Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 10:50, контрольная работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского и гражданского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.
Опираясь на федеральное законодательство, я раскрою такие вопросы, как: понятие лицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности, лицензионные требования и условия, понятие лицензии и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования, юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования…4
1.2. Правовые основы лицензирования………………………………………….5
Глава 2. Содержание лицензирования отдельных видов деятельности…….…9
2.1 Субъекты лицензионного процесса………………………………………….9
2.2 Ограничения действия лицензии…………………………………………...10
2.3 Порядок получения лицензии…………………………………………...….12
2.4 Приостановление действия лицензии и ее аннулирование……………….16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список нормативного материала и литературы…
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования…4
1.2. Правовые
основы лицензирования…………………………………………
Глава 2. Содержание лицензирования отдельных видов деятельности…….…9
2.1 Субъекты лицензионного процесса………………………………………….9
2.2 Ограничения действия лицензии…………………………………………...10
2.3 Порядок
получения лицензии…………………………………………...….
2.4 Приостановление действия лицензии и ее аннулирование……………….16
Заключение……………………………………………………
Список
нормативного материала и литературы……………………
Введение
Лицензирование относится к организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Одним из основных нормативных актов в сфере лицензирования является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ. В ст. 12 названного закона определен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Указанный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» по своему действию является отнюдь не универсальным. Он не распространяется на целый ряд важнейших видов деятельности, таких как деятельность кредитных организаций, биржевая деятельность, страховая деятельность (за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами), осуществление внешнеэкономических операций, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского и гражданского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.
Опираясь
на федеральное законодательство, я
раскрою такие вопросы, как: понятие
лицензирования, правовые основы лицензирования
предпринимательской
Глава 1.
Понятие лицензирования
Согласно ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование — это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Под лицензией закон понимает специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату).
Из
этого определения можно
В соответствии с Законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Таким образом, деятельность подлежащая лицензированию - это, прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.
Обратимся теперь к понятию лицензии. ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Одним из основных законов, установивших принципиальные положения применения такого режима, как лицензирование, стал Гражданский кодекс Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ было установлено, что перечень видов деятельности, которыми предприниматели могут заниматься только при наличии лицензии, определяется федеральным законом.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года, N 128 закрепил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
В
настоящее время основным нормативным
актом, устанавливающим перечень лицензируемых
видов деятельности и регулирующим
порядок предоставления лицензии является
Федеральный закон «О лицензировании
отдельных видов деятельности» от 04.05.2011
N 99-ФЗ.
1.2. Правовые
основы лицензирования
Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Действие закона не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательная деятельность. Данный перечень является исчерпывающим и не может быть изменен по усмотрению каких-либо органов власти, участвующих в процедурах выдачи лицензий.
Указанные виды деятельности лицензируются специальным отраслевым законодательством.
В течение нескольких лет происходит сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, на мой взгляд, это происходит в связи с тем, что, во-первых, после получения лицензии контроль над деятельностью практически не осуществляется. Во-вторых, процесс получения лицензии на некоторые виды деятельности практически был превращен в формальную процедуру. Это произошло, прежде всего, потому, что установленным законом требованиям (наличие помещения и квалифицированных сотрудников с образованием и опытом работы) соответствовать совсем несложно.
Федеральным законом о лицензировании установлена и компетенция Правительства РФ в вопросах лицензирования. Правительство России утверждает Положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Таким образом, лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 26.01.2006г. № 45 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование; перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.
В ст.4 Закона о лицензировании решается и проблема действия лицензии в пространстве. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45. Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, утвержден этим же постановлением.
Лицензионное
законодательство - это относительно
новая развивающаяся сфера
Глава 2.
Содержание лицензирования отдельных
видов деятельности
2.1 Субъекты
лицензионного процесса
К
субъектам лицензионного
Вообще, круг органов, осуществляющих функции лицензирующих весьма широк. Законодателем закреплены соответствующие функции и полномочия за этими органами. Так, например, одной из основных функций, за лицензирующими органами, законодатель выделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Осуществляя контроль, лицензирующие органы имеют право запрашивать и получать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. С данными правами лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов.
Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
Соискатель
лицензии - юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель, обратившиеся
в лицензирующий орган с
2.2 Ограничения
действия лицензии
Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.
Информация о работе Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности