Культура речи делового человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 11:03, доклад

Описание работы

Речевая культура – это искусство речевого общения с соблюдением определенных требований и условностей, предписываемых современными нормами языкового общения.
Под речевой культурой подразумевается искусство владения всем арсеналом речевых средств, используемых в процессе общения. Речевая культура накладывает и определенные ограничения на наши речевые возможности, обязывая в соответствующих условиях неукоснительно их соблюдать.

Файлы: 1 файл

деловое общение.docx

— 14.92 Кб (Скачать файл)

1.   Культура речи делового человека  

 

Речевая культура – это  искусство речевого общения с  соблюдением определенных требований и условностей, предписываемых современными нормами языкового общения.

Под речевой культурой  подразумевается искусство владения всем арсеналом речевых средств, используемых в процессе общения. Речевая  культура накладывает и определенные ограничения на наши речевые возможности, обязывая в соответствующих условиях неукоснительно их соблюдать.

Успех деловых контактов, деловых переговоров во многом зависит  от того, насколько вы владеете своим  языком, умеете разговаривать, подчиняя свою речь поставленной задаче. А заключается  она в том, чтобы, во-первых, донести  до своих партнеров с помощью  средств речевого общения ваши деловые  предложения, заинтересовывать своих  собеседников, убедить в их реальности, во-вторых, правильно воспринять отношение  ваших партнеров к высказанным  предложениям и, в-третьих, в результате взаимных договоренностей выработать совместные решения.

Чтобы деловая речь выполняла  эту сложную задачу, она должна отвечать следующим основным требованиям:

1) Деловая речь должна  быть по возможности максимально  краткой, ясной и точной. Необходимо  избегать неоправданного многословия,  пустословия, бесцельной болтовни. Каждый деловой человек должен  овладевать искусством говорить строго по делу, то есть кратко, точно и ясно.

2) Деловая речь должна  избегать низкого стиля. Каждый  деловой человек должен относиться  к своему делу уважительно  и рассчитывать на уважительное  отношение к нему со стороны  других людей. Чтобы речь не  была низкой, она не должна  быть затасканной, состоящей из  примитивных, набивших оскомину словечек, словесных оборотов и выражений, взятых напрокат из бытовой лексики. И уж совершенно неприемлемо пользоваться в деловой речи и вообще в отношениях между деловыми партнерами так называемой ненормативной лексикой, бранными и нецензурными словами. Неопрятная, грязная речь человека производит такое же отталкивающее впечатление, как и его неопрятная, грязная одежда. Деловой человек должен соблюдать речевую гигиену – не допускать в оборот грязных и низких слов, оскорбительных для слуха оборотов. Деловая речь должна отличаться корректностью, аккуратностью, определенной сдержанностью. Деловой человек всегда должен знать, о чем следует сказать подробно, о чем лишь упомянуть, чего не касаться вообще.

3) Деловая речь должна  быть выразительной. Это значит, что она не должна быть сухой,  вялой, бесцветной. Сухая, невыразительная  речь малопривлекательна, она мало  кого заинтересует и увлечет.  А для того, чтобы речь не  казалась тусклой, нудной, она  должна отличаться фразеологическим, морфологическим, лексическим, синтаксическим  и интонационным разнообразием.  Именно разнообразие языковых  средств делает нашу речь богатой  и яркой. Но это не значит, что она должна быть сложной  и вычурной – такая речь  покажется заумной. Ясность, привлекательность  и убедительность нашей речи  достигается лишь простым и  понятным языком. Хорошая деловая  речь должна отличаться живостью, экспрессивностью. Ей должна быть  присуща красота и благородство, она должна отражать морально-нравственные  устои, общеобразовательный, интеллектуальный  и культурный уровень ее носителя.

4) Деловой человек всегда  должен знать, когда, кому и  что можно и нужно сказать.  Одно и то же сообщение можно  выразить по-разному. Близкому  приятелю еще можно сказать,  например, в сердцах: «Черт возьми! Устал как собака!». Но врачу  о своем состоянии скажут: «У  меня наблюдается повышенная  утомляемость». Характер нашей  речи непременно должен сообразовываться с ситуационной ролью сообщения и социальным статусом вашего собеседника. Жаргонные словечки, жаргонная фразеология допустимы только между членами одной социальной группы. Наверное только между студентами одного курса может быть приемлема такая фразеология при обмене новостями: «Вчера зачет свалил!». Только среди школьников уместно приветствие в небрежно-пренебрежительно-ласковом тоне: «Приветик!», «Салютик!». Деловой язык не должен допускать крайностей, начиная от жаргонного лексикона и кончая научной терминологией, за исключением случаев, когда предмет обсуждения связан с узкопрофильной областью и требует специальной терминологии.

5) Деловая речь должна  отличаться впечатляющей силой  и убедительностью. Это значит, что она должна приковывать  внимание собеседника, вызывать  повышенный интерес, запоминаться, заставлять задуматься, она должна  убеждать своими суждениями и  доводами. Убедительность – главный  синтетический критерий деловой  речи. Предприниматель, умеющий убеждать  тех, с кем он вступает в  деловое взаимодействие, всегда  будет в выигрыше перед тем,  кто таким качеством не обладает. Для того, чтобы обладать способностью вызывать своей речью сильное впечатление, уметь убеждать слушателя, добиться принятия вашей точки зрения, согласия с вами, надо всемерно развивать свою речевую культуру.

Таким образом, совокупными  показателями качества деловой речи являются: краткость, ясность, точность, чистота, правильность, оригинальность, понятность, выразительность, впечатляющая сила и убедительность.


Информация о работе Культура речи делового человека