Крупное и малое предпринимательство, сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

В современной экономике развитие предпринимательской деятельности одна из самых главных задач экономики. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом

Содержание работы

Введение – стр. 3
Глава 1. Сущность и роль малого предпринимательства
в экономике - стр.4
Глава 2. Сущность и значение крупного предпринимательства
в экономике – стр. 6
Глава 3. Сравнительный анализ взаимодействия крупного и малого предприятия.– стр. 9
Заключение – стр.12
Список литературы – стр. 14

Файлы: 1 файл

Крупное и малое предпринимательство контрольная работа.docx

— 42.11 Кб (Скачать файл)

4.В зависимости от степени  взаимного влияния компаний различают:

    • классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
    • перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты".

По своей структуре финансово – промышленные группы ( ФПГ) напоминают холдинги.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.

Это совокупность экономических субъектов (обычно юридических лиц), либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции.

Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн — объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

Задачи: активизация преобразований в экономике; улучшение инвестиционной ситуации; развитие конкурентоспособности отечественных товаров.

 

 

«9»

Глава 3. Сравнительный анализ взаимодействия крупного и малого предприятия.

Экономика страны зависит как от малого, так и от крупного бизнеса. На сегодняшний день взаимодействие малого и крупного бизнеса в России очень важно, так как это поможет вывести российскую экономику на инновационный путь развития. В настоящее время проблема взаимодействия крупного и малого бизнеса находится на достаточно высоком уровне. Но в  России, как и в мировой практике, все чаще крупные предприятия привлекают на субподрядной основе мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали. Когда мелкие предприятия вовлекаются в сферу влияния крупных объединений ,они фактически теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы.  Вокруг крупных фирм сегодня группируются тысячи мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий, это особенно развито в таких отраслях как машиностроение, электронная промышленность. Для крупного бизнеса мелкие субподрядчики очень выгодны: они поставляют свою продукцию по относительно низким ценам, а их производственные, социальные и другие проблемы не затрагивают монополии. Но для мелкого бизнеса присутствуют и неблагоприятные стороны взаимодействия их с крупными фирмами, по сколько в период неблагоприятной экономической ситуации крупные фирмы чаще всего разрывают связи со своими мелкими поставщиками, оставляя их на произвол судьбы. Эта ситуация привела к тому, что мелкие фирмы стали объединяться в крупные отраслевые консорциумы, которые довольно успешно конкурируют с крупными предприятиями на рынке. В настоящее время взаимодействие малого и крупного бизнеса начинает активно развиваться. Можно отметить, что на базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:

1) интрапренерство (создание небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня большого предприятия);

2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, предоставление разной помощи на этапах ее становления);

3)  сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов – разных дочерних фирм, которые сохраняют «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т. д.)

Сателлитная форма взаимодействия малых и больших структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается в таких формах, как дипольная, атомарная, сетчатая или корпоративная структура :

«10»

а) дипольная – пара предприятий с доминированием большого;

б)  атомарная – множество независимых малых фирм, которые тяготеют к большой

структуре как к «ядру»;

в) сетевая – сеть взаимозависимых малых предприятий, которые обслуживают большое

производство;

г)  корпоративная – взаимодействие нескольких больших предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм и т.д.

В мировой практике используют разные формы и механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса. Это система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, субконтрактинг, кластеризация и др. Примером дипольной структуры является взаимодействие двух предприятий – малого и крупного – в системе франчайзинга, т. е. на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме.

Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, расходах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предприятия (высокая «проникающая» способность, гибкость, возможность локальных контактов и знание местных условий). Атомарные структуры чаще всего возникают в следующих ситуациях: в результате развития франчайзинга; как следствие реструктуризации большой компании, которая имеет ряд непрофильных или убыточных производств. Подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие фирмы составляют 80% предприятий торговли. Особенно перспективным, по оценкам специалистов, является механизм взаимодействия малого и крупного бизнеса через применение кластерных технологий. Кластерный метод позволяет реализовать наиболее важные взаимосвязи в технологиях, информации, маркетинге и потребительских потребностях, которые характерны для целого комплекса фирм и областей. Эти взаимосвязи влияют определяющим образом на направленность и темпы инноваций, а также на конкурентоспособность конечной продукции. Центром кластера чаще всего бывают одна или несколько независимых могущественных компаний. Кластер создает исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств, в том числе вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера. Возможности кластерного подхода демонстрирует, в частности, зарубежный опыт. Пример активного создания кластеров – фирма Nokіa.

 

«11»

Сетевая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности, и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и непостоянной рыночной конъюнктуры.

Корпоративная структура возникает в том случае, когда кооперация малых предприятий, которые образовали сетевую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько больших предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого бизнеса такое иностранное участие – один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.

Так же одним из самых распространенных видов взаимодействия малого и крупного бизнеса является аутсорсинг. Аутсорсинг – это использование внешних ресурсов(материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет сфокусировать собственные ресурсы компании на основных целях бизнеса, передав обеспечивающие бизнес-функции сторонним компаниям; получить доступ к ресурсам и новейшим технологиям, которых нет у компании. С помощью аутсорсинга крупная компания передает ответственность за выполнение конкретной функции. На пути развития сотрудничества крупных предприятий с «внешними» малыми предприятиями можно выделить ряд проблем: отсутствие малых предприятий, способных предоставить необходимые большим предприятиям продукцию и услуги; низкое качество товаров и услуг, произведенных малыми предприятиями; отсутствие с обеих сторон средств для взаимных расчетов; постоянные угрозы срыва снабжений со стороны малых предприятий; трудности поиска партнера из-за отсутствия информации о производственных возможностях малых предприятий; отсталость и консерватизм управленческого персонала больших предприятий; чрезмерная продолжительность установления и оформления договорных отношений с большими предприятиями; отсутствие комплексной законодательной базы, которая должна регламентировать такие хозяйственные связи. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства , как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто. Итак, взаимодействие малых и больших предприятий дает возможность эффективно соединить предпринимательскую чувствительность и динамическую реакцию малых предприятий с менеджментом, коммерческими и техническими привычками больших предприятий. В результате такое взаимодействие создаст для всех участников возможности, которые при других обстоятельствах в современных условиях развития были бы утраченными и нереальными.    

«12»

Заключение.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в современной экономике наилучшим развитием бизнеса является взаимодействие малого и крупного бизнеса. Это основывается на том, что крупный бизнес имеет свои слабые и сильные стороны, в то время как и малый бизнес имеет свои «плюсы» и « минусы». Говоря о малом бизнесе нужно учитывать то, что он наиболее эффективен в том случае, когда он функционирует с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя отделять отдельные части.

Сильные стороны крупных производственных предприятий:

- имеют различное производственное  оборудование,

- имеют налаженные связи  с другими предприятиями,

- имеют большое значение  для  государственных структур  и для региона,

- имеют большой опыт  по качеству выпускаемой продукции,

- могут производить большие  инвестиции,

- большая разновидность  выпускаемой продукции,

- имеют исторический бренд (имя),

- присутствуют на рынке  в течение длительного срока, что в глазах заказчика делает  их более привлекательными

 

Слабые стороны крупных производственных предприятий:

- устаревшая организационная  структура,

- хочет выполнять только  большие производственные заказы,

- не может быстро перестраивать  производство,

- не гибкие т.к сложно перестроить производственные процессы, не могут быстро выполнить потребности клиента,

- большие затраты и  поэтому, многие продукты делать  невыгодно 

 

Сильные стороны малых производственных предприятий:

- очень мобильное, подвижное, гибкое

- может быстро удовлетворить  потребности клиента вместе с  изменениями

- готово выполнять любые  производственные заказы 

- имеет очень хорошую  организационную структуру

- готово ориентироваться  на потребности заказчика и  быстро перестраивать производство,

- имеет небольшие расходы  при производстве продукции, сотрудничество  с ними облегчено,

- имеет узкоспециализированное  производственное оборудование,

- из-за очень небольших  объемов производства (по стоимости) может не придавать особой  значимости заказам от крупных  предприятий

 

 

 

«13»

Слабые стороны малых производственных предприятий:

- трудности с приобретением  сырья, оборудования 

- рост цен на сырье, материалы 

- трудности с арендой  и приобретением помещений 

- проблемы со сбытом  товаров и услуг 

- нехватка денежных оборотных  средств 

- нормативно-правовые и  административные барьеры 

- большие налоги

- не требуется больших  финансовых вложений при производстве  заказов от крупных предприятий, что может повлечь за собой  необязательность или некачественность продукции,

- в силу отсутствия  специалистов может отсутствовать  система приемки изделий по качеству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«14»

Список литературы.

  1. Галухина, Я. С. Российский крупный бизнес в 2000-2005 гг.: основные направления трансформации и развития / Я. С. Галухина, Я. Ш. Паппэ // Проблемы прогнозирования .— 2006
  2. Лапуста М.Г. Старостин Ю.А. Малое предпринимательство.- М: ИНФРА-М, 2000
  3. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001
  4. Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленные Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  5. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. - М.:Международные отношения, 1993.
  6. Экономика фирмы: учебник для вузов./ под ред. професора В.Я. Горфинкеля, профессора В.А. Швандара. – ЮНИТИ, Москва, 2003

 


Информация о работе Крупное и малое предпринимательство, сравнительный анализ