Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:24, реферат
История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. С середины XVI вв. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой основана английская торговая компания (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Вест-Индская торговая компания, в 1602 г. – голландская компания, в 1670 г. – компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики. В конце XVII в. возникают первые акционерные банки.
Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений. Принято решение о снижении ставки страховых взносов для малого бизнеса в 2011-2012 годах до 26% от фонда оплаты труда с установленных 34%, что позволит ему сэкономить за этот срок около 100 миллиардов рублей. О таком снижении объявил во 30 ноября президент Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию.
Согласно планам правительства, с 2011 года совокупный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды вырастет с 26% до 34%. В частности, с 3,1% до 5,1% вырастет взнос на обязательное медицинское страхование. Полученные за счет этого 460 миллиардов рублей государство планирует направить на модернизацию здравоохранения.
Меры имущественно-
Упрощен доступ малых компаний к государственному и муниципальному заказу. В настоящее время открыты три электронные площадки для проведения аукционов по размещению государственных заказов с перспективой увеличения числа электронных площадок до 5–7. Данная мера должна позволить вовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того, такая форма организации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повысить прозрачность ценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции;
Правительством РФ, вслед за принятым в I квартале 2009 г. решением о снижении платы за технологическое присоединение к электросетям, подписано постановление о совершенствовании порядка подключения, позволяющее существенно снизить издержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловатт можно будет внести аванс в размере 5% от требуемой суммы, а для выплаты оставшейся суммы предоставляется право беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет.
За II квартал 2009 года не произошло существенных улучшений с реализацией инициативы льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более трех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальные площади. Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36 из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества сформированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.
Меры по снижению административного давления, во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным периодом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие:
3 анализ развития малого предпринимательства
По состоянию на 1 апреля 2012 года в России было зарегистрировано 238,0 тыс. малых предприятий, что на 3,1% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 4,8 ед. и составило 166,4 ед.
В большинстве
федеральных округов
Сокращение количества малых предприятий отмечено в Северо-Западном федеральном округе – на 6,6% или около 18,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. человек населения. В Северо-Кавказском федеральном округе количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей сократилось на 6,3 ед.
На 1 апреля 2012 года по сравнению с 1 апреля 2011 года количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 52 регионах.
Наибольший рост (более чем на 50,0 ед.) показателя отмечен в Белгородской (на 69,5 ед.) и Свердловской (на 67,3 ед.) областях и в Приморском крае (на 62,7 ед.).
Среднее увеличение показателя (от 30 до 50 ед.) зафиксировано в Алтайском крае (на 44,1 ед.), Мурманской (на 43,1 ед.) и Самарской (на 36,9 ед.) областях, Камчатском крае (на 33,9 ед.), Кемеровской (на 33,7 ед.) Волгоградской (на 33,6 ед.) областях.
В 31 регионе количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя отмечено в г. Санкт-Петербурге (на 55,1 ед.), Московской области (на 50,3 ед.) и Республике Карелия (на 38,1 ед.), Пензенской (на 35,2 ед.) и Тульской (на 34,2 ед.) областях.
Среднее сокращение показателя (от 10 до 30 ед.) зафиксировано в Магаданской области (на 26,2 ед.), Хабаровском крае (на 24,4 ед.), Ивановской области (на 18,9 ед.), Удмуртской Республике (на 17,9 ед.), Ленинградской области (на16,6 ед.), Ставропольском крае (на 14,4 ед.), Чукотском АО (на 13,9 ед.), Республике Татарстан (на 10,8 ед.) и Тамбовской области (на 10,2 ед.).
По итогам
января-марта 2012 года среднесписочная
численность занятых на МП (без
учета внешних совместителей
и работающих по договорам гражданско-
Во всех
федеральных округах
В Приволжском федеральном округе, Южном федеральном округе и Северо-Кавказском федеральном округе рост числа занятых на малых предприятиях составил 11,1%, 9,9% и 6,4% соответственно.
Наименьший рост показателя (на 5,4%) в Дальневосточном федеральном округе. Рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях по итогам января-марта 2011 года отмечен в 74 регионах.
Регионами – лидерами по темпам роста численности занятых на малых предприятиях являются Белгородская (показатель вырос на 72,7%), Свердловская (на 58,8%) и Челябинская (на 52,1%) области. Значительный рост показателя также в г. Москве (на 41,9%), Псковской (на 41,6%), Липецкой (на 40,9%) и Вологодской (на 40,4%) областях, Алтайском крае (на 39,1%), Кемеровской (на 37,4%), Самарской (на 36,2%) и Волгоградской (на 35,5%) областях, Приморском крае (на 35,1%), Ямало-Ненецком АО (на 33,6%), Ивановской (на 30,4%) и Кировской (на 30,2%) областях.
Сокращение показателя отмечено в 9 регионах. Наиболее значительное снижение численности занятых на малых предприятиях отмечено в Амурской области (на 52,1%). Снижение показателя также зафиксировано в Чукотском АО (на 29,1%), Владимирской области (на 17,8%), Пермском крае (на 14,3%), Красноярском крае (на 7,2%), Тульской области (на 7,2%), Республике Дагестан (на 5,5%), Пензенской (на 2,5%) и Астраханской (на 0,6%) областях.
Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 1 квартал 2012 года составил 2 963,0 млрд. рублей, что на 19,6% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. С учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 15,3%.
Во всех
федеральных округах
В Приволжском федеральном округе, Дальневосточном федеральном округе и Центральном федеральном округе рост показателя составил 13,3%, 13,0% и 11,2% соответственно. Наименьший рост показателя (на 4,8%) в Северо-Кавказском федеральном округе.
В январе-марте 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот малых предприятий с учетом ИПЦ вырос в 64 регионах.
Наибольший рост показателя отмечен в Приморском крае (на 61,1%), Белгородской (на 60,3%), Самарской (на 54,8%) и Свердловской (на 52,9%) областях.
Среднее увеличение показателя (30-50%) наблюдается в Челябинской (на 48,7%), Волгоградской (на 41,3%) и Смоленской (на 40,0%) областях, Республике Калмыкия (на 37,6%), Кемеровской области (на 36,4%), Чукотском АО (на 35,3%), Карачаево-Черкесской Республике (на 33,7%), Республике Дагестан (на 33,7%), Липецкой (на 33,5%) и Новосибирской (на 33,1%) областях, Чеченской Республике (на 30,7%), Омской (на 30,4%) и Рязанской (на 30,3%) областях.
Наихудшая динамика показателя
наблюдается в Амурской области,
где объем оборота малых
заключение
Для финансового обеспечения развития малого бизнеса, по мнению многих экспертов, необходимо создание специализированного государственного банка России – банка поддержки предпринимательства, который кредитовал бы только малые и средние предприятия, выдавал бы ссуды под нематериальные активы, представленные лицензиями и патентами. Необходимость учреждения такого специализированного банка назрела давно, поскольку ныне существующие государственные, региональные и муниципальные институты поддержки малого бизнеса весьма ограничены в финансовых средствах, в них существует бюрократическая система выделения денежных ресурсов, неспособная заинтересовать бизнес вкладывать финансы в инвестиционные процессы, что в конечном итоге сдерживает развитие малого бизнеса в национальной экономике. Следует сформировать механизм государственных гарантий, способный осуществить распределение риска между всеми участниками кредитного процесса (малыми предприятиями, кредитными организациями, государством), что будет способствовать не только единению экономических интересов всех агентов хозяйственного процесса, но и утверждению принципа социальной справедливости между участниками договорных отношений. Следует отметить, что развитие предпринимательской деятельности зависит не только от специальных правительственных программ по поддержке малого предпринимательства, но и от наличия долговременной региональной социально-экономической политики, которую должна разработать региональная власть и которую добровольно поддержат и разовьют экономические агенты и население области.
список источников