Необходимость и сущность комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Каждый предприниматель, организующий свое дело, должен знать, что он будет не только получать прибыль и пользоваться всевозможными благами, но и постоянно рисковать. И далеко не каждое предприятие, даже в странах с богатой рыночной историей, может выдержать столь жесткие испытания и обеспечить свою экономическую безопасность. Так, в США, где рыночная экономика имеет давнюю историю и глубокие корни, из 2 млн. ежегодно создаваемых коммерческих предприятий только 30% выживают, остальные 70% обречены на банкротство. В связи с этим рассмотрение данной темы – экономической безопасности предпринимательской деятельности в настоящее время приобретает особую актуальность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность экономической безопасности предпринимательства. Критерии и индикаторы экономической безопасности ...........................................................................................5
2. Необходимость и сущность комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства…………………7
3. Организация службы экономической безопасности…………………17
Заключение…………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

ПОБПД контр.р..doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Координация. Для достижения поставленных задач необходимо постоянное согласование деятельности различных подразделений службы безопасности, самой фирмы и сочетание организационных, экономико-правовых и прочих способов защиты.

 

Полная подконтрольность системы обеспечения экономической  безопасности руководству субъекта предпринимательской деятельности. Это необходимо во-первых, для того, чтобы система безопасности не превратилась в замкнутое образование, ориентированное на решение узких задач, без учета интересов фирмы в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятельности системы и ее возможного совершенствования.

 

Объект  и субъект системы обеспечения  экономической безопасности предпринимательства тесно взаимосвязаны.

 Объектом системы в целом, как уже говорилось, выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периоде. Конкретными же объектами защиты выступают ресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые.

Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства носит более сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней среды, которая окружает субъект предпринимательской деятельности. Исходя из этого, можно выделить две группы субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность предпринимательства: внешние субъекты; внутренние субъекты. [6]

К внешним  субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников предпринимательских отношений; причем деятельность этих органов не может контролироваться самими предпринимателями. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение.

К внутренним субъектам относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности данного конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать: работники собственной службы безопасности фирмы (предприятия); приглашенные работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской деятельности.

Субъекты, обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства, осуществляют свою деятельность на основе определенной стратегии и тактики.

Стратегия – это долгосрочный подход к достижению цели. Генеральная стратегия экономической безопасности выражается через общую концепцию комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности. Помимо генеральной стратегии выделяются также специальные стратегии (например, в зависимости от стадии предпринимательской деятельности). Наконец, могут применяться функциональные стратегии безопасности:

    1. Стратегия экономической безопасности включает, прежде всего, систему превентивных мер, реализуемая через регулярную, непрерывную, работу всех подразделений субъекта предпринимательской деятельности по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с конфиденциальной информацией и т.п. Служба безопасности в этом случае выполняет роль контролера.
    2. Стратегия реактивных мер, применяемая в случае возникновения или реального осуществления каких-либо угроз экономической безопасности предпринимательства. Эта стратегия, основанная на применении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов, реализуется службой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации.
    3. Таким образом, тактика обеспечения безопасности предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения экономической безопасности субъекта предпринимательства. Этими действиями, в зависимости от характера угроз и тяжести последствий их реализации, могут быть, например: расширение юридической службы фирмы; принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности, предъявление претензий контрагенту-нарушителю; обращение с иском в судебные органы; обращение в правоохранительные органы.[4]

 

 

Основными функциями службы экономической безопасности фирмы являются следующие:

      • организация и осуществление совместно с подразделениями фирмы защиты конфиденциальной информации;
      • проверка сведений о попытках шантажа, провокаций и иных акций в отношении персонала, преследующих цель получения конфиденциальной информации о деятельности фирмы;
      • организация сбора, накопления, автоматизированного учета и анализа информации по вопросам безопасности;
      • проведение проверок в подразделениях фирмы и оказание им практической помощи по вопросам безопасности их деятельности; разработка и внедрение положения о коммерческой тайне;
      • проверка правил ведения закрытого делопроизводства;
      • проверка работников на предмет соблюдения правил обеспечения экономической, информационной и физической безопасности;
      • оказание содействия отделу кадров по работе с персоналом в вопросах подбора, расстановки, служебного перемещения и обучения персонала;
      • сбор, обработка, хранение, анализ информации о контрагентах с целью предотвращения сделок с недобросовестными партнерами;
      • выполнение поручений руководства фирмы, входящих в компетенцию службы;
      • взаимодействие с правоохранительными органами, проведение мероприятий по выявлению и предупреждению различного рода финансово-хозяйственных правонарушений;
      • проведение служебных расследований по фактам разглашения конфиденциальной информации, потери служебных документов работниками фирмы и действий угрожающих экономической безопасности фирмы.

 

Вся полнота ответственности  за полноту и своевременность  оценки степени опасности действий со стороны конкурентов и злоумышленников по отношению к охраняемым сведениям и безопасности руководства и сотрудников лежит на группе безопасности внешней деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация  службы экономической безопасности

 

Среди субъектов, обеспечивающих защиту экономической безопасности предпринимательской деятельности, наибольшее значение имеет служба собственной экономической безопасности (конечно, при наличии соответствующего размера субъекта предпринимательства и финансовых средств). Создание службы собственной экономической безопасности представляет на практике наибольшую трудность, поскольку каждый субъект предпринимательства сугубо индивидуален, поскольку специфична его деятельность. Однако, можно выделить ряд этапов, рекомендуемых предпринимателям при создании службы безопасности.

1. Принятие  решения о необходимости создания  службы экономической безопасности (СЭБ).

Вопрос о создании службы безопасности должен возникать  в момент принятия решения об организации  фирмы, в зависимости от выбираемого вида деятельности, объема предполагаемой к производству продукции, размера годового оборота и прибыли, использованию секретов производства, количества работников и т.п. Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания службы безопасности.

После государственной  регистрации руководителями принимается  окончательное решение о создании СЭБ. В случае положительного решения  вопроса определяется ответственное  лицо (группа лиц) которое будет непосредственно  заниматься организацией службы экономической безопасности.

 

2. Определение  общих задач СЭБ – предупреждение угроз, реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты. (персонал, информация, компьютерные системы, здания и помещения).

 

3. Разработка  положения о СЭБ, определение структуры, и утверждение штатов. Наличие соответствующей законодательной базы позволяет создать легальную службу безопасности.

 

4. Набор  кадров.

Работниками службы экономической  безопасности могут быть люди, специально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как основной и привлеченные специалисты (например, главный бухгалтер, юрист и пр.).

При подборе постоянных работников в качестве важнейшего требования выступает профессиональная подготовка. В связи с этим предпочтение следует  отдавать бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции) с соответствующим опытом работы и подходящим по умственным и морально-деловым качествам для данной деятельности. Для службы физической защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе, СОБРе, ОМОНе., которые обладают профессиональными навыками владения оружием и рукопашного боя.

 

 

5. Непосредственная  организация и функционирование  службы экономической безопасности.

Закон РФ “О частной детективной  и охранной деятельности в Российской Федерации” предусматривает, что работники службы безопасности, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность должны получить в законном порядке лицензии.

Для создания собственной  службы безопасности предприятие (фирма) представляет в органы внутренних дел по месту своего нахождения следующие документы: заявление о согласовании Устава службы безопасности; устав службы безопасности; лицензии руководителя и персонала службы безопасности на право осуществления охранно-сыскной деятельности; сведения о характере и направлениях деятельности службы безопасности, составе и предполагаемой численности персонала, наличии специальных, технических и иных средств, потребности в оружии.

Собственное подразделение  безопасности предприятия имеет право открытия текущих и расчетных счетов. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе функционирования значительную роль играет умелая расстановка  кадров службы безопасности руководителем, распределение прав, полномочий и степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работу подразделения. Важным фактором повышения эффективности деятельности СЭБ является гибкая система стимулирования работников службы в зависимости от итогов работы.

Особое внимание следует  уделять постоянному взаимодействию службы экономической безопасности с правоохранительными органами.

Финансирование службы экономической безопасности осуществляется из прибыли. Важнейшим фактором поощрения работников службы является быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач. Экономия на СЭБ, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.

 

6. Контроль  за деятельностью СЭБ.

В целях поддержания  высокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы службы безопасности в целом, необходимо осуществление постоянного контроля и анализа результатов деятельности СЭБ. Для этого используются: регулярные текущие отчеты СЭБ перед руководством фирмы; отчеты по защите от конкретных угроз и принятых мерах; анализ отчетов и вывод руководства фирмы об эффективности работы СЭБ.

Важным элементом поддержания  высокого профессионального уровня работников СЭБ является совершенствование  своих деловых навыков, расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.

 Структура службы  экономической безопасности, как  уже говорилось, является специфичной  для различных субъектов предпринимательской деятельности. Она зависит от размера фирмы, количества заняты на ней, характера деятельности, роли конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.

Служба экономической  безопасности является важнейшим элементом комплексной системы экономической безопасности субъекта предпринимательства. Если предприятие (фирма) небольшое – целесообразнее не создавать собственную службу безопасности, а использовать услуги соответствующих охранных и детективных агентств. В том же случае если предприятие крупное и использует в своей деятельности значительные массивы конфиденциальной информации, то объективно необходимо создание своей службы безопасности.

Приведем примерную  структуру службы экономической  безопасности предприятия (фирмы). Выделенные блоки непосредственно входят в службу экономической безопасности, а остальные – только в пределах вопросов, находящихся в компетенции СЭБ (рис. 1).

 

Рисунок 1. Примерная структура  службы безопасности

 

Особое положение в  структуре СЭБ занимает группа чрезвычайных ситуаций. Предварительно следует сказать, что фирма, а значит и СЭБ, могут работать в двух режимах – обычном и чрезвычайном. При обычном режиме не возникает серьезных угроз экономической безопасности фирмы, идет профилактическая работа по их предупреждению и деятельность всех подразделений проходит в повседневном ритме. Возникающие проблемы и угрозы носят локальный характер и преодолеваются текущей работой подразделений фирмы, в том числе службой безопасности. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тяжестью последствий. В этом случае руководитель службы безопасности или руководитель фирмы собирает группу чрезвычайных ситуаций (кризисную группу), включающую наиболее квалифицированных в данной проблеме специалистов фирмы, для ее решения. Эта группа работает не постоянно, а лишь по мере необходимости.

Данная структура предусматривает  организацию подразделений, занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и, одновременно, взаимодействие с другими структурными подразделениями фирмы, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности. Конечно, такая структура не является всеобъемлющей, однако, она может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономической (и общей) безопасности.

Практическая деятельность службы экономической безопасности должна основываться на использовании  типовых схем, процедур и действий. Прежде всего следует сказать  об общем алгоритме действий, на котором основана работа службы безопасности. Он включает следующую последовательность операций:

Информация о работе Необходимость и сущность комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства