Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:15, доклад
В последнее время как на региональном, так и на федеральном уровне стало модно говорить о развитии предпринимательства и молодежного предпринимательства в частности. Условно говоря, можно выделить два пути создания собственного дела:
Поработать достаточное количество времени на фирме, приобрести опыт, знания, навыки и затем открыть собственное дело.
Молодежь – как субъект малого предпринимательства в РФ:
проблемы и перспективы развития.
Абдулатипова А.С.
4к. 1гр. ДПО
В последнее время как на региональном, так и на федеральном уровне стало модно говорить о развитии предпринимательства и молодежного предпринимательства в частности. Условно говоря, можно выделить два пути создания собственного дела:
Поработать достаточное количество времени на фирме, приобрести опыт, знания, навыки и затем открыть собственное дело.
Открыть свое дело сразу же после окончания школы или вуза, начиная все абсолютно с нуля.
И если еще лет 10 назад среди молодежи было актуально найти высокооплачиваемое рабочее место с полным социальным пакетом, то сейчас приоритеты изменились. Молодежь, полная сил, оптимизма и свежих идей, уже не хочет тратить время на приобретение опыта , работая на развитии чужого благосостояния. Она хочет развивать благосостояние свое. Но в регионах со слабым развитием экономики наблюдается совершенно иная проблема: предпринимательство старее, молодежь не проявляет достаточной предпринимательской инициативы, а рабочих мест недостаточно. И как результат – большой процент безработицы среди молодежи.
Именно
поэтому данная тема является
достаточно актуальной на
Решением проблемы в сложившийся ситуации автор видит в изучении и развитии молодежного предпринимательства в России и задается вопросом: «Так в чем же суть молодежного предпринимательства?»
Ответ находит в Законе г. Москвы от 26 ноября 2008г. N 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». В п.6 ч.2 ст. 11 говорится о том, что к мерам для создания малого и среднего предпринимательства относиться вовлечение в предпринимательскую деятельность населения г. Москвы, в т.ч. молодежи, и его социально независимых групп. Создание условий для вовлечения в предпринимательскую деятельность населения г. Москвы, в т.ч. молодежи осуществляется органами исполнительной власти г. Москвы. Органы исполнительной власти г. Москвы также наделены правом содействовать в вовлечении в предпринимательскую деятельность путем проведения ежегодных форумов, конференций по вопросам предпринимательства, организации ежегодного конкурсного отбора проектов поддержки и развитии малого и среднего предпринимательства среди молодежи и социально незащищенных групп населения и реализации иных мероприятий ( в т.ч. создание и развитие молодежных бизнес-инкубаторов, молодежных инновационных центров, молодежных конструкторских бюро)1.
Какой же возраст является возрастом молодежного предпринимательства?
В настоящее время на субсидии для молодежного предпринимательства в г. Москве могут рассчитывать следующие субъекты предпринимательской деятельности:
- индивидуальные предприниматели в возрасте до 27 лет ( по приоритетным видам деятельности – до 30)
_____________________________
1. Хальзова Е.В. Молодежное предпринимательство в РФ: проблемы и перспективы развития \\Предпринимательское право. 2011 N 4 –стр. 36-39.
- юридические лица, возраст руководителей которых не превышает 27 лет, а средний возраст сотрудников – 25лет. При этом доля в уставном капитале лиц, чей возраст не более 27 лет, должна составлять более 50% или лиц не старше 30 лет – 75%.
Но нормативного закрепления данных критериев в правовых актах г. Москвы на сегодняшний момент нет. Иными словами остается незакрепленным возраст, после достижения которого субъект лишается статуса молодежного предпринимателя.
Проведя анализ федерального законодательства – ГК РФ, ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» можно заметить, что и на федеральном уровне не существует нормативного закрепления терминов «молодежное предпринимательство», «субъект молодежного предпринимательства». На практике данные предприниматели регистрируются как субъекты малого и среднего предпринимательства, либо как индивидуальные предприниматели, но при этом они имеют право на получение от субъектов РФ дополнительных мер поддержки. Так, Закон г. Москвы предусматривает следующие меры поддержки:
- содействие инновациям в сфере предпринимательства;
- популяризация и пропаганда предпринимательства;
- содействие в получении
навыков ведения
- предоставление субсидий;
- проведение среди студентов
конкурсов на лучший бизнес-
Перечисленные виды поддержки носят отнюдь не декларативный характер, а реализуются в настоящее время. В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 14 сентября 2010г. N 804 ПП «О мерах по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в молодежной среде г. Москве на 2010-2012гг. осуществляется финансирование субъектов молодежного предпринимательства путем предоставления субсидий в размере не превышающем 750000р., либо субвенций в размере не превышающем 200000р. На приобретение основных средств при реализации молодежных предпринимательских проектов. При этом существуют специальные организации поддержки молодежного предпринимательства, такие как Молодежный совет при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы и т.д. В 2010-2012гг. планируется предоставить в технопарках, бизнес-инкубаторах и деловых центрах не менее 10% площадей под размещение субъектов молодежного малого и среднего предпринимательства2.
На сегодняшний день Москва имеет наиболее развитую нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность субъектов молодежного предпринимательства.
Однако в последние годы и другие регионы стали развивать законодательство в данной сфере.
______________________________
2. Хальзова Е.В. Молодежное предпринимательство в РФ: проблемы и перспективы развития \\Предпринимательское право. 2011 N 4 –стр. 36-39.
Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан следует заметить большую роль Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РД.
В рамках развития малого и среднего предпринимательства была принята Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства РД на 2009 – 2011 годы.
По итогам 2011г. отмечалось, что программа позволила оказать предпринимателям такие виды финансовой поддержки, как субсидирование части затрат, связанных с ведением предпринимательской деятельности, выдачей микрозаймов, поручительств по обязательствам перед банковскими учреждениями. Предпринимателям инновационной сферы компенсировались затраты на открытие собственного дела, приобретение лицензионного программного обеспечения, на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Без государственной поддержки невозможно развивать малый бизнес в республике. Программой была оказана какая поддержка руководителям и специалистам субъектов малого и среднего бизнеса. Они получили возможность обучиться, повысить свою квалификацию благодаря государственной поддержке. Безработным гражданам предоставляются обучающие и организационно-консультативные услуги.
Но наиболее интересующим нас является вопрос касающийся поддержки молодежного предпринимательства. Молодым и начинающим предпринимателям по итогам программы была оказана гранатовая поддержка в размере от 75 до 150 тысяч рублей. В основном такая поддержка оказывается лицам от 14 до 30 лет, которые хотят открыть свое дело. В 2010 г. такую поддержку получили 200 молодых людей, в 2011г. было подано около 2 тысяч заявок и около 500 человек пополнили сообщество предпринимателей. На данные мероприятия было выделено из республиканского бюджета 12 млн 750 тысяч рублей и из федерального бюджета 65 млн рублей. Также выделяются микрокредиты от 50 тысяч до одного миллиона рублей по выгодному проценту.
Республиканской целевой программой развития малого и среднего предпринимательства РД на 2009 – 2011 годы предусматривалось получение грантов на открытие и развитие своего бизнеса начинающим предпринимателям, субъектам малого и среднего предпринимательства создаваемым безработными гражданами, выпускниками учебных заведений, военнослужащими, уволенными в запас, и гражданами, испытывающими трудности в поиске работы.Гранты предоставлялись в виде субсидий. Победители отбирались по нескольким номинациям:
- бизнес в сфере производства – не более 300,0 тыс. рублей;
- бизнес в сфере строительства – не более 150,0 тыс. рублей;
- бизнес в сфере услуг – не более 150,0 тыс. рублей; бизнес в сфере сельского хозяйства – не более 300,0 тыс. рублей; бизнес в сфере инноваций – не более 300,0 тыс. рублей.
На данный момент при государственной поддержке создается и успешно развивается инфраструктура поддержки предпринимательства: Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства, маркетинговый, учетный, консалтинговый, обучающий, рекрутинговый, оценочный, рекламно-информационный, кадровый, проектный центры, центры правовых услуг и интернет-технологий, Дагестанский центр субконтрактации, ЕвроИнфоцентр, Дагестанское агентство по поддержке инновационного предпринимательства, информационно-аналитические центры в 18 городах и районах республики.3
В настоящее время Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан осуществляется набор претендентов для обучения, которое осуществляется в виде предоставления образовательных услуг образовательными учреждениями, отобранными на конкурсной основе. Обучение проводится по тематическим направлениям: деловое общение, деловая переписка, вопросы взаимодействия с контрольными и надзорными органами, маркетинг, бизнес-планирование, основы управления персоналом, организация бухгалтерского и налогового учета, особенности кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. А также правовое обеспечение малого и среднего предпринимательства, внедрение инновационных технологий на малых и средних предприятиях агропромышленного комплекса, обучение и повышение квалификации специалистов, осуществляющих деятельность в сфере автомобильного сервиса, в сфере бытовых услуг.
В республике функционируют два бизнес-инкубатора: в г. Махачкала: Республиканский производственно-инновационный бизнес-инкубатор «Турали» введен в действие в 2008г. Республиканский бизнес-инкубатор (офисный) на ул. Гагарина, 120, введен в действие в 2009 г. В настоящее время набор предпринимателей в бизнес-инкубаторы продолжается. В перспективе эти бизнес-инкубаторы способны предоставить субъектам малого и среднего предпринимательства 120 офисных и 20 производственных помещений. Ведется работа по созданию бизнес-инкубаторов еще в 3 городах республики. Бизнес-инкубаторы помогают решить проблему отсутствия опыта и знаний у молодых предпринимателей. Начинающим предпринимателям можно получить место в бизнес-инкубаторе, где им предоставят на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, оборудование, а также целый спектр услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических.
В целом по стране принимаются серьезные меры по поддержке малого предпринимательства, принята программа государственной поддержки малого предпринимательства в РД на 2012-2015 гг, в городе Махачкале принята целевая программа развития предпринимательства на 2012-2014 гг.
Совсем недавно в кабинете Главы города Махачкалы, Председателя Совета муниципальных образований Республики Дагестан С.Д. Амирова прошла встреча с представителями малого и среднего предпринимательства, где также обсуждались вопросы малого и среднего предпринимательства.
Так какие проблемы мешают развитию молодежного предпринимательства в стране и в Республике Дагестан в частности?
На мой взгляд, это прежде всего коррупция, которая не позволяет молодым предпринимателям открывать свое дело, конкурировать на рынке товаров и услуг, получить ту или иную форму поддержки молодежного предпринимательства.
В последнее время появилась другая проблема - много случаев угроз безопасности как жизни самих предпринимателей, так и бизнеса в целом
______________________________
3.URL:http://government-rd.ru/
Подбрасывают флешки, требуют выкуп.
Другой чертой малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан является перекос в сторону торговли в ущерб производству. Малому бизнесу надо искать свои ниши для налаживания разных производств, используя местные конкурентные преимущества.
В этой связи перед государством стоят 2 задачи:
- не только пропаганда
молодым людям идеи о том,
что вести свой бизнес –
это прибыльно, интересно и
не опасно, но и создание реальной
экономической и правовой
- информирование молодежи
о государственных и
Субъекты молодежного предпринимательства остаются наиболее уязвимыми, поскольку вынуждены вступать в конкурентные отношения с опытными предпринимателями, успевшими занять на рынке свою нишу. Поэтому необходимо на федеральном уровне закрепить статус субъекта молодежного предпринимательства и установить для него дополнительные меры гарантий и поддержки.
Алешкин А.И. Понятие субъекта малого предпринимательства и законодательство, регулирующее правоотношения в данной сфере.\\Предпринимательское право. 2010 N 4 –стр. 23-27.