Основы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Знание организационно-правовых форм бизнеса дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Социально-экономическая эволюция предпринимательства………………5
2.Предпринимательство в Древней Руси………………………………………8
3.Предпринимательство в современной России……………………………..10
Заключение……………………………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

1.Социально-экономическая  эволюция предпринимательства………………5

2.Предпринимательство в  Древней Руси………………………………………8

3.Предпринимательство в  современной России……………………………..10

Заключение……………………………………………………………………..12

Список литературы…………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного  потенциала общества, создает благоприятную  почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. 
             Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. 
Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.  Предприниматель - это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места. Предпринимательство - это динамический процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное - чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличил их ценность, затратив на это необходимые силы и средства. Предпринимательство как фактор производства. Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма. 
              Понятие "предприниматель" появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием "собственник". У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин "предприниматель" в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск - главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках. А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т. п. 
Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный французский экономист конца XVIII - начало XIX вв. Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские способности. Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт. Предприниматель по Зомбарту - это "завоеватель" (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость) "организатор" (умение соединять многих людей для совместной работы) и "торговец" (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

 

1.Социально-экономическая эволюция предпринимательства. 

Предпринимательство - историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и  застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося  продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника. 
Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией.  Развитие термина "антрепренер"  XVII в.: лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в меньшую сумму, то разницу он присваивает себе.  
1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель - это человек, действующий в условиях риска; функция предоставления капитала отличается от предпринимательской функции. 
1797г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. 
1803 г. Жан Батист Сэй: доход на капитал отличается от предпринимательского дохода. 
1876 г. Фрэнсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. 
1934 г. Джозеф Шумперт: предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии.  
1961 г. Дэвид Макклелланд: предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска. 
1964 г. Питер Друкер: предприниматель - это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой. 1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально - экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу. 
1980 г. Карл Веспер: предприниматель по разному выглядит в глазах экономиста, психолога, других предпринимателей и политиков.  
1983 г. Гиффорд Пиншот: интрапренер и антрепренер: интрапренер - это антрепренер, действующий в условиях уже существующего предприятия, в отличии от собственно антрепренера - предпринимателя, создающего новое предприятие.  
1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Предпринимательство в Древней Руси. 

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения  восточнославянских племен, располагавшихся  вдоль знаменитого торгового  пути "из варяг в греки". Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян. Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры. Первый русский свод законов "Русская правда" был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел. Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов.Он не только предоставлял кредиты, но и брал их.

По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. Позднее Владимиром Мономахом был введен Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Предпринимательство в современной России. 

Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 г. Новое правительство России провозгласило решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором достойное место должно принадлежать предпринимателям. Сейчас от предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества. Развитие малого бизнеса в Российской Федерации. В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4°о стоимости основных средств экономики России и 14°о числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства. 
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре -Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2). В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2°о. Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые страницы "новейшей истории". Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр. 
Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в мартом предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

 

Заключение

 

 

         Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство , в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать, значит, затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного.

      Знание  организационно-правовых форм бизнеса  дает возможность предпринимателям  успешно открывать и расширять  собственное дело, принимать грамотные  экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

        1. Зайцев Н.Л., Экономика организации: Учебник. - М., 2000.
        2. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М., 2000.
        3. Коробейников О.П., Хавин Д.В., Ноздрин В.В. Экономика предприятия.      Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003.

4.     Котлер Ф. “ Основы  маркетинга ”.-М.: Прогресс, 1992.-736с.

5.   Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М. И. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Под ред. М.Г. Лапусты – М., 2000.

6. Мочерный С.В., Некрасова В.В. Основы организации предпринимательской деятельности уч. для вузов М.: ПРИОР 2004.

7.  Михаилушкин А.И., Шимко П.Д. Основы рыночной экономики С.-Пет.: Петропресса 1996.

8.      Основы предпринимательского дела / Под редакцией Ю.Осипова.- М, 1992.-432 с.

9.     Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность Учебник М.: Дашков и К 2005.

10.    Поддубный Ф. “Хотите стать бизнесменом ?”.- Киев : Молодь , 1992.- 396с.

11.      Хойер В. “ Как делать бизнес в Европе”. –М: Прогресс, 1980г.

 




Информация о работе Основы предпринимательской деятельности