Конституционные основы предпренимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что при принятии Конституции в нашей стране были закреплены конституционные основы, так всей рыночной экономике.
Цель реферата состоит в изучении и рассмотрении знаний о конституционных основах предпринимательства.
Для решения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) изучить историко-теоретические аспекты предпринимательства;
2) рассмотреть право на предпринимательскую деятельность по Конституции РФ.

Содержание работы

Введение 3
1 Историко-теоретические аспекты предпринимательской деятельности 4
1.1 История возникновение предпринимательства 4
1.2 Понятие, признаки и виды предпринимательского права 6
2 Право на предпринимательскую деятельность по Конституции РФ 13
2.1 Свобода экономической деятельности 13
2.2 Конституционные гарантии 14
3 Проблема малого предпринимательства 17
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ПОПД - Готовый реферат (2).docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1 Историко-теоретические  аспекты предпринимательской деятельности 4

1.1 История возникновение  предпринимательства 4

1.2 Понятие, признаки и виды предпринимательского права 6

2 Право на предпринимательскую  деятельность по Конституции РФ 13

2.1 Свобода экономической  деятельности 13

2.2 Конституционные гарантии 14

3 Проблема малого предпринимательства 17 

Заключение 

Список используемой литературы                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы обусловлена  тем, что при принятии Конституции  в нашей стране были закреплены конституционные  основы, так  всей рыночной экономике.

Цель реферата состоит в изучении и рассмотрении знаний о конституционных основах предпринимательства.

Для решения указанной  цели поставлены следующие задачи:

  1. изучить историко-теоретические аспекты предпринимательства;
  2. рассмотреть право на предпринимательскую деятельность по Конституции РФ.                        

Объект исследования – предпринимательская деятельность.

Предмет исследования - нормы  Конституции, закрепляющие основы предпринимательской деятельности в России.

 Данная работа стоит  из двух глав. В первой главе  рассмотрены: история возникновение предпринимательства; понятие, признаки и виды предпринимательского права. Во второй главе рассмотрены: свобода экономической деятельности; конституционные гарантии.    

Теоретической основой исследования послужила учебная и научная  литература по заявленной теме исследования.

Методологической базой  настоящей работы выступает диалектический метод познания, который предполагает всесторонность, объективность, взаимосвязь  рассматриваемых явлений. Кроме  этого активно использовались общие и   частно - научные методы и логические приемы, такие как толкование, индукция, синтез в сочетании с системным анализом.

 

1 Историко-теоретические  аспекты

    1. История возникновения предпринимательства

 

История предпринимательства  начинается с античности. С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем – арендатор, человек, ведущий общественное строительство.

В средних веках купцы, торговцы, ремесленники представляли собой начинающих предпринимателей.

В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов».

С зарождением капитализма  действия предпринимателей принимают  профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике  или заводе.

С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. 1-е акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой 1-й была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г.— голландская Ост-Индская компания, в 1670 г.— компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики. 
В конце XVII в. возникают 1-е акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. — Банк Шотландии.

В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.

В концу XVIII — н. XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам все труднее выживать, зато широкое развитие получают средние и крупные.

В этот период появляется новая  профессия — менеджер-руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее  сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, юристы, технологи. Над всеми ними стоит  менеджер, освободившийся от многих функций  и сосредоточившийся на руководстве  и организации производства.

В 90-е годы XIX века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства [5]. В XV- первой половине XIX века шел процесс формирования национального типа российского предпринимателя, главным чертами которого были патриотизм и приверженность к православным ценностям [5]. В начале XX века предпринимательство становится массовым явлением в России. Начинается процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвелом», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и другие. К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и завершения двух революций – Февральской и Октябрьской – был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая политика – НЭП (1921-1926 гг.).

Однако с конца 20-х годов  предпринимательство вновь сворачивается  и лишь в 90-е годы началась его  реанимация в России. В октябре 1990 года был принят Закон «О собственности  в РСФСР», в декабре 1990 года –  Закон «О предприятии и предпринимательской  деятельности». С того момента, когда  частная собственность и предпринимательская  деятельность были восстановлены в  своих правах, началось развитие акционерных  обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий. В настоящее  время в России насчитывается  около 10 000 акционерных предприятий  и свыше 1 500 акционерных коммерческих банков. На 1-е января 2003 года из общего числа 3 573 тысяч предприятий и  организаций 2 973 тысячи, или 70 %, находились в частной собственности

 

    1. Понятие, признаки и виды предпринимательского права

 

Предпринимательское право - комплексная интегрированная отрасль  права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных  интересов отношения в сфере  организации, осуществления предпринимательской  деятельности и руководства ей.

Сторонники концепции  утверждают, что самостоятельность  данной отрасли обусловлена, как  минимум, тремя факторами.

Во-первых, предпринимательская  деятельность как предмет регулирования  имеет ряд специфических черт, отличающих ее от иных сфер человеческой деятельности.

Во-вторых, помимо частной  сферы существует, и будет существовать предпринимательская деятельность в государственном секторе экономики. Государственное предпринимательство требует особого правового регулирования, выходящего за традиционные рамки частного права.

В-третьих, в современных  условиях сформировалась специфическая  форма взаимосвязи государства  и рынка, при которой регулирование  предпринимательской деятельности требует особых методов, нередко  чуждых частному праву в связи  с тем, что они основаны на публично-правовых, властных началах.

Виды предпринимательства  зависят от направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов. Выделяют следующие виды предпринимательства:

  • производственное;
  • коммерческо-торговое;
  • финансово-кредитное;
  • страховое;
  • посредническое.

Производственное предпринимательство  — это процесс производства конкретных товаров, осуществления работы и оказания услуг для их реализации потребителям (покупателям). Производственное предпринимательство осуществляется в материальной сфере. Соответственно выделяется предпринимательство по под отраслям (например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т. д.).

С народнохозяйственной точки  зрения производственное предпринимательство — самый важный и определяющий вид предпринимательства, так как в производственных организациях (фирмах, компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции и товаров массового потребления. Все виды товаров, работ и услуг для конкретных потребителей (населения, предпринимательских фирм, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства.

Производственное предпринимательство  в России — наиболее рисковое занятие. Риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере.

Коммерческо-торговое предпринимательство  — основной вид российского предпринимательства. Предприниматель здесь выступает в качестве непосредственного торговца, доводя готовые товары до конкретных потребителей. Для успешного занятия этим видом предпринимательства необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать на изменения спроса, предлагая соответствующие товары или их аналоги.

Торговое предпринимательство  более мобильно, так как непосредственно  связано с конкретными потребителями. Для его развития необходимы как  минимум два условия; относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска (особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования).

В финансово-кредитном предпринимательстве  предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валюта и национальные деньги. Этот вид предпринимательства осуществляется через коммерческие банки, финансово-кредитные компании, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций в России регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации.

При страховом предпринимательстве  страховые организации в соответствии с законодательством и договором страхования гарантируют страхователям возмещение ущерба от потери имущества, утраты здоровья, жизни и других видов потерь. При заключении договора страхования страховые компании получают соответствующую плату, то есть компенсируют свои издержки, вероятность риска и получения прибыли.

Страховое предпринимательство — один из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время страховая компания дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) на получение ими компенсации при наступлении в их деятельности страхового случая, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

Посредническая предпринимательская  деятельность — это вид предпринимательской деятельности, при котором субъекты экономической деятельности непосредственно не производят и не продают товары, а выступают в качестве посредников между производителями и потребителями.

Посредник – это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере — коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность в значительной мере рискованна, поэтому предприниматель-посредник всегда должен учитывать степень риска при осуществлении посреднических операций.

В зависимости от предмета деятельности выделяются и такие  виды предпринимательства, как консалтинг, образовательная деятельность, предоставление банковских услуг и т. д.

В рыночной экономике предпринимательство  выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции.

Информация о работе Конституционные основы предпренимательской деятельности