Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: ознакомление с понятиями «предпринимательское право» и «малый бизнес», изучение правовых аспектов данных понятий, определение роли малого бизнеса в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

лрмдл.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и  особенности малого бизнеса.

Дать однозначное определение  малому бизнесу - задача не из простых. Однако знать, по каким критериям  предприятие относят к малому бизнесу очень важно, и вот  почему. В настоящих законопроектах рассмотрены программы по поддержке  и развитию малого бизнеса, формы управления их деятельности, режимы налогообложения. Причисление к сегменту малого бизнеса дает предприятию небольшие преимущества или же, наоборот, добавит лишних ограничений. Само понятие «малый бизнес», и что он из себя представляет, каждый понимает на свой лад. На данный момент рассмотрим понятие малого бизнеса с точки зрения юриспруденции и государства.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам  малого предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от  реализации товаров (работ, услуг)  без учета налога на добавленную  стоимость или балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.5

Указанные предельные значения определены следующим образом:

а) для микропредприятий - 60 млн. рублей;

б)для малых предприятий - 400 млн. рублей6

С какой же целью устанавливаются такие критерии как: объем выручки от реализации товаров или услуг? Все дело в том, что имеет место существование некоторых компаний с миллионным суточным оборотом, а штат сотрудников таких компаний составляет всего лишь 2-3 человека. К ним относятся рейдерские компании по торговле ценными бумагами, акциями и т.д.7

Инновационная составляющая, как и в любом  другом бизнесе, является основным фактором успешного функционирования любого предприятия. Этот момент приобретает особую значимость, если речь идёт о малом бизнесе, вынужденном держаться на плаву в условиях жёсткого соревнования. Любое конкурентное преимущество позволяет малому предпринимателю получить прибыль и выбиться из серой массы конкурирующих компаний. Ключевая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала.8

Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его  экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета.  Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.9

Спектр видов  деятельности, которыми в праве заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.10

В процессе регистрации  субъекта малого предпринимательства  вид деятельности определяется в  соответствии с Классификатором  видов экономической деятельности, насчитывающим 99 наименований от сельского хозяйства и строительства до лизинговых услуг и научно-исследовательской деятельности. Но также следует помнить, что ряд видов деятельности, легализованных на территории РФ, подлежит обязательному лицензированию. К ним относятся кредитные, страховые, биржевые, инвестиционные отношения, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, производство алкогольной и табачной продукции, услуги нотариусов и адвокатов и ряд других. С полным перечнем таких видов деятельности можно ознакомится, обратившись к указанному закону. Соответственно, за нарушение данных норм законодательством РФ предусмотрены различные формы административного и уголовного наказания.11

В соответствии с вышеизложенным, можно сказать о том, что малый бизнес – это бизнес,

опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Так же можно выделить то, что  средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек). И безусловно следует выделить большую роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике, так как без малого бизнеса рыночная экономика не в состоянии ни функционировать, ни развиваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Статистические данные о развитии малого бизнеса в РФ.

Для анализа  статистических данных были взяты основные экономические показатели развития деятельности малых предприятий в РФ за период 2005-2010 гг.

Так как в  соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства  статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются  без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.12 Отсюда нижеследующая таблица:

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Количество малых предприятий (на конец года), тыс.

479,3 

332,8 

337,4

287

227,6

219,6

Среднесписочная численность  занятых 
на малых предприятиях, 
тыс. человек

8045,2 

7582,8 

7239,2

6 069,3

5 741,7

5494,8

Оборот малых предприятий, млрд. руб.

4612,6 

3099,2 

2468,9

2 072,9

1 832,5

1896,6

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

120,5 

71,3 

59,1

47,913

41,414

34,415


Итоги деятельности  малых предприятий в последние  годы можно рассматривать как  негативные.

Отсюда можно сделать вывод о том, что несмотря развитие и популярность российского малого предпринимательства, несмотря на стремление российских граждан к созданию собственного бизнеса, оборот малых предприятий за последние годы снизился, и как это ни странно, количество малых предприятий резко сократилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальная  значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.16

Но, к сожалению, численность малых предприятий всё больше снижается, а значит, повышается уровень безработицы, а это оставляет негативный отпечаток во всех сферах общества.

Малое предпринимательство  – основная составная часть предпринимательского права и его роль в рыночной экономике велика, так как она  не в состоянии как-либо функционировать  и развиваться без малого бизнеса.

 

 

 

Список  используемой литературы

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г. № 209 ФЗ

2.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007г. № 209 ФЗ, стр.7

3.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ, стр.3

4.Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ

5.Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

6.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79

7.Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22 июля 2008 года № 556

8.Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национального Института Системных исследований проблем предпринимательства.

9.Скребнев Э.В. Проблемы малого бизнеса//Экономика.-1999.-№11.

10.Грачев И.Д. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-2000.№1.

11.Федеральная служба государственной статистики

12.http://biznesinkubator.ru - особенности малого бизнеса

13.Брагина Е. Малый бизнес: проблемы развития//Общество  и экономика.-2000.-№7.

14.Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России//Российский экономический журнал.-1999.-№7.

15.Большие возможности малого бизнеса// Экономика и жизнь.-2002.-№7.

16.http://www.equipnet.ru/articles/other/other_670.html - Издание о бизнесе и технологиях.

17.http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_47/IssWWW.exe/Stg/html/01-02.htm

 

1 Большие возможности малого бизнеса// Экономика и жизнь.-2002.-№7.

2 Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ, стр.2

3Скребнев Э.В. Проблемы малого бизнеса//Общество и экономика.-1999.-№11.

4 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

5 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г. № 209 ФЗ, стр.7

6 Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22 июля 2008 года № 556

7 Грачев И.Д. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-2000.№1.

8 http://biznesinkubator.ru/tesaurus/206/3455/ - Особенности малого бизнеса, 2004 г.

9 Брагина Е. Малый бизнес: становление и развити//Общество  и экономика.-2000.-№7.

10 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г. № 209 ФЗ, стр. 9

11 Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ, стр.3

Информация о работе Малый бизнес