Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 10:44, контрольная работа
В современной экономике развитие предпринимательской деятельности одна из самых главных задач экономики. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом
Введение – стр. 3
Глава 1. Сущность и роль малого предпринимательства
в экономике - стр.4
Глава 2. Сущность и значение крупного предпринимательства
в экономике – стр. 6
Глава 3. Сравнительный анализ взаимодействия крупного и малого предприятия.– стр. 9
Заключение – стр.12
Список литературы – стр. 14
4.В зависимости от степени
взаимного влияния компаний
По своей структуре финансово – промышленные группы ( ФПГ) напоминают холдинги.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.
Это совокупность экономических субъектов (обычно юридических лиц), либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции.
Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн — объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.
Задачи: активизация преобразований в экономике; улучшение инвестиционной ситуации; развитие конкурентоспособности отечественных товаров.
«9»
Глава 3. Сравнительный анализ взаимодействия крупного и малого предприятия.
Экономика страны зависит как от малого, так и от крупного бизнеса. На сегодняшний день взаимодействие малого и крупного бизнеса в России очень важно, так как это поможет вывести российскую экономику на инновационный путь развития. В настоящее время проблема взаимодействия крупного и малого бизнеса находится на достаточно высоком уровне. Но в России, как и в мировой практике, все чаще крупные предприятия привлекают на субподрядной основе мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали. Когда мелкие предприятия вовлекаются в сферу влияния крупных объединений ,они фактически теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Вокруг крупных фирм сегодня группируются тысячи мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий, это особенно развито в таких отраслях как машиностроение, электронная промышленность. Для крупного бизнеса мелкие субподрядчики очень выгодны: они поставляют свою продукцию по относительно низким ценам, а их производственные, социальные и другие проблемы не затрагивают монополии. Но для мелкого бизнеса присутствуют и неблагоприятные стороны взаимодействия их с крупными фирмами, по сколько в период неблагоприятной экономической ситуации крупные фирмы чаще всего разрывают связи со своими мелкими поставщиками, оставляя их на произвол судьбы. Эта ситуация привела к тому, что мелкие фирмы стали объединяться в крупные отраслевые консорциумы, которые довольно успешно конкурируют с крупными предприятиями на рынке. В настоящее время взаимодействие малого и крупного бизнеса начинает активно развиваться. Можно отметить, что на базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:
1) интрапренерство (создание небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня большого предприятия);
2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, предоставление разной помощи на этапах ее становления);
3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов – разных дочерних фирм, которые сохраняют «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т. д.)
Сателлитная форма взаимодействия малых и больших структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается в таких формах, как дипольная, атомарная, сетчатая или корпоративная структура :
«10»
а) дипольная – пара предприятий с доминированием большого;
б) атомарная – множество независимых малых фирм, которые тяготеют к большой
структуре как к «ядру»;
в) сетевая – сеть взаимозависимых малых предприятий, которые обслуживают большое
производство;
г) корпоративная – взаимодействие нескольких больших предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм и т.д.
В мировой практике используют разные формы и механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса. Это система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, субконтрактинг, кластеризация и др. Примером дипольной структуры является взаимодействие двух предприятий – малого и крупного – в системе франчайзинга, т. е. на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме.
Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, расходах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предприятия (высокая «проникающая» способность, гибкость, возможность локальных контактов и знание местных условий). Атомарные структуры чаще всего возникают в следующих ситуациях: в результате развития франчайзинга; как следствие реструктуризации большой компании, которая имеет ряд непрофильных или убыточных производств. Подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие фирмы составляют 80% предприятий торговли. Особенно перспективным, по оценкам специалистов, является механизм взаимодействия малого и крупного бизнеса через применение кластерных технологий. Кластерный метод позволяет реализовать наиболее важные взаимосвязи в технологиях, информации, маркетинге и потребительских потребностях, которые характерны для целого комплекса фирм и областей. Эти взаимосвязи влияют определяющим образом на направленность и темпы инноваций, а также на конкурентоспособность конечной продукции. Центром кластера чаще всего бывают одна или несколько независимых могущественных компаний. Кластер создает исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств, в том числе вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера. Возможности кластерного подхода демонстрирует, в частности, зарубежный опыт. Пример активного создания кластеров – фирма Nokіa.
«11»
Сетевая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности, и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и непостоянной рыночной конъюнктуры.
Корпоративная структура возникает в том случае, когда кооперация малых предприятий, которые образовали сетевую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько больших предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого бизнеса такое иностранное участие – один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.
Так же одним из самых распространенных видов взаимодействия малого и крупного бизнеса является аутсорсинг. Аутсорсинг – это использование внешних ресурсов(материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет сфокусировать собственные ресурсы компании на основных целях бизнеса, передав обеспечивающие бизнес-функции сторонним компаниям; получить доступ к ресурсам и новейшим технологиям, которых нет у компании. С помощью аутсорсинга крупная компания передает ответственность за выполнение конкретной функции. На пути развития сотрудничества крупных предприятий с «внешними» малыми предприятиями можно выделить ряд проблем: отсутствие малых предприятий, способных предоставить необходимые большим предприятиям продукцию и услуги; низкое качество товаров и услуг, произведенных малыми предприятиями; отсутствие с обеих сторон средств для взаимных расчетов; постоянные угрозы срыва снабжений со стороны малых предприятий; трудности поиска партнера из-за отсутствия информации о производственных возможностях малых предприятий; отсталость и консерватизм управленческого персонала больших предприятий; чрезмерная продолжительность установления и оформления договорных отношений с большими предприятиями; отсутствие комплексной законодательной базы, которая должна регламентировать такие хозяйственные связи. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства , как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто. Итак, взаимодействие малых и больших предприятий дает возможность эффективно соединить предпринимательскую чувствительность и динамическую реакцию малых предприятий с менеджментом, коммерческими и техническими привычками больших предприятий. В результате такое взаимодействие создаст для всех участников возможности, которые при других обстоятельствах в современных условиях развития были бы утраченными и нереальными.
«12»
Заключение.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в современной экономике наилучшим развитием бизнеса является взаимодействие малого и крупного бизнеса. Это основывается на том, что крупный бизнес имеет свои слабые и сильные стороны, в то время как и малый бизнес имеет свои «плюсы» и « минусы». Говоря о малом бизнесе нужно учитывать то, что он наиболее эффективен в том случае, когда он функционирует с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя отделять отдельные части.
Сильные стороны крупных производственных предприятий:
- имеют различное
- имеют налаженные связи с другими предприятиями,
- имеют большое значение для государственных структур и для региона,
- имеют большой опыт
по качеству выпускаемой
- могут производить большие инвестиции,
- большая разновидность выпускаемой продукции,
- имеют исторический бренд (имя),
- присутствуют на рынке в течение длительного срока, что в глазах заказчика делает их более привлекательными
Слабые стороны крупных производственных предприятий:
- устаревшая организационная структура,
- хочет выполнять только
большие производственные
- не может быстро перестраивать производство,
- не гибкие т.к сложно перестроить производственные процессы, не могут быстро выполнить потребности клиента,
- большие затраты и поэтому, многие продукты делать невыгодно
Сильные стороны малых производственных предприятий:
- очень мобильное, подвижное, гибкое
- может быстро удовлетворить потребности клиента вместе с изменениями
- готово выполнять любые производственные заказы
- имеет очень хорошую организационную структуру
- готово ориентироваться
на потребности заказчика и
быстро перестраивать
- имеет небольшие расходы при производстве продукции, сотрудничество с ними облегчено,
- имеет узкоспециализированное производственное оборудование,
- из-за очень небольших объемов производства (по стоимости) может не придавать особой значимости заказам от крупных предприятий
«13»
Слабые стороны малых производственных предприятий:
- трудности с приобретением сырья, оборудования
- рост цен на сырье, материалы
- трудности с арендой и приобретением помещений
- проблемы со сбытом товаров и услуг
- нехватка денежных оборотных средств
- нормативно-правовые и административные барьеры
- большие налоги
- не требуется больших
финансовых вложений при
- в силу отсутствия
специалистов может
«14»
Список литературы.
Информация о работе Крупное и малое предпринимательство, сравнительный анализ