Корпорация как наиболее сложная и значимая хозяйствующая форма бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:34, реферат

Описание работы

Корпорация, или акционерное общество, представляет собой наиболее важную форму организации коммерческих предприятий, исходя из их доли в производстве и выручке в экономике развитых стран. Она организована как юридический независимый объект. Корпорация является самой сложной организационной структурой и механизмом координации хозяйственной деятельности внутри предприятия. Корпорация и ее организационная структура многогранны с экономической точки зрения. Ее изучает отдельная наука - теория организаций. Неоинституциональная теория трансакционных издержек (нарастающая величина трансакционных издержек является для корпорации, в отличие от индивидуального владения и партнерства, одной из главных проблем), например О.Уильямсон, также существенно разработала вопрос построения контрактных отношений внутри корпорации.

Файлы: 1 файл

акцправо.docx

— 98.62 Кб (Скачать файл)

3) возникают  проблемы, связанные с налогообложением  прибыли корпорации. Доходы корпорации, выплачиваемые в виде дивидендов  акционерам, облагается дважды: как  часть прибыли корпорации и  как часть личного дохода владельца акций;

4) при  единоличном предпринимательстве  и партнерстве владельцы недвижимости  и финансовых активов сами  управляют этими активами и  их контролируют. В крупных корпорациях,  акции которых распространены  среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение  между функциями собственности  и контроля.     

3. Корпорация как  экономический и  социальный институт

По мере поступательного развития мировой  экономики, ее неуклонной глобализации роль и значение корпорации не только как экономического, но и политического  и социального института неуклонно  возрастают. Естественно, предприятие  оказывает влияние не только на своих  непосредственных партнеров и потребителей, но также на социальную среду в  целом и на экологическую обстановку. Поскольку крупные корпорации рассматриваются  не только как сугубо экономические, но и как общественные институты, на них возлагаются определенные моральные обязательства и социальная ответственность.

На экономической  авансцене корпорация выступает  в качестве юридического лица.

Корпорация – это не только организация, но и определенным образом функционирующий социальный организм, социальный институт, оказывающий существенное влияние на характер и основные направления экономического, социального и политического развития страны.

Корпорация  выступает как одно из важных звеньев  политической системы и тема самым  во многом определяет ее параметры  и характеристики. В то же время  как социальный институт она все  более непосредственно влияет на состояние гражданского общества.

Корпорация  не может самоустраниться от выполнения социальных функций по отношению к членам своего коллектива:

1) от  обеспечения при любых условиях  выплаты гарантированного минимума заработной платы;

2) сохранения  на должном уровне необходимой  для коллектива социальной инфраструктуры;

3) защиты предпринимательской деятельности от административного и криминального рэкета,

4) снижения  уровня занятости, 

5) оказания помощи в социальном страховании и обеспечении и т. д.

В современных  условиях важным компонентом делового успеха корпорации является ее социальная ответственность, способствующая утверждению  легитимности компании в глазах общества (участие в решении насущных проблем образования, здравоохранения, развития местных инфраструктур).   

4. Организационные  и организационно-правовые  формы корпоративной  модели бизнеса

Корпорация  составляет одну из важнейших организационно-правовых форм структурной организации предприятия  или группы предприятий, предусмотренных  законами и правовыми нормами  страны.

Во всем мире корпорации существуют в основном в форме акционерных обществ, где пай каждого участника-акционера подтвержден ценной бумагой - акцией, а его ответственность определяется размером внесенного им вклада в данное предприятие. Различаются акционерные общества закрытого и открытого типа. Закрытыми являются те АО, в которых все акции принадлежат учредителям и не поступают в свободную продажу. Открытыми считаются АО, акции которых свободно продаются и покупаются без ограничений на рынке ценных бумаг.

Другой  распространенной формой корпорации в  индустриально развитых странах  является общество с ограниченной ответственностью, которое не очень часто встречается в России. В отличие от акционерного общества оно придерживается принципа участия учредителей в деятельности предприятия. Общества с ограниченной ответственностью создаются для отдельных структурных подразделений корпорации, в задачу которых входит решение тех или иных проблем. Здесь определяющее значение имеют вопросы ограничения или предотвращения всякого рода рисков.

Помимо  перечисленных правовых форм корпораций, в ряде случаев используются и  другие юридические формы, основанные на объединении капиталов акционерных кампаний через систему участий. Речь идет о различных типах акционерных объединений - это синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, финансово-промышленные группы (рисунок 3). Эти объединения часто носят временный характер и создаются с целью достижения конкретной цели, например для внедрения нового продукта или новой технологии на рынок. Отличительная особенность данной формы сотрудничества - сохраняющаяся независимость организаций. В таких случаях объединение бывает добровольным и не приводит к созданию нового юридического лица. Предприятия, входящие в подобные объединения, сохраняют полную хозяйственную независимость.

Особое  место среди корпораций занимают так называемые естественные монополии. В их задачу, как правило, входят производство и реализация тех товаров и услуг, которые малоприбыльны или вовсе нерентабельны, в силу чего частные предприятия, работающие на рынок и в соответствии с рыночными принципами, не желают брать на себя риск их производства.  
 

Рис. 3 – Типы акционерных  объединений 

Все существующие ныне организационные структуры  корпораций можно разделить на три основные группы: унитарные, холдинговые и многодивизиональные (рисунок 4).

Рис.4 - Организационные  структуры корпораций  

  


Информация о работе Корпорация как наиболее сложная и значимая хозяйствующая форма бизнеса