Консультативное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 09:40, контрольная работа

Описание работы

Консультант — это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Файлы: 1 файл

Консультативное предпринимательство.docx

— 60.13 Кб (Скачать файл)

Вопрос №1: Консультативное предпринимательство

 

Консультант — это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Первые консультационные компании по управлению появились более 100 лет тому назад. Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Именно ростом неопределенности и сложности среды бизнеса обусловлен громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире за последние 10 лет. Все эти годы среднегодовые темпы роста объема продаж в этой отрасли более чем в два раза превышали средние темпы роста бизнеса в целом. Только за 1993—1995 гг. объем услуг, проданных в отрасли управленческого консалтинга в мире, без учета России и США, возрос с 25 млрд до 40 млрд долл. В этой отрасли в мире занято примерно от 140 тыс. до 200 тыс. профессионалов. В России в 1995 г. было зарегистрировано 175 фирм, осуществляющих управленческий консалтинг, с общей численностью персонала около 2500, включая примерно 400 специалистов, чего, по нашему мнению, совершенно недостаточно. Однако начиная со второй половины 1998 г. рынок аудиторско- консалтинговых услуг в России стал стремительно развиваться. Так, уже в первом полугодии 2000 г. объем совокупной выручки этих услуг лишь на рынке крупнейших аудиторско-консалтинговых групп (АКТ) составил 1169 млн руб., в первом полугодии 2001 г. — 1926, а в первом полугодии 2002 г. достиг 2800 млн руб. За этот период не сколько возрос удельный вес консалтинговых услуг (с 45 до 53%) и снизилась доля аудита (с 55 до 47%)'. В целом за 2002 г. прирост рынка консалтинговых услуг соста вил 70%, а в 2003 — уже 125%. По итогам 2003 г. объем рынка этих услуг составил в России 21 млрд руб. Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг 100 крупнейших АКТ России в первом полугодии 2002 г. составила, %:

  • общий аудит — 41,7;
  • налоговый и юридический консалтинг — 18;
  • оценочная деятельность — 10,6;
  • услуги в области финансового управления — 9,3;
  • информационные технологии — 7,2;
  • услуги в области стратегического планирования и организационного развития — 4,5;
  • банковский аудит — 3,1;
  • прочее — 5,6 .

Интересно проследить, как  менялся спрос на управленческий консалтинг в России за последние  годы. В начале 1990-х годов наиболее востребованными были консалтинговые услуги в области приватизации, корпоративных финансов и оптимизации налогообложения. После августовского (1998 г.) кризиса предприятиям больше всего понадобился консалтинг в области маркетинга. В то же время вопросы стратегии развития предприятий, оптимизации их организационной управленческой структуры, консультирование по которым следует лишь за полным приведением в порядок финансового управления, возникают лишь у крупных предприятий и холдингов. Мелкие и средние предприятия, в силу своих ограниченных возможностей, обращаются за услугами консультантов гораздо реже. Главным образом они обращаются за консультациями аудиторов и по поводу тривиальной налоговой экономии. Вместе с тем на рынке консультационных услуг недостаточно востребовано предложение в самой привлекательной для консультантов области стратегического управленческого планирования и развития. В промышленно развитых странах вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, чем вложения в новое оборудование или в передовую технологию. В России в современных условиях подобного отношения к консультанту не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не полностью. Наблюдается парадоксальная ситуация: большинство предприятий находится в тяжелом экономическом положении по причинам нередко организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям и не использует при этом имеющийся интеллектуальный потенциал. Те руководители, которые своевременно прибегли к помощи консультантов, уже ощутили пользу и экономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программ оздоровления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финансовой политики. Консалтинговые услуги могут осуществляться и в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов, включающих следующие основные этапы:

  • выявление проблем (диагностика);
  • разработку решений, проекта;
  • осуществление решений, проекта.

Заключительный этап в  зависимости от объема проекта может  занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними. Методы консультирования могут быть различными. Наиболее известными и применяемыми являются три вида консультирования:

  • экспертное, процессное и обучающее.

Экспертное консультирование — наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией. Осуществляя процессное консультирование, специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения. Консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения. Главная задача специалистов обучающего консультирования — подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляя всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется; как правило, используются комбинации всех трех методов. В развитых странах консультационные услуги много лет являются важнейшим элементом инфраструктуры рыночной экономики. Консалтинг выделен статистикой в отдельную отрасль. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не только в экономически раз витых, но и в развивающихся странах не принимается без консультантов. В России в настоящее время насчитывается несколько сотен частных консалтинговых фирм (для сравнения: в небольшой Голландии их более двух тысяч). Помимо частных фирм консультационные услуги на коммерческих началах оказывают государственные, учебные, информационные и исследовательские организации. В России действуют и зарубежные консультационные фирмы. Если российские консультанты хорошо разбираются в современной экономической ситуации России, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом, широко мыслят и знакомы с механизмом рыночной экономики западного типа, то достоинством зарубежных консалтинговых фирм являются хорошее владение методами консультирования и детальное знание рыночной экономики западного типа. Стоимость услуг российских консалтинговых фирм примерно в 4—5 раз ниже, чем зарубежных, и составляет в среднем 300 долл. за человекодень. Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых ус луг, объединяемых в восемь групп: общее управление; администрирование; финансовое управление; управление кадрами; маркетинг; производство; информационные технологии; специализированные услуги. Кризис 1998 г. оказал негативное влияние на состояние рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России. Однако в настоящее время этот рынок полностью восстановился, а в первом полугодии 2002 г. оказался одним из самых стабильных. Рассматривая виды деятельности аудиторско-консалтинговых фирм, следует отметить, что почти половина выручки приходится на собственно аудит. При этом доминирует общий аудит, выручка от которого составляет 46% общего объема выручки в данной среде. Доля банковского аудита составляет лишь 3,1%, а других видов аудита — менее 2%. В собственно консалтинге ситуация не столь четко структурирована. На первом месте здесь выручка от юридических услуг (около 18%), выручка от управленческого финансового консультирования составляет 9,3%. На оценочную деятельность приходится 10,6% об щей выручки, а на деятельность в области информационных технологий — лишь 7,2%. В данном сегменте рынка абсолютное большинство услуг предоставляется специализированными фирмами.

В настоящее время в  России сложились три четко выраженные группы консультантов . Первая группа — особо доверенные, как правило, дочерние консультационные компании, ассимилированные в структуру финансово-промышленной группы (ФПГ). Они оказывают услуги широкого профиля, но для ограниченного числа компаний — членов данной ФПГ. Эта группа консультантов имеет достаточно стабильное положение, по крайней мере до тех пор, пока устойчива сама ФПГ. Такие доверенные консультанты существуют почти при всех крупных банках, занимающихся созданием ФПГ. Для обслуживания крупных промышленных предприятий, не входящих в состав ФПГ, отбор консультантов осуществляется строго по рекомендации партнеров по бизнесу, близких друзей и т.п.. реже — на тендерной основе. При этом предпочтение отдается консультантам, которые не были замечены в контактах с конкурента ми. Это связано с необходимостью обеспечить как можно большую конфиденциальность. Вторая группа российских консультантов — крупные консультационные или аудиторско-консультационные компании, не входящие в состав холдингов. Данная группа консультантов оказывает клиентам довольно широкий спектр услуг. Наиболее характерными из них являются услуги, связанные с оптимизацией финансовых потоков и налоговых схем, модернизацией бухгалтерского или управленческого учета. Особенно это актуально сегодня, когда вводится новый план счетов в бухгалтерском учете, освоить который многим предприятиям в одиночку очень трудно. Надо отметить, что реальное число консультантов — специалистов высокого класса невелико, поэтому при осуществлении комплексных работ по реструктуризации предприятий, для широкомасштабных маркетинговых исследований, кадровой диагностики и др. привлекаются субподрядные организации. Наконец, третья группа российских консультантов — небольшие компании с ограниченным спектром услуг и немного численным штатом. Как правило, они оказывают одну-две отработанные услуги (например, маркетинг, помощь в составлении бизнес-планов или только оптимизация финансовых потоков). Помимо перечисленных трех групп российских консультантов есть еще небольшие консультационные компании, работающие на региональном уровне. Для них характерна привязка вознаграждения консультанта к конечным результатам работы — например к при росту прибыли. Представляется, что на ближайшие несколько лет основной интерес для консультантов будет представлять именно региональный рынок.

Вопрос №2: Основные виды и формы кредита

Кредит – это объективная  экономическая категория, совокупность экономических отношений связанных  с движением ссудного капитала на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности и целевого назначения. 

Кредит, возникая на стадии обмена, выступает формой ссудной  сделки, которая должна обеспечивать непрерывность движения стоимости. Движение стоимости является ядром  движения кредита. В процессе обмена различаются два вида сделки: сделка ссуды, сделка купли-продажи. Кредит как  сделка ссуды опосредствует процесс  обращения товаров. Сделка ссуды  есть особая форма товарного обращения, и может быть охарактеризована через  противопоставление сделке купли-продажи. Основное различие между ними заключается  в том, что при купле-продаже  взаимное представление товаров  происходит одновременно, при сделке ссуды возврат эквивалента отсрочен. 

Роль кредита в рыночной экономике трудно переоценить. Кредит обеспечивает трансформацию денежного  капитала в ссудный капитал, и  выражает отношения между кредиторами  и заемщиками. При его помощи свободные  денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства  аккумулируются, превращаются в ссудный  капитал, который передается за плату  во временное пользование. Капитал физически, в виде средств производства, не может переливаться из одних отраслей в другие. Этот процесс осуществляется обычно в форме движения денежного капитала. Поэтому кредит в рыночной экономике необходим, прежде всего, как эластичный механизм перелива капитала из одних отраслей в другие и уравнивания нормы прибыли. Кредит разрешает противоречие между необходимостью свободного перехода капитала из одних отраслей производства в другие и закрепленностью производственного капитала в определенной натуральной форме. Он позволяет также преодолевать ограниченность индивидуального капитала. В то же время кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации производственных товаров. Ссудный капитал перераспределяется между отраслями, устремляясь с учетом рыночных ориентиров в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программами.  Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а следовательно, концентрации производства.  Кредит стимулирует развитие производственных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально экономического развития. Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве. На современном этапе немалое значение имеет и государственный кредит. Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами. Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Информация о работе Консультативное предпринимательство