Комерческое право по отношению к другим отраслям права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Основная функция отраслей в правовой системе состоит в том, чтобы применительно к качественно особому виду общественных отношений обеспечивать определенный юридический режим правового регулирования. Каждая отрасль права – это юридически цельное, нерасторжимое правовое образование, отличающееся высоким уровнем внутренней организации, единством образующих ее элементов – институтов, их объединений, подотраслей. Главным системообразующим фактором, обусловливающим выделение отрасли в правовой системе, является предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования имеет первоочередное, повышенное системообразующее значение, в предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации данных отношений.

Содержание работы

1. Каким образом взаимодействует коммерческое право с другими отраслями российского права?
2. Что выступает в качестве средств индивидуализации товаров и услуг?

Файлы: 1 файл

Коммерческое право_контрольная.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)


 

Контрольная работа

по спецкурсу  «Коммерческое право»

 

Вариант I

 

1. Каким образом взаимодействует  коммерческое право с другими  отраслями российского права?

2. Что выступает в качестве  средств индивидуализации товаров  и услуг?

 

 

 

Оглавление

 

1. Взаимодействие коммерческого права с другими отраслями российского права

Основная функция  отраслей в правовой системе состоит  в том, чтобы применительно к качественно особому виду общественных отношений обеспечивать определенный юридический режим правового регулирования. Каждая отрасль права – это юридически цельное, нерасторжимое правовое образование, отличающееся высоким уровнем внутренней организации, единством образующих ее элементов – институтов, их объединений, подотраслей.

Главным системообразующим  фактором, обусловливающим выделение  отрасли в правовой системе, является предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования имеет первоочередное, повышенное системообразующее значение, в предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации данных отношений.

В связи с  этим, для рассмотрения взаимодействия коммерческого права с другими отраслями российского права необходимо учитывать различные подходы к определению его предмета.

В настоящее  время вопрос о более точном определении предмета коммерческого права является дискуссионным и решается в зависимости от того, как определяется его правовая природа1.

При рассмотрении коммерческого права как торгового  права и подотрасли гражданского права в его предмет в одних  случаях включают общественные отношения  в сфере торговой деятельности2, в других – только в сфере профессиональной торговой деятельности3, в третьих – отношения в сфере оптовой торговли4. Кроме того, в качестве предмета торгового права иногда рассматривают сам торговый оборот как часть имущественного оборота, регулируемого нормами гражданского права5.

При рассмотрении коммерческого права как подотрасли предпринимательского права правоведы выделяют три группы правоотношений: между коммерсантами, а также между коммерсантами и предпринимателями; поставщиками и покупателями; коммерческо-управленческие и внутрикоммерческие6.

Сторонники рассмотрения коммерческого права как комплексной отрасли права допускают включение в предмет торгового права вопросов государственного регулирования торговой деятельности, отнесения к нему потребительских отношений, внешнеторговой деятельности, трудовых отношений, возникающих в торговой сфере, налогообложения и т.п.7

Например, ряд  ученых, связывая торговое право исключительно  с внутренним торговым оборотом, включают в его предмет управленческие, финансовые, трудовые отношения, возникающие  при осуществлении торговой деятельности, а также отношения, связанные с привлечением виновных лиц к административной и уголовной ответственности за правонарушения, связанные с торговлей8. Так, В.А. Язев относил к предмету торгового права все правовые отношения, возникающие в сфере деятельности внутренней торговли, в том числе сложный комплекс правоотношений в сфере торгового обслуживания населения, в особенности, регулирования гарантий прав покупателей в их отношениях с торговыми предприятиями; правоотношения, возникающие в процессе обеспечения внутренней торговли товарами народного потребления, выполнения работ и услуг, связанных с надлежащим торговым обслуживанием покупателей, т.е. в сфере хозяйственных связей торговли с другими отраслями. Нормы этой отрасли, считал он, призваны определить правосубъектность граждан и торговых предприятий, в том числе в личных неимущественных отношениях в торговле. Особую группу должны составлять правовые требования к торговому персоналу, включая заключение трудового договора и применение административных санкций9. Подобный подход прослеживается и в зарубежных изданиях по коммерческому праву.

Некоторые цивилисты, рассматривая коммерческое право как «часть гражданского права, выделение которой вызвано практическим интересом», включили в его содержание положения, посвященные государственному регулированию коммерческой деятельности, административной ответственности, а также преступлениям в сфере коммерческой деятельности10.

Сторонники  коммерческого права как самостоятельной  отрасли права не выработали единого подхода. Они связывают предмет торгового права с правовым регулированием торговой деятельности11, или относят к нему совокупность общественных отношений, складывающихся в результате торговой деятельности, а также в результате деятельности по обслуживанию торговли12, по-разному определяя круг этих отношений. Так, Н. В. Постовой включает в предмет регулирования коммерческого права правоотношения, возникающие из сделок в области внешнеторговой деятельности13.

Таким образом, в отсутствие четких представлений о специфике предмета коммерческого права возникают разные идеи относительно системной принадлежности той или иной совокупности правовых норм, регулирующих различные аспекты торговой деятельности, что затрудняет рассмотрение соотношения коммерческого права с другими отраслями российского права.

Однако можно  указать основные моменты взаимодействия коммерческого права со смежными отраслями права: гражданским, предпринимательским  и потребительским.

Говоря о  соотношении коммерческого права  с гражданским, следует отметить, что коммерческое право значительно пересекается с частным правом. Оно берет из гражданского права готовыми многие понятия и целые институты, соответственно видоизменяя последние.

К отношениям, включаемым в предмет коммерческого права, как правило, применяются нормы гражданского законодательства. Вместе с тем торговая деятельность нуждается для своего успешного развития в особых правилах регулирования, учитывающих ее отличительный характер от имущественного оборота в целом. Выполнение функций в сфере торговли предполагает наличие у субъектов особых прав и вместе с тем налагает на них обязанности, не свойственные иным субъектам гражданского права. Обязательственные отношения в торговом обороте требуют применения особых договоров, не предусмотренных гражданским правом либо существенно видоизмененных по сравнению с последним.

Развиваясь, коммерческое право вырабатывает собственные  принципы, правовые конструкции, правила, совершенно не известные гражданскому праву. Гораздо большее значение в коммерческом праве, чем в гражданском, приобрели деловые обычаи, именуемые обычаями торгового оборота.

Сложнее решается вопрос о соотношении коммерческого права с правом предпринимательским (хозяйственным).

Здесь следует  подчеркнуть, что коммерция, безусловно, является одним из видов предпринимательства, но коммерческое право большинством правоведов не сводится исключительно к праву предпринимательскому.

Дело в том, что последователи позиций хозяйственного права при определении предмета предпринимательского права исходят из того, что в его состав входят: 1) отношения, складывающиеся при осуществлении хозяйственной деятельности; 2) внутрихозяйственные отношения14; 3) отношения, тесно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе некоммерческого характера; 4) отношения по государственному воздействию на предпринимательскую деятельность15.

Таким образом, в отличие от коммерческого права предпринимательское право имеет более обширную сферу общественных отношений.

Кроме того, предпринимательское право делает акцент, с одной стороны, на особенности правового регулирования процесса производства и внутрихозяйственных отношений при его осуществлении. С другой стороны, правовое регулирование этих отношений сопряжено с необходимостью государственного вмешательства в сферу производства и регламентированием производственной деятельности с использованием норм административного, трудового, финансового, банковского права, т.е. отраслей, использующих публично-правовые методы правового регулирования. Предпринимательское право выделяет публично-правовому регулированию особое место в своем предмете, делая его опорным пунктом отличия предпринимательского права от права гражданского.

Государственное регулирование имущественных отношений  характерно для коммерческого права в несколько меньшей степени, чем для права предпринимательского, и в несколько большей степени, чем для гражданского права вообще. Публичное вмешательство в частноправовую сферу необходимо ровно настолько, насколько этого требует структура и содержание отношений, подлежащих правовому регулированию16.

Вопрос о  соотношении коммерческого права  с потребительским является дискуссионным. Сторонники узкой трактовки коммерческого права вообще не рассматривают розничный торговый оборот и не включают вопросы защиты прав потребителей в системе коммерческого права.

В то же время  потребительские отношения нередко  рассматриваются как самостоятельная  отрасль права17, существующая в рамках торгового или предпринимательского права, поскольку во многих областях одни и те же правила в равной мере применимы и к потребительским, и к предпринимательским сделкам.

Существует  также мнение, что потребительские  отношения входят в предмет правового  регулирования гражданского либо предпринимательского права, но обладают определенной спецификой, выражающейся в субъектном составе участников отношений. При этом совокупность правовых норм, регулирующих их, в одних случаях признается институтом соответствующей отрасли права, в других – его подотраслью.

Таким образом, следует согласиться с позицией М.А. Егоровой, которая иллюстрирует соотношение отраслей (сфер общественных отношений) коммерческого права, потребительского права, предпринимательского права и гражданского права между собой следующим образом: коммерческое право наряду с потребительским правом относится к предпринимательскому, а предпринимательское к гражданскому. М. А. Егорова указывает, что каждая из указанных сфер общественных отношений отличается от другой не предметом правового регулирования, каковым являются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения субъектов торговой деятельности, а содержанием режима правового воздействия, который, сохраняя свою диспозитивную направленность, структурно отличается для каждой области товарообращения составом и комбинацией элементов правового регулирования, составленного из совокупности дозволений, обязываний и запретов, устанавливаемых законодателем в соответствии со спецификой каждой из областей правового регулирования, формируя особенности способов правового воздействия на отношения субъектов торговой деятельности и детерминируя содержание режимов защиты их интересов и интересов государства, определяемых на основании п. 2 ст. 1 ГК РФ18.

Тем самым, коммерческое право пронизывает сферы общественных отношений, относящихся к предмету регулирования других отраслей российского права, прежде всего гражданского и предпринимательского, и может быть рассмотрено как их подотрасль или комплексная отрасль права. Так, по мнению М. Ю. Челышева коммерческое право – это особая часть предпринимательского права: «его подотрасль, соответственно, также комплексное правовое образование, но несколько иного уровня»19.

 

2. Средства индивидуализации товаров  и услуг

Для выделения  товаров и услуг среди других однородных используются такие средства индивидуализации, как знак обслуживания, товарный знак и наименование места происхождения товара. Их применение регулируется главой 76 ГК РФ «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий».

Знак обслуживания является обозначением, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Знаки обслуживания применяются предприятиями в сфере транспорта, строительства, страхования, банковского дела, информации, радиовещания и телевидения, оказания бытовых услуг (гостиницы, рестораны и т.п.), зрелищными предприятиями и др. По своему правовому режиму знак обслуживания приравнен к товарному знаку.

Товарный знак и наименование места происхождения  товаров позволяют определить производителя или источник происхождения товаров, придают товарам индивидуализированные черты, позволяющие потребителям легко узнавать данный товар и выделять его среди однородных товаров.

Кроме того, на практике часто  употребляются термины «бренд» и «торговая марка». Термин «бренд» обозначает известный на рынке товарный знак или знак обслуживания, который у потребителей достаточно прочно ассоциируется с определенным товаром или услугами. Бренд – понятие маркетинговое, он впитывает в себя, по сути, всю интеллектуальную собственность организации, которую он обозначает. Торговая марка является обиходным обозначением товарного знака20.

Товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Обладатель товарного знака имеет на него исключительное право, удостоверяемое зарегистрированным федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности свидетельством (ст. 1481 ГК РФ).

В качестве товарного знака используются обозначения в различном виде – словесные, изобразительные, объемные и другие или их комбинации, обладающие различительной способностью. Правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом. В частности, товарный знак может размещаться:

Информация о работе Комерческое право по отношению к другим отраслям права