Малые иновационные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 07:54, реферат

Описание работы

Целью данного реферата будет являться изучение деятельности малого инновационного предпринимательства.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие «инновационное предпринимательство»
Изучить роль малых инновационных предприятий
Проанализировать методы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в России и источники его финансирования

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие инновационного предпринимательства …………………………..5
Модели инновационного предпринимательства………………….....8
Содержание инновационной политики государства………………..9
Роль малых инновационных предприятий………....…………….......……11
Методы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства и источники финансирования…………………….13
Опыт России в поддержке малых инновационных предприятий....13
Наиболее распространенные методы поддержки инновационной деятельности………………………………………………………….16
Венчурное финансирование малых инновационных предприятий…………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………………………..21
Приложение 1………………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

инновационный малый бизнес.docx

— 61.44 Кб (Скачать файл)

Преимущества малого предприятия - гибкость, способность быстро приспосабливаться к новым требованиям, выдвигаемым научно-техническим прогрессом. Это особенно важно в условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства и спроса. Малые предприятия осваивают выпуск мелкосерийной, уникальной продукции. С развитием научно-технического прогресса постоянно возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых на первых порах незначительна, не требует массового производства. По мере насыщения рынка, удовлетворения первичного спроса на тот или иной вид потребительских товаров, у отдельных групп покупателей формируются специфические требования к тому или иному виду изделий. Это приводит к возникновению спроса на новые модели и модификации уже существующих товаров. Это происходит и в сфере средств производства. Диверсификация производимой продукции требует новых материалов, новых способов обработки. В результате перехода к мелкосерийному и штучному производству от массового, соответственно, и оптимальный размер предприятия уменьшается. 

Строительство и перепрофилирование малых предприятий требуют меньших затрат, которые быстро окупаются. Малые предприятия имеют большие возможности в сжатый срок наладить производство новых изделий на современной технической основе. Малые инновационные предприятия не имеют других средств для выхода на рынок или сохранения своего места на нем, кроме выпуска качественно новой продукции. Малые инновационные предприятия, как правило, идут на риск внедрения в производство новшеств без должного исследования рынка, основываясь лишь на опыте и интуиции. Небольшие масштабы накопления и выпускаемой продукции превращают процесс технического совершенствования производства практически в единственный способ выживания малых инновационных предприятий. Следует также отметить, что характерными чертами малых фирм является узкая специализация (на 1- 2 видах продукции), наличие значительной доли высококвалифицированных специалистов в структуре занятых и высокая доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В электронной промышленности США, из общего количества действующих, малые фирмы с численностью до 100 человек составляют около 90%. 

Малые инновационные предприятия имеют более высокие показатели эффективности НИР. В частности, отношение числа нововведений к численности научного персонала в них выше в 4 раза, чем в больших организациях, а число нововведений на 1 доллар затрат на НИР - в 24 раза. 4

 

  1. Методы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в России и источники его финансирования
    1. Опыт России в поддержке малых инновационных предприятий

По данным статистики за 2008 г. в Москве действует свыше 20 тыс. промышленных микро и малых  предприятий (~9,3% от их общего количества). Из них только 4,2 тыс.(~2%) предприятий  специализируются в сфере НИОКР  в области естественных и технических  наук. Кроме того, еще около 4,8 тыс. микро и малых занимались деятельностью, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий. 

В конце 2008 года НП «МЦРП» совместно  с НИПИстатинформ Росстата при участии  других партнерских организаций  было проведено масштабное исследование более 40 тыс. малых предприятий г. Москвы, что позволило создать  адресную базу примерно из 1,6 тыс. малых  инновационных предприятий. Выяснилось, что 66% из них являются микропредприятиями (т.е. с численностью работников до 15 человек). В основном это опытные  предприятия, работающие уже более 5 лет (их доля составила 57%). Основным источником инноваций являются собственные  разработки, которые внедряются в  большинстве случаев за счет собственных  средств. 

В целях приоритетной поддержки  инновационных МСП, при реализации городской программы субсидирования, осуществляется. финансирование инновационных  проектов (Приложение 1 к распоряжению Руководителя Департамента поддержки  и развития малого и среднего предпринимательства  города Москвы от 15 февраля 2010 г. № 9-р) по следующим направлениям: 

  • 250 000 рублей на финансирование затрат субъекта малого или среднего предпринимательства на участие в мероприятиях по продвижению продукции на отечественном и зарубежном рынках (выставках, ярмарках, конференциях); 
  • 500 000 рублей на финансирование затрат субъекта малого или среднего предпринимательства по патентованию, оформлению и защите прав интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации; 
  • 1 000 000 рублей на финансирование затрат субъекта малого или среднего предпринимательства по патентованию, оформлению и защите прав интеллектуальной собственности за рубежом; 
  • 2 500 000 рублей на создание опытного образца и запуск производства.

Эти субсидии предоставляются при условии вложения предпринимателем в проект собственных средств в размере не менее 50 процентов общей суммы финансирования проекта. Наряду с этим, инновационные малые предприятия пользуются следующими преимущественным правами: 

  • Льготного обучения сотрудников и руководителей предприятий; 
  • Компенсации части затрат на сертификацию по международным стандартам (ISO 9000, ISO 14000, ISO 18000, HACCP и др.); 
  • Размещения в технопарках и бизнес-инкубаторах (в настоящее время в Москве действуют более 30 технопарков и бизнес-инкубаторов, еще 64 земельных участка планируется выделить для нужд малого и среднего бизнеса); 
  • Правительство Москвы планирует за период с 2010 по 2012 гг. создать и ввести в строй не менее 1,2 млн. кв. м имущественных комплексов для сектора МСП. 

С 2010 г. московские малые  предприятия сферы научных исследований и разработок, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), могут  рассчитывать на снижение налоговой  ставки до 10%, если в качестве объекта  налогообложения выбраны доходы минус расходы. 

На 2010-2012 гг. в рамках ГЦП 2010-2012 также запланированы мероприятия  поддержки инновационного бизнеса, такие как содействие в продвижении  продукции на региональные рынки, поддержка  участия в выставках, содействие в организации кооперационного  взаимодействия МСП с крупными предприятиями, подготовка кадров и многие другие формы поддержки. Представляется перспективной  задачей дальнейшее создание инновационных  центров в округах города, а  также дальнейшее развитие системы бизнес-инкубаторов и технопарков, в т.ч. на принципах частно-государственного партнерства. 

Количество адресных услуг  поддержки, предоставляемых промышленным и инновационным предприятиям в  рамках реализации ГЦП 2010-2012 гг., составит не менее 25% от общего объема. Таким  образом, в столице постепенно улучшаются условия для развития инновационного предпринимательства. При этом необходимо ещё создать экономические механизмы  стимулирования спроса на инновационную  продукцию сектора МСП, что будет  способствовать повышению эффективности  многих предприятий города. 5

 

    1. Наиболее распространенные методы поддержки инновационной деятельности

Следует заметить, что во множестве развитых и динамично  развивающихся стран применяются  различные методы государственного стимулирования инновационной деятельности в секторе МСП. Здесь и ряд  государственных программ финансирования и технической поддержки инновационных  разработок МСП по тематике правительственных  организаций. Кроме того, имеется  множество законодательных, финансовых, налоговых и имущественных рычагов  на государственном и региональных уровнях, способствующих развитию инновационной  деятельности во всех сферах бизнеса. В мировой практике сложились  следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых  и средних предприятий: 

  • Государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных мсп, выполняющих НИОКР по тематике правительственных организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и др. страны);
  • рямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие); 
  • Предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция); безвозмездные ссуды на покрытие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия); 
  • Целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах); 
  • Создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды); 
  • Снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление им налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония); 
  • Отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия); 
  • Бесплатные услуги патентных поверенных по заявкам индивидуальных изобретателей, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия, Япония, Индия); 
  • Облегчение налогообложения для предприятий действующих в инновационной сфере, в т.ч. исключение из налогообложения затрат на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ (США, Великобритания, Индия, Китай, Япония); 
  • Законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (во всех развитых странах); 
  • Государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (США, Япония); 
  • Создание широкой сети фондов венчурного капитала используемого для реализации инновационных проектов силами МСП (во всех развитых и развивающихся странах); 
  • Создание сети научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития (во всех развитых и развивающихся странах); 
  • Создание мощных государственных организаций (корпораций, агентств) обеспечивающих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную поддержку инновационных МСП (США, Япония, Индия, Китай и др. страны); 
  • Информационно-поисковые специализированные сайты по прогрессивным технологиям и инновационным разработкам, позволяющие заинтересованным предприятиям быстро найти необходимые технические решения и возможных партнёров. 

Кроме того, во многих странах  одним из важнейших финансовых инструментов поддержки инновационных МСП, являются государственные контракты от различных организаций на проведение НИОКР. Такие контракты, предполагают тщательное согласования всех основных характеристик ожидаемого результата, сроков исполнения и необходимых затрат на выполнение. Обычно цена фиксируется до начала работы, а окончательный расчёт осуществляется после их завершения. Субсидии и субвенции обычно предоставляются для поддержки радикальных и рисковых проектов, реализуемых инновационными МСП, входящими в реестр предприятий, обладающих опытом выполнения сложных НИОКР. Государственные контракты обязательно предусматривают следующие важнейшие требования: 

  • получение исполнителем необходимых результатов по решению научно-технической проблемы, заявленной заказчиком, в течение определенного срока; 
  • предоставление заказчиком кредитования, необходимого исполнителю на весь период выполнения работ; 
  • гарантии заказчика на приобретение будущих результатов работы исполнителя. 6

 

 

    1. Венчурное финансирование малых инновационных предприятий.

Рисковое (венчурное) финансирование малых инновационных предприятий  осуществляется преимущественно специализированными  финансовыми учреждениями. Они организуются как партнерства, которые из разных источников (средства крупных корпораций, банков, личные сбережения, пенсионные и благотворительные фонды, фонды  страховых компаний, пожертвования  филантропических организаций, пенсионные кассы и др.) формируют инвестиционные фонды, используемые для поддержки  и кредитования малых инновационных  предприятий. 

Финансируются малые инновационные  предприятия, ориентированные, главным  образом, на разработку новой продукции  и новых технологий. Формы предоставления малым инновационным предприятиям  венчурного капитала весьма разнообразны - прямое финансирование, через специальные  инвестиционные компании и в виде государственных субсидий.

Венчурное финансирование разделяется  на несколько фаз в соответствии со стадиями реализации венчурных проектов:

1. финансирование команды  исполнителей, подготовки детального  предложения на основе первоначальной  идеи;

2. финансирование создания  прототипа продукта, формирование  команды сбыта; 

3. поступление средств  из “нерисковых фондов”, выход  на фондовую биржу. 

Важнейшей функцией венчурных  фондов является финансирование начальных  стадий рисковых проектов, связанных  с максимальной неопределенностью  отдачи затраченных финансовых средств. При этом вероятность неудач у  подобных фирм очень велика, примерно 20- 25% разработок доходит до последнего этапа - создания акционерного общества. 7

 

 

Заключение

Инновация как практика –  это искусство стратегии развития, творческая деятельность, сотворение новшества, отрицающего старое. 

Развитие научной и  инновационной деятельности в последние десятилетия характеризуется в основном негативными тенденциями – сокращением масштабов научных исследований, снижением кадрового потенциала науки. Экономический рост последних пяти лет, по оценкам экспертов, достигнут в основном за счёт наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других изделий с низкой степенью переработки в условиях роста мировых цен на эти виды ресурсов.

В современной экономике  инновации играют огромную роль. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоёмкости и новизны.

Таким образом, инновации  представляют собой эффективное  средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка  производители продукции или  услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные  инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

 

Список используемой литературы

  1. Внешнеэкономическая деятельность http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_53C5CE2B-F73C-4DE2-936631DC6A60F4A8.html (дата обращения 1.06.2013)
  2. Еременко Г.А. Малое инновационное предпринимательство в России: вопросы государственной поддержки. М.: ВНТИЦ, 2009. – С 167.
  3. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях www.bizeducation/library/management/innov/8/noibauer.htm (дата обращения 1.06.2013)
  4. Кузнецова С.А., Кравченко Н.А., Маркова В.Д., Юсупова А.Т. Инновационный менеджмент. – Новосибирск: СО РАН, 2010. - С. 364.
  5. Управление инновационными проектами: Учеб. пособие / Под ред. Проф. В.Л. Попова. М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 173.
  6.  

Информация о работе Малые иновационные предприятия