Особенности финансирования производства в общественном секторе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Финансирование производства в общественном секторе является важнейшей проблемой в рамках государственного обеспечения общественных благ.
В рыночной экономике общественный сектор призван выполнять только те функции, для успешной реализации которых требуется законным образом ограничивать выбор потенциальных участников рыночных сделок.
Это касается, в том числе и участия государства в финансировании и производстве отдельных благ.
Частное и общественное финансирование нередко сочетаются. Это относится, например, к субсидированию коммунальных услуг, причем как наличие субсидии, так и ее отсутствие совместимо с оказанием услуги как государственным (муниципальным), так и частным предприятием.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Государственное предпринимательство…………………………………4
Налоги, как источник доходов общественного сектора………………...5
Контрактация………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………....15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Особенности финансирования производства в общественном секторе.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  науки и образования российской федерации

Байкальский государственный университет экономики  и права

Кафедра экономиЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Экономика общественного  сектора»

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Государственное предпринимательство…………………………………4
  2. Налоги, как источник доходов общественного сектора………………...5
  3. Контрактация………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………....15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Финансирование производства в общественном секторе является важнейшей проблемой в рамках государственного обеспечения общественных благ.

В рыночной экономике  общественный сектор призван выполнять  только те функции, для успешной реализации которых требуется законным образом  ограничивать выбор потенциальных  участников рыночных сделок.

Это касается, в том числе и участия государства в финансировании и производстве отдельных благ.

Частное и общественное финансирование нередко сочетаются. Это относится, например, к субсидированию коммунальных услуг, причем как наличие  субсидии, так и ее отсутствие совместимо с оказанием услуги как государственным (муниципальным), так и частным предприятием.

Однако в последние  годы государство играет все большую роль в отраслях экономики и социальной сферы. При этом, чем больше государственное вмешательство в ход экономической и социальной жизни, тем больше необходимость в финансовых ресурсах для выполнения государством своих функций.

Во многих случаях ресурсы могут быть получены за счет прямого участия государства в рыночных сделках, государственного предпринимательства. Однако основным источником денежных средств, все же, служит налогообложение. Взимая налоги, государство обязывает лиц, на которых распространяется его юрисдикция, участвовать в финансировании его расходов. При расширении общественного сектора увеличивается и доля ВВП, перераспределяемая через налоговую систему.

 

 

 

 

1. Государственное предпринимательство

Во многих случаях ресурсы могут быть получены за счет прямого участия государства в рыночных сделках, государственного предпринимательства.

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях, где  деятельность противоречит природе  частных фирм или же требуются  огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства  состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

  • обеспечение необходимых темпов роста,
  • сглаживание циклических колебаний,
  • поддержание занятости,
  • стимулирование научно-технического прогресса,и т.д. 

Данная форма регулирования  обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической  инфраструктуры:

  • энергетика,
  • транспорт,
  • связь.

Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

Располагая финансами, государство выступает по отношению  к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также:

  • предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры;
  • помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве;
  • проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий;
  • увеличение числа рабочих мест;
  • охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий;
  • строительство очистных сооружений;
  • развитие фундаментальных научных исследований;
  • производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

2. Налоги, как источник доходов общественного сектора

Способность общественного  сектора поставлять общественные блага  и осуществлять перераспределение  зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги - основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.

Как говорит А.А. Горшков «доходы общественного сектора складываются из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций. Налоги в данном случае понимаются широко. Они включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяйство и путей оптимизации налоговой системы относится к числу важнейших задач экономики общественного сектора».

Коренной признак налогов - их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся «не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и т.д. Налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему».

Широкое понимание налогов помогает уяснить единую природу и взаимозаменяемость многих из них. Так, «общественное финансирование здравоохранения может осуществляться из бюджета за счет разнообразных налоговых поступлений либо из специально созданного государственного фонда за счет целевых платежей в этот фонд. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки».

В целом ряде стран важнейшим  источником средств для общественного  сектора выступает прямое налогообложение  личных доходов граждан и прибыли  предприятий.

В России наибольшее место в совокупных доходах общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды. Для федерального бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог на добавленную стоимость.

Как утверждает А.А. Горшков, «в идеале первичным должно быть выявление готовности платить за каждое из общественных благ. Суммарное налоговое бремя выступало бы в этом случае лишь некоторой итоговой характеристикой процесса, подобно тому как, например, определение суммарных потребительских расходов на продовольствие не предшествует конкретным покупкам хлеба, молока, мяса или овощей, а всего лишь помогает составить обобщенное представление о результатах множества конкретных актов потребительского выбора».

Размеры и структура налогообложения должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределении. Достижению соответствия могло бы благоприятствовать строгое целевое назначение каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования.

Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например с конкретным видом общественных благ, создаваемых  за его счет, называется маркировкой  налога. Если налог имеет целевой  характер и соответствующие поступления, не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, он называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет. В обществе маркированные налоги, в принципе, способны служить наиболее адекватным выражением спроса на конкретные общественные блага. Однако на практике они чаще всего являются инструментами аккумулирования средств для последующих индивидуальных выплат.

Так, в государственных пенсионных фондах накапливаются средства для  выплаты пенсий, в фондах медицинского страхования - для покрытия расходов на лечение и т.д. Выплаты из подобного рода фондов представляют собой частные блага. Общественными благами в данном случае являются те организации и институты, которые обеспечивают общенациональный охват страхованием и пенсионным обеспечением.

C точки зрения А.А. Горшкова «именно стремление обеспечить общенациональный охват и элементы перераспределения оправдывают принудительный (налоговый) характер платежей, а значит, и участие государства в формировании и расходовании соответствующих фондов. Однако, будучи по своему назначению близкими к взносам в частные страховые компании и пенсионные фонды, эти платежи, как правило, естественным образом приобретают маркированный характер и не растворяются в бюджете.

Типичный налогоплательщик, проявляющий  рациональное неведение, например, в вопросах распределения средств между разными оборонными программами, в то же время склонен держать под контролем связь между пенсионными взносами и пенсией, которую предстоит получать ему лично».

В ряде случаев «маркированными  бывают и иные налоги, которые в отличие от пенсионных и других подобных платежей целиком предназначены для финансирования производства общественных, а не частных благ. Так, в ряде стран средства, поступающие от акцизов на бензин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую долю расходов по их финансированию. Однако большая часть общественных благ, поставляемых государством, финансируется за счет немаркированных налогов».

Единственный смысл и оправдание налогов в обществе - служить выражением спроса налогоплательщиков на общественные блага и признанных гражданами принципов перераспределения доходов.

В то же время в силу изъянов  государства налоговые системы  на практике не способны вполне безукоризненно выполнять данную миссию.

Коль скоро принудительное изъятие  средств налогоплательщиков для  финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства  на принуждение должно в равной степени  применяться ко всем гражданам.

Вывод: налоги рассматриваются не как способ мобилизовать средства на содержание неких надэкономических структур, а скорее в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам.

3. Контрактация

Важной частью производственных процессов в общественном секторе  является система государственных  контрактов.

Широкое распространение контрактации привело к формированию "полугосударственного" сектора, который образуют частные  коммерческие и некоммерческие организации, производственные программы которых в значительной или даже преобладающей части ориентированы на государственные контракты. Рыночное поведение таких организаций определяется не столько непосредственными проявлениями спроса со стороны индивидов, сколько политикой государства, выраженной в спросе со стороны общественного сектора.

Заключение контрактов с поставщиками товаров, в которых нуждалось государство, всегда было важной составной частью экономической деятельности в общественном секторе. Например, мебель, канцелярские принадлежности и т. п. для государственного аппарата обычно закупались в частном секторе. То же относится к поставке обмундирования для армии, а часто - и к поставке вооружений. Однако наем государственными органами частных фирм для оказания населению услуг, которые прежде традиционно оказывали организации общественного сектора,- явление сравнительно новое. Если раньше на основе контрактов в основном достигалось обеспечение общественного сектора условиями его собственного функционирования (формирование элементов материальных затрат), то теперь все более обычным становится использование контрактов для замещения общественного сектора частным в процессе обслуживания конечных потребителей.

При отсутствии конкуренции  между потенциальными поставщиками вероятна фиксация в контракте неоптимального уровня издержек и велика опасность  коррупционных сговоров. Однако даже если конкуренция достаточно интенсивна, многое зависит от способности покупателя (государственного органа) зафиксировать в контракте однозначные требования ко всем существенным аспектам предстоящей деятельности.

Информация о работе Особенности финансирования производства в общественном секторе