Оценка целесообразности создания и регистрации малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:24, реферат

Описание работы

По выбору своих учредителей малое предприятие может быть создано в виде акционерного общества (открытого или закрытого), общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, производственного кооператива, товарищества (полного или на вере). Само образование малого предприятия происходит на учредительном собрании его участников. Инициативная группа, решившая его создать, или организационный комитет, образованный его будущими участниками, и проводит подготовительную работу.

Файлы: 1 файл

Оценка целесообразности создания и регистрации малого предприятия.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Оценка целесообразности создания и регистрации малого предприятия

По выбору своих учредителей  малое предприятие может быть создано в виде акционерного общества (открытого или закрытого), общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, производственного кооператива, товарищества (полного или на вере).

Порядок создания юридических  лиц регламентирован законодательством. Так, учредители акционерного общества должны руководствоваться статьями 8—14 Федерального закона «Об акционерных обществах»; общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью — статьями 11—13 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» ; производственного кооператива — статьями 4—6 Федерального закона «О производственных кооперативах», тогда как учредители производственного сельскохозяйственного кооператива — статьями 2, 8, 9 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»; полного товарищества — статьей 70 ГК РФ; товарищества на вере — его статьей 83.

Само образование малого предприятия происходит на учредительном собрании его участников. Инициативная группа, решившая его создать, или организационный комитет, образованный его будущими участниками, и проводит подготовительную работу.

Первым этапом работ  оргкомитета является экономическое обоснование целесообразности создания предприятия — его способности производить конкурентоспособную продукцию, т.е. такую, которая будет пользоваться спросом со стороны совершенно определенного круга граждан, юридических лиц.

В этих целях оргкомитет разрабатывает особый документ. Его условно называют «бизнес-план», который затем обсуждается, при необходимости корректируется и после этого принимается собранием учредителей. Начинающим предпринимателем можно предложить следующую упрощенную структуру бизнес-плана.

1. Продукт или услуга, производимые предприятием. В этом  разделе бизнес-плана дается характеристика  продукта, если он стандартизирован, приводятся его стандарты, его назначение и возможные сферы применения, технические и качественные параметры, особенности, причины ценности для потребителя, оригинальные и уникальные черты, недостатки, возможности совершенствования и т.п.

2. Рынок сбыта продукта. В этом разделе дается подробная характеристика:

• емкости рынка и  степени его насыщенности данным продуктом и его аналогами; особенностей рынка, например сезонных колебаний спроса. Дается прогноз состояния спроса на данный товар на перспективу;

• наиболее перспективных  рынков с точки зрения объема продаж, удаленности и транспортной доступности, организации продаж — самостоятельно или через торговые организации — кто и как будет продавать товар и т.п.;

• прогнозируемого объема продаж, цен;

• количества покупателей  — граждан и юридических лиц (в том числе и в перспективе), величины запросов наиболее перспективных покупателей;

• возможных посредников  в сбыте продукции, а также  организаций, которые могут взять на себя обслуживание продукта, например его хранение, расфасовку.

3. Анализ конкурентоспособности  предприятия. В этом разделе  рассматриваются вопросы поиска рыночной ниши для продукта и дается его сравнение с товарами конкурентов в таких сферах, как качество, упаковка, внешний вид, реклама, дополнительные и послепродажные услуги, возможность снижения цен, своевременность поставок и т.п.

4. Политика продвижения товара на рынок. В этом разделе целесообразно определить:

• политику цен — основные факторы, влияющие на цену, и ее составляющие, изменение спроса с учетом возможных  изменений цены; рассчитать с учетом действия этих факторов возможные цены, в диапазоне от и до;

• политику в области  качества продукта — его основные характеристики и направления улучшения с учетом факторов, определяющих спрос на продукт;

• политику увеличения продаж — поиск и обеспечение каналов сбыта, формы стимулирования сбыта; способы распространения продукта, включая транспортировку и организацию послепродажного обслуживания;

• дополнительное обслуживание покупателей, обеспечивающее сбыт продукта, — реклама, наличие фирменных знаков, комплектность, обеспеченность запасными частями, сопутствующими товарами; квалифицированная консультация при продаже, доставка, послепродажное обслуживание и т.п.;

• политику продления  жизненного цикла продукта;

• модификацию, поиск  новых возможностей использования продукта и потребителей.

5. Прогнозирование продаж продукта — приблизительный рост объема продаж в натуральной и денежной форме с учетом прогнозируемого уровня цен на различных рынках.

6. Производственная база и организация  производства продукта. В этом  разделе, во-первых, дается характеристика технологии, которая будет использоваться для производства продукции. Во-вторых, приводится характеристика производственной базы предприятия, в частности производственных площадей, состава оборудования, источников их поступления; затрат на их приобретение, приведение в рабочее состояние и т.д. Определяются в расчете на год эксплуатационные расходы.

В-третьих, указываются предполагаемые источники, формы и сроки обеспечения  производства сырьем, материалами, энергией, водоснабжением, канализацией, комплектующими и т.д., необходимые для этого затраты в расчете на год.

В-четвертых, в этом разделе дается характеристика кадрового состава работников, приводится его численный состав по профессиям, специальностям. Если работников немного, происходит распределение обязанностей среди учредителей предприятия и его наемных работников. При необходимости в этом разделе предусматривается подготовка и повышение квалификации работников. Также должна быть предусмотрена система контроля за качеством продукции.

В-пятых, в этом разделе целесообразно  дать прогноз суммарных затрат на предполагаемый объем производства, перечень статей постоянных затрат, не зависящих от этих объемов (расходы  на аренду здания, содержание администрации и т.п.), и переменных, обусловленных объемом производства. Этот прогноз дается на год.

7. Затраты на реализацию продукции.  В этом разделе приводятся  ожидаемые расходы на упаковку, перевозку, складирование, хранение  продукции.

8. Ожидаемая прибыль по итогам  года. В этом разделе рассчитывается чистая прибыль или разность между поступлениями денежных средств и их расходами.

9. Критический объем продаж. В  этом разделе делается расчет  годового объема продаж, при котором  предприятие будет функционировать  бесприбыльно, но и не убыточно.

10. Риски и страхование имущества предприятия. Здесь перечисляются существенные риски, которые присутствуют постоянно (стихийные бедствия, уничтожение и порча зданий, строений, оборудования, продукции; невыполнение обязательства партнерами, конфликты с ними и т.д.). Применительно к видам рисков предусматривается проведение мероприятий, направленных как на предотвращение возникновения критических ситуаций, так и на смягчение их последствий (планово-предупредительный ремонт и профилактика оборудования, транспортных средств, меры противопожарной и другой безопасности, страхование; оценка деловой репутации партнеров, заключение договоров в строгом соответствии с требованиями законодательства, включение в них специальных условий, снижающих риски при выполнении договоров, и т.п.).

11. Финансовая политика. В этом разделе, исходя из  прогнозируемого объема продаж  предприятия на год или более длительный обозримый период, содержатся сведения:

•              об источниках формирования финансовых ресурсов;

•              о политике распределения чистой прибыли;

•              о формах контроля за своевременностью и правильностью платежей покупателей продукции предприятия;

•              о формах контроля в отношении обязательств предприятия перед поставщиками, налоговыми органами и т.д.;

•              о политике в области страхования кредитов;

•              о способах определения и критериях эффективности инвестиций.

В зависимости от возможностей учредителей предприятия бизнес-план может быть более или менее подробным, но, так или иначе, заниматься предпринимательской деятельностью без бизнес-плана, рассчитанного хотя бы на ближайшую перспективу — год, два — нельзя.

Вторым этапом работы оргкомитета является разработка учредительного договора и устава предприятия. Эти  документы подготавливаются в соответствии с упомянутыми выше статьями законов, регламентирующими правовое положение различных юридических лиц. Там же излагается порядок проведения и применения решений учредительными собраниями. После проведения учредительного собрания перед избранными собранием органами управления малого предприятия возникает задача его государственной регистрации.

Малое предприятие считается  созданным с момента его государственной  регистрации. Государственная регистрация — это специальный акт государственного органа, финансирующий законность его создания и предоставляющий ему право заниматься предпринимательской деятельностью. Цель регистрации — зафиксировать правовое положение предприятия, ввести его деятельность в правовое русло, определить предприятие в качестве налогоплательщика.

Регистрация малого предприятия  осуществляется в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Отметим, что регистрация  не носит разрешительного характера. Осуществляющий регистрацию предприятия государственный орган вправе отказать зарегистрировать его исключительно по одной причине — если решение о его создании было принято учредителями с нарушением законодательства. Согласно ст. 51 ГК РФ, отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд.

Согласно указанной  ст. 51, юридическое лицо подлежит государственной  регистрации в органах юстиции  в порядке, определенном законом  о регистрации юридических лиц. Однако такой закон еще не принят, и поэтому регистрация коммерческих организаций осуществляется уполномоченными на то органами, узнать о которых можно в местных органах исполнительной власти.

Для государственной  регистрации предприятия в орган, осуществляющий регистрацию коммерческих организаций, необходимо представить следующие документы:

1.Протокол общего собрания  учредителей о создании предприятия.  Протокол должен свидетельствовать,  что собранием принято решение об образовании предприятия, утверждении его устава и избрании его органов управления и ревизионной комиссии (ревизора).

2.Устав предприятия.

3.Гарантийное письмо  о предоставлении ему юридического адреса.

4.Документы, подтверждающие  проверку наименования предприятия на повторяемость.

5.Заполненные бланки  по образцам, установленным регистрационным органом.

6.Квитанция об оплате  пошлины.

Все эти документы  представляются учредителями или их уполномоченными в орган регистрации  или направляются ему ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Заметим, что требования со стороны органа регистрации о предоставлении каких-либо документов сверх указанных выше — гарантийных писем, справок, подтверждающих каким-либо органом целесообразность создания малого предприятия, и т.п. — запрещено. Так, согласно ст. 51 ГК РФ, отказ в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Получив документы, орган  регистрации, в том случае если они  составлены правильно, выдает временное  свидетельство о регистрации. С этого момента и до получения постоянного свидетельства учредителям предприятия (его уполномоченным представителям) необходимо осуществить следующие действия, имея при себе копии устава и временного свидетельства о регистрации:

— обратиться в местный  орган Государственного комитета РФ по статистике для присвоения предприятию кодов Общего классификатора предприятий и организаций (ОКПО);

— изготовить печать предприятия, получив декларацию об изготовлении печати;

— поставить предприятие  на учет в пенсионном фонде, фондах обязательного медицинского и социального страхования, налоговой инспекции, получив от них соответствующие справки, необходимые в том числе и для открытия своего счета в банке;

— на основании указанных  справок, копии устава и так называемой банковской карточки с нотариально  заверенными образцами подписей руководителя предприятия и главного бухгалтера открыть счет в банке, получив от него соответствующую справку.

Получив указанные выше документы и приложив к ним  оригинал временного свидетельства  о регистрации предприятия, необходимо вновь обратиться в орган регистрации, который выдаст постоянное свидетельство о регистрации предприятия.

Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и произведения надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятия, скрепляемого подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

Информация о работе Оценка целесообразности создания и регистрации малого предприятия