Особенности развития малого бизнеса в Венгрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

Государственная политика Венгерской Республики в области поддержки малых и средних предприятий к настоящему времени окончательно сформирована и охватывает весь комплекс экономических ресурсов, необходимых для обеспечения динамичного развития хозяйственной деятельности такого рода предприятий. Главными элементами этой политики являются: опосредованные экономические стимулы, снижение административной нагрузки - система «одного окна», а также прямые преференции. Наряду с этим, государственная поддержка малых предприятий осуществляется через систему специализированных финансовых организаций.

Файлы: 1 файл

Развитие и поддержка малого бизнеса в Венгрии.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Особенности развития малого бизнеса в Венгрии.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства  в Венгрии определяется, прежде всего, значительной социально-экономической  ролью в стране предприятий этой сферы. На малых и средних предприятиях занято около 60% трудоспособного населения, в целом на них приходится около 25% валового внутреннего продукта страны и почти 97% общего числа зарегистрированных фирм. Согласно венгерскому законодательству, с 1 января 2005 для предприятий данного сегмента экономики применяются следующие категории:

- к микро  предприятиям относятся хозяйствующие  субъекты, число занятых на которых  не превышает 10 человек, а годовой  доход – 2 млн. евро;

- к малым  – предприятия число занятых  на которых не превышает 50 человек, а годовой доход – 10 млн. евро;

- к средним  – предприятия, число занятых  на которых не превышает 250 человек, а годовой доход - 50 млн. евро.

Государственная политика Венгерской Республики в области поддержки малых и средних предприятий к настоящему времени окончательно сформирована и охватывает весь комплекс экономических ресурсов, необходимых для обеспечения динамичного развития хозяйственной деятельности такого рода предприятий. Главными элементами этой политики являются: опосредованные экономические стимулы, снижение административной нагрузки - система «одного окна», а также прямые преференции. Наряду с этим, государственная поддержка малых предприятий осуществляется через систему специализированных финансовых организаций.

К опосредованным экономическим стимулам можно отнести планомерное снижение налоговой нагрузки, упрощение бухгалтерской отчетности, льготное кредитование, субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам и предоставление банковских гарантий.

Снижение административной нагрузки и упрощение системы регистрации малых предприятий является одним из приоритетных направлений государственной политики в этой сфере. В Венгрии действует упрощенная система регистрации малых предприятий по принципу «одного окна». Данная система обеспечивает как для венгерских граждан, так и для иностранных граждан (для них предусмотрены расширенные анкеты) регистрацию малых предприятий в «одном окне» и одним пакетом необходимых документов.

Ликвидация  малого предприятия связана с  более сложной и длительной процедурой, так как учитываются возможные последствия для партнеров малого предприятия от его закрытия.

К прямым преференциям следует отнести ту часть экономической  политики, которая направлена на реализацию государственных целевых программ экономического развития. В соответствии с приоритетами целевых программ, частично финансируемых по линии Евросоюза, их государственная поддержка осуществляется в форме бюджетных дотаций. Участие венгерской стороны в реализации целевых программ регулируется постановлением правительства ВР «О венгерских бюджетных организациях, ответственных за использование в Венгрии дотаций, получаемых в структурных и интеграционных фондах ЕС».

Распределение дотаций на осуществление программных  мероприятий в рамках целевых  программ происходит на конкурсной основе. Для участия в конкурсе на получение дотаций организации необходимо представить проработанный бизнес-план проекта и необходимые разрешения.

В 2005 году в рамках программы по повышению конкурентоспособности  около 1800 малых и средних предприятий получили дотационную поддержку на сумму 2,3 млрд. форинтов. Кроме того, венгерские предприятия малого бизнеса могут также принимать участие в таких программах Европейского Союза, как:

- e-content – программа по развитию телекоммуникационного общества;

- Enterprise & SMEs – программа дотационной поддержки малых и средних предприятий;

- EU 6 - 6-ая рамочная программа ЕС по развитию инновационных технологий.

Действующая в  Венгрии система налогообложения  предприятий имеет сходство с  западноевропейской моделью. Применяется система налогообложения на основе добровольных налоговых деклараций. Важнейшие элементы действующей в Венгрии налоговой системы: налог на прибыль (корпоративный налог), всеобщий налог с оборота (венгерский аналог налога на добавленную стоимость), местные налоги и подоходный налог с населения.

С 1 января 2003 года в Венгрии для малых предприятий  был введен новый тип налогообложения - “упрощенный предпринимательский  налог”. Налог вводится с целью  упрощения бухгалтерского учета  и отчетности, а следовательно - снижения их расходов по данной статье. Согласно Закону XLIII от 2002 г. «Об упрощённом предпринимательском налоге», подобный тип налогообложения могут избрать для себя сами хозяйствующие субъекты, годовой доход которых не превышает 25 млн. форинтов (около 125 тыс. долл.). При этом налогооблагаемой базой является валовой доход, полученный за отчетный период. Ставка упрощенного предпринимательского налога - 15% (для сравнения: ставка корпоративного налога с 2004 г. равна 16%).

Для предприятий, избравших налогообложение по линии упрощенного предпринимательского налога, Закон предусматривает либо полное освобождение, либо детально регламентирует порядок предоставления льготных условий по другим видам налогообложения:

- всеобщему  налогу с оборота;

- подоходному  налогу на индивидуальную предпринимательскую  прибыль;

- взносам в  фонд специального профессионально-технического  образования;

- корпоративному  налогу.

Наряду с  этим, в соответствии с Законом С от 2000 года «О бухгалтерском учете», малые и средние предприятия могут воспользоваться упрощенной системой бухгалтерской отчетности.

В отношении  малых предприятий, не перешедших на упрощенный предпринимательский налог, применяется обычное налогообложение, предусмотренное для хозяйственных  обществ и кооперативов.

В 2001 году для  малых и средних предприятий  ВР были установлены дополнительные налоговые льготы при осуществлении  ими капиталовложений. В 2003 г. была снижена  для таких предприятий ставка выплат в фонд медицинского обслуживания. Кроме того, с 2003 г. были введены налоговые льготы для малого бизнеса по формированию резервов на развитие, а именно: возможность из прибыли, полученной в предыдущем году, в последующий год осуществлять инвестиции в развитие предпринимательства, которые не облагаются налогами.

Помимо этого, получают в Венгрии льготы по налогообложению  все малые и средние предприятия, зарегистрированные в промышленных парках. Следует учитывать к тому же, что венгерские промышленные парки  фактически выполняют одновременно функции “инкубаторов” в сфере развития малого бизнеса.

Помимо снижения налоговой нагрузки и упрощения  бухгалтерской отчетности, в интересах  содействия развитию малых предприятий, их технической модернизации, укреплению их кооперационного сотрудничества, а также для смягчения конкуренции со стороны крупных предприятий венгерское правительство осуществляет на конкурсной основе упрощенную форму кредитования, предоставления безвозвратных дотаций и льготных финансовых конструкций.

Одной из существенных проблем, сдерживающих динамичное развитие малых предприятий, является недостаток оборотных средств. В то же время кредитные организации из-за повышенных рисков и более низкого уровня прибыли неохотно осуществляют кредитование предприятий малого бизнеса. В этой связи с целью содействия привлечению предприятиями необходимых для их развития кредитных средств в тех областях, где рыночными инструментами невозможно обеспечить финансирование этого сектора, правительственными органами были сформированы программы кредитования малых предприятий.

Наряду с  этим, государственная поддержка  малого предпринимательства в Венгрии  осуществляется через систему специализированных финансовых учреждений. Основным государственным финансовым учреждением в сфере поддержки предпринимательства является АО “Венгерский банк развития” (ВБР), находящийся в 100%-ной собственности государства.

Банк осуществляет также льготное кредитование малых  и средних сельскохозяйственных предприятий. В рамках данной кредитной  программы предоставляют долгосрочные (5 – 20 лет) кредиты с льготной процентной ставкой. Кредиты предоставляются на: покупку земли, развитие хозяйств, финансирование оборотных средств.

 Государственная поддержка малого предпринимательства в Венгрии включает в себя программу субсидирования процентных ставок по кредитам малым и средним предприятиям. Решение о дотировании процентных ставок принимает Министерство экономики и транспорта на основании результатов проведения конкурсов. Проведение конкурсов осуществляется в соответствии с пакетом конкурсных программ, основной целью которых является поддержка и улучшение рыночных позиций перспективных, инновационных венгерских малых и средних предприятий.

Условия предоставления дотаций по процентным ставкам:

- максимальный размер кредита – 100 млн. форинтов;

- кредиты должны быть получены в форинтах;

- малому предприятию необходимо располагать, по крайней мере, 25% собственных средств от стоимости проекта;

- брутто размер дотируемой процентной ставки по кредиту не превышает размера процентной ставки Венгерского национального банка плюс 3,5%;

- дотирование процентной ставки осуществляется максимум в течение 4 лет.

Размер дотирования  процентной ставки по кредитам: для  развития в перерабатывающей, строительной отрасли, технической, научно-исследовательской деятельности, компьютерных, туристических услуг, фрэнчайзинга, и логистики составляет: в первый год - 40%; во второй - 40%; в третий - 30%; в четвертый - 30%. В отдельных случаях дотация по процентным ставкам может достигать 50%.

В Венгрии также  сформирована сеть учреждений с участием государственных хозяйственных структур, главная задача которых – осуществление и поддержка инновационных инвестиций в сфере малых и средних предприятий. Например, в 100%-ной государственной собственности находится Холдинг регионального развития, деятельность которого осуществляется в соответствии с государственной политикой экономического инновационного развития регионов. Холдинг имеет 21 региональное представительство и дочерние предприятия.

К основным задачам  Холдинга относятся: содействие инвестированию венчурного капитала, консультационная деятельность по разработке и формированию программ, консультации по комплексному развитию предприятия, деятельность по содействию в получении государственных дотаций на развитие, а также обучение и информационная деятельность.

Правительством  Венгрии на период 2007 – 2013 г.г. принят План развития «Новая Венгрия», получивший после согласования одобрение и  поддержку Еврокомиссии. Он включает 15 оперативных программ, для реализации которых предусмотрены субсидии из фондов ЕС в размере 36,5 млрд. долларов.

Важным отличием этой программы от предшествующих программ помощи и стимулирования развития малых  и средних предприятий стало  введение квот, гарантирующих участие  в конкурсах для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в отсталых неперспективных населённых пунктах Венгрии. Конструкция конкурсного отбора разбита на три части:

  • тендеры на малые инвестиционные проекты (стоимостью 5,2 – 25,0 тыс. долларов);
  • тендеры на средние инвестиционные проекты (стоимостью 26,0 – 260,4 тыс. долларов);
  • тендеры на крупные инвестиционные проекты (стоимостью 260,4 – 2604 тыс. долларов).

Кроме того, определены квоты победителей в каждой категории  таких тендеров: в малых инвестиционных проектах - 1000 – 1500 малых и средних предприятий; в средних – 150-200 малых и средних предприятий; в крупных – 20 – 50 малых и средних предприятий.

Подобное предпринято  с целью предоставить, по возможности, равные условия для получения  безвозвратной помощи (субсидий) как  для крупных капиталоёмких предприятий и финансирования их крупных инвестиционных проектов, так и для малых предприятий с их малыми, но рискованными инвестиционными проектами. С этой целью по-разному оформляются и конкурсные (тендерные) условия: более сложно, с предоставлением различных обоснований – для крупных инвесторов и более упрощённо – для малых и средних предприятий.


Информация о работе Особенности развития малого бизнеса в Венгрии