Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 18:16, курсовая работа
В российском праве понятие «лицензирование предпринимательской деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Несколько позже (25 декабря) общая норма, предусматривающая лицензирование предпринимательской деятельности, появилась в п. 4 ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Эта норма устанавливала, что отдельные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Предполагалось, что перечень видов деятельности будет определен Правительством РФ или Правительствами входящих в нее республик.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Понятия, сущность и принципы лицензирования предпринимательской деятельности………………………………………………………………………5
2.Общий порядок получения лицензии …………………………………….…...7
3.Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии…………………………………………. 10
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список использованной литературы ………………………………………..…16
Курсовая работа
Лицензирование пре
Введение…………………………………………………………
1.Понятия, сущность и принципы лицензирования
предпринимательской деятельности………………………………………………
2.Общий порядок получения лицензии …………………………………….…...7
3.Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии…………………………………………. 10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………………..…16
Введение
В российском праве понятие «лицензирование предпринимательской деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Несколько позже (25 декабря) общая норма, предусматривающая лицензирование предпринимательской деятельности, появилась в п. 4 ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Эта норма устанавливала, что отдельные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Предполагалось, что перечень видов деятельности будет определен Правительством РФ или Правительствами входящих в нее республик. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ перечень лицензируемых видов деятельности определяется Федеральным Собранием РФ. Новым шагом в правовом регулировании лицензирования предпринимательской деятельности стал Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу с 3 октября 1998 г., им предусматривалось лицензирование многих сотен видов предпринимательства. Правительством РФ было принято множество постановлений, которыми утверждались положения о порядке лицензирования конкретных видов деятельности. Явно избыточное лицензирование вызвало обоснованную критику Федерального закона от 3 октября 1998 г. Поэтому Президент РФ подписал новый Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями от 06.12.2007 № 334-ФЗ), согласно которому, лицензируемые виды деятельности были сокращены примерно в 5 раз. Закон провозгласил основные принципы осуществления лицензирования: обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории РФ; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования. В настоящее время действует новый закон Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
1. Понятия, сущность и принципы лицензирования предпринимательской деятельности
Несмотря на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным является вопрос о сущности и юридической природе этого института. По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства.1 Эта точка зрения наиболее часто встречается в литературе. Пожалуй, с ней можно согласиться, но лишь отчасти. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности. О. Олейник считает, что «лицензирование – это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий: государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности; государственный контроль за осуществлением деятельности; возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства».2 В данном определении речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права.А.И. Цихоцкая считает, что реальным содержанием лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый объект и что лицензирование - это одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов. Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования. В целом эти точки зрения позволяют выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование. Во-первых, лицензирование, как специфический вид деятельности компетентных органов, представляет собой комплекс мероприятий по предоставлению, отзыву, приостановлению действия лицензий и т.п., проводимых органами государства в рамках их компетенции. Наиболее близкое определение присутствует в действующем законодательстве. Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за выполнением субъектами лицензионных отношений правил лицензирования, привлечения к ответственности нарушителей этих правил. Сюда же можно включить особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности. В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении им отдельных видов деятельности.
Закон о лицензировании (ст. 2)3 дает следующее легитимное определение: «Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Принципы осуществления лицензирования - это:
- обеспечение единства
- установление единого порядка
лицензирования на территории
Российской Федерации. Этот
- гласность и открытость
- соблюдение законности при
осуществлении лицензирования. Этот
принцип также закреплён в
Конституции РФ (ч.2 ст.15) и выражается
в обязанности каждого
2.Общий порядок получения лицензии
Для получения лицензии соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
- копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;
- копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуальных предпринимателей;
- справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
- документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
- сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
- сопроводительное письмо, в котором указывают название фирмы, ее адрес, ИНН/КПП, а также перечисляют все документы, подготовленные для получения лицензии.
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом.
Заявление
о предоставлении лицензии и прилагаемые
к нему документы в день поступления
в лицензирующий орган
В случаях
нарушения правил оформления документов,
представленных для получения лицензии,
лицензирующий орган возвращает
их соискателю лицензии. И лицензирующий
орган будет возвращать документы
до тех пор, пока они не будут оформлены
в соответствии с Федеральным
законом. В течение 3-х дней после
представления соискателем
В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.
Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии. Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей. В случае отказа в предоставлении лицензии, соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.
3. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии
Аннулирование лицензии является одной из распространенных санкций. Применение этой санкции последнее время было распространено в отношении доверительных обществ, инвестиционных фондов и компаний. Аннулирование лицензии, по решению органа лицензирования предусмотренное в ст.20 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», является одной из наиболее серьезных оперативных средств охранной направленности. Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. В случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 настоящей статьи).
Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности