Министерство
сельского хозяйства Российской
Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального
образования
«Воронежский
государственный аграрный университет
имени
императора Петра
I»
Кафедра Налогов
и права
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине:
«Прогнозирование и планирование в
налогообложении»
тема: «Налоговый аспект
планирования деятельности предприятия
в современных условиях»
Воронеж 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
1 Налоговый аспект
планирования деятельности предприятия
в современных условиях…………………………………………………………
- Сущность, содержание и роль налоговой политики в управлении предприятием……………………………………………………………………..
- Процесс формирования налоговой политики предприятия…………….
2 Планирование
налоговых отчислений и налоговой
нагрузки СХА «Дружба»………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода от преимущественно
централизованно планируемой экономики
к рыночной, существенно изменяются методы
воздействия государства на социально-экономическое
развитие. Одним из сильнейших рычагов,
регулирующих экономические взаимоотношения
товаропроизводителей с государством,
становится налоговая система, которая
строится так, чтобы отвечать принятым
требованиям благоприятного развития
рыночной экономики. От прогрессивности
этой системы, ее четкой направленности
на поощрение предпринимательской деятельности
в значительной мере зависят темпы экономического
роста. Налоги являются одним из наиболее
эффективных инструментов косвенного
регулирования экономических процессов.
Обоснованный, с учетом экономических
реальностей, характеризующих текущую
ситуацию, комплекс налоговых мер, способен
оказать существенное влияние на экономическое
поведение хозяйствующих субъектов, усиливать
экономическую и инвестиционную активность. Эффективной
может считаться только та налоговая политика,
которая стимулирует накопление и инвестиции. Возрастающая
роль налогового планирования в условиях
современного рыночного хозяйства определяются
рядом факторов. Потребность в налоговом
планировании диктуется, прежде всего,
двумя факторами: тяжестью налогового
бремени и сложностью и изменчивостью
налогового законодательства. Через влияние
налогов на управление доходами, расходами
и конечными результатами налоговое планирование
опосредованно влияет на многие направления
финансового менеджмента. Во-первых, являясь
составной частью системы финансового
менеджмента, налоговое планирование
занимает в ней специфичное место, что
обусловлено тем, что налоговый аспект
присутствует в любом сегменте управления
финансами предприятия. Во-вторых, так
как налоговые отношения как составная
часть финансовых возникают на перераспределительной
стадии воспроизводственного процесса
и являются завершающим звеном любого
предпринимательского решения, налоговому
планированию, как составной части финансового
менеджмента присуща ограниченная самостоятельность.
Налоговое планирование, не имея четко
самостоятельного характера, тем не менее,
оказывает существенное влияние на принятие
предпринимательских решений и повышение
эффективности финансово-хозяйственной
деятельности организаций. В-третьих, налоговая
экономика увеличивает собственные финансовые
ресурсы предприятия, поэтому конечной
целью налогового планирования является
не только и не столько оптимизация налогов,
а в рамках достижения основных целей
в рамках предпринимательской деятельности
предприятия повышение его финансовой
устойчивости и значимости. Налоговая
политика представляет собой форму реализации
налоговой идеологии и налоговой стратегии
предприятия в разрезе наиболее важных
аспектов деятельности в области налогового
планирования и на отдельных этапах ее
осуществления. В отличие от налоговой
стратегии в целом, налоговая политика
формируется лишь по конкретным направлениям
налогового планирования на предприятии,
требующим обеспечения наиболее эффективного
управления для достижения главной стратегической
цели этого процесса.
1 Налоговый аспект
планирования деятельности предприятия
в современных условиях
1.2 Сущность, содержание и роль
налоговой политики в управлении предприятием Экономическая
устойчивость является наиболее простым
и, одновременно, наиболее сложным понятием
рыночной экономики. Ее простота определяется
тем, что она является стержнем и главной
силой саморегуляции и самоорганизации
экономики рыночного типа, основным мотивом
сознательного целеполагания в деятельности
предпринимателей. Экономическая устойчивость
предприятия определяется главным образом
объемом собственного капитала предприятия,
который в свою очередь в значительной
степени зависит от величины налогов.
За счет, какого бы источника, и на каком
бы этапе хозяйственной деятельности
предприятия они не осуществлялись, в
конечном счете, эти платежи уменьшают
размер его капитала. Поэтому каждым предприятием
должны активно использоваться легальные
возможности минимизации налоговых платежей
с тем, чтобы обеспечить увеличение размера
чистой прибыли, а соответственно и ресурсов
для увеличения размера собственного
капитала. Налоговая политика представляет
собой форму реализации налоговой идеологии
и налоговой стратегии предприятия в разрезе
наиболее важных аспектов деятельности
в области налогового планирования и на
отдельных этапах ее осуществления. В
отличие от налоговой стратегии в целом,
налоговая политика формируется лишь
по конкретным направлениям налогового
планирования на предприятии, требующим
обеспечения наиболее эффективного управления
для достижения главной стратегической
цели этого процесса. Формирование налоговой
политики по отдельным аспектам налогового
планирования может носить многоуровневый
характер. Так, в рамках политики управления
налоговыми отчислениями предприятия
могут быть разработаны политика управления
косвенными и прямыми налогами. В свою
очередь, политика управления косвенными
налогами может включать в качестве самостоятельных
блоков политику управления отдельными
их видами (НДС, акцизы, налог с продаж
и др.) и т.п. Проблема минимизации налоговых
платежей с целью увеличения размера капитала
предприятия, в значительной степени решается
путем формирования эффективной налоговой
политики. Налоговая политика представляет
собой составную часть общей политики
управления капиталом предприятия, заключающуюся
в выборе наиболее эффективного варианта
уплаты налогов при альтернативных направлениях
хозяйственной деятельности и связанных
с ней операций. В отдельных случаях разработанная
предприятием налоговая политика сама
может быть критерием корректировки отдельных
направлений такой деятельности предприятия.
Формирование эффективной налоговой политики
предприятия должно базироваться на следующих
основных принципах (Приложение 1 «рис.1»):
- Строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Реализация этого принципа обусловливает исключение возможностей уклонения от налогов, которые должны быть уплачены в соответствии с реальными финансовыми результатами деятельности предприятия. Ни одна из противозаконных форм уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована предприятием, которое заботиться о своей деловой репутации, о своей экономической устойчивости.
- Соотнесение задачи минимизации налоговых платежей с целями общей политики управления экономической устойчивостью предприятия. Реализация этого принципа означает, что минимизация суммы налоговых платежей не является самоцелью - такая минимизация легко могла бы быть обеспечена за счет сокращения объема деятельности. Поэтому минимизация налоговых платежей всегда должна быть направлена на качественный и количественный рост величины собственных активов, в первую очередь капитала предприятия.
- Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности. Это предопределяет целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых налоговых льгот.
- Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе. Разработанная предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды хозяйственных операций, связанных с осуществлением деятельности, должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот и т.п.
- Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей. В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма капитализируемой части прибыли, планируемые объемы доходов и затрат и другие показатели развития деятельности предприятия в предстоящем периоде. Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики предопределяет изучение экономико-правовых условий деятельности предприятия с учетом современного состояния налогового поля и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, исходя из того, что стратегия в области налогообложения является частью финансовой стратегии предприятия, на этом этапе разработки налоговой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы, ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей деятельностью предприятия в процессе налогового планирования. Целью деятельности хозяйствующего субъекта является, как правило, увеличение стоимости фирмы, повышение благосостояния акционеров. И важнейшим фактором для достижения этой цели является получение предпринимательской прибыли, т.е. прибыли, очищенной от налогов. Именно поэтому крайне актуально рассмотрение влияние налогов на приятие предпринимательских решений и роли налоговой политики в управлении предприятием. В идеале налоги не должны занимать доминирующую позицию в принятии предпринимательских и управленческих решений организациями, не должны существенно менять философию бизнеса. Однако на практике налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, подчиняясь принципам корпоративных финансов, оказывают существенное влияния на принятие стратегических и тактических решений. Планирование налогов - это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов. Налоговое планирование - это неотъемлемая часть управления предприятия его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Чтобы определить место и роль налоговой политики в системе управления предприятием, необходимо определить само понятие «управление финансами». Основными задачами управления финансами предприятия можно считать:
- обеспечения сбалансированности движения материальных и денежных потоков;
- достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;
- обеспечение источниками финансирования, поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных источников финансирования;
- эффективное использование финансовых ресурсов для достижение стратегических и тактических целей предприятия. Система управления финансами хозяйствующих субъектов включает себя следующие основные направления: управление доходами, расходами, прибылью и капиталом. Целесообразно сгруппировать систему финансовых отношений организаций в три большие группы:
- формирование и использование доходов;
- формирование расходов;
- формирование и использование прибыли и капитала.
Через влияние налогов
на управление доходами, расходами
и конечными результатами налоговая
политика опосредовано влияет и на
другие направления системы управления
финансов. Во-первых, являясь составной
частью системы финансового менеджмента,
налоговая политика занимает в ней специфическое
место, что обусловлено тем, что налоговый
аспект присутствует в любом сегменте
управления финансами. Во-вторых, так как
налоговые отношения как составная часть
финансовых возникают на перераспределительной
стадии воспроизводственного процесса
и являются завершающим звеном любого
предпринимательского решения, налоговой
политики, как составной части финансового
менеджмента присуща ограниченная самостоятельность. В-третьих,
налоговая экономика увеличивает собственные
финансовые ресурсы предприятия, поэтому
конечной целью налоговой политики является
не только и не столь оптимизация налогов,
а в рамах достижения основных целей предпринимательской
деятельности предприятия повышение его
финансовой устойчивости и зависимости. В
системе управления предприятия необходимо
определение значения и выгоды налогового
планирования, а также оценка последствий,
к которым приводит невнимание к проблеме
планирования. Отсутствие налогового планирования
ставит предприятии в такое положение,
когда они:
- недостаточно полно понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях;
- оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности;
- не обеспечивают должной системности в своем развитии;
- могут допускать существенные ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии. Применение налогового планирования деятельности фирмы и деловых отношений создает следующие важные преимущества для бизнеса:
- прояснение возникающих проблем;
- возможность анализа и использование будущих благоприятных условий;
- подготовку фирмы к изменениях во внешней среде;
- стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров;
- обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов фирмы;
- повышение финансовой устойчивости и значимости предприятия. В современных российских условиях можно выделить следующие основные группы хозяйствующих субъектов, наиболее остро нуждающихся в применении налогового планирования своей деятельности. Во-первых, это сложные корпоративные структуры: холдинги, ФПГ и другие, имеющие разветвленную сеть дочерних и зависимых предприятий, где возникает круг дополнительных задач, связанных с оптимизацией, которые традиционно занимаются налоговым планированием и имеют самые серьезные разработки в данной области. Во-вторых, это вновь возникшие частные фирмы. Процесс накопления капитала приводит к расширению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. В-третьих, в планировании объективно нуждаются государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляемой экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичных характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, а следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития. Данная группа хозяйствующих субъектов уже не может жить по-старому, поэтому вынуждена осваивать новые примеры налогового планирования. В-четвертых, в налоговом планировании также остро нуждаются малые предприятия, использующие как традиционную, так и упрощенную систему налогообложения в силу ограниченности своих ресурсов и сложностей, возникающих у них при внедрении рыночных механизмов. Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжести налогового бремени для конкретного предприятия и сложностью и изменчивостью налогового законодательства. Действительно, налоговое планирование является не самоцелью, а средством развития собственного дела. Однако, несмотря на декларации о необходимости создания соответствующих условий для развития бизнеса, наша потенциально богатая и сильная страна не осуществляет должного поощрения деловой активности, инициативы и законного обогащения. В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности. Несмотря на возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, исторически сложилась ситуация, что лидирующее положение на современном российском рынке занимают крупные предприятия. Усложняется также структура деятельности экономических организаций. Причины этого - стремление к росту, необходимость перераспределения риска, а значит, инвестирование в новые сферы бизнеса. Подвижность внешней среды является еще одним фактором, определяющим роль налогового планирования в рыночной экономике. Современная внешняя среда бизнеса характеризуется высокой скоростью изменений. В западной экономике подвижность внешней среды объясняется в первую очередь </span