Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 06:34, курсовая работа
Цель исследования - изучение процедуры банкротства, применяемой к должнику - это конкурсное производство; изложение наиболее важных правовых и экономических вопросов конкурсного производства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить критерии, признаки, а также принципы несостоятельности;
выявить особенности правовой регламентации процедуры конкурсного производства.
Введение…………………………………………………………………..
3
1 Институт несостоятельности (банкротства)….………………………
6
1.1 Понятие, критерии, признаки несостоятельности (банкротства)..
6
1.2 Принципы правового регулирования института несостоятельности………………………..…………………………
11
2 Конкурсное производство – завершающая стадия процедуры
банкротства…………………………………………………………….
16
2.1 Функции конкурсного управляющего…………………………...
17
2.2 Конкурсная масса…………………………………………………
21
2.3 Порядок удовлетворения требований кредиторов …..…………
21
2.4 Завершение процедуры конкурсного производства…………….
24
Заключение………………………………………………………………..
27
Список литературы……………………………………………………….
29
1.2 Принципы правового регулирования института несостоятельности
Возрождение института банкротства можно связать со становлением в России основ рыночных отношений в конце 80-х начале 90-г гг, когда встала необходимость законодательного урегулирования оснований и последствий несостоятельности.
Первым законодательным актом стал Закон РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"7. Закон действовал шесть лет. За время его правоприменения были приняты десятки разноуровневых актов, выработалась огромная практика, показавшая множество недостатков действующего акта; параллельно велась разработка нового законодательного акта.
Несмотря на свои новаторские идеи, Закон 1992 года далеко не являлся идеальным.
Один из наиболее ярких отрицательных моментов старого закона, отмечавшийся многими учеными, - применение в качестве критерия несостоятельности) принципа неоплатности. Как отмечают исследователи, нормы Закона создавали "принцип домино", стимулирующий кризис неплатежей и повсеместно господствующий в российской экономике. Действовавшие легальные понятие и признаки банкротства защищали недобросовестных должников и тем самым разрушали принципы имущественного оборота.
8 ноября 1998 года был
принят Федеральный закон №6-ФЗ
"О несостоятельности (
Процедуры банкротства была значительно упрощены, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию. Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица. Они могли начать процедуру банкротства организации по незначительным суммам и довести ее до конца. При этом процедуру банкротства нельзя было остановить, даже если должник готов был погасить свой долг. В результате менялись собственники предприятий - должников, продавалось за бесценок дорогостоящее оборудование и недвижимость, останавливалось производство и т.д.
Уже в 1999 году возникли высказывания о необходимости дальнейшего реформирования.
Федеральный закон от
26 октября 2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" принес новые нормы,
новые правила и порядок
При формировании Закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. были учтены выводы Конституционного Суда РФ по проверке отдельных положений Закона о несостоятельности 1998 г., а именно полностью гарантированы законные интересы должника на момент возбуждения производства по делу, где последний вправе заявить в процессе разбирательства обоснованности требований лица, инициирующего банкротство.
Таким образом, в новом Законе акценты смещены в пользу должника: "Продолжниковский" характер нового Закона выражается во включении новой процедуры банкротства - финансового оздоровления - альтернативной ликвидации должника в ходе конкурсного производства, в усложнении процедуры возбуждения производства по делу, в предоставлении учредителям (участникам) должника или собственнику имущества должника - унитарного предприятия возможности принимать участие в судьбе должника, в уравнивании в правах конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и ряде других особенностей"9.
Беляева О.А. отмечает, что
в отечественном
Российское законодательство о банкротстве является в целом "нейтральным", поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняются нормами, направленными на защиту интересов должника. Допустим, интересам кредиторов соответствует возможность продажи всего имущества должника ― юридического лица без его согласия для удовлетворения требований кредиторов. В то же время при определении задолженности не учитываются подлежащие уплате штрафные санкции (проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление к должнику иных требований в процессе осуществления процедур банкротства. Эффективным механизмом защиты интересов должника в рамках процедуры внешнего управления является также мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Таким образом, центральное
место в системе правового
регулирования
Но законодательство о банкротстве представлено ГК РФ, АПК РФ, вышеуказанным федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами регулирующего органа. Законодательство о банкротстве является комплексным, т.е. содержит в себе нормы частного и публичного права, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с банкротством должника.
Законодательство о
банкротстве содержит и другие нормы
публичного права, например, административного,
регламентирующие отношения с участием
регулирующего и
Подзаконные нормативные правовые акты, действующие в сфере банкротства, направлены на создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации Закона о банкротства.
Формированию единообразной практики применения законодательства о банкротстве способствуют постановления пленумов ВАС РФ, в частности от 8 апреля 2003 года № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и от 15 декабря 2004 года № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Есть некие сложности в
Примечательно, что различные ученые по-разному смотрят на принципы правового регулирования банкротства в РФ. Одни ученые склоняются к тому, что в новом Законе акценты смещены в пользу должника, другие утверждают, что в действующем законодательстве о банкротстве налицо "прокредиторская" политика, третьи говорят, что в отечественном законодательстве о банкротстве отсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, и в целом законодательство о банкротстве имеет нейтральный оттенок. Именно эта версия представляется наиболее приемлимой, т.к. нормы, направленные в сторону должника так или иначе уравновешены "прокредиторскими" нормами.
2 Конкурсное производство – завершающая стадия процедуры банкротства
Конкурсное производство – система мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, проведение ликвидаций должника – юридического лица, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника с последующим исключением предприятия из реестра действующих.
Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления финансового состояния.
По общему правилу конкурсное производство не может продолжаться более года. В решении арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства указывается срок, в течение которого оно должно быть осуществлено. Арбитражный суд вправе продлить этот срок на шесть месяцев. Срок, на который продлевается конкурсное производство в этом случае, должен быть определен применительно к конкретным обстоятельствам конкурсным управляющим, одобрен собранием кредиторов, утвержден арбитражным судом. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет для должника ряд последствий, направленных на обеспечение интересов кредиторов и завершение конкурсного процесса.
Выделяют следующие группы последствий:
2.1
Функции конкурсного
Конкурсный управляющий – основная фигура конкурсного производства. Он осуществляет функции как руководителя, так и органов управления должника. В случае проведения ликвидации крупного производства возможно назначение нескольких конкурсных управляющих, каждый из которых обладает самостоятельным объемом обязанностей и ответственности. Каждый арбитражный управляющий выполняет определенную задачу или группу задач, устанавливаемых арбитражным судом12.
Назначение конкурсного управляющего производится судом одновременно с вынесением определения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Кандидатура конкурсного управляющего предлагается арбитражному суду после утверждения собранием кредиторов, причем его утверждение должно происходить одновременно с решением собрания кредиторов о признании должника банкротом. Конкурсный управляющий призван действовать в интересах кредиторов, поэтому кредиторам предоставлены широкие возможности для его избрания.
После назначения конкурсный
управляющий принимает все
Полномочия конкурсного управляющего являются весьма широкими, он осуществляет все мероприятия по формированию и распределению конкурсной массы. Функции конкурсного управляющего в основном связаны с распоряжением имуществом, находящимся у должника, и имуществом должника, находящимся у третьих лиц. Прежде всего конкурсный управляющий принимает имущество находящееся у должника, проводит инвентаризацию и оценку этого имущества, в ходе которой выделяет имущество, не принадлежащее должнику.
Конкурсный управляющий имеет следующие полномочия:
Информация о работе Конкурсное производство – завершающая стадия процедуры банкротства