Общая характеристика и особенности международной миграции в предпринимательской форме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Международная миграция капитала имеет целый ряд форм реализации, которые на практике классифицируют по нескольким признакам.
Каждая из указанных выше форм может характеризовать один и тот же мигрирующий капитал по различным признакам. Так, например, в международной практике государственный капитал чаще вывозится в ссудной форме, а частный и долгосрочный - в предпринимательской форме.
В 90-е годы более 50% мигрирующего капитала в мировом хозяйстве приходится на частные субъекты - корпорации, банки, паевые, страховые, инвестиционные и пенсионные фонды и др. В последние десятилетия в международной миграции капитала отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25% и одновременного роста доли капиталов ТНК. Практически 75% мигрирующего между промышленно развитыми странами капитала - это частный капитал и его объемы растут.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа мировая экономика.docx

— 40.58 Кб (Скачать файл)
  1. Общая характеристика и особенности международной миграции в предпринимательской форме. 
    Международная миграция капитала имеет целый ряд форм реализации, которые на практике классифицируют по нескольким признакам. 
    Каждая из указанных выше форм может характеризовать один и тот же мигрирующий капитал по различным признакам. Так, например, в международной практике государственный капитал чаще вывозится в ссудной форме, а частный и долгосрочный - в предпринимательской форме. 
    В 90-е годы более 50% мигрирующего капитала в мировом хозяйстве приходится на частные субъекты - корпорации, банки, паевые, страховые, инвестиционные и пенсионные фонды и др. В последние десятилетия в международной миграции капитала отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25% и одновременного роста доли капиталов ТНК. Практически 75% мигрирующего между промышленно развитыми странами капитала - это частный капитал и его объемы растут. 
    Таблица - Формы международной миграции капиталов 
    Классификационный признак    Формы мигрирующего капитала 
    По форме собственности мигрирующего капитала    - частный, - государственный, - международных (региональных) валютно-кредитных и финансовых организаций, - смешанный 
    По срокам миграции капитала    - сверхкраткосрочный (до 3-х месяцев), - краткосрочный (до 1года) - среднесрочный (от 1 года до 5-7 лет), - долгосрочный (свыше 5-7 пет и до 40-45) 
    По форме предоставления капитала    - товарный, - денежный, - смешанный. 
    По цели и характеру использования мигрирующего капитала    - предпринимательский, - ссудный. 
    Доля государственного капитала среди мигрирующего в 90-е годы в мировом хозяйстве капитала оценивалась в 30% и имела тенденцию к росту. Среди общего объема экспортируемого в развивающиеся страны государственный капитал составил 90% , а в страны Восточной Европы и СНГ - около 30% . 
    Доля международных валютно-кредитных и финансовых организаций в международной миграции капиталов в 90-х годах составляла около 12% , и именно она имела наиболее высокие темпы роста. Остальная доля мигрирующего капитала приходится на смешанные субъекты. 
    Для характеристики процессов международной миграции капитала является вывоз важно деление последнего на предпринимательский и ссудный капитал. 
    Миграция капитала в предпринимательской форме предполагает обязательное наличие трех признаков: 
    1) организацию или участие в производственном процессе за рубежом; 
    2) долгосрочный характер вложений иностранного капитала; 
    3) право собственности на зарубежное предприятие в целом либо на его часть. 
    В зависимости от степени реализации указанных особенностей и целей участия различают два вида вывоза предпринимательского капитала: 1) прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) или, что одно и то же - прямые иностранные инвестиции (ПИИ); 2) портфельные инвестиции (ПИ). 
    В соответствии с определением ОЭСР, прямые зарубежные инвестиции охватывают трансграничное движение капитала и ресурсов с целью установления прочных экономических отношений и получения права контроля над предприятием. В качестве инвестора могут выступать как нерезидент в данной конкретной стране, так и резиденты из-за границы. Для обеих категорий указываются три пути для вложения прямых иностранных инвестиций: 1) создание или расширение предприятия со 100% иностранным владением, дочерней компании или отделения, приобретение в полную собственность существующего предприятия; 2) участие в новом или существующем предприятии; 3) заем на 5 лет и дольше. Такой подход вызывает серьезную критику и даже неприятие со стороны большой группы стран (особенно развивающихся), так как ставит на одну доску реальный приток инвестиционных ресурсов из-за рубежа и вложения, принадлежащие постоянно проживающим в данной стране иностранцам (в этом случае никакого прироста ресурсов зачастую не происходит). 
    Более широкое определение ПЗИ дается Всемирным банком (впервые упомянуто в Соглашении об учреждении МАИГ): в прямые иностранные инвестиции включаются не только те формы движения капитала (или ресурсов), о которых шла речь выше, но и другие виды активов: имущество и имущественные права различных видов, инвестиции неакционерного типа (включая субконтракты, управленческие соглашения, франчайзинг, лицензионные сделки, раздел продукции и др.). 
    Согласно классификации ЮНКТАД, к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают устойчивую вовлеченность в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или "материнская" фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, не являющейся местом пребывания инвестора. Соответственно к ПИИ рекомендовано относить: 1) приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10-20% от суммарной стоимости объявленного акционерного капитала; 2) реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и любой репатриации части прибыли; 3) внутрифирменное предоставление кредита или равноценная этому операция по урегулированию задолженности в отношениях между "материнской" компанией и ее зарубежным филиалом. 
    В отличие от ПИИ к портфельным инвестициям, по версии ЮНКТАД, причисляются вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятия и составляющих менее 10% в его общем акционерном капитале. К ним же относятся инвестиции в облигации, векселя и другие долговые обязательства. 
    В практике большинства стран десятипроцентное (и выше) акционерное участие в уставном капитале иностранной компании квалифицируется как прямые иностранные инвестиции. В ряде стран (например, в Германии, Великобритании) этот порог составляет 20%, а все более мелкие капитальные трансакции относятся к портфельным вложениям. Ввиду этих различий межстрановая статистика в отношении прямых иностранных вложений не всегда совпадает. 
    Чаще всего международные портфельные инвестиции классифицируются так, как они отражаются в платежном балансе. Они разделяются на инвестиции в: 
    акционерные ценные бумаги - обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ; 
    долговые ценные бумаги - обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ. 
    Долговые ценные бумаги могут выступать в форме: 
    облигации, простого векселя, долговой расписки - денежных инструментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход или на определяемый по договору изменяемый денежный доход; 
    инструмента денежного рынка - денежных инструментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход на определенную дату. Эти инструменты продаются на рынке со скидкой, размер которой зависит от величины процентной ставки и времени, оставшегося до погашения. В их число входят казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты и др.; 
    финансовых дериватов - имеющих рыночную цену производных денежных инструментов, удостоверяющих право владельца на продажу или покупку первичных ценных бумаг. В их числе - опционы, фьючерсы, варранты, свопы. 
    Отличия вывоза предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных зарубежных инвестиций, вытекающие из вышеприведенных определений. 
    Предпринимательскую форму вывоза капитала называют "второй экономикой" в связи с ее непосредственной связью с процессами производства.

 
Активность участия и готовность инвесторов к экспорту капитала в  какую-либо страну в целом зависит  от инвестиционного климата в  стране, импортирующей капитал. 
Инвестиционный климат представляет собой совокупность экономических, политических, юридических и социальных факторов, которые предопределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране. 
Инвестиционный климат является комплексным понятием и включает ряд параметров: национальное законодательство, экономические условия (спад, подъем, стагнация), таможенный режим, валютная политика, темпы экономического роста, темпы инфляции, стабильность валютного курса, уровень внешней задолженности и др.

 

Участие России в  международном движении капитала заметно, однако весьма специфично. Как страна — импортер капитала Россия является заметным объектом приложения ссудного капитала, преимущественно государственного и международных организаций. В 90-х гг. в Россию было привлечено кредитов на сумму несколько десятков миллиардов долларов. Однако большой ежегодный приток ссудного капитала увеличивает задолженность России перед мировым сообществом со всеми вытекающими отсюда последствиями: растущие ежегодные платежи в счет долга, «связанность» многих кредитов с закупками товаров в странах-кредиторах и т.д.

Россия особенно заинтересована в  притоке прямых инвестиций, так как  они не увеличивают внешний долг (а напротив, способствуют получению  средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.

Потенциально Россия может быть одной из ведущих стран с переходной экономикой по объему приложения прямых инвестиций. Этому способствует ее большой внутренний рынок, сравнительно квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, огромные природные ресурсы и наличие  инфраструктуры, хотя и не слишком  развитой. Однако социально-политическая ситуация в стране нестабильна. Хозяйственные  законы противоречивы, часто подвергаются изменениям. Высока криминализация и  бюрократизация экономики. Нет ясности  с правами собственности (на приватизированные  объекты, землю), высока вероятность  сильных изменений в экономической  политике в целом. Экономика страны находится в состоянии длительного  кризиса, сохраняется высокая инфляция, уровень налогов и инвестиционных льгот явно не способствует предпринимательской  деятельности.

Все эти причины воздействуют на инвестиционный климат в нашей стране, который оценивается как не очень  благоприятный.

Россия не только ввозит, но и вывозит  капитал, в основном в рамках его  бегства. Легальное бегство капитала происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков, покупки иностранных ценных бумаг и притока иностранной наличной валюты в Россию для ее продажи желающим.

Нелегальное бегство капитала складывается из непереведенной из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты не поступившего импорта, контрабандного экспорта, а  также из формально упущенной  выгоды по бартерным операциям. Ежегодный  вывоз капитала из России составляет несколько десятков миллиардов долларов, значительно превосходя ввоз капитала в страну.

Ведущей формой вывоза капитала из России в период 1991— 1993 гг. являлся экспорт  ссудного капитала в бывшие советские  республики. Россия субсидировала их на сумму, составившую около 8% российского  ВВП, предоставляя им так называемые технические кредиты для покупки  российских товаров и занижая  цены на них по сравнению с мировыми. Однако в последние годы государственные  кредиты невелики, их роль на себя взяли  экспортные кредиты предприятий, а  также те поставки товаров в страны — члены СНГ, которые часто  не полностью оплачиваются и превращаются в задолженность этих стран России.

Вывоз предпринимательского капитала из России относительно невелик. Эти  инвестиции преимущественно размещены  в Западной Европе в целях создания товаро- и услугопроводящей сети и часто имеют форму оффшорных компаний.

Представляется, что в будущем  важнейшим регионом размещения российского  капитала могут стать бывшие советские  республики, что связано с их особой ролью во внешнеэкономических связях страны. Этому может способствовать и капитализация долга бывших советских республик России, т.е. обмен их долговых обязательств на их собственность. Однако в настоящее  время другие страны СНГ не являются таким объектом приложения российского  капитала, как оффшорные центры мира, где размещено, по оценке, несколько  десятков миллиардов долларов российских инвестиций. Все российские инвестиции за рубежом оцениваются в 200—300 млрд долл.

Между тем, уровни мобильности капитала исторически непостоянны. Они были сравнительно высоки в начале XX века, затем в период между двумя  мировыми войнами, когда усилилась  национальная экономическая замкнутость, и правительства ввели существенные ограничения на движение капитала через  границы, мобильность его снизилась.

Однако, в последние несколько десятилетий, наблюдается существенный рост международной мобильности капитала. Этот рост является одним из важнейших проявлений процесса мировой экономической интеграции и происходит в неразрывной связи с основными его аспектами, такими как формирование и экспансия международных финансовых рынков, подъем ТНК, развитие международной торговли и пр.

Он обусловлен целым рядом причин, среди которых:

  • бурный прогресс в развитии средств коммуникации и информационных технологий;
  • политика правительств, которые провели либерализацию контроля над капиталом, ослабив или отменив многие правовые и технические ограничения на его движение через границы;
  • появление новых финансовых инструментов, облегчающих трансграничные потоки капитала, и пр.

Мобильность капитала чрезвычайно  возросла в последнее время. Об этом свидетельствует резкое повышение роли международных, прямых и портфельных инвестиций в экономической жизни большинства стран мира.

Конечно, следует отметить, что  международная мобильность капитала и сегодня имеет довольно ограниченный характер, как, впрочем, и сама экономическая  интеграция.

Во-первых, все еще преобладают  национальные экономические сети: основную роль в экономиках большинства стран  продолжают играть не высокомобильные  транснациональные компании, а ориентированные  исключительно на национальный рынок  предприятия, мобильность которых  весьма ограниченна.

Во-вторых, мобильность капитала носит, по преимуществу региональный и блоковый характер: основная масса, порядка 70%, иностранных  инвестиций, направляется из одних  развитых стран в другие, а не в развивающиеся государства).

Тем не менее, существенный рост мобильности  капитала, а, следовательно, и лежащей  в основе его структурной власти способности капиталистов «наказывать» правительства, изымая из экономики  капитал, в последние десятилетия  неоспорим.

В нынешних условиях неблагоприятная  с точки зрения бизнесменов политика может спровоцировать особенно значительный, быстрый и пагубный для экономики  отток капитала из страны.

Рост мобильности капитала негативно  влияет на «социальное государство» постольку, поскольку ограничивает способность правительств повышать налоги на капитал и, напротив, подталкивает их к снижению налогового бремени. Таким  образом, сокращаются возможности  государственной элиты извлекать  посредством налогообложения доходы, необходимые для социального  обеспечения граждан.

Согласно т.н. «теории налоговой  конкуренции» рост мобильности и  структурной власти капитал наносит  смертельный удар по способности  правительств облагать капитал налогом.

Утверждается, что государства  конкурируют друг с другом за мобильный  капитал посредством снижения налогов, что в конечном итоге, может привести к падению налоговых ставок до «наименьшего общего знаменателя», т.е. нуля. Это, в свою очередь подрывает  способность государства финансировать  социальные программы, и заставляет его демонтировать систему социальной защиты.

 

 

2.Государственное и международное регулирование процессов миграции рабочей силы 

Естественным  и закономерным процессом, позволяющим  сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы общества, является миграция населения.

Миграция закрепляет малонаселенные окраины, снабжая новые  районы освоения рабочей силой, обеспечивает получение образования и работы. С помощью миграции люди имеют возможность найти свое место в жизни и проявить себя. Мигранты, тянущиеся к знаниям, едут ближе к культурным центрам, а тянущиеся к повышению материального благосостояния, едут в районы, где более ценится рабочая сила и есть возможность заработать.

Степень участия  в регулировании этого процесса различается в зависимости от экономического и политического  уклада и ситуации в стране, но она  всегда ограничена наличием в народе особо подвижного слоя, который обходит  все преграды, установленные государством.

Как экономическая  категория миграция — это территориальное  перемещение населения в связи  со сменой места жительства между  странами, районами, поселениями. Это  «явление экономическое и какие бы мотивы не были — политические, религиозные, национальные — оно обусловлено, в конечном счете, поисками нового места приложения труда», а также разрешением экономических, семейных и иного рода проблем, возникших на прежнем месте проживания.

Миграцию различают: по направлениям (типу) — внешнюю (международную, или межстрановую) и внутреннюю (внутри отдельно взятой страны); по причинам — добровольная или вынужденная и временным признакам.

Термин «добровольная  миграция» подразумевает перемещение  людей, добровольно покидающих государство  своего постоянного проживания и  переезжающих на новое место жительства на территории другого государства. В то же время в определении  «вынужденная миграция» содержится понятие перемещения людей с  целью поиска убежища. Вынужденная  миграция также может быть внешней  и внутренней, возвратной (временной) и безвозвратной. Безвозвратная  миграция предполагает перемещения  населения с целью перемены постоянного  места жительства с учетом того, что мигранты не будут возвращаться туда, откуда приехали. Это может  относиться к тем, кто по разным причинам убыл из мест постоянного места проживания и, переехав в другой район, сумел  получить работу, жилье, социальную защиту. Безвозвратные территориальные  перемещения могут иметь перспективы  еще и в том, что потомки  тех, кто переехал навсегда в тот  или иной регион, не будут возвращаться к месту прежнего места жительства, полностью адаптировавшись к  новой социальной обстановке.

Рассматривая  возвратную (временную) миграцию, можно  отметить, что это движение населения  означает перемену жительства лишь на определенный срок (от нескольких месяцев  до нескольких лет). Этот процесс имеет  место прежде всего в регионах с определенной межнациональной напряженностью, так как массы, мигрирующие на короткий срок, надеются на то, что все отрегулируется и они вернутся назад. Массовое сознание людей направлено на то, что межнациональная напряженность — явление временное, однако эти надежды на спокойную жизнь могут улетучиться. Свидетельством тому являются перемещения людей из Республики Ингушетия в Северную Осетию, а также из Чеченской Республики в Дагестан, другие регионы России и обратно. В возвратных миграциях наиболее активно участвуют также украинцы, белорусы, латыши, литовцы, армяне, казахи, татары и мордва. Основным мотивом выезда людей этих национальностей является желание восстановить связи со своей этнической родиной и быть поближе к родственникам. Такой тип миграции усилился после образования новых государств из бывших союзных республик. Постоянно меняющаяся политическая обстановка, угроза безопасности формируют миграционные потоки, которые время от времени направляются из одного места в другое.

В современной  социологической и экономической  литературе выделяются маятниковые  и сезонные территориальные перемещения. Сезонная миграция, не подразумевающая  таких размеров, как предыдущие, означает перемещения в основном лиц низкоквалифицированного труда на места сезонной работы (строительные, сельскохозяйственные и другие виды работ), а также туризм, лечение, поездки на учебу с последующим возвращением на постоянное место жительства по истечении срока (сезона) работы. Маятниковая миграция означает регулярные поездки на работу за пределы своего места проживания. По формам организации выделяют миграции организованные, осуществляющиеся государственными органами или с их помощью, и неорганизованные — индивидуальные.

Отражением тех  социально-экономических процессов, которые происходят в обществе, является трудовая миграция населения. Ее масштабы, динамика и ориентация как по въезду, так и по выезду систематически изменяются. Итак, сущность миграции состоит в перемещении, переселении народа с целью улучшить свою жизнь и трудоустроиться, а в период перехода к рыночной экономике она усиливается и ее причины можно систематизировать: обострение национальных отношений, введение дискриминационных законов, ущемляющих права некоренных жителей, притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках, вооруженные конфликты, особенно в Средней Азии, Закавказье, Таджикистане, ухудшение криминогенной обстановки, экономическая отсталость районов выбытия, экологические мотивы и ухудшение здоровья, желание попасть на историческую родину и т. д.

При переходе к  рыночным отношениям экономика сталкивается с объективной необходимостью глобальной структурной перестройки воспроизводственного комплекса, что предопределяет обострение социально-экономических трудностей и проблем, связанных с высвобождением и перераспределением значительной части работающего населения, причем в условиях экономического кризиса  эти процессы находят свое выражение  в форме массовой структурной  безработицы и острой конкуренции  на рынке труда. В регулировании миграционных процессов важная роль принадлежит Международной организации по миграции (MOM).

МОМ работает со своими партнерами в международном  сообществе с целью содействия решению  актуальных задач миграции путем  улучшения понимания государствами  проблем в области миграции и  поощрения социального и экономического развития. Особое внимание она уделяет  уважению человеческого достоинства  и благополучию самих мигрантов  и осуществляет меры по организованному  перемещению мигрантов, нуждающихся  в международных миграционных услугах.

Для достижения указанных  целей MOM осуществляет определенные функции, которые можно подразделить на две  категории: регулирующие и операционные. Регулирующие заключаются в установлении норм, которые формируют и регулируют поведение участников данной организации. Операционные касаются прямого осуществления своих целей путем оказания соответствующих услуг.

Регулирующая  функция MOM заключается в принятии резолюций рекомендательного характера, которые имеют важное значение для государств-членов в области миграции. Однако они не лишены моральной и политической силы. В таких рекомендациях выражается позиция Совета MOM относительно поведения государств и указания на цель, которую им необходимо достигнуть. Государства по своему усмотрению принимают либо не принимают рекомендации, указанные в резолюции, так как для государств-членов они носят необязательный характер. Но, приняв резолюцию, MOM выражает свою точку зрения, которая должна быть рассмотрена государствами и принята во внимание. Республика Беларусь начала участвовать в работе MOM с 1994 г. в качества наблюдателя, а в 1996 г. на территории Беларуси было открыто представительство этой организации.

Координация международных  действий по обеспечению международной  защиты беженцев поручена Организацией Объединенных Наций Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Основная цель УВКБ ООН заключается  в обеспечении прав и благополучия беженцев. Управление стремится обеспечить такое положение, при котором  каждый мог бы осуществить право  на убежище, находить убежище в другом государстве и добровольно возвращаться на свою родину. Оказывая помощь беженцам в возвращении в свою страну или  в их поселении в какой-либо другой стране, УВКБ ООН также стремится  найти долгосрочное решение их проблем. УВКБ ООН в своей работе действует  на основании своего Устава и руководствуется  Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом к ней 1967 г.

Генеральная Ассамблея  также уполномочила УВКБ ООН заниматься проблемами других групп лиц. Среди  них лица без гражданства или  лица, гражданство которых оспаривается, и в некоторых случаях —  лица, перемещенные внутри страны. УВКБ ООН стремится сгладить остроту  ситуаций, возникающих в связи  с вынужденным перемещением, призывая государства и другие институты  создавать условия, которые облегчали  бы защиту прав человека и мирное урегулирование споров. Для достижения этой цели Управление проводит активную работу по укреплению процесса реинтеграции беженцев, возвращающихся в страну происхождения, предотвращая тем самым повторное возникновение ситуаций, которые могли бы привести к возникновению потоков беженцев. УВКБ ООН обеспечивает защиту и помощь беженцам и другим лицам на основе беспристрастности, с учетом их потребностей и независимо от расы, вероисповедания, политических убеждений и пола. Во всей своей деятельности УВКБ ООН обращает особое внимание на нужды детей и содействует обеспечению прав женщин. В своих усилиях по обеспечению защиты беженцев и поиску решений стоящих перед ними проблем данная международная структура сотрудничает с правительствами и региональными, а также международными и неправительственными организациями. УВКБ ООН придерживается принципа участия, консультируясь с беженцами по тем решениям, которые непосредственно их касаются. В силу своей деятельности, которую УВКБ ООН проводит от имени беженцев и перемещенных лиц, оно также содействует достижению целей и соблюдению принципов Устава Организации Объединенных Наций: поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между нациями, и поощрению уважения к правам человека и основным свободам.

Анализируя профессиональную структуру выезжающих в другие страны, можно наблюдать, что она один к одному повторяет структуру выезжающих в Россию. Подавляющее большинство мигрантов выезжают на работы, связанные с физической деятельностью: это строительные и сельскохозяйственные работы (посадка и уборка урожая, разнорабочие на ферме и т. д.), временные работы по благоустройству территорий, на предприятия с вредными и тяжелыми условиями труда в промышленном производстве, а также в сферу обслуживания (работа в гостиницах уборщиками, посудомойками, прачками и т. д., а также домработницами). Большинство иммигрантов, несмотря на образование (среднее базовое, среднее специальное, а иногда и высшее), заняты преимущественно ручным, наименее привлекательным, тяжелым и плохо оплачиваемым трудом. Такие рабочие места, как правило, не пользуются спросом у местного населения. Отличительной особенностью мигрантов, выбирающих другие страны, является знание иностранного языка.

Повышение эффективности  временной миграции связывается  с необходимостью упрощения процедур привлечения и использования  иностранной рабочей силы, отказа от системы квот на выдачу иностранным  гражданам приглашений на въезд  в целях осуществления трудовой деятельности, внедрения специальных  программ по привлечению высококвалифицированных  специалистов, совершенствования системы  использования иностранной рабочей  силы на основе двухсторонних межгосударственных соглашений, разработки мер социальной защиты временных мигрантов и  членов их семей.

В условиях повышения  требований работодателей к качеству рабочей силы с учетом декларируемого роста заработной платы в Беларуси необходимо принять меры для того, чтобы органы службы занятости стали  важным инструментом перераспределения  рабочей силы в среднесрочной  перспективе.

В этой связи основными  направлениями совершенствования  качества услуг в сфере содействия повышению занятости трудового  населения страны по мнению автора являются:

— качественное улучшение системы его информирования о состоянии рынка труда и  возможностях трудоустройства в  различных отраслях экономики;

— повышение эффективности  и уровня охвата граждан (в первую очередь учащихся общеобразовательных  и среднеспециальных учреждений) государственными услугами в области профориентации;

— реализация превентивных мер содействия занятости граждан, внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан;

— совершенствование  профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу;

— расширение номенклатуры и разработка стандартов услуг государственной  службы занятости;

— участие органов  службы занятости в координации  программ по поддержке малого предпринимательства, включая микрокредитование и лизинг оборудования;

— взаимодействие с негосударственными организациями  по содействию занятости населения.

Следует отметить, что большинство трудовых мигрантов, выезжающих в страны СНГ, работают без  официального разрешения, а в страны дальнего зарубежья значительная часть  мигрантов выезжают по туристической  визе для последующего трудоустройства. Определить размер «незаконной» трудовой миграции практически не представляется возможным, однако выяснить миграционные намерения населения страны путем  социологических исследований и  опросов достаточно реально.

Наши исследования показали, что основной мотив указанного выезда за границу — желание заработать, затем повысить свой профессиональный уровень, увидеть мир, испытать себя, изучить язык. Иначе, трудовая миграция становится способом выживания людей  в сложных экономических условиях.

В конце 1990-х гг. появился новый вид трудовой миграции — студенческая. Этот вид определил активизацию деятельности фирм, занимающихся трудоустройством белорусских студентов на время летних каникул в США и некоторых странах Западной Европы (Великобритании, Норвегии, Ирландии и т. д.). Облегченный визовый режим для выезда студенческой молодежи в основном на сельскохозяйственные сезонные работы, работу на фермах, в сфере гостиничного сервиса, услуг и досуга, способствует практическому углублению знаний иностранных языков, знакомству с культурой, желанию испытать себя и т. д. Несмотря на то, что численность отправляемых на работу за границу студентов в летнее время с каждым годом растет, потенциал желающих поехать во много раз больше.

Особое место  в трудовой миграции занимает интеллектуальная. Либерализация режима выезда и въезда и устранение «закрытости» научных сообществ обусловили распространение зарубежных стажировок научных работников, вузовских преподавателей, аспирантов, обучение студентов в университетах и других научных центрах. Мировой опыт показывает, что такие временные поездки за рубеж в ряде случаев можно рассматривать как первый шаг работника, ведущий в последующем к отъезду на постоянное место жительства. Иными словами, интеллектуальные временные трудовые командировки могут в дальнейшем привести, как в этом случае принято говорить, «к утечке умов». Анализ статистических данных показал, что в настоящее время количество эмигрировавших ученых пока не превышает 0,2 % от общего числа научных работников страны, и тем не менее, значение каждого человека, относимого к этой группе, чрезвычайно велико. Потери могут иметь негативные последствия для экономического развития страны, внешней безопасности государства, создать угрозы его обороноспособности. Согласно расчетам американских социологов, стоимость подготовки одного высококвалифицированного специалиста научно-технического профиля обходится стране-донору от 400 до 800 тыс. дол. США. В 2003 г., по данным Министерства статистики и анализа, из Беларуси эмигрировали и остались за границей 64 научных работника и преподавателя вузов: в России — 25 (6 кандидатов наук), в Германии — 13 (9 кандидатов наук), в США — 7 (2 доктора наук, 3 кандидата наук), в Канаде — 6 (4 кандидата наук). По сравнению с 2002 г. число ученых-эмигрантов увеличилось в 2 раза.

Как показывает мировой  опыт, миграция научных работников в размере до 1 % считается нормальным показателем, поэтому по сравнению  с Российской Федерацией в Беларуси проблема «утечки умов» пока не стоит так остро. И хотя прогнозы о лавинообразной «утечке умов» из страны пока оказываются несостоятельными, этот процесс уже сейчас оказывает и может оказать в долгосрочной перспективе огромное влияние на социально-экономическую и демографическую безопасность страны. Причем в конкретных условиях Беларуси основной угрозой может стать именно отток молодых научных сотрудников, аспирантов и студентов, которые стажировались за рубежом, получили определенный жизненный опыт и навыки языка.

Воздействие на миграционное поведение, которое логически приводило  бы к рационализации миграции населения  и формированию адекватного его  поведения, составляет суть современной  миграционной политики. Централизация  управления этими процессами не всегда дает положительные результаты. Подтверждение  этому — опыт России, в которой  жесткое ограничение переселений  регулируется институтом прописки и  паспортным режимом, хотя сдержать миграцию все равно там не удалось.

Отсутствие же умелого регулирования миграциями ведет также к крайне отрицательным последствиям, а именно к усилению несбалансированности профессионально-квалификационной структуры на внутреннем рынке труда, сопровождаемой еще и отъездом за границу носителей дефицитных профессий, обострению социальной незащищенности россиян, возрастанию масштабов нелегальных потоков внешней трудовой миграции, недоиспользованию знаний и умений.

Вывод:

Поэтому государству  как экономическому регулятору трудовой миграции предстоит определить цели, национальные приоритеты и выработать механизм реализации этого процесса, а также — в получении системного эффекта. Иными словами, деятельность государства в области трудовой миграции должна быть связана в первую очередь с созданием условий  для решения складывающихся внутренних проблем, совершенствованием работы государственных  служб занятости и частных  агентств, для максимально эффективного использования своих специалистов и рационального привлечения  рабочей силы других стран в проблемные секторы экономики.

Литература:

1. Акопова Е.С., Воронкова  О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону.: 2000.

2. Дадалко В.А. Мировая экономика. Учебное пособие. – Мн.: 2001.

3. Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М.: 1998.

4. Зубко Н.М., Зубко А.Н.  Экономическая теория. 3-е изд.  перераб.и допол. – Мн.: 2001.

5. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: 1996.

6. Кондратьев Н.Д. Проблемы  экономической политики. – М.: 1989.

7. Леонтьев В. Будущее  мировой экономики. 3-е изд. перараб. и допол.– М.: 1997.

 

 



Информация о работе Общая характеристика и особенности международной миграции в предпринимательской форме