Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:46, лекция
Тема 3.Предпринимательство в условиях рынка.
1. Рыночная цена в условиях конкуренции.
2. Предпринимательство и его организационные формы.
2. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности.
Тема 3.
Предпринимательство в условиях рынка.
Учебные вопросы:
1. Рыночная цена в условиях конкуренции.
2. Предпринимательство и его организационные формы.
2. Бизнес-планирование предпринимательской деятельности.
Литература
Рыночная цена устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения в условиях рыночной конкуренции.
Принося на рынок произведенный товар, производитель назначает цену предложения. В результате торга достигается компромисс, т. е. складывается равновесная цена.
Рисунок 3.1 – Модель равновесного рынка.
Равновесная цена - это цена, при которой совпадают желаемые покупки и желаемые продажи и отсутствует тенденция изменения цен и количества товара.
Если цена будет выше равновесной, то произойдет превышение предложения над спросом и, как результат, — затоваривание.
Рисунок 3.2 – Изменение рыночного равновесия в результате принудительного ценообразования.
Е — точка рыночного равновесия до принудительного снижения цены;
Е1 — точка нового рыночного равновесия;
Е1-Е2 — товарный дефицит после снижения цены.
Уровень цен выражается индексом.
Индекс цен – это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базисном периоде.
Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта.
Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.
По степени ограничения конкуренции
рынки дифференцируются:
чистой (совершенной)
Р
Ы
Н
О
К
Согласно товарной группе
рынки дифференцируются:
рынок
Р
Ы
Н
О
К
По пространственному признаку
рынки дифференцируются:
местный
Р
Ы
Н
О
К
Классификация по экономическому назначению объектов рыночных отношений.
Рынок
товаров
и услуг
(потреби-тельский рынок).
Рынок
труда
Финансо-вый рынок
Предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.
Предпринимательство можно определить как деятельность по координации и комбинации факторов производства с целью обеспечения необходимых результатов, т.е. при меньших затратах средств получать наибольшие результаты.
Виды предпринимательства в зависимости от формы собственности
Частное
Коллективное
Государственное
Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала, труда в единый процесс производства товаров или услуг.
Предприниматель берет на себя задачу принятия решений в процессе ведения бизнеса, то есть те решения, которые и определяют курс дальнейшего функционирования предприятия.
Предприниматель - это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.
Предприниматель выполняет
функцию согласования ответственности
в организации, управлении производством,
распределении ресурсов и полученных
результатов труда всего
Леви Страусс (1829—1902) —основатель компании Levi Strauss & Co., изобретатель джинсов.
Генри Форд (1863—1947) —основатель компании Ford Motor Company, внедривший конвеер.
Стивен Джобс (1955—2011) —сооснователь корпорации Apple, фигурирует более, чем в 300 патентах.
Уильям Гейтс III (р. 1955) —сооснователь компании Microsoft.
Марк Цукерберг (р. 1984) —разработчик и основатель социальной сети Facebook.
Организационно-
экономические
формы предпри-
нимательства
СТРАХОВОЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ
КОММЕРЧЕСКОЕ
ФИНАНСОВОЕ
ПОСРЕДНИЧЕСКОЕ
Товарищество – это форма предпринимательской деятельности основана на объединении (паевом, долевом) имущества разных собственников.
Товарищество
Полное.
Участники в
соответствии с заключенным между
ними договором занимаются предпринимательской
деятельностью от имени товарищества
и солидарно несут
Коммандитное (товарищество на вере).
объединяет действительных членов, имеющих право голосования на принципе полной ответственности, и членов вкладчиков на принципе ограниченной ответственности, при которой их имущественная ответственность распространяется только на вклад товарищества.
Акционерные общества в отличие от товариществ образуют свой капитал в денежной форме в виде акций.
Акция это ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в акционерном капитале и дающую право на получение части дохода от капитала (дивиденда).
Общество с ограниченной ответственностью — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.
Концерн — это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними.
Ассоциации — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории.
Консорциум — это объединение предпринимателей в целях совместного проведения крупной финансовой операции.
Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли для устранения излишней конкуренции между ними.
Картель — это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем, объеме производства и др.
Финансово-промышленные группы
(ФПГ) представляют собой
объединение промышленного,
банковского, страхового
и торгового капиталов,
а также интеллектуального
потенциала предприятий
и организаций.
Бизнес-планирование.
Бизнес-план – это комплексный план развития фирмы, который выступает как отчетный документ и служит главным обоснованием инвестиций.
Элементы бизнес-плана
Структура бизнес-плана коммерческого предприятия
III. Заключение (график безубыточности).
РЕЗЮМЕ.
Предпринимательство представляет собой одну из основ рыночной экономики.
Фигура предпринимателя занимает одно из центральных мест в рыночных отношениях.