Основные принципы и пути повышения эффективности деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной работы является определение эффективности деятельности фирмы, а также анализ эффективности деятельности предприятий банковской сферы Украины.
Целью данной курсовой работы является раскрытие основных принципов и путей повышения эффективности деятельности фирмы.
Первая глава посвящена теоретическим основам определения эффективной деятельности фирмы в рыночной экономике.
Во второй главе проведен анализ эффективности деятельности предприятий банковской сферы.
Третья глава раскрывает перспективы повышения эффективности деятельности предприятий банковской сферы Украины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
2 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ 9
3 МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ СТРУКТУР РЫНКА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

микроэкономика.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Понятие эффективности производства (производительности системы) имеет  полиморфный характер и по-разному  применяется для аналитических оценок и управленческих решений. В связи с этим важным является выделение по отдельным признакам (классификация) соответствующих видов эффективности производства (деятельности), каждый из которых имеет определенное значение для системы хозяйствования.

Соответствующие виды эффективности  производства выделяются преимущественно  по разнообразию получаемых эффектов (результатов) хозяйственной деятельности предприятия или другой интеграционной предпринимательской структуры. В  связи с этим возникает необходимость привести сущностно-содержательную характеристику отдельных видов эффективности производства.

Экономическую эффективность отражают через различные стоимостные  показатели, которые характеризуют  промежуточные и конечные результаты производства на предприятии или в другой интеграционной производственной структуре. К таким показателям относятся: объем товарной, чистой или реализованной продукции; величина полученной прибыли; рентабельность производства (изделий); экономия тех или иных видов ресурсов (материальных, трудовых) или общая экономия от снижения себестоимости продукции; производительность труда и т. п.

Социальная эффективность состоит  в сокращении продолжительности  рабочей недели и смены, увеличении количества новых рабочих мест и  уровня занятости людей, улучшения условий труда и быта, состояния окружающей природной среды, безопасности жизни и т.п. Социальные последствия производства могут быть не только положительными, но и отрицательными (безработица, усиление инфляции, ухудшение экологизации производства или деятельности).

Локальная коммерческая эффективность  определяет конкретный результат производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, вследствие которой оно имеет определенный доход (прибыль).

Народнохозяйственная эффективность  возникает тогда, когда производство продукции на данном предприятии требует дополнительного расхода ресурсов, но ее потребление (использование) связано с меньшими эксплуатационными затратами, иначе говоря, тогда, когда говорят о обеспечивается совокупным положительным эффект в сферах производства и потребления соответствующих изделий (услуг).

Абсолютная эффективность характеризует  общую или удельную (в расчете  на единицу затрат или ресурсов) эффективность деятельности предприятия (организации) за определенный промежуток времени.

Сравнительная эффективность отражает результаты сравнения возможных  вариантов хозяйствования и выбора лучшего из них; уровень сравнения  эффективности характеризует экономические  и социальные преимущества выбранного варианта осуществления хозяйственных решений (направления деятельности) по сравнению с другими возможными вариантами.

Абсолютная и сравнительная  эффективность дополняют одна другую. Определение экономически наиболее выгодного варианта хозяйствования всегда базируется на сопоставлении показателей абсолютной эффективности, а ее аналитическая оценка осуществляется сравнением запланированных, нормативных и фактически достигнутых показателей, их динамики за определенный период.

Первичная эффективность — это  начальный одноразовый эффект, полученный вследствие осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия (организации), внедрения прибыльных технических, организационных или экономических мероприятий.

Мультипликационный эффект имеет  место вследствие того, что первичная (начальная) эффективность почти всегда повторяется и умножается благодаря многоразовому использованию соответствующих мероприятий инновационного характера не только на данном, но и на других предприятиях. Мультипликационный эффект обычно проявляется в нескольких специфических формах (видах) — диффузионном и резонансном эффектах, а также эффектах "стартового взрыва", сопровождаемых возможностей и акселерации.

Диффузионный эффект реализуется  в тех случаях, когда нововведения того или иного характера проникают в другие отрасли (сферы деятельности), вследствие чего происходит их мультипликация (увеличение, умножение). Например, появившийся сначала на предприятия цветной металлургии метод непрерывной разливки жидкого метала стали, затем широко применять в черной металлургии.

Резонансный эффект возникает тогда, когда нововведение стимулирует  развитие новых явлений в производственной сфере (в частности, появление синтетических  волокон привело к производству новых видов тканей, а это в  свою очередь стимулировало пошив новых видов одежды).

"Эффект стартового взрыва" — это специфическая цепная реакция в перспективе. Он возможен при условии, что определенный стартовый взрыв становится началом последующего лавинообразного увеличения эффекта в той же самой или другой отрасли производства или деятельности. Ярким примером такого эффекта может служить применение экономико-математических методов и моделей в управлении, науке, производстве.

В процессе создания материальных ценностей  нередко появляются сопровождающие возможности с определенным эффектом. Последний обычно проявляется в виде побочных результатов, использования производственных и бытовых отходов и т. п.

В любой деятельности имеет место  также эффект акселерации ( от лат. accelero — ускоряю), который означает положительное влияние не только самого по себе конкретного результата, но и ускорения темпов его распространения и применения.

Границы между отдельными формами  мультипликационной эффективности (видами мультипликационного эффекта) являются достаточно условными, подвижными и относительными. Диалектическая взаимосвязь этих форм (видов) состоит в том, что все они вместе обеспечивают общий интегральный эффект от практической реализации или того иного управленческого решения.

Синергическая эффективность (от греч. syneqros — вместе действующий) выражает комбинированное воздействие совокупности тех или иных инноваций на финансово-экономическое состояние субъекта хозяйствования, когда общий (сумма) эффект превышает сумму результатов воздействия на производство (деятельность) каждой инновации в отдельности. Иначе говоря, каждая взятая в отдельности инновация усиливает влияние всех других.

 

3 МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ   СТРУКТУР РЫНКА

 

Прибыль является ключевым критерием  эффективного размещения ресурсов, показателем деятельности фирмы. Прибыль можно определить как разницу между доходами и издержками. В экономической теории различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек. Экономическая прибыль - это разница между выручкой от реализации продукции и альтернативными издержками. Выпуск товаров и услуг имеет два ограничения - спрос и рыночные цены. Производители заинтересованы в производстве такого количества товара, который обеспечивает максимум прибыли. В этом проявляется критерий эффективности производителей, целью которых является получить максимум экономических выгод. Максимизация прибыли может быть достигнута при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Предельные издержки- издержки, которые дополнительно требуются для производства одной дополнительной, сверх определенного объема, единицы продукции. Предельный доход характеризует окупаемость каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции.

Фирмы стремятся к максимизации прибыли, так как:

  1. прибыль выступает основным показателем результативности и эффективности бизнеса;
  2. стремление к максимизации производства позволяет объяснять и прогнозировать эффективное поведение действующих на рынке фирм-конкурентов (динамику цен, объем производства);
  3. в существующей конкурентной борьбе выжить в состоянии только те фирмы, которые являются конкурентоспособными, получают максимум прибыли при эффективном использовании ресурсов.

Цель максимизации прибыли ориентирует  рынок на достижение определенного равновесия между спросом и предложением при оптимальном сочетании объема реализации и цены на продукцию. Стремление к максимизации производства способствует экономическому росту, научно- техническому прогрессу. Максимизация производства становится важнейшим побудительным мотивом совершенствования технологии производства, оптимизации объема выпуска продукции, минимизации издержек.

Для характеристики цели максимизации прибыли и способов ее получения  используют понятие экономическая  функция производства. Формула взаимосвязи прибыли с факторами производства: P= F (K, L), где Р- прибыль, К- основной капитал, L- труд. Фирма увеличивает прибыль, если она наращивает валовой доход и сокращает валовые издержки. Поэтому величина прибыли находится в прямой зависимости от объема реализованной продукции и рыночных цен и в обратной зависимости - от средних валовых издержек. Производитель должен выйти на такой объем выпуска продукции, при котором складывались бы минимальные средние валовые издержки и в связи с этим образовывалась бы максимальная прибыль.

Максимальная прибыль достигается  при взаимодействии внутренних (динамика издержек производства) и внешних (динамика дохода фирмы после реализации продукции) факторов деятельности. Главное требование максимизации прибыли - окупаемость каждой единицы продукции. Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. До тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, общая прибыль растет, критерий максимизации прибыли еще, не достигнут, и фирма может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки превышают предельный доход, рост общей прибыли замедляется, и увеличение выпуска становится убыточным.

Таким образом, прибыль достигает  своего максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Поэтому фирма расширяет свое производство до тех пор, пока предельный доход и предельные издержки не сравняются.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Благополучное финансовое состояние  предприятия – это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования в условиях рынка. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.

Для этого необходимо изучать многочисленные показатели, характеризующие все  стороны деятельности предприятия (производство, его потенциал, организацию, реализацию, финансовые операции, движение денежных потоков и т.п.) для выявления  глубинных причин изменения финансового положения. Применение многостороннего комплексного анализа финансового состояния предприятия создает реальные предпосылки для управления отдельными показателями, и соответственно и для усиления их воздействия на улучшение финансового климата.

Устойчивое финансовое положение  предприятия зависит, прежде всего, от улучшения таких качественных показателей, как - производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также выполнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ других сторон его деятельности должны взаимно дополнять друг друга.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аржевитин, С. Проблемы банковской системы Украины в ХХІ столетии / С. Аржевитин // Мир денег. – 2000. – №6. – С. 22-23.
  2. Косов, Н.С Основы микроэкономического анализа: учеб. пособие / Н.С. Косов, 2008. – 354 с.
  3. Макконнелл Р. Экономикс / Р. Макконнелл, Л. Брю. – М.:ТК Вэлби. – 2007. –        416 с.
  4. Пятков, А.М. Банковское обозрение / А.М. Пятков. –М.: Инфра-М, 2006. –                         254 с.
  5. Родионов, А.С. Доклад на конференции Совета Экспертов компании ОТР (январь 2008) / А.С. Родионов. – М.: холдинг ЛАНИТ, 2008. – 115 с.
  6. Трофимов, С.В. Управление в кредитной организации / С.В. Трофимов // Аналитический журнал. – 2009. - №8. –С. 11-19.
  7. Шулик, В. Анализ деятельности БСУ по результатам І кв. 2009 года
  8. Экономика предприятия: учебник / под ред. С.Ф. Покропивного. – М.: Кнорус, 2002. – 364 с.
  9. meget.kiev.ua/zakon/zakon-ukraini-o-bankah/
  10. www.bank.gov.ua

 

 


Информация о работе Основные принципы и пути повышения эффективности деятельности фирмы