, активах, прибыли, числе занятых в фирме и т.д.
-
Информация, публикуемая самими фирмами, т.е.:
-
годовые отчеты о деятельности фирм, содержащие характеристику деятельности фирмы в целом и ее производственных отделений за истекший финансовый год и т.д.;
-
балансовые отчеты фирм, дающие сведения о средствах, которыми располагает фирма; об источниках финансирования; о размере акционерного капитала фирмы и т. д. Изучение баланса и счета прибылей и убытков за ряд лет позволяет сделать вывод о финансовом положении фирмы, размерах ее оборота и прибылей.
-
проспекты, создающие подробную характеристику производственной деятельности фирмы в целом и ее отдельных предприятий, описание технологических процессов и новых технических достижений;
-
каталоги, помещающие информацию о продукции, выпускаемой фирмой, включая технические характеристики продукции.
3) Информация о фирмах, представляемая
специализированными организациями,
т.е. кредитно-справочными бюро, союзами
предпринимателей, торговыми палатами,
консультационными фирмами, государственными
организациями. Эта информация предоставляется
как за плату, так и бесплатно.
4) Справочники по фирмам.