Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:18, курсовая работа
Цель работы: ознакомление с понятиями «предпринимательское право» и «малый бизнес», изучение правовых аспектов данных понятий, определение роли малого бизнеса в рыночной экономике.
2. Понятие и особенности малого бизнеса.
Дать однозначное определение малому бизнесу - задача не из простых. Однако знать, по каким критериям предприятие относят к малому бизнесу очень важно, и вот почему. В настоящих законопроектах рассмотрены программы по поддержке и развитию малого бизнеса, формы управления их деятельности, режимы налогообложения. Причисление к сегменту малого бизнеса дает предприятию небольшие преимущества или же, наоборот, добавит лишних ограничений. Само понятие «малый бизнес», и что он из себя представляет, каждый понимает на свой лад. На данный момент рассмотрим понятие малого бизнеса с точки зрения юриспруденции и государства.
Согласно нормам
Федерального закона к субъектам
малого предпринимательства относятся
внесенные в единый государственный
реестр юридических лиц
1) для юридических
лиц - суммарная доля участия
Российской Федерации,
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от
реализации товаров (работ,
Указанные предельные значения определены следующим образом:
а) для микропредприятий - 60 млн. рублей;
б)для малых предприятий - 400 млн. рублей6
С какой же целью устанавливаются такие критерии как: объем выручки от реализации товаров или услуг? Все дело в том, что имеет место существование некоторых компаний с миллионным суточным оборотом, а штат сотрудников таких компаний составляет всего лишь 2-3 человека. К ним относятся рейдерские компании по торговле ценными бумагами, акциями и т.д.7
Инновационная составляющая, как и в любом другом бизнесе, является основным фактором успешного функционирования любого предприятия. Этот момент приобретает особую значимость, если речь идёт о малом бизнесе, вынужденном держаться на плаву в условиях жёсткого соревнования. Любое конкурентное преимущество позволяет малому предпринимателю получить прибыль и выбиться из серой массы конкурирующих компаний. Ключевая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала.8
Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.9
Спектр видов деятельности, которыми в праве заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.10
В процессе регистрации субъекта малого предпринимательства вид деятельности определяется в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности, насчитывающим 99 наименований от сельского хозяйства и строительства до лизинговых услуг и научно-исследовательской деятельности. Но также следует помнить, что ряд видов деятельности, легализованных на территории РФ, подлежит обязательному лицензированию. К ним относятся кредитные, страховые, биржевые, инвестиционные отношения, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, производство алкогольной и табачной продукции, услуги нотариусов и адвокатов и ряд других. С полным перечнем таких видов деятельности можно ознакомится, обратившись к указанному закону. Соответственно, за нарушение данных норм законодательством РФ предусмотрены различные формы административного и уголовного наказания.11
В соответствии с вышеизложенным, можно сказать о том, что малый бизнес – это бизнес,
опирающийся на
предпринимательскую
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек). И безусловно следует выделить большую роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике, так как без малого бизнеса рыночная экономика не в состоянии ни функционировать, ни развиваться.
3. Статистические данные о развитии малого бизнеса в РФ.
Для анализа статистических данных были взяты основные экономические показатели развития деятельности малых предприятий в РФ за период 2005-2010 гг.
Так как в
соответствии с Правилами проведения
выборочных статистических наблюдений
за деятельностью субъектов малого
и среднего предпринимательства
статистические данные в сфере малого
предпринимательства
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Количество малых предприятий (на конец года), тыс. |
479,3 |
332,8 |
337,4 |
287 |
227,6 |
219,6 |
Среднесписочная численность
занятых |
8045,2 |
7582,8 |
7239,2 |
6 069,3 |
5 741,7 |
5494,8 |
Оборот малых предприятий, млрд. руб. |
4612,6 |
3099,2 |
2468,9 |
2 072,9 |
1 832,5 |
1896,6 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
120,5 |
71,3 |
59,1 |
47,913 |
41,414 |
34,415 |
Итоги деятельности малых предприятий в последние годы можно рассматривать как негативные.
Отсюда можно сделать вывод о том, что несмотря развитие и популярность российского малого предпринимательства, несмотря на стремление российских граждан к созданию собственного бизнеса, оборот малых предприятий за последние годы снизился, и как это ни странно, количество малых предприятий резко сократилось.
Заключение
Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.16
Но, к сожалению, численность малых предприятий всё больше снижается, а значит, повышается уровень безработицы, а это оставляет негативный отпечаток во всех сферах общества.
Малое предпринимательство
– основная составная часть
Список используемой литературы
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г. № 209 ФЗ
2.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007г. № 209 ФЗ, стр.7
3.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ, стр.3
4.Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ
5.Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
6.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79
7.Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22 июля 2008 года № 556
8.Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального Института Системных исследований проблем предпринимательства.
9.Скребнев Э.В. Проблемы малого бизнеса//Экономика.-1999.-№11.
10.Грачев И.Д. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-2000.№1.
11.Федеральная служба государственной статистики
12.http://biznesinkubator.ru - особенности малого бизнеса
13.Брагина Е. Малый бизнес: проблемы развития//Общество и экономика.-2000.-№7.
14.Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России//Российский экономический журнал.-1999.-№7.
15.Большие возможности малого бизнеса// Экономика и жизнь.-2002.-№7.
16.http://www.equipnet.ru/
17.http://www.gks.ru/bgd/regl/
1 Большие возможности малого бизнеса// Экономика и жизнь.-2002.-№7.
2 Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ, стр.2
3Скребнев Э.В. Проблемы малого бизнеса//Общество и экономика.-1999.-№11.
4 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
5 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г. № 209 ФЗ, стр.7
6 Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22 июля 2008 года № 556
7 Грачев И.Д. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-2000.№1.
8 http://biznesinkubator.ru/
9 Брагина Е. Малый бизнес: становление и развити//Общество и экономика.-2000.-№7.
10 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г. № 209 ФЗ, стр. 9
11 Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ, стр.3