Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:28, курсовая работа
Термин кооперация (лат. сooperatio - сотрудничество) обозначает одну из форм организации производства, основанную на групповой собственности ее членов и их заинтересованности в удовлетворении своих социальных, экономических и культурных потребностей. Кооперация как особое социальное и экономическое движение возникло более двухсот лет назад. К настоящему времени она превратилось в один из существенных факторов социально – экономического и культурного развития во многих государствах.
Введение
1. Виды кооперативов и их общие признаки
2. Современные кооперативные ценности
3. Современные кооперативные принципы
4. Реализация кооперативных ценностей и принципов в социально-экономической деятельности потребительской кооперации
Заключение
Список используемых источников
После детального обсуждения
XXXI конгресс принял Декларацию «О кооперативной
идентичности», в которой были сформулированы
современное определение
Первый принцип: добровольное и открытое членство.
Этот принцип закрепляет положение о том, что кооперативы – это добровольные, открытые для всех людей организации, способные взять на себя ответственность за оказание услуг без дискриминации в области пола, социальной, расовой, политической и религиозной принадлежности.
Начало формулировки этого принципа подчеркивает, что главным для человека является свобода выбора. Его нельзя заставить стать кооператором. Ему должна быть предоставлена возможность для изучения, анализа и осознания тех ценностей, на которых основаны кооперативы, и возможность выбора. Открытость для всех людей, способных оказать услуги означает, что кооперативы организуются для достижения специфических целей: во многих случаях эти услуги могут быть оказаны ограниченному количеству людей. Например, рыболовные кооперативы, по существу, обслуживают рыбаков; жилищные кооперативы могут предоставить жилье только определенному количеству своих членов. Другими словами, существуют вполне понятные и приемлемые причины, по которым кооперативы ограничивают свои возможности, особенно для тех, кто не может принимать участие, оказывать услуги.
Наиболее часто встречающаяся
практика нарушения этого принципа
состоит в регламентации паевых
взносов. Если их размер превышает возможности
большей части населения в
районе деятельности потребительского
общества, то это может расценивать
как дискриминацию в отношении
тех жителей, которые в наибольшей
степени нуждаются в социальной
защите. Волна недобровольного
Второй принцип: демократический контроль со стороны членов кооператива.
Кооперативы являются демократическими организациями контролируемые своими членами, которые принимают активное участие в разработке политики и принятии решений.
Члены кооператива пользуются
одинаковым правом голоса (один член -
один голос). Все избранные представители
подотчетны членам кооператива. Кооперативы
принадлежат своим членам, а избранные
руководители ответственны за свои действия
перед пайщиками во время выборов
и в течение всего периода
действия их мандата. Контроль над деятельностью
кооператива со стороны пайщиков
является основным гарантом уверенности
того, что кооператив работает на их
благо. Закон потребительской
Третий принцип: участие членов кооператива в экономической деятельности.
Он предусматривает
Закон РФ предусматривает
экономическое участие, экономическую
выгоду для пайщиков. Под экономическим
участием, выгодой понимается приобретение
товаров преимущественно в
Кооперативные выплаты проводятся в разных формах. Это, чаще всего, возврат стоимости купленных в течение года товаров. Существуют и другие формы кооперативных выплат и льгот: устанавливаются скидки с продажной цены товара, сезонные скидки пайщикам, скидки на стоимость путевок, на транспортные услуги и др. Международный опыт и небольшой опыт Российской кооперации показывает, что возрождение экономического интереса пайщиков в деятельности общества достигается при расходовании на кооперативные выплаты даже 5% доходов, хотя Закон предусматривает размер кооперативных выплат до 20% от доходов потребительского общества.
Четвертый принцип: автономия и независимость.
Кооперативы – это автономные организации взаимопомощи, контролируемые своими членами. Впервые этот принцип был сформулирован в 1966 г.
Сам по себе он не определяет
механизма автономного и
В Российской Федерации отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В связи с этим субъекты РФ неправомочны принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации – потребительских обществ и их союзов. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребкооперации, не должны противоречить федеральным законам. Широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе.
Пятый принцип: образование, подготовка кадров, повышение квалификации, информация.
Этот принцип сформулирован так: кооперативы дают образование и обучают своих членов избранных представителей, управляющих и работников с тем, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Они информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят.
В последние годы благодаря
инициативе Центросоюза РФ значительно
улучшилась информированность пайщиков
о состоянии финансово-
Хуже ситуация с образованием.
В данном случае не имеется в виду
система профессионального
Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами.
Этот принцип рекомендует
кооперативам более эффективно обслуживать
своих членов и укреплять кооперативное
движение, работая на местном, национальном,
региональном и международном уровнях.
Сама жизнь подтверждает тот факт,
что согласованная деятельность
кооперативных организаций
В России в современных
условиях потребкооперация не утратила
своих международных связей. ЦС постоянно
выступает за развитие международной
кооперативной торговли, за единство
действий кооператоров и участников
других демократических организаций.
Следуя российскому законодательству,
и прежде всего Закону РФ «О потребительской
кооперации в Российской Федерации»,
потребительская кооперация развивает
как традиционные, так и новые
формы внешнеэкономических
Кооператоры России поставляют
на экспорт преимущественно
К современным формам сотрудничества
России с другими странами, входящими
в МКА, относятся также приграничная
торговля, создание совместных предприятий,
привлечение иностранных
Особое значение в работе международного кооперативного движения имеет некоммерческая деятельность кооперативов России и его ЦС: участие делегаций Центросоюза на съездах, конференциях, семинарах, в учебных программах, образовательных курсах с целью изучения зарубежного опыта работы в условиях российской экономики; поездки российских кооператоров за рубеж для установления прямых контактов с коллегами из других стран и проведения переговоров о деловом сотрудничестве; участие делегаций ЦС РФ на выставках, ярмарках, встречах, организованных зарубежными кооперативными организациями. И не только кооператоры России выезжали за рубеж, немало делегаций зарубежных кооперативных организаций побывало в Москве и других российских городах.
Седьмой принцип: забота об обществе.
Этот принцип был впервые принят Конгрессом МКА в 1995 г. Он сформулирован так: уделяя основное внимание нуждам и потребностям членов кооперативных организаций, пайщики обязаны также заботиться и о постоянном развитии кооператива в целом.
Кооперативы называют еще «бизнес-предприятиями». Это значит, что они работают в условиях рынка и действуют за счет собственных издержек обращения, без правительственных субсидий. Поэтому руководство кооперативов ведет хозяйство рентабельно, с максимальной прибылью, а основная часть прибыли идет на расширении материально-технической базы кооперативов. Кооперативы требуют квалифицированного управления, финансовой честности, сознательно стимулирующего труда, способности к творчеству и быстрому реагированию на сложные ситуации, возникающие в условиях свободной конкуренции.
Кооперативы – это организации, существующие в первую очередь для того, чтобы приносить пользу своим членам. Но они тесно связаны с местным населением определенного региона, поэтому ответственны за экономическое, социальное и культурное развитие данного региона, заботятся о защите окружающей среды. Эти проблемы решаются членами кооперативов на добровольных началах, без каких-либо принуждений.«Была проделана большая и нужная работа, - отмечается в документах Конгресса, - в ее проведении кооператоры, приверженцы разных теоретических концепций и точек зрения постарались проявить взаимопонимание. Разумеется, происходящие в мире изменения, процесс развития человеческого общества, а вместе с ним и кооперативного движения приведет к необходимости пересмотра, уточнения, более четкой формулировки того или иного принципа применительно к новым условиям, новым задачам». Но это уже будет заботой новых поколений кооператоров, а пока, в XXI столетии, кооперативы всех стран, всех форм и видов обязаны будут руководствоваться в своей деятельности принципами, принятыми XXXI Конгрессом МКА.