Коммерческая тайна и способы ее защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

Разумеется, большинство честных предпринимателей придерживается исключительно законных путей получения информации о конкурентах. Однако, есть и такие компании, которые не боятся использовать незаконные способы для того чтобы получить нужную им информацию. Как говорится, на войне все средства хороши, а цель оправдывает средства. Едва ли.

Файлы: 1 файл

Комм. тайна.docx

— 33.57 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации

 

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

"Национальный  исследовательский университет  
"Высшая школа экономики"

Факультет Права
Кафедра Предпринимательского права

 

 

 

 

 

Эссе

На тему «Коммерческая тайна и способы ее защиты»

 

 

 

Выполнил:

Студент группы № 358

Быстров Александр 

Александрович

                      

 

Проверил:

Анисимов  Алексей 

Владимирович

   

 

 

Москва, 2012г.

Существует два типа способов получения сведений о конкурентных предприятиях, законный и незаконный способ.
К законным способам относятся:
  • Публикации конкурентов, их отчёты (если они были получены обычными путями)

  • Доклады консультантов
  • Информация, которая была дана публично бывшими сотрудниками конкурента
  • Отчёты конкурентов о своих финансовых делах
  • Ярмарки и выставки, устраиваемые конкурентами, брошюры, издаваемые ими
  • Отчёты закупочных отделов
  • Анализ изделий конкурентов

 

Незаконным  может быть тайное наблюдение за конкурентами, ложное предложение работы сотрудникам конкурента (не имея намерения брать этих служащих на работу), с целью выведывания у них информации, использование шпионов, подкуп сотрудников конкурента, подслушивание телефонных разговоров, хищение документации, шантаж и т.п.

Разумеется, большинство честных предпринимателей придерживается исключительно законных путей получения информации о конкурентах. Однако, есть и такие компании, которые не боятся использовать незаконные способы для того чтобы получить нужную им информацию. Как говорится, на войне все средства хороши, а цель оправдывает средства. Едва ли.

 

К коммерческой тайне относится самая разная информация, связанная с производством, технологиями, управлением, финансами и прочими моментами деятельности предприятия. Вместе с термином “коммерческая тайна” часто используются следующие термины: “конфиденциальная информация”, “секреты производства”, “ноу-хау”. Все они, по сути, означают одно и то же понятие.  В Гражданском кодексе РФ оно именуется “коммерческой тайной”.

В соответствии со статьей 139 Гражданского кодекса РФ коммерческая тайна определяется так. Это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Как мы видим, из данного определения следует несколько обязательных признаков коммерческой тайны.

Первое. Информация обязательно должна иметь коммерческую ценность, пусть даже потенциальную. Следовательно, из всего количества информации, которое составляет коммерческую тайну, исключается та информация, которая не представляет никакого интереса для людей. В том же случае, когда возникает судебный спор, предприятие обязано доказывать суду наличие у сведений коммерческой ценности.

Второе. К сведениям, которые составляют коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа для всех людей, только для определенного доверенного круга лиц. Ведь если сведения могут быть получены любым законным образом любым заинтересованным лицом, то такие сведения коммерческой тайны не представляют. Если информацию можно получить путем изучения разнообразных печатных изданий, просмотра открытых баз данных и т.п., то эта информация не представляет для предприятия ценности, а значит, она не является коммерческой тайной предприятия.

Третье. Для того, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны могут быть организационными (например, утверждение внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала к коммерческой тайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговоров и т.п.) и юридическими (например, включение в трудовые контракты с персоналом и договоры с контрагентами положений о неразглашении конфиденциальной информации). Это условие чрезвычайно важно. Если предприниматель не хочет, чтобы его коммерческую тайну похитили конкуренты, он должен принимать меры для сохранности этой тайны.

 

Говоря  о правовых способах судебной защиты коммерческой тайны, нужно сказать, что наиболее распространенным способом является предъявление иска о возмещении убытков, причиненных разглашением конфиденциальной информации. Однако нужно подчеркнуть, что обязанность доказать факт разглашения, а также размер убытков лежит на самом истце. В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть заявлены и другие иски. Например, предприятие может заявить иск о признании права на коммерческую тайну, когда данное право кем-либо оспаривается, или иск о запрете использовать конфиденциальную информацию лицом, неправомерно завладевшим такой информацией.

 

Для обеспечения взаимодействия государственных  органов власти и органов управления предприятиями (фирмами), между самими предприятиями, между предприятиями  и физическими лицами правительством России устанавливается соответствующее  информационное пространство, определяемое перечнем сведений, которые не могут  составлять коммерческую тайну.

Так, для нормальной организации работы на фондовых биржах необходима постоянная информация о состоянии дел на предприятиях, которые должны публиковать  сведения о полученной прибыли и  понесенных убытках, так как в  случае ухудшения показателей предприятия, цена акций предприятия на рынке  падает. Когда же предприятие стоит  на грани банкротства, акция может  полностью потерять свою стоимость.

Как правило, во время деловой встречи за рубежом партнеры обмениваются письменными материалами о своих фирмах. Предоставляются сведения о профиле фирмы, ассортименте выпускаемых товаров, отличительных особенностях продукции, краткие данные о главе фирмы и т.п. Интересно, что американские специалисты рассматривают в качестве промышленной собственности изобретения, данные об оборудовании, инструменте, разработанные или приобретенные ими и недоступные для широкого применения.

Конечно, государство издавна содействует сохранению коммерческой тайны. Примером служат многочисленные факты ограничения доступа иностранцев в страну (например, для защиты секретов производства фарфора в Китае), в отдельные отрасли экономики или на конкретные производства.

Защита  права на коммерческую тайну возможна с момента установления фактической  монополии обладателя на информацию, расцениваемую им как коммерческая тайна, право на такую защиту сохраняется  сколь угодно долго, пока соблюдаются  требования, предъявляемые к охраняемой тайне. Охраноспособность права на коммерческую тайну не требует государственной регистрации и проверяется только при нарушении (оспаривании) права на коммерческую тайну.

За  рубежом в профессиональном бизнесе  меры по охране коммерческой тайны  соблюдаются очень жестко. Если вы собираетесь открывать свое дело за границей, работать в иностранной  компании, вам непременно надо ознакомиться с основами соблюдения коммерческой тайны. Иначе вам может грозить как крах бизнеса, так и увольнение за несоблюдение внутренних правил. Да и для отечественных фирм, начинающих “оборачиваться” на прозападном российском рыночном пространстве, эту информацию надо принять как руководство к действию.

Допустим, человек едет в другую страну на переговоры или по трудовому контракту (в любом случае, он везет с собой различные важные бумаги). Не стоит оставлять документы в гостинице. Не стоит разговаривать с первым встречным (соседом в самолете, по номеру), лучше не выпивать в новой компании, велик соблазн будет проболтаться.

Если  человек едет на международную конференцию, симпозиум или что-то в этом роде, ему как следует нужно обдумать свое выступление и ответы на возможные вопросы. На таких мероприятиях, как правило, сидят профессиональные “ловцы” информации. Можно к слову упомянуть о каком-то там кузове, а через два дня весь рынок в курсе, что ваша компания разрабатывает новую модель машины.

Не стоит для первого же знакомства с предполагаемым партнером готовить полный пакет документов с подробным описанием проекта, планом работы, производственными характеристиками. Шпионаж в процессе переговоров очень развит, к примеру, во Франции. Поэтому не удивительно, что французы ходят сначала вокруг да около - меры безопасности. На Западе все вышеперечисленное - дело само собой разумеющееся. У нас, увы, нет.

Итак, не стоит недооценивать важность соблюдения коммерческой тайны. Я считаю, что любое дело нужно вести  честно и «играть по правилам». Нужно  поступать так, как хотелось бы, чтобы  поступали с тобой. Если сегодня  ты украдешь важную информацию у конкурентов  и получишь от этого прибыль, где  гарантия, что завтра конкуренты не украдут твою документацию и не получат тройную прибыль, разорив при этом тебя?

Впрочем, необходимо не только поступать по совести, но и тщательно самому следить  за сохранностью важной информации. Иначе  кого потом обвинять в краже коммерческой тайны? Себя, и свою легкомысленность.

Литература
  1.  Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Под ред. Попондопуло В.Ф. Вып. 6. М.: Волтерс Клувер, 2007 .
  2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1.
  3. Предпринимательское право России , отв. Редактор Е.П. Губин, П.Г. Лахно, изд-во, 2006г.
  4. Прашкевич Г.М. Шпион против алхимиков: Фант. Повести.-Екатеринбург: Тезис, 1994.-544 с.
  5. Э.Я. Соловьева, проф. МГУ,  “Коммерческая тайна и ее защита”.

 

 


Информация о работе Коммерческая тайна и способы ее защиты