Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:24, реферат

Описание работы

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. С середины XVI вв. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой основана английская торговая компания (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Вест-Индская торговая компания, в 1602 г. – голландская компания, в 1670 г. – компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики. В конце XVII в. возникают первые акционерные банки.

Файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 53.77 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что действующая  с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать  пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений. Принято решение о снижении ставки страховых взносов для малого бизнеса в 2011-2012 годах до 26% от фонда оплаты труда с установленных 34%, что позволит ему сэкономить за этот срок около 100 миллиардов рублей. О таком снижении объявил во 30 ноября президент Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию.

Согласно планам правительства, с 2011 года совокупный тариф страховых  взносов во внебюджетные фонды вырастет с 26% до 34%. В частности, с 3,1% до 5,1% вырастет взнос на обязательное медицинское  страхование. Полученные за счет этого 460 миллиардов рублей государство планирует  направить на модернизацию здравоохранения.

Меры имущественно-инфраструктурной поддержки малого бизнеса, решения по которым были приняты еще в I квартале текущего года, во II квартале 2009 г. были усовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации.

Упрощен доступ малых компаний к государственному и муниципальному заказу. В настоящее время открыты три электронные площадки для проведения аукционов по размещению государственных заказов с перспективой увеличения числа электронных площадок до 5–7. Данная мера должна позволить вовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того, такая форма организации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повысить прозрачность ценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции;

Правительством РФ, вслед  за принятым в I квартале 2009 г. решением о снижении платы за технологическое присоединение к электросетям, подписано постановление о совершенствовании порядка подключения, позволяющее существенно снизить издержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловатт можно будет внести аванс в размере 5% от требуемой суммы, а для выплаты оставшейся суммы предоставляется право беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет.

За II квартал 2009 года не произошло существенных улучшений с реализацией инициативы льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более трех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальные площади. Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36 из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества сформированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.

Меры по снижению административного давления, во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным периодом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие:

  1. Принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 1-го июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 502. По нашему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности;
  2. В целях пресечения случаев необоснованного вмешательства в деятельность предприятий малого бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.

 

 

3 анализ развития малого предпринимательства

 

    1. количество зарегистрированных малых предприятий

 

По состоянию  на 1 апреля 2012 года в России было зарегистрировано 238,0 тыс. малых предприятий, что на 3,1% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. жителей выросло на 4,8 ед. и составило 166,4 ед.

В большинстве  федеральных округов наблюдается  рост количества малых предприятий, как в абсолютном выражении, так  и в расчете на 100 тыс. человек  населения. Лидерами роста являются Уральский федеральный округ (прирост 25,3% или 33,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Дальневосточный федеральный округ (прирост более чем на 11,7% или 18,4 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). В Сибирском федеральном округе прирост количества малых предприятий составил 7,3% или 10,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа.

Сокращение количества малых  предприятий отмечено в Северо-Западном федеральном округе – на 6,6% или около 18,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения. В Северо-Кавказском федеральном округе количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей сократилось на 6,3 ед.

На 1 апреля 2012 года по сравнению с 1 апреля 2011 года количество малых предприятий в  расчете на 100 тыс. человек населения  выросло в 52 регионах.

Наибольший  рост (более чем на 50,0 ед.) показателя отмечен в Белгородской (на 69,5 ед.) и Свердловской (на 67,3 ед.) областях и в Приморском крае (на 62,7 ед.).

Среднее увеличение показателя (от 30 до 50 ед.) зафиксировано  в Алтайском крае (на 44,1 ед.), Мурманской (на 43,1 ед.) и Самарской (на 36,9 ед.) областях, Камчатском крае (на 33,9 ед.), Кемеровской (на 33,7 ед.) Волгоградской (на 33,6 ед.) областях.

В 31 регионе  количество малых предприятий в  расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя отмечено в г. Санкт-Петербурге (на 55,1 ед.), Московской области (на 50,3 ед.) и Республике Карелия (на 38,1 ед.), Пензенской (на 35,2 ед.) и Тульской (на 34,2 ед.) областях.

Среднее сокращение показателя (от 10 до 30 ед.) зафиксировано в Магаданской области (на 26,2 ед.), Хабаровском крае (на 24,4 ед.), Ивановской области (на 18,9 ед.), Удмуртской Республике (на 17,9 ед.), Ленинградской области (на16,6 ед.), Ставропольском крае (на 14,4 ед.), Чукотском АО (на 13,9 ед.), Республике Татарстан (на 10,8 ед.) и Тамбовской области (на 10,2 ед.).

 

 

    1. численность работников малых предприятий

 

По итогам января-марта 2012 года среднесписочная  численность занятых на МП (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового  характера) в целом по стране выросла  на 15,1% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составила 6 566,3 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 1,9 п.п. до уровня 14,2%.

Во всех федеральных округах зафиксировано  повышение численности занятых на малых предприятиях. Наибольший рост наблюдается в Уральском федеральном округе (на 39,7%) В Центральном федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе и Сибирском федеральном округе рост числа занятых на малых предприятиях составил 17,7%, 14,5% и 11,4% соответственно.

В Приволжском  федеральном округе, Южном федеральном  округе и Северо-Кавказском федеральном округе рост числа занятых на малых предприятиях составил 11,1%, 9,9% и 6,4% соответственно.

Наименьший рост показателя (на 5,4%) в Дальневосточном федеральном  округе. Рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях по итогам января-марта 2011 года отмечен в 74 регионах.

Регионами – лидерами по темпам роста численности  занятых на малых предприятиях являются Белгородская (показатель вырос на 72,7%), Свердловская (на 58,8%) и Челябинская (на 52,1%) области. Значительный рост показателя также в г. Москве (на 41,9%), Псковской (на 41,6%), Липецкой (на 40,9%) и Вологодской (на 40,4%) областях, Алтайском крае (на 39,1%), Кемеровской (на 37,4%), Самарской (на 36,2%) и Волгоградской (на 35,5%) областях, Приморском крае (на 35,1%), Ямало-Ненецком АО (на 33,6%), Ивановской (на 30,4%) и Кировской (на 30,2%) областях.

Сокращение показателя отмечено в 9 регионах. Наиболее значительное снижение численности занятых на малых предприятиях отмечено в Амурской области (на 52,1%). Снижение показателя также зафиксировано в Чукотском АО (на 29,1%), Владимирской области (на 17,8%), Пермском крае (на 14,3%), Красноярском крае (на 7,2%), Тульской области (на 7,2%), Республике Дагестан (на 5,5%), Пензенской (на 2,5%) и Астраханской (на 0,6%) областях.

 

 

    1. оборот малых предприятий

 

Общий объем  оборота малых предприятий в  Российской Федерации за 1 квартал 2012 года составил 2 963,0 млрд. рублей, что на 19,6% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. С учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 15,3%.

Во всех федеральных округах наблюдается  рост объема оборота малых предприятий. Наибольший рост оборота малых предприятий с учетом ИПЦ отмечен в Уральском федеральном округе (показатель вырос на 35,5%), Сибирском федеральном округе (на 18,4%), Северо-Западном федеральном округе (на 17,5%) и Южном федеральном округе (на 15,0%).

В Приволжском  федеральном округе, Дальневосточном  федеральном округе и Центральном  федеральном округе рост показателя составил 13,3%, 13,0% и 11,2% соответственно. Наименьший рост показателя (на 4,8%) в  Северо-Кавказском федеральном округе.

В январе-марте 2012 года по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года оборот малых  предприятий с учетом ИПЦ вырос  в 64 регионах.

Наибольший рост показателя отмечен в Приморском крае (на 61,1%), Белгородской (на 60,3%), Самарской (на 54,8%) и Свердловской (на 52,9%) областях.

Среднее увеличение показателя (30-50%) наблюдается в Челябинской (на 48,7%), Волгоградской (на 41,3%) и Смоленской (на 40,0%) областях, Республике Калмыкия (на 37,6%), Кемеровской области (на 36,4%), Чукотском АО (на 35,3%), Карачаево-Черкесской Республике (на 33,7%), Республике Дагестан (на 33,7%), Липецкой (на 33,5%) и Новосибирской (на 33,1%) областях, Чеченской Республике (на 30,7%), Омской (на 30,4%) и Рязанской (на 30,3%) областях.

Наихудшая динамика показателя наблюдается в Амурской области, где объем оборота малых предприятий  с учетом ИПЦ сократился на 52,0%. Сильное  сокращение показателя (более 10%) зафиксировано в Республике Северная Осетия-Алания (на 31,1%), Пермском крае (на 18,2%), Еврейской автономной области (на 14,1%) и Калининградской области (на 13,6%).

 

заключение

 

Для финансового обеспечения  развития малого бизнеса, по мнению многих экспертов, необходимо создание специализированного  государственного банка России – банка поддержки предпринимательства, который кредитовал бы только малые и средние предприятия, выдавал бы ссуды под нематериальные активы, представленные лицензиями и патентами. Необходимость учреждения такого специализированного банка назрела давно, поскольку ныне существующие государственные, региональные и муниципальные институты поддержки малого бизнеса весьма ограничены в финансовых средствах, в них существует бюрократическая система выделения денежных ресурсов, неспособная заинтересовать бизнес вкладывать финансы в инвестиционные процессы, что в конечном итоге сдерживает развитие малого бизнеса в национальной экономике. Следует сформировать механизм государственных гарантий, способный осуществить распределение риска между всеми участниками кредитного процесса (малыми предприятиями, кредитными организациями, государством), что будет способствовать не только единению экономических интересов всех агентов хозяйственного процесса, но и утверждению принципа социальной справедливости между участниками договорных отношений. Следует отметить, что развитие предпринимательской деятельности зависит не только от специальных правительственных программ по поддержке малого предпринимательства, но и от наличия долговременной региональной социально-экономической политики, которую должна разработать региональная власть и которую добровольно поддержат и разовьют экономические агенты и население области.

 

список источников

 

  1. Абчук, В.А. Курс предпринимательства: учеб., под ред. В.А. Абчук- СПб.: Издательство «Альфа», 2001. – 544с.
  2. Гражданкина, Е.В. Экономика малого предприятия: учебное пособие. – М.: Изд-во Гросс Медиа, 2009. – 141 с.
  3. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2007. – 480 с.

 


Информация о работе Малое предпринимательство