Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: экономической стороны; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в России и взаимодействия государственной и частной собственности.
Введение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Понятие и сущность собственности как экономической категории…………………………………………………………………………..5
Глава 2. Формы собственности…………………………………………………..9
2.1. Исторические формы собственности……………………………………….9
2.2. Признаки классификации форм собственности…………………………..10
2.3. Многообразие форм собственности……………………………………….11
2.3.1 Государственная собственность………………………………………….13
2.3.2 Частная собственность…………………………………………………….14
2.3.3 Коллективная собственность……………………………………………...16
2.4 Понятие предпринимательства……………………………………………..16
2.4.1 Виды и формы предпринимательства……………………………………17
2.4.2 Организационно-экономические формы предпринимательства……….21
2.4.2.1 Индивидуальное предпринимательство………………………………21
2.4.2.2 Товарищество (партнёрство)………………………………………….22
2.4.2.3 Производственные кооперативы………………………………………25
2.4.2.4 Корпоративное предпринимательство…………………………………26
2.4.2.5 Акционерные общества………………………………………………..26
2.4.2.6 Государственное (унитарное) предпринимательство…………………28
2.4.3 Организационно-экономические формы…………………………………29
Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства в России………32
3.1 Основные проблемы развития предпринимательства…………………….34
3.2 Взаимодействие форм собственности………………………………...……35
Заключение……………………………………………………………………....38
Список использованных источников…………………………………………..40
В то же время структура органов государственного управления в сфере поддержки бизнеса, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, сформирована без учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. На федеральном уровне она сложилась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам.
Переключение ресурсов государства с поддержки старых бесперспективных производств на стимулирование роста предпринимательства и частных инвестиций должно стать одним из ключевых моментов стабилизации и начала экономического подъема. Для этого необходимы сохранение налоговых льгот для предпринимательства и введение упрощенной системы налогообложения, помощь со стороны субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также формирование системы объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и подготовки кадров, поощрение самоорганизации предпринимательства.
Важное значение для развития предпринимательства имеет кадровое укрепление частных предприятий за счет вышедших в отставку государственных служащих. Так, в Японии в 1990 г. восемь бывших высокопоставленных работников государственного Японского банка развития служили директорами крупнейших судоходных фирм. Представители министерства внешней торговли и промышленности Японии "парашютируют" чаще всего в средние по экономической значимости компании. Фирмы используют эти переходы для усиления полезных контактов и получения государственной информации.
В ряде стран подобную практику пытаются поставить под контроль. В Великобритании, например, переход высокопоставленного сотрудника после отставки из государственной службы в фирму, которую он раньше курировал как государственный служащий, связывают с определенными выгодами. Как носитель конфиденциальной информации о планах правительства, характере предстоящих заказов и т.п. такой сотрудник дает фирме неоценимые преимущества в конкурентной борьбе. Поэтому введены нормативные ограничения: служащие трех высших ступеней в течение двух лет после отставки имеют право поступать на работу вне государственного аппарата только с разрешения правительства. Служащие более низких рангов также обязаны получить разрешение, если поступают на работу в фирму, с которой были ранее связаны по службе, либо имели доступ к конфиденциальной информации о конкурентах своих нанимателей.
Таким образом, организационный механизм предполагает включение всей государственной службы в работу по поддержке предпринимательства, создание специальных органов для этого, регулирование переходов государственных служащих в предпринимательские структуры и другие меры.
3.1 Основные проблемы развития предпринимательства
В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирований рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна.
Развитие предпринимательства в Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:
- отсутствие действенных
финансово-кредитных
- пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
- нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
- сложность доступа
к деловой информации –
- неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в предпринимательстве;
- отсутствие положительного
имиджа отечественного
- нестабильность экономической ситуации в стране;
- доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);
- правовая неграмотность самих предпринимателей;
- отсутствие явного развития производства;
- высокая планка единого социального налога;
- недостаточность кадрового потенциала;
- длительное оформление документации, особенно на землю
Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от предприятий в бюджеты
3.2 Взаимодействие форм собственности
Фактические (экономические) отношения собственности появляются как следствие формирования рыночного хозяйства, основанного на товарно-денежном обмене. Ведь в натуральном хозяйстве производителю, как известно, незачем было «присваивать» произведенный им же продукт -- он и так принадлежал ему, и никому другому. А вот осуществить товарообмен без предварительного присвоения товара невозможно, ибо произвести отчуждение (обмен) товара сможет только тот, кто его присвоил.
Участники товарообмена должны быть уверены в том, что именно отчуждатель осуществляет хозяйственное господство над данным товаром (имуществом), являясь, следовательно, его собственником. Поэтому отношения присвоения (собственности) являются необходимой предпосылкой товарообмена. Более того, как показывает исторический опыт, в товарном (рыночном) хозяйстве они неизбежно требуют юридического признания и правовой защиты. Иначе говоря, здесь они всегда выступают как экономико-правовые отношения, поскольку их экономическое содержание немыслимо вне правовой оболочки.
Из этого, однако, не следует, что такие экономические отношения юридически всегда оформляются только с помощью права собственности. Экономические отношения собственности приобретают различные юридические (гражданско-правовые) формы. Ведь их объектом выступают товары, которые в развитом товарном обороте представляют собой отнюдь не только вещи. Форму товара получают как материальные, так и нематериальные результаты работ и услуг, нематериальные результаты творческой деятельности, а также отдельные права (например, оформленные в виде ценных бумаг) и даже средства индивидуализации товаров (товарные знаки, фирменные наименования и т. п.). Гражданско-правовой режим этих объектов, как уже отмечалось, устанавливается с помощью не только вещных, но и обязательственных, и исключительных прав. И даже вещные же права, имеющие объектом только вещи, тоже не исчерпываются правом собственности.
Экономические отношения присвоения выступают в различных формах в зависимости от того, кто является их субъектом: отдельный человек, группа лиц или организованный ими коллектив, государство или общество (народ) в целом. Соответственно этому обычно различают индивидуальное, групповое или коллективное и общественное, а также смешанное присвоение. Эти экономические формы присвоения и принято называть формами собственности.
Постоянной, неизменной собственности как определенной формы присвоения материальных благ для всех времен и народов не существует. Будучи основным отношением в производстве, форма собственности развивается не сама по себе, а под воздействием изменений орудий производства.
Развитие и смена форм собственности определяются не субъективными желаниями людей, их волей, а развитием самого производства, в конечном счете, развитием его наиболее подвижного элемента - производительных сил.
Собственность подвергается непрерывному изменению не только в том смысле, что одна ее форма сменяется другой, но и в том, что изменения происходят внутри каждой формы. Развитие внутри формы собственности идет постепенно и обусловливается теми же факторами, что и смена одной формы собственности другой, т.е. развитием производительных сил.
При наличии нескольких форм собственности на средства производства одна из них всегда является основной, ведущей по отношению к остальным, лежащей в основе общественного строя, определяющей тип общества. Это не значит, что она является и самой прогрессивной. Наиболее прогрессивная форма собственности может и не быть господствующей (феодальная - в рабовладельческом обществе или капиталистическая - в феодальном обществе). Ведущая форма собственности накладывает свой отпечаток на другие существующие в данном обществе формы собственности. Американская экономика в этом отношении дает наглядный пример. Государственная собственность там, конечно же, не ущемлена, но не она, обеспечивая непосредственно лишь десятую часть объема производства, выступает как доминантная форма собственности. Всю идеологию американской хозяйственной жизни определяет частная собственность. Она и является основой американской рыночно-капиталистической системы.
Первое реформаторское правительство России, пришедшее к власти в конце 1991 г., не имело реальной возможности сразу взять оперативный контроль над ходом приватизации в свои руки. Отдавая отчет в невозможности восстановления в полной мере управления государственным имуществом, что к тому же было несовместимо с общей стратегией реформ, российское правительство встало на путь запуска приватизационного процесса. Тогда же Верховный Совет России принял постановление о разграничении всей государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность.
Базовые установки на механизм и процедуры приватизации были ориентированы на разработку типовых приватизационных процедур и их максимально широкое распространение.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Заключение
Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле (а не по централизованно разработанному плану) производят товары и оказывают услуги.
Знание видов и организационно-правовых форм предпринимательства дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.
Становление рыночной экономики в России ведет к увеличению числа граждан, занимающихся предпринимательством. К предпринимательской деятельности готовят в университетах, академиях, институтах, колледжах. Наметившийся в экономической структуре рост представителей предпринимательской деятельности отвечает актуальнейшей задаче ускоренного создания целой армии новых товаропроизводителей. Процесс образования высокорентабельных, динамичных предприятий можно связывать с надеждой на установление подлинных рыночных отношений в нашей экономике.
Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатый материал накоплен в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.
Собственность, как экономическое отношение, начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.
Характерной чертой периода перехода от административно-командной системы к рыночной экономической системе является формирование многоукладной экономики, в которой присутствую разнообразные формы собственности на средства производства - это частная трудовая, частная капиталистическая, частная корпоративная, кооперативная, коллективная (или народная, собственность трудовых коллективов), государственная (федеральная, республиканская, местная или коммунальная). В рыночной системе подавляющей является частная капиталистическая и частная корпоративная формы собственности.
Характеристика форм собственности:
Частная собственность - это закрепление прав контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами. Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы, значительная часть капитала находится в частном владении. Сегодня прослеживается тенденция сокращения удельного веса капитала частных владельцев и увеличение доли корпоративных частных капиталов. Частная собственность имеет множество разновидностей: индивидуальная или семейная собственность, паевая неакционерная собственность, акционерная собственность.
Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность, обычно делится на общегосударственную собственность и коммунальную или муниципальную собственность.