Основные виды организационно-правовых форм предпринимательства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 15:53, курсовая работа
Описание работы
Данная тема – Основные виды организационно-правовых форм предпринимательства. Предпринимательство-это особый вид экономической активности, под которой понимают целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли, основанную на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………………………….5 1.1 ТОВАРИЩЕСТВО (ПАРТНЕРСТВО)……………………………….6 1.1.1 Полное товарищество………………………………………………7 1.1.2 Товарищество на вере (коммандитное товарищество)…………...9 1.2 ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО…………………………………….11 1.2.1 Общество с ограниченной ответственностью (ООО)…………….14 1.2.2 Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)………….16 1.2.3 Акционерное общество……………………………………………..18 1.2.3.1 Закрытое акционерное общество (ЗАО)…………………….19 1.2.3.2 Открытое акционерное общество (ОАО)……………………22 1.2.3.3 Корпорации……………………………………………………24 1.3 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ (АРТЕЛЬ)……………….27 1.4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………….31 1.5 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (ИП)……………….34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Если речь идёт
о ликвидации кооператива, об изменении
устава кооператива, о реорганизации (за
исключением преобразования в хозяйственное
товарищество или общество) решение принимается
тремя четвертями голосов присутствующих
на общем собрании членов кооператива.
Решение о преобразовании кооператива
в хозяйственное товарищество или общество
принимается по единогласному решению
членов кооператива.
Решение об
исключении члена кооператива принимается
двумя третями голосов присутствующих
на общем собрании членов кооператива.
Вопросы, отнесенные к исключительной
компетенции общего собрания членов кооператива,
не могут быть переданы на решение наблюдательного
совета кооператива или исполнительных
органов кооператива.
Единогласно
принимается решение об образовании неделимых
фондов членами кооператива, если другое
уставом кооператива не предусмотрено.
Член кооператива
должен к моменту регистрации кооператива
внести не менее десяти процентов паевого
взноса, а остальную часть - в течение года
с момента регистрации.
Кооператив
не имеет права выпускать акции.
Кооператив
извлекает прибыль, которая распределяется
между его членами в соответствии с их
трудовым участием, если законом и уставом
кооператива не предусмотрен другой порядок.
Если кооператив
ликвидируется, то для удовлетворения
требований его кредиторов в таком же
порядке распределяется оставшееся имущество
после ликвидации кооператива.
Высшим органом
управления кооперативом является общее
собрание его членов.
В кооперативе
с числом членов более пятидесяти для
осуществления контроля над деятельностью
исполнительных органов может быть создан
наблюдательный совет.
Текущее руководство
ведется исполнительными органами кооператива.
В кооперативе с числом членов более десяти
избирается правление. Устав предусматривает
срок на который избирается правление
кооператива общим собранием из числа
членов кооператива. Правление кооператива
руководит деятельностью кооператива
в период между общими собраниями членов
кооператива. В компетенцию правления
кооператива входят вопросы, не отнесенные
к исключительной компетенции общего
собрания членов кооператива и наблюдательного
совета кооператива.
Правление кооператива
возглавляет председатель кооператива.
Председатель кооператива избирается
общим собранием из числа членов кооператива.
Если в кооперативе создан наблюдательный
совет, председатель кооператива утверждается
общим собранием членов кооператива по
представлению наблюдательного совета
кооператива. Полномочия председателя
кооператива определяются уставом кооператива.
Уставом кооператива устанавливаются
срок, на который избирается (утверждается)
председатель кооператива, право председателя
кооператива распоряжаться имуществом
кооператива, условия оплаты труда председателя
кооператива, ответственность председателя
кооператива за причиненные убытки, а
также основания для освобождения его
от должности. Если в кооперативе избрано
правление, уставом кооператива определяются
вопросы, по которым решения принимаются
единолично председателем кооператива.
В кооперативе
с числом членов более пятидесяти может
быть создан наблюдательный совет, который
осуществляет контроль за деятельностью
исполнительных органов кооператива и
решает другие вопросы, отнесенные уставом
кооператива к компетенции его наблюдательного
совета. Наблюдательный совет кооператива
создается из членов кооператива. На общем
собрании всех членов кооператива принимается
решение о числе членов наблюдательного
совета кооператива и срок их полномочий.
Из состава
наблюдательного совета кооператива выдвигается
председатель наблюдательного совета.
Член наблюдательного совета одновременно
не может быть членом правления кооператива
либо председателем кооператива. По мере
надобности созываются заседания наблюдательного
совета кооператива, но не реже чем один
раз в полгода. Члены наблюдательного
совета кооператива не вправе совершать
действия от имени кооператива.
Вопросы, отнесенные
к исключительной компетенции наблюдательного
совета кооператива, не могут быть переданы
на решение исполнительных органов кооператива.
Производственный
кооператив, если его члены придут к единогласному
решению может перерегистрироваться в
хозяйственное товарищество или общество.
1.4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Унитарное предприятие
- коммерческая организация, имеющая в
пользовании имущество, но не имеющая
права собственности на него. Имущество
унитарного предприятия не может быть
разделено по долям или паям даже между
сотрудниками предприятия, т.к. оно является
неделимым .
Только государственные
и муниципальные предприятия в Российской
Федерации могут принимать форму унитарных
предприятий. Они управляют муниципальным
имуществом, но не владеют им. Предприятие
называется федеральным казенным предприятием,
если оно управляется государственными
органами (т.е. основано на праве оперативного
управления федеральным имуществом).
Современная
экономика нашей страны имеет переходный
характер: до сих пор сохраняются элементы
государственной экономики. Это и определяет
наличие в нашем имущественном обороте
подобных предприятий, не являющихся собственниками,
но выступающих в качестве самостоятельных
участников имущественного оборота. У
этих предприятий основные фонды принадлежат
государству, поэтому они сами отвечают
по своим долгам лишь денежными средствами.
Государственные органы по собственному
усмотрению могут изъять у своего предприятия
часть имущества и передать другому.
В прежней экономике
государство являлось монополистом во
владении важнейших видов имущества и
не могло непосредственно хозяйствовать
.Это и обусловило появление предприятий-
не собственников. Для этих целей оно и
создавало свои предприятия, сохраняя
за собой право собственности на их имущество.
Существуют
две категории унитарных предприятий:
1. унитарные
предприятия, основанные на праве хозяйственного
ведения;
2. унитарные
предприятия, основанные на праве оперативного
управления.
Право хозяйственного
ведения - это право предприятия владеть,
пользоваться и распоряжаться имуществом
собственника в пределах, установленных
законом или иными правовыми актами.
Право оперативного
управления - это право предприятия владеть,
пользоваться и распоряжаться закрепленным
за ним имуществом собственника в пределах,
установленным законом, в соответствии
с целями его деятельности, заданиями
собственника и назначением имущества.
Из вышесказанного
понятно, что право хозяйственного ведения
шире права оперативного управления, т.е.
предприятие, обладающее право хозяйственного
ведения, имеет большую самостоятельность
в управлении. Предприятия могут создавать
различные объединения.
Для прежнего
внутреннего оборота все эти обстоятельства
не имели отрицательных последствий, ибо
его основными участниками выступали
такого рода предприятия. По сути, в их
лице государство имело дело само с собой.
Такой весьма условный имущественный
оборот вызывал к жизни и соответствующие
искусственные конструкции предприятий-не
собственников. Ясно, что это порождение
нерыночной экономики не могло сохраниться
при переходе к рыночному хозяйству.
Поэтому согласно
Указу Президента Российской Федерации
от 23 мая 1994 г. "О реформе государственных
предприятий" предусматривалось прекращение
создания федеральных государственных
предприятий с закреплением за ними государственного
имущества на праве полного хозяйственного
ведения. Такого рода предприятия объявлены
законом унитарными, что подразумевает
неделимость их имущества ни на какие
вклады, паи или доли, в том числе для его
работников, поскольку они целиком принадлежат
собственнику. Этим исключена всякая почва
для имевшихся ранее демагогических рассуждений
о наличии некоей коллективной или иной
собственности работников либо других
лиц на имущество государственных или
муниципальных организаций. Всех этих
лиц можно заинтересовывать в улучшении
результатов их труда дополнительно через
создание разного рода фондов, участие
в прибылях.
Но время требует
изменения организационно-правового статуса
предприятий, т.к. возникли проблемы, требующие
изменения организационно-правового статуса
предприятий:
1. зависимость
учреждений от адекватного финансирования
из бюджета соответствующего уровня;
2. недостаточно
четкая регламентация содержания права
оперативного управления;
3. целесообразность
и правомерность оказания учреждениями
платных услуг;
4. проблема самостоятельного
распоряжения средствами от приносящей
доходы деятельности;
5. проблемы,
связанные с наличием субсидиарной (дополнительной)
ответственности собственника.
1.5 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (ИП)
Индивидуальный
предприниматель (ИП) без образования
юридического лица, являющийся физическим
лицом, есть также организационно-правовая
форма предприятия, например, крестьянское
(фермерское) хозяйство является предприятием,
осуществляющее предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, а его глава признается предпринимателем
с момента государственной регистрации
крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данной организационно-правовой
формы имеет следующие преимущества:
1. несложные
бюрократические процедуры позволяют
предприятие легко зарегистрировать;
2. по сравнению
с обществами или товариществами индивидуальный
предприниматель имеет полную свободу,
т.к доход предпринимателя непосредственно
зависит от того, насколько успешно он
действует в области бизнеса, а это значит,
появляется стимул к эффективному ведению
бизнеса;
3. достаточно
низкие по сравнению с юридическими лицами
ставки налогообложения: предприниматель
не платит налог на добавленную стоимость
(НДС), налог на прибыль и т.д., он платит
только индивидуальный подоходный налог,
который относится к прогрессивным налогам
(на нынешний момент ставка по нему составляет
от 12 % до 45 % - максимальная ставка при годовом
доходе свыше 300 тысяч рублей), правда есть
серьезные опасения, что при реалиях существующей
экономической системы с учетом инфляции
максимальная ставка этого налога приведет
к следующей ситуации: практически все
слои населения, включая те, чей доход
ниже прожиточного минимума, будут облагаться
налогом по максимальной ставке).
Но существуют
и недостатки. К ним можно отнести следующие:
1. значительная
ограниченность финансовых ресурсов:
как правило финансов одного предпринимателя
не достаточно, чтобы начать бизнес, не
говоря уж о том, чтобы расширять уже начатое
дело; например, предприниматель может
взять ссуду в банке, но в нынешней экономической
ситуации взять кредит в банке может лишь
тот предприниматель, у которого есть
«свои люди» в правлении или совете директоров
банка, а чаще всего не просто какого-нибудь
знакомого из правления, а знакомого председателя
этого правления из-за того, что в нынешней
экономической обстановке никаких юридических
гарантий того, что ты возвратишь кредит,
попросту нет. Для предпринимателя, который
начинает своё дело это неразрешимая проблема.
Банки не хотят работать с ИП, т.к. взяв
под залог имущество, его практически
невозможно конфисковать. Проблема ограниченности
финансовых ресурсов обостряется еще
и тем, что существует определенный так
называемый порог эффективности, т.е. минимальный
размер бизнеса (в смысле объема оборота
и капитала), ниже этого порога предпринимательская
деятельность становится порой не просто
невыгодной, неэффективной, но и нежизнеспособной.
Этот порог специалисты оценивают по-разному,
но в любом случае счет идет на десятки
тысяч долларов США. Как известно, для
предпринимателя одна из острых проблем
заключается в том, чтобы наладить стабильную,
устойчивую связь с поставщиками, необходимость
иметь надежное снабжение. Предприниматель
часто испытывает со снабжением значительные
трудности, в то время как средних размеров
предприятие, которое выпускает аналогичную
продукцию со снабжением не испытывает
практически никаких проблем;
2. власти практически
никак не поддерживают индивидуальных
предпринимателей;
3. огромное желание,
но отсутствие профессиональных знаний.
Это ещё одна большая проблема. Он не может
правильно спланировать бизнес, чётко
определить цели и задачи, предусмотреть
все подводные камни; кроме технических
знаний необходимы юридические знания,
знание бухгалтерии, маркетинга; в основной
своей массе люди не догадываются о тех
трудностях, с которыми им придется столкнуться
при начинании бизнеса, в полном объеме,
но даже если все-таки имеют представление,
что их ждет, они все равно не знают, как
справиться с этими проблемами. Например:
очень трудно получить лицензию на определённый
вид деятельности.
4. еще очень
существенный недостаток: акционеры рискуют
только активами фирмы, а не своим имуществом,
а ответственность индивидуального предпринимателя
неограниченна, т.е. предприниматель рискует
всем своим имуществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе
были рассмотрены основные виды организационно-правовых
форм предпринимательства.
Предпринимательство
в Российской Федерации регулируются
такими документами, как: ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", статьями Гражданского
кодекса РФ.
Гражданский
кодекс допускает существование следующих
организационно-правовых форм предприятий:
хозяйственные товарищества, хозяйственные
общества, производственные кооперативы,
государственные и муниципальные унитарные
предприятия, некоммерческие организации.
Очень важно различать общие характерные
черты предприятий различных организационно-правовых
форм, которые определяют выбор той или
иной формы. Практика показывает, что если
предприятия не учитывают тех или иных
особенностей, характерных для выбранной
ими формы, то это приводит к конфликтам
между собственниками, управляющими и
работниками.
В настоящее
время в России существуют различные организационно-правовые
формы предприятий, а также частное предпринимательство
и патент на определенный вид деятельности.
Выбор определенной
организационно-правовой формы предприятия
зависит от множества различных факторов.
Набор и действие этих факторов неоднозначны
для разных видов бизнеса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. № 88-ФЗ "О
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" принят Государственной
Думой 12 мая 1995 года (в ред. Федерального
закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
2.Ст.23-25 ГК РФ
"ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГРАЖДАНИНА"
3. Агеев
А.И. Предпринимательство: проблемы
собственности и культуры. - М.: Наука,
1991 - 112 с.
4. Багиев
Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской
деятельности. Учебное пособие/ Под общей
ред. проф. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,
2001 - 202 с.