Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:33, контрольная работа
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
Введение …………………………………………………………………….. 4
1. Что такое малый бизнес ………………………………………………5
2. Особенности малого предпринимательства в России ……………...8
3. Анализ проблем и перспектива развития малых ……………………12
предприятий в России.
Заключение ………………………………………………………………..15
Список источников ………………………………………………………..16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Экономика
по теме: Малые предприятия и их роль в экономике.
Исполнитель: студент(ка)
Направление Юриспруденция
Профиль Гражданско-правовой
Группа ЮР-13 Р
Екатеринбург
2014
Введение …………………………………………………………………….. 4
предприятий в России.
Заключение ………………………………………………………………..15
Список источников ………………………………………………………..16
Введение
Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.
Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.
Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.
Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.
Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Малый и средний бизнес в Российской Федерации
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся- внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.
23 сентября 2009 года тогда
еще премьер-министр РФ В. В. Путин
огласил инициативы
Ограничение по статусу
Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.
Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования)
Ограничение по численности работников
В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:
Ограничение по выручке
С 1 января 2013 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
Кредитование малого бизнеса
Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в 2009 году рейтинг актуален на 20.11.13 тыс. руб.:
Государственная налоговая поддержка малого и среднего бизнеса
Наиболее значимой мерой, на наш взгляд, является налоговая поддержка. Так, Налоговым кодексом предусмотрен специальный налоговый режим, который может быть применен субъектом малого и среднего бизнеса — это упрощенная система налогообложения. Согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ, уплачивая единый налог, организации и предприниматели освобождаются от ряда налогов:
- на прибыль организаций;
- на имущество организаций;
- на доходы физических
лиц (в отношении доходов, полученных
от осуществления
- на имущество физических
лиц (в отношении имущества, используемого
для осуществления
Как организации, так и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. За исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Также НДС нужно перечислить в бюджет и в том, случае, когда туристическая компания выступает в роли налогового агента. Кроме того, для них сохраняется действующий порядок представления статистической отчетности, ведения кассовых операций.
Существуют некоторые ограничения при переходе на упрощенную систему налогообложения:
- размер доходов по состоянию на 1 октября года, в котором подается уведомление, не должен превышать 45 млн. рублей (с корректировкой на коэффициент дефлятор);
- отсутствие у организации филиалов и представительств;
- доля участия других организаций может быть не более 25 процентов;
- средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, не превышает 100 человек;
- остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн. рублей.
Согласно п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения также может быть признан один их двух возможных, а именно:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, уплачивают единый налог в зависимости от выбранного объекта.
Порядок, в котором считаются доходы, определен ст. 346.15 Налогового кодекса РФ. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. В соответствии с п. 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.
Перечень внереализационных доходов установлен ст. 250 Налогового кодекса РФ. Как и доходы от реализации, внереализационные доходы признаются на дату поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
До 1 января 2013 года субъекты, работавшие на упрощенной системе налогообложения, могли не вести бухгалтерский учет (за исключением учета основных средств и нематериальных активов). В связи с появлением нового закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. эти субъекты обязаны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность.
Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т. п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.
Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.
Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитал, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.
При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.