Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 13:05, реферат
Существование в правопорядке определенной системы юридических лиц обусловлено влиянием многих факторов экономического и политического характера. Отдельные конструкции юридических лиц могут появляться и исчезать вслед за сменой формы государственного устройства, формы правления и даже политического режима конкретного государства.
Как подчеркивает Е.А. Суханов, появление, функционирование и развитие юридических лиц в значительной степени определяется господствующим в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой регуляторов экономической деятельности - рыночной, планово-централизованной, смешанной, переходной.
КООПЕРАТИВ КАК ОСОБАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Существование в правопорядке определенной системы юридических лиц обусловлено влиянием многих факторов экономического и политического характера. Отдельные конструкции юридических лиц могут появляться и исчезать вслед за сменой формы государственного устройства, формы правления и даже политического режима конкретного государства.
Как подчеркивает Е.А. Суханов, появление, функционирование и развитие юридических лиц в значительной степени определяется господствующим в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой регуляторов экономической деятельности - рыночной, планово-централизованной, смешанной, переходной. В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают некоторые их разновидности[1]. Правовая наука и законодательство европейских государств классифицируют юридические лица по разным критериям[2].
Характеризуя особенности правового положения отдельных видов юридических лиц, российское гражданское законодательство использует такие понятия как:
- вид юридического лица (п. 1 ст. 49; п. 2 ст. 52; п. 5 ст. 58; п. 1 ст. 68; п. 3 ст. 120 ГК РФ);
- форма создания юридического лица (п. 2, 3 ст. 50; п. 4 ст. 61; п. 2 ст. 65; п. 2,3 ст. 66; п. 1 ст. 113; п. 1 ст. 121 ГК РФ);
- организационно-правовая форма юридического лица (п. 1 ст. 54: п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Анализ норм гл. 4 ГК РФ «Юридические лица» позволяет сделать вывод о том, что эти три понятия используются как синонимы. Несмотря на то, что содержание и объем этих терминов официально не определены, на наш взгляд, представляется возможным при рассмотрении вопроса об отдельных видах юридических лиц проводить анализ особенностей их организационно-правовых форм.
В научной литературе под организационно-правовой формой понимается такой вид юридического лица, который отличается от другого вида способом создания, объемом правоспособности, порядком управления, характером и содержанием прав и обязанностей учредителей (участников) в отношении друг друга и юридического лица[3].
В настоящее время гражданскому законодательству известны следующие основные организационно-правовые формы (виды) юридических лиц, отвечающие настоящим требованиям:
- полное товарищество (п. 1 ст. 69 ГК РФ);
- товарищество на вере (коммандитное товарищество) (п. 1 ст. 82 ГК РФ);
- общество с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 87 ГК РФ);
- общество с
дополнительной
- акционерное общество (п. 1 ст. 96 ГК РФ);
- производственный кооператив (артель) (п. 1 ст. 107 ГК РФ);
- унитарное предприятие (п. 1 ст. 113 ГК РФ);
- потребительский кооператив (п. 1 ст. 116);
- общественные и религиозные организации (п. 1 ст. 117 ГК РФ);
- фонды (п. 1 ст. 118 ГК РФ);
- учреждения (п. 1 ст. 120 ГК РФ);
- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (п. 1 ст. 121 ГК РФ);
- иные виды
юридических лиц,
Все эти легально существующие организационно-правовые формы, возможно, условно разделить на четыре основные группы юридических лиц:
- хозяйственные товарищества и общества (ст. 48, 50, § 2 гл. 4 ГК РФ);
- кооперативы (ст. 48, 50, § 3, ст. 116 гл. 4 ГК РФ);
- государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 48, 50, § 4 гл. 4 ГК РФ);
- некоммерческие организации (ст. 48, 50, 117- 119, 120, 121- 123 ГК РФ)
В настоящей работе мы остановимся
на анализе особенностей такой организационно-пра
Создание и развитие кооперативов должно рассматриваться как важное средство экономического, социального и культурного развития, а также прогресса человека в развитых и развивающихся странах. В Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (по докладу Третьего комитета) признаётся, что кооперативы в их различных формах способствуют обеспечению максимально широкого участия в экономическом и социальном развитии всех групп населения, включая женщин, молодежь, пожилых людей и инвалидов, и становятся одним из важнейших факторов социально-экономического развития[4].
В литературе дискутируется вопрос
о разграничении
Гражданский кодекс РФ не соответствует
принятому международным
В.П. Камышанский отмечает, что все кооперативы создаются для того, чтобы удовлетворять личные потребности своих членов, а получение прибыли – не цель деятельности кооператива, а лишь средство её достижения. Производственные и потребительские кооперативы не являются в чистом виде ни коммерческим юридическим лицом, ни некоммерческой организацией. Это позволяет, несмотря на выявленные особенности и различия, включить их в единую группу организационно-правовых форм – кооперативы[7].
В действующем Гражданском
Н.В. Козлова, говоря о различии коммерческих и некоммерческих юридических лиц, подчёркивает, что коммерческие юридические лица специально создаются для ведения предпринимательской деятельности, и в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечении прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Учредители (члены) коммерческого юридического лица имеют право на получении доли прибыли.
Напротив, ведя предпринимательскую деятельность, некоммерческие юридические лица, согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ, не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями, членами).
Исключение составляют некоторые
виды некоммерческих организаций, сама
конструкция которых
Так, норма п. 5 ст. 116 ГК РФ гласит, что доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. По мнению Н.В. Козловой, данная норма является не более чем досадным недоразумением, поскольку доходы, полученные потребительским кооперативом от разрешенной предпринимательской деятельности, по общему правилу, должны направляться на нужды кооператива, а не распределяться между его членами[11].
Казахстанский законодатель применительно к потребительским кооперативам избрал особый путь, установив в п. 4 ст. 108 Гражданского кодекса Республики Казахстан, что доходы, полученные потребительским кооперативом, не могут распределяться между его членами и направляются на уставные цели[12]. Однако такое законодательное решение вряд ли является оправданным, поскольку противоречит природе потребительских кооперативов и целям их создания, преследуемыми членами таких кооперативов.
В цивилистической литературе
высказывается обоснованное мнение
о том, что у потребительских
кооперативов гораздо больше общего
с кооперативами
Следовательно, прибыль, получаемая любым кооперативом от его деятельности, используется на развитие кооператива, вознаграждение его членов соответственно их участию в делах кооператива, их социальное обеспечение и на другие предусмотренные уставом цели. Таким образом, предпочтительнее, на наш взгляд, является решение российского законодателя, закрепившего распределение доходов потребительского кооператива между его членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ).
Такой подход к юридической конструкции кооперативов соответствует Декларации о кооперативной идентичности, принятой в 1995 г. XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (МКА) (членом которого является и Россия в лице национальной кооперативной организации) в г. Манчестере. Согласно данной Декларации кооператив независимо от вида и формы – одно характерное социальное явление, представляющее собой «автономную ассоциацию лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия»[14].
Генеральная конференция
Международной организации
Создание и развитие кооперативов следует рассматривать как важное средство экономического, социального и культурного развития, а также прогресса человека во всех странах.
В частности, Рекомендацией
МОТ № 193, от 20 июня 2002 г. «О содействии
развитию кооперативов» предлагается
стимулировать и укреплять
-
таких кооперативных ценностей,
- кооперативных принципов, которые разработаны международным кооперативным движением. Этими принципами являются: добровольный и открытый характер членства; демократический контроль со стороны их членов; участие членов кооперативов в экономической деятельности, их самостоятельность и независимость; образование, повышение квалификации и информация; сотрудничество между кооперативами; и забота об обществе.
В сбалансированном обществе должны сосуществовать сильные государственный и частный секторы, а также сильные кооперативы, Именно в этом контексте правительства должны проводить политику поддержки и формировать правовые рамки, соответствующие характеру и функциям кооперативов и базирующиеся на кооперативных ценностях и принципах. Эти правовые рамки должны быть направлены на:
-
создание институциональных
основ, обеспечивающих как можно
более быструю, простую, доступную
и эффективную процедуру
- содействие политике, нацеленной на создание в кооперативах надлежащих резервов, по крайней мере, часть которых оставалась бы неделимой, а также фондов солидарности;
-
принятие мер контроля над
кооперативами в
- содействие объединению кооперативов в кооперативные структуры, отвечающие потребностям членов кооперативов;
-
стимулирование развития
Информация о работе Кооператив как особая организационно - правовая форма юридического лица