Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:18, реферат
Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в це лях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.
Сущность и методы государственного и планового регулирования рыночной экономики.
Методы и показатели оценки успеха предприятием (прибыли, виды, формулы)
Бизнес план типографии
Список используемой литературы.
Вариант 4
Содержание.
1.Сущность и методы государственного и планового регулирования рыночной экономики.
Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в це лях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий. Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов. В развитых странах плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, в выделении приоритетных проблем, решение которых требует участия всего общества, в приобщении людей к реализации общенациональных экономических задач. Плановые регуляторы — это действия человека по налаживанию конкретной экономической деятельности; рыночные регуляторы — объективно действующие, складывающиеся как результирующая взаимодействия многих производителей и потребите лей товаров и услуг. Плановые и рыночные регуляторы вполне совместимы. Планирование как субъективная деятельность человека по установлению определенной последовательности действий, направленных на достижение конкретной цели, должно основываться на учете реальных условий ее воплощения, включая параметры внешней среды, характер самого процесса движения к цели, обусловленные особенностями функционирования рыночной экономики. Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является также контрольная функция, например разработка различных стандартов Применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики. К методам прямого государственного воздействия относятся: • определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; • государственная поддержка программ, заказов и контрактов; • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; • лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций. Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: • налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот; • регулирование цен, их уровней и соотношений; • платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
Государственное планировании экономики прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
Развитая система альтернативны
Важную роль в регулировании должна сыграть система прямых хозяйственных договоров, регулирующих отношения. Хозяйственный договор должен стать основным документом, регламентирующим отношения между производителем и потребителем. Поставщик и покупатель вступают в договорные отношения, руководствуясь стоимостными нормативами. Хозяйственная организация любой фор мы собственности обладает правом выбора поставщика ресурсов и покупателя продукции. Договоры заключаются в предплановый период; в них четко фиксируются все условия взаимодействия сторон, объемы поставок товаров и услуг, их структура, номенклатура, соответствие стандартам, требования по качеству, сроки по ставки, цены и тарифы. В договорах регламентируются нормы материальной ответственности за нарушение условий. Заключенные в предплановый период, они служат базой разработки планов производства, распределения и реализации хозяйственных субъектов. Целенаправленно изменяя параметры хозяйственных условий, но не выходя за пределы объективного действия законов товарного производства, государство может создавать то более благоприятные, то менее благоприятные условия для производства и реализации тех или иных продуктов и сырья и тем самым регулировать объемы, приближая производство к параметрам и требованиям единого государственного плана развития экономики. Способом регулирования экономики является также государственный заказ. На его основе осуществляются закупки для федеральных и региональных государственных нужд. Регулирующее значение имеет лицензирование, на основании которого разрешается осуществлять определенный вид деятельности в течение установленного срока. Стандартизация устанавливает нормы, правила, характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. При этом специальный орган — Госстандарт России осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие технические правила проведения работ по стандартизации. При регулировании размещения и развития производительных сил применяется нормативный метод, выражающий научно обоснованные потребности в товарах и услугах в регионах страны. Балансовый метод позволяет правильно выбрать соотношения между отраслями хозяйства. Большую роль этот метод играет при обосновании размещения отдельных хозяйственных объектов, при разработке системы рациональных внутрирайонных и межрайонных связей, при определении требуемого объема вывоза и ввоза. Балансы дают возможность оценить целесообразность нового строительства, мощности этих новых объектов. Балансовый метод применим при оценке ресурсов, финансового обеспечения. Метод моделирования применяется при регулировании территориальных пропорций, размещения отраслей и производств, систем расселения. Прямое воздействие на социально-экономические процессы в условиях становления рыночных отношений и особенно на эффективное проведение рыночных экономических реформ оказывают правовые, управленческие регуляторы.
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.
План — это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.
Планирование нацелено
на обоснование принятия и практической
реализации управляющих решений. Цель
прогнозирования — прежде всего, создать научные
предпосылки для их осуществления. Эти
предпосылки включают: научный анализ
тенденций развития экономики; вариантное
предвидение предстоящего ее развития,
учитывающее как сложившиеся тенденции,
так и намеченные цели; оценку возможных
последствий принимаемых решений. Директивное
планирование, т.е. обязательное, жесткое,
подлежащее исполнению, предполагает
применение, прежде всего, командно-административных
рычагов для обязательного претворения
в жизнь установленных целей и задач. Условие
обязательности реализуется через издание
соответствующих административно-
Цели и задачи плана, как правило, состоят в осуществлении на практике политической воли высшего руководства страны. Его содержание и уровень зависят от конкретно складывающейся ситуации и могут меняться с течением времени.
Методологически неразрывно
связанной с решением проблемы повышения
конкурентоспособности
В частности, оценка конкурентоспособности
хозяйствующего субъекта необходима в
целях:
Как правило, в экономической
литературе выделяются следующие методы
оценки конкурентоспособности
1) оценка с позиции сравнительных преимуществ — сущность данного метода
заключается в том, что производство и
реализация предпочтительнее, когда издержки
производства ниже, чем у конкурентов.
Основным критерием, применяемым в данном
методе, являются низкие издержки. Преимуществом
метода является простота оценки уровня
конкурентоспособности;
2) оценка с позиции теории равновесия
— в основе данного метода рассматривается
положение, при котором каждый фактор
производства рассматривается с одинаковой
и одновременно наибольшей производительностью.
При этом у фирмы отсутствует дополнительная
прибыль, обусловленная действием, какого-либо
из факторов производства и у фирмы нет
стимулов для улучшения использования
того или иного фактора. Основным критерием
является наличие факторов производства,
не используемых в полной мере. Несомненным
преимуществом данного метода является
возможность определения внутренних резервов;
3) оценка исходя из теории эффективности
конкуренции — выделяют два подхода при
использовании данного метода:
- структурный подход — сущность которого
заключается в организации крупномасштабного,
эффективного производства. Основным
критерием конкурентоспособности при
использовании данного подхода является
концентрация производства и капитала;
- функциональный подход — оценка конкурентоспособности
согласно данному подходу осуществляется
на основе сопоставления экономических
показателей деятельности. В качестве
критерия оценки конкурентоспособности
используется соотношение цены, затрат
и нормы прибыли;
4) оценка на базе качества продукции -
данный метод заключается в сопоставлении
ряда параметров продукции, отражающих
потребительские свойства. Критерием
конкурентоспособности в данном случае
является качество продукции. Преимуществом
данного метода является возможность
учета потребительских предпочтений при
обеспечении уровня конкурентоспособности.
В связи с тем, что качество товара оценивают
определенным набором параметров, оценка
конкурентоспособности товара базируется
на использовании так называемых «параметрических»
индексов, характеризующих степень удовлетворения
потребности в рассматриваемом товаре.
Различают единичные, сводные и интегральные
индексы.
5) профиль требований - сущность данного
метода заключается в том, что с помощью
шкалы экспертных оценок определяется
степень продвижения организации и наиболее
сильный конкурент. В качестве критерия
используется сопоставление профилей.
Основным преимуществом данного метода
оценки конкурентоспособности предприятия
является его наглядность.
6) профиль полярностей - в основе данного
метода лежит определение показателей,
по которым фирма опережает или отстает
от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых
сторон. В качестве критерия используется
сопоставление параметров опережения
или отставания.