Лицензирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

В российском праве понятие «лицензирование предпринимательской деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Несколько позже (25 декабря) общая норма, предусматривающая лицензирование предпринимательской деятельности, появилась в п. 4 ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Эта норма устанавливала, что отдельные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Предполагалось, что перечень видов деятельности будет определен Правительством РФ или Правительствами входящих в нее республик.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Понятия, сущность и принципы лицензирования предпринимательской деятельности………………………………………………………………………5
2.Общий порядок получения лицензии …………………………………….…...7
3.Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии…………………………………………. 10
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список использованной литературы ………………………………………..…16

Файлы: 1 файл

Курсовая Лицензирование.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

Лицензирование  пре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..…….3

 

1.Понятия, сущность и принципы лицензирования предпринимательской деятельности………………………………………………………………………5

2.Общий порядок получения лицензии …………………………………….…...7

3.Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии…………………………………………. 10

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список использованной литературы ………………………………………..…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       В российском праве понятие «лицензирование предпринимательской деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Несколько позже (25 декабря) общая норма, предусматривающая лицензирование предпринимательской деятельности, появилась в п. 4 ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Эта норма устанавливала, что отдельные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Предполагалось, что перечень видов деятельности будет определен Правительством РФ или Правительствами входящих в нее республик. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ перечень лицензируемых видов деятельности определяется Федеральным Собранием РФ. Новым шагом в правовом регулировании лицензирования предпринимательской деятельности стал Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу с 3 октября 1998 г., им предусматривалось лицензирование многих сотен видов предпринимательства. Правительством РФ было принято множество постановлений, которыми утверждались положения о порядке лицензирования конкретных видов деятельности. Явно избыточное лицензирование вызвало обоснованную критику Федерального закона от 3 октября 1998 г. Поэтому Президент РФ подписал новый Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями от 06.12.2007 № 334-ФЗ), согласно которому, лицензируемые виды деятельности были сокращены примерно в 5 раз. Закон провозгласил основные принципы осуществления лицензирования: обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории РФ; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования. В настоящее время действует новый закон Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия, сущность и принципы лицензирования предпринимательской деятельности

 

Несмотря на обширную нормативную  базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным  является вопрос о сущности и юридической  природе этого института. По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства.1 Эта точка зрения наиболее часто встречается в литературе. Пожалуй, с ней можно согласиться, но лишь отчасти. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности. О. Олейник считает, что «лицензирование – это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий: государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности; государственный контроль за осуществлением деятельности; возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства».2 В данном определении речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права.А.И. Цихоцкая считает, что реальным содержанием лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый объект и что лицензирование - это одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов. Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования. В целом эти точки зрения позволяют выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование. Во-первых, лицензирование, как специфический вид деятельности компетентных органов, представляет собой комплекс мероприятий по предоставлению, отзыву, приостановлению действия лицензий и т.п., проводимых органами государства в рамках их компетенции. Наиболее близкое определение присутствует в действующем законодательстве. Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за выполнением субъектами лицензионных отношений правил лицензирования, привлечения к ответственности нарушителей этих правил. Сюда же можно включить особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности. В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении им отдельных видов деятельности.

Закон о лицензировании (ст. 2)3 дает следующее легитимное определение: «Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Принципы осуществления лицензирования - это:

- обеспечение единства экономического  пространства на территории РФ. Этот принцип выражается в  том, что, во-первых, почти все  лицензируемые виды деятельности  регламентируются федеральными  актами; во-вторых, при наличии договора  между субъектами РФ лицензия, выданная на территории одного  субъекта РФ, может действовать  и на территории другого субъекта; в-третьих, размер лицензионного  сбора одинаковый на всей территории  РФ, и т.д.;

- установление единого порядка  лицензирования на территории  Российской Федерации. Этот порядок  установлен федеральными актами;

- гласность и открытость лицензирования. Этот принцип выражается в  том, что все законы и иные  нормативно-правовые акты, касающиеся  лицензирования, подлежат официальному  опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции  РФ);

- соблюдение законности при  осуществлении лицензирования. Этот  принцип также закреплён в  Конституции РФ (ч.2 ст.15) и выражается  в обязанности каждого соблюдать  предписания законов, иных нормативно-правовых  актов.

 

2.Общий порядок получения лицензии

 

Для получения  лицензии соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

- заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

- копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;

- копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуальных предпринимателей;

- справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

- документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

- сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

- сопроводительное письмо, в котором указывают название фирмы, ее адрес, ИНН/КПП, а также перечисляют все документы, подготовленные для получения лицензии.

В зависимости  от специфики деятельности в положении  о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено  представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным  лицензионным требованиям и условиям. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые  к нему документы в день поступления  в лицензирующий орган принимаются  по описи, копия которой направляется соискателю лицензии. Лицензирующий  орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления и документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

В случаях  нарушения правил оформления документов, представленных для получения лицензии, лицензирующий орган возвращает их соискателю лицензии. И лицензирующий  орган будет возвращать документы  до тех пор, пока они не будут оформлены  в соответствии с Федеральным  законом. В течение 3-х дней после  представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

В случае утраты документа, подтверждающего  наличие лицензии, лицензиат имеет  право на получение дубликата  указанного документа, который предоставляется  ему на основании заявления в  письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий  документа, подтверждающего наличие  лицензии. Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей. В случае отказа в предоставлении лицензии, соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.

 

3. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии

 

 Аннулирование лицензии является одной из распространенных санкций. Применение этой санкции последнее время было распространено в отношении доверительных обществ, инвестиционных фондов и компаний. Аннулирование лицензии, по решению органа лицензирования предусмотренное в ст.20 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», является одной из наиболее серьезных оперативных средств охранной направленности. Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 настоящей статьи).

Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности