Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:45, контрольная работа
Международная миграция капитала имеет целый ряд форм реализации, которые на практике классифицируют по нескольким признакам.
Каждая из указанных выше форм может характеризовать один и тот же мигрирующий капитал по различным признакам. Так, например, в международной практике государственный капитал чаще вывозится в ссудной форме, а частный и долгосрочный - в предпринимательской форме.
В 90-е годы более 50% мигрирующего капитала в мировом хозяйстве приходится на частные субъекты - корпорации, банки, паевые, страховые, инвестиционные и пенсионные фонды и др. В последние десятилетия в международной миграции капитала отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25% и одновременного роста доли капиталов ТНК. Практически 75% мигрирующего между промышленно развитыми странами капитала - это частный капитал и его объемы растут.
Участие России в международном движении капитала заметно, однако весьма специфично. Как страна — импортер капитала Россия является заметным объектом приложения ссудного капитала, преимущественно государственного и международных организаций. В 90-х гг. в Россию было привлечено кредитов на сумму несколько десятков миллиардов долларов. Однако большой ежегодный приток ссудного капитала увеличивает задолженность России перед мировым сообществом со всеми вытекающими отсюда последствиями: растущие ежегодные платежи в счет долга, «связанность» многих кредитов с закупками товаров в странах-кредиторах и т.д.Россия особенно заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг (а напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту. Потенциально Россия может быть
одной из ведущих стран с переходной
экономикой по объему приложения прямых
инвестиций. Этому способствует ее
большой внутренний рынок, сравнительно
квалифицированная и Все эти причины воздействуют на инвестиционный климат в нашей стране, который оценивается как не очень благоприятный. Россия не только ввозит, но и вывозит капитал, в основном в рамках его бегства. Легальное бегство капитала происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков, покупки иностранных ценных бумаг и притока иностранной наличной валюты в Россию для ее продажи желающим. Нелегальное бегство капитала складывается из непереведенной из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты не поступившего импорта, контрабандного экспорта, а также из формально упущенной выгоды по бартерным операциям. Ежегодный вывоз капитала из России составляет несколько десятков миллиардов долларов, значительно превосходя ввоз капитала в страну. Ведущей формой вывоза капитала из России
в период 1991— 1993 гг. являлся экспорт
ссудного капитала в бывшие советские
республики. Россия субсидировала их
на сумму, составившую около 8% российского
ВВП, предоставляя им так называемые
технические кредиты для Вывоз предпринимательского капитала из России относительно невелик. Эти инвестиции преимущественно размещены в Западной Европе в целях создания товаро- и услугопроводящей сети и часто имеют форму оффшорных компаний. Представляется, что в будущем важнейшим регионом размещения российского капитала могут стать бывшие советские республики, что связано с их особой ролью во внешнеэкономических связях страны. Этому может способствовать и капитализация долга бывших советских республик России, т.е. обмен их долговых обязательств на их собственность. Однако в настоящее время другие страны СНГ не являются таким объектом приложения российского капитала, как оффшорные центры мира, где размещено, по оценке, несколько десятков миллиардов долларов российских инвестиций. Все российские инвестиции за рубежом оцениваются в 200—300 млрд долл. Между тем, уровни мобильности капитала
исторически непостоянны. Они были
сравнительно высоки в начале XX века,
затем в период между двумя
мировыми войнами, когда усилилась
национальная экономическая замкнутость,
и правительства ввели Однако, в последние несколько десятилетий, наблюдается существенный рост международной мобильности капитала. Этот рост является одним из важнейших проявлений процесса мировой экономической интеграции и происходит в неразрывной связи с основными его аспектами, такими как формирование и экспансия международных финансовых рынков, подъем ТНК, развитие международной торговли и пр. Он обусловлен целым рядом причин, среди которых:
Мобильность капитала чрезвычайно возросла в последнее время. Об этом свидетельствует резкое повышение роли международных, прямых и портфельных инвестиций в экономической жизни большинства стран мира. Конечно, следует отметить, что
международная мобильность Во-первых, все еще преобладают национальные экономические сети: основную роль в экономиках большинства стран продолжают играть не высокомобильные транснациональные компании, а ориентированные исключительно на национальный рынок предприятия, мобильность которых весьма ограниченна. Во-вторых, мобильность капитала носит, по преимуществу региональный и блоковый характер: основная масса, порядка 70%, иностранных инвестиций, направляется из одних развитых стран в другие, а не в развивающиеся государства). Тем не менее, существенный рост мобильности капитала, а, следовательно, и лежащей в основе его структурной власти способности капиталистов «наказывать» правительства, изымая из экономики капитал, в последние десятилетия неоспорим. В нынешних условиях неблагоприятная с точки зрения бизнесменов политика может спровоцировать особенно значительный, быстрый и пагубный для экономики отток капитала из страны. Рост мобильности капитала негативно
влияет на «социальное государство»
постольку, поскольку ограничивает
способность правительств повышать
налоги на капитал и, напротив, подталкивает
их к снижению налогового бремени. Таким
образом, сокращаются возможности
государственной элиты Согласно т.н. «теории налоговой конкуренции» рост мобильности и структурной власти капитал наносит смертельный удар по способности правительств облагать капитал налогом. Утверждается, что государства
конкурируют друг с другом за мобильный
капитал посредством снижения налогов,
что в конечном итоге, может привести
к падению налоговых ставок до
«наименьшего общего знаменателя», т.е.
нуля. Это, в свою очередь подрывает
способность государства
2.Государственное и международное регулирование процессов миграции рабочей силыЕстественным и закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы общества, является миграция населения. Миграция закрепляет малонаселенные окраины, снабжая новые районы освоения рабочей силой, обеспечивает получение образования и работы. С помощью миграции люди имеют возможность найти свое место в жизни и проявить себя. Мигранты, тянущиеся к знаниям, едут ближе к культурным центрам, а тянущиеся к повышению материального благосостояния, едут в районы, где более ценится рабочая сила и есть возможность заработать. Степень участия в регулировании этого процесса различается в зависимости от экономического и политического уклада и ситуации в стране, но она всегда ограничена наличием в народе особо подвижного слоя, который обходит все преграды, установленные государством. Как экономическая категория миграция — это территориальное перемещение населения в связи со сменой места жительства между странами, районами, поселениями. Это «явление экономическое и какие бы мотивы не были — политические, религиозные, национальные — оно обусловлено, в конечном счете, поисками нового места приложения труда», а также разрешением экономических, семейных и иного рода проблем, возникших на прежнем месте проживания. Миграцию различают: по направлениям (типу) — внешнюю (международную, или межстрановую) и внутреннюю (внутри отдельно взятой страны); по причинам — добровольная или вынужденная и временным признакам. Термин «добровольная
миграция» подразумевает Рассматривая возвратную (временную) миграцию, можно отметить, что это движение населения означает перемену жительства лишь на определенный срок (от нескольких месяцев до нескольких лет). Этот процесс имеет место прежде всего в регионах с определенной межнациональной напряженностью, так как массы, мигрирующие на короткий срок, надеются на то, что все отрегулируется и они вернутся назад. Массовое сознание людей направлено на то, что межнациональная напряженность — явление временное, однако эти надежды на спокойную жизнь могут улетучиться. Свидетельством тому являются перемещения людей из Республики Ингушетия в Северную Осетию, а также из Чеченской Республики в Дагестан, другие регионы России и обратно. В возвратных миграциях наиболее активно участвуют также украинцы, белорусы, латыши, литовцы, армяне, казахи, татары и мордва. Основным мотивом выезда людей этих национальностей является желание восстановить связи со своей этнической родиной и быть поближе к родственникам. Такой тип миграции усилился после образования новых государств из бывших союзных республик. Постоянно меняющаяся политическая обстановка, угроза безопасности формируют миграционные потоки, которые время от времени направляются из одного места в другое. В современной
социологической и Отражением тех
социально-экономических При переходе к
рыночным отношениям экономика сталкивается
с объективной необходимостью глобальной
структурной перестройки МОМ работает со
своими партнерами в международном
сообществе с целью содействия решению
актуальных задач миграции путем
улучшения понимания Для достижения указанных целей MOM осуществляет определенные функции, которые можно подразделить на две категории: регулирующие и операционные. Регулирующие заключаются в установлении норм, которые формируют и регулируют поведение участников данной организации. Операционные касаются прямого осуществления своих целей путем оказания соответствующих услуг. Регулирующая
функция MOM заключается в принятии
резолюций рекомендательного Координация международных
действий по обеспечению международной
защиты беженцев поручена Организацией
Объединенных Наций Управлению Верховного
комиссара ООН по делам беженцев
(УВКБ ООН). Основная цель УВКБ ООН заключается
в обеспечении прав и благополучия
беженцев. Управление стремится обеспечить
такое положение, при котором
каждый мог бы осуществить право
на убежище, находить убежище в другом
государстве и добровольно Генеральная Ассамблея
также уполномочила УВКБ ООН заниматься
проблемами других групп лиц. Среди
них лица без гражданства или
лица, гражданство которых Анализируя профессиональную структуру выезжающих в другие страны, можно наблюдать, что она один к одному повторяет структуру выезжающих в Россию. Подавляющее большинство мигрантов выезжают на работы, связанные с физической деятельностью: это строительные и сельскохозяйственные работы (посадка и уборка урожая, разнорабочие на ферме и т. д.), временные работы по благоустройству территорий, на предприятия с вредными и тяжелыми условиями труда в промышленном производстве, а также в сферу обслуживания (работа в гостиницах уборщиками, посудомойками, прачками и т. д., а также домработницами). Большинство иммигрантов, несмотря на образование (среднее базовое, среднее специальное, а иногда и высшее), заняты преимущественно ручным, наименее привлекательным, тяжелым и плохо оплачиваемым трудом. Такие рабочие места, как правило, не пользуются спросом у местного населения. Отличительной особенностью мигрантов, выбирающих другие страны, является знание иностранного языка. Повышение эффективности
временной миграции связывается
с необходимостью упрощения процедур
привлечения и использования
иностранной рабочей силы, отказа
от системы квот на выдачу иностранным
гражданам приглашений на въезд
в целях осуществления трудовой
деятельности, внедрения специальных
программ по привлечению В условиях повышения требований работодателей к качеству рабочей силы с учетом декларируемого роста заработной платы в Беларуси необходимо принять меры для того, чтобы органы службы занятости стали важным инструментом перераспределения рабочей силы в среднесрочной перспективе. В этой связи основными
направлениями — качественное
улучшение системы его — повышение эффективности и уровня охвата граждан (в первую очередь учащихся общеобразовательных и среднеспециальных учреждений) государственными услугами в области профориентации; — реализация превентивных
мер содействия занятости граждан,
внедрение эффективных — совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу; — расширение номенклатуры и разработка стандартов услуг государственной службы занятости; — участие органов службы занятости в координации программ по поддержке малого предпринимательства, включая микрокредитование и лизинг оборудования; — взаимодействие с негосударственными организациями по содействию занятости населения. Следует отметить, что большинство трудовых мигрантов, выезжающих в страны СНГ, работают без официального разрешения, а в страны дальнего зарубежья значительная часть мигрантов выезжают по туристической визе для последующего трудоустройства. Определить размер «незаконной» трудовой миграции практически не представляется возможным, однако выяснить миграционные намерения населения страны путем социологических исследований и опросов достаточно реально. Наши исследования
показали, что основной мотив указанного
выезда за границу — желание заработать,
затем повысить свой профессиональный
уровень, увидеть мир, испытать себя,
изучить язык. Иначе, трудовая миграция
становится способом выживания людей
в сложных экономических В конце 1990-х гг. появился новый вид трудовой миграции — студенческая. Этот вид определил активизацию деятельности фирм, занимающихся трудоустройством белорусских студентов на время летних каникул в США и некоторых странах Западной Европы (Великобритании, Норвегии, Ирландии и т. д.). Облегченный визовый режим для выезда студенческой молодежи в основном на сельскохозяйственные сезонные работы, работу на фермах, в сфере гостиничного сервиса, услуг и досуга, способствует практическому углублению знаний иностранных языков, знакомству с культурой, желанию испытать себя и т. д. Несмотря на то, что численность отправляемых на работу за границу студентов в летнее время с каждым годом растет, потенциал желающих поехать во много раз больше. Особое место в трудовой миграции занимает интеллектуальная. Либерализация режима выезда и въезда и устранение «закрытости» научных сообществ обусловили распространение зарубежных стажировок научных работников, вузовских преподавателей, аспирантов, обучение студентов в университетах и других научных центрах. Мировой опыт показывает, что такие временные поездки за рубеж в ряде случаев можно рассматривать как первый шаг работника, ведущий в последующем к отъезду на постоянное место жительства. Иными словами, интеллектуальные временные трудовые командировки могут в дальнейшем привести, как в этом случае принято говорить, «к утечке умов». Анализ статистических данных показал, что в настоящее время количество эмигрировавших ученых пока не превышает 0,2 % от общего числа научных работников страны, и тем не менее, значение каждого человека, относимого к этой группе, чрезвычайно велико. Потери могут иметь негативные последствия для экономического развития страны, внешней безопасности государства, создать угрозы его обороноспособности. Согласно расчетам американских социологов, стоимость подготовки одного высококвалифицированного специалиста научно-технического профиля обходится стране-донору от 400 до 800 тыс. дол. США. В 2003 г., по данным Министерства статистики и анализа, из Беларуси эмигрировали и остались за границей 64 научных работника и преподавателя вузов: в России — 25 (6 кандидатов наук), в Германии — 13 (9 кандидатов наук), в США — 7 (2 доктора наук, 3 кандидата наук), в Канаде — 6 (4 кандидата наук). По сравнению с 2002 г. число ученых-эмигрантов увеличилось в 2 раза. Как показывает мировой опыт, миграция научных работников в размере до 1 % считается нормальным показателем, поэтому по сравнению с Российской Федерацией в Беларуси проблема «утечки умов» пока не стоит так остро. И хотя прогнозы о лавинообразной «утечке умов» из страны пока оказываются несостоятельными, этот процесс уже сейчас оказывает и может оказать в долгосрочной перспективе огромное влияние на социально-экономическую и демографическую безопасность страны. Причем в конкретных условиях Беларуси основной угрозой может стать именно отток молодых научных сотрудников, аспирантов и студентов, которые стажировались за рубежом, получили определенный жизненный опыт и навыки языка. Воздействие на миграционное
поведение, которое логически приводило
бы к рационализации миграции населения
и формированию адекватного его
поведения, составляет суть современной
миграционной политики. Централизация
управления этими процессами не всегда
дает положительные результаты. Подтверждение
этому — опыт России, в которой
жесткое ограничение Отсутствие же
умелого регулирования Вывод: Поэтому государству
как экономическому регулятору трудовой
миграции предстоит определить цели,
национальные приоритеты и выработать
механизм реализации этого процесса,
а также — в получении Литература: 1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону.: 2000. 2. Дадалко В.А. Мировая экономика. Учебное пособие. – Мн.: 2001. 3. Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М.: 1998. 4. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория. 3-е изд. перераб.и допол. – Мн.: 2001. 5. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: 1996. 6. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической политики. – М.: 1989. 7. Леонтьев В. Будущее мировой экономики. 3-е изд. перараб. и допол.– М.: 1997.
|