Следовательно, в рассматриваемой ситуации
векселя должны быть отражены в разделительном
балансе, после чего они по этому балансу
подлежат передаче в составе имущества,
предполагаемого к передаче вновь создаваемому
в результате реорганизации обществу,
без необходимости установления пропорции
и деления векселей.
Порядок передачи прав по ценной бумаге
закреплен в ст. 146 ГК РФ. В пункте 3 данной
статьи установлено, что права по ордерной
ценной бумаге передаются путем совершения
на этой бумаге передаточной надписи -
индоссамента.
При переходе прав по векселю, в том числе
при переходе прав к другому юридическому
лицу при реорганизации юридического
лица - векселедержателя, векселедержатель,
заявляющий требования по векселю, должен
представить соответствующие доказательства
перехода этих прав. В указанных случаях
отсутствие на векселе отметки в форме
индоссамента о переходе прав само по
себе не является основанием для отказа
в удовлетворении требования векселедержателя
по векселю при условии, что им будут представлены
доказательства того, что вексель перешел
к нему на законных основаниях (п. 10 Постановления
Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 4 декабря
2000 г. № 33/14 «О некоторых вопросах практики
рассмотрения споров, связанных с обращением
векселей»).
Таким образом, совершение индоссамента
на векселе - это наиболее корректный вариант
передачи векселя в случае реорганизации
при условии отражения такого векселя
в разделительном балансе. Данный подход
исключает риск возникновения споров
относительно прав выделенного общества
по такому векселю. Однако отсутствие
индоссамента на векселе не лишает выделенное
общество возможности ссылаться на разделительный
баланс как на законное гражданско-правовое
основание приобретения прав по векселю1).
Согласно ст. 58 ГК РФ при выделении из состава
юридического лица одного или нескольких
юридических лиц к каждому из них переходят
права и обязанности реорганизованного
юридического лица в соответствии с разделительным
балансом.
Действующее законодательство РФ не предусматривает
детального порядка составления и конкретных
требований к содержанию разделительного
баланса, устанавливая лишь общие правила
и принципы, которым такой баланс должен
соответствовать.
Как уже отмечалось, разделительный баланс
должен содержать положения о правопреемстве
по всем обязательствам реорганизованного
юридического лица в отношении всех его
кредиторов и должников, включая и обязательства,
оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
При этом отсутствие в балансе положений
о правопреемстве по обязательствам реорганизованного
лица влечет за собой отказ в государственной
регистрации вновь возникших юридических
лиц (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).
Кроме того, в силу п. 5 ст. 51 Закона об ООО,
если разделительный баланс не дает возможности
определить правопреемника реорганизованного
общества, то юридические лица, созданные
в результате реорганизации, несут солидарную
ответственность по обязательствам реорганизованного
общества перед его кредиторами.
Таким образом, разделительный баланс
должен содержать информацию по правопреемству,
соответствующую указанным требованиям,
независимо от формы и структуры. Указание
в решении о реорганизации на принципиальные
подходы к формированию разделительного
баланса без указания конкретных числовых
показателей при отсутствии самого баланса
(либо указание в балансе на такие подходы)
без возможности определить правопреемство
по всем обязательствам не соответствует
требованиям законодательства (п. 1 ст.
59 ГК РФ) и может повлечь за собой последствия,
предусмотренные п. 2 ст. 59 ГК РФ, п. 5 ст.
51 Закона об ООО.
Также разделительный баланс подлежит
утверждению учредителями (участниками)
юридического лица или органом, принявшим
решение о реорганизации юридических
лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).
При этом согласно п. 2 ст. 55 Закона об ООО
общее собрание участников общества, реорганизуемого
в форме выделения, принимает реше-ние
о такой реорганизации, о порядке и об
условиях выделения, о создании нового
общества (новых обществ) и об утверждении
разделительного баланса, вносит в устав
общества, реорганизуемого в форме выделения,
изменения, предусмотренные решением
о выделении, а также при необходи-мости
решает иные вопросы, в том числе об избрании
органов общества.
Следует отметить, что действующее законодательство
не указывает конкретную дату составления
разделительного баланса. Однако, поскольку
при принятии решения о реорганизации
одним из вопросов повестки дня, в отношении
которого должно быть принято решение
общим собранием участников реорганизуемого
общества, является утверждение разделительного
баланса, то такой баланс должен быть сформирован
и готов к утверждению на момент принятия
соответствующего решения о реорганизации
и утверждении такого баланса. Разделительный
баланс как документ, утверждаемый на
общем собрании участников, является приложением
к такому решению общего собрания1).
Кроме того, при осуществлении реорганизации
организаций составление разделительного
баланса рекомендуется приурочивать к
концу отчетного периода (года) или дате
составления промежуточной бухгалтерской
отчетности (квартала, месяца), являющейся
основанием для характеристики и оценки
передаваемого имущества и обязательств
реорганизуемого лица.
Утвержденный разделительный баланс представляется
в регистрирующий орган вместе с учредительными
документами для государственной регистрации
вновь возникших юридических лиц или внесения
изменений в учредительные документы
существующих юридических лиц (п. 2 ст.
59 ГК РФ).
Непредставление вместе с учредительными
документами разделительного баланса
влечет за собой отказ в государственной
регистрации вновь возникших юридических
лиц (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).
Некоторые моменты, которые необходимо
учитывать при подготовке проекта решения
о реорганизации
При подготовке проекта решения общего
собрания о реорганизации ООО следует
учитывать определенные требования законодательства,
связанные с проведением процедуры реорганизации
общества.
Так, в принимаемом общим собранием участников
решении о реорганизации следует указать
на уведомление налоговых органов по месту
постановки на учет. Эта обязанность установлена
п. 4 ч. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ. Однако
направление такого уведомления не исключает
необходимости уведомить орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических
лиц (п. 1 ст. 60 ГК РФ). На основании данного
уведомления орган, осуществляющий государственную
регистрацию юридических лиц, вносит в
Единый государственный реестр юридических
лиц запись о том, что юридическое лицо
находится в процессе реорганизации. Поскольку
налоговый орган по месту постановки на
учет организации зачастую не выполняет
функции органа, осуществляющего государственную
регистрацию, рекомендуем внести необходимость
такого уведомления в проект решения о
реорганизации и учитывать указанную
обязанность в ходе реорганизации.
Кроме того, при одновременном принятии
решения об уменьшении уставного капитала
реорганизуемого общества путем уменьшения
номинальной стоимости долей участников
следует учитывать следующие положения
действующего законодательства. В соответствии
с п. 4 ст. 20 Закона об ООО в течение 30 дней
с даты принятия решения об уменьшении
своего уставного капитала общество обязано
письменно уведомить об этом, а также о
новом размере уставного капитала всех
известных ему кредиторов и опубликовать
в органе печати, в котором публикуются
данные о государственной регистрации
юридических лиц, сообщение о принятом
решении. При этом кредиторы общества
вправе в течение 30 дней с даты направления
им уведомления или в течение 30 дней с
даты опубликования сообщения о принятом
решении письменно потребовать досрочного
прекращения или исполнения соответствующих
обязательств общества и возмещения им
убытков. Государственная регистрация
уменьшения уставного капитала общества
осуществляется только при представлении
доказательств уведомления кредиторов
в установленном порядке.
При подготовке проекта решения о реорганизации
также следует иметь в виду, что избрание
органов управления общества, созданного
в результате выделения (выделяемого общества),
не относится к компетенции и соответственно
не может являться предметом рассмотрения
общего собрания участников реорганизуемого
общества. В силу п. 2 ст. 55 Закона об ООО
избрание органов управления выделяемого
общества, равно как и утверждение его
устава, входит в полномочия общего собрания
участников выделяемого общества. Таким
образом, соответствующие вопросы повестки
дня не могут быть включены в решение о
реорганизации ООО.
Также
необходимо учитывать, что в случае утверждения
решения о реорганизации, подготовке разделительного
баланса и внесении изменений в устав
реорганизуемого общества соответствующий
баланс и изменения к уставу (либо устав
общества в новой редакции) должны быть
приложены к указанному решению.
Преобразование предполагает смену одной
организационно-правовой формы на другую
(п. 5 ст. 58 ГК РФ), например акционирование
унитарного предприятия, т.е. преобразование
унитарного предприятия в акционерное
общество. Свобода преобразования ограничивается
законом (ст. 68,п. 2 ст. 92,п. 2 ст. 104,п. 2 ст. 112 ГК РФ, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях),
при этом иногда закон запрещает преобразование
одной формы коммерческой организации
в другую, иногда же разрешает преобразование
коммерческой организации в некоммерческую
и наоборот. Так, хозяйственные общества
не могут преобразоваться в хозяйственные
товарищества (ст. 68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104
ГК РФ), однако акционерное общество может
преобразоваться в некоммерческое партнерство
(п. 1 ст. 20Закона об АО), унитарное предприятие
- в учреждение (ст. 34Закона об УП), некоммерческое
партнерство и частное учреждение - в хозяйственное
общество, а объединение юридических лиц
(ассоциация или союз) - в хозяйственное
общество или товарищество (пп. 1,2,4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).
Понятно, что преобразование коммерческой
организации в некоммерческую сопряжено
с переходом от универсальной (по общему
правилу) правоспособности к специальной,
а преобразование некоммерческой организации
в коммерческую - с переходом от специальной
правоспособности к универсальной (по
общему правилу)1).
Отказ в переоформлении Свидетельства
о допуске, выданному саморегулируемой
организацией, юридическому лицу, преобразованному
из одной организационно-правовой формы
в другую, является необоснованным (Решение
Арбитражного суда Ульяновской области
от 25.02.2011 № А72-525/2011).
В обоснование своего решения суд, сославшись
на ч. 1 ст. 57, ч. 5 ст. 58 ГК РФ, ч. 4 ст. 20 Закона
№ 208-ФЗ, сделал вывод о том, что при реор-ганизации
в форме преобразования происходит общее
(универсальное), а не частичное (сингулярное)
правопреемство: юридическое лицо становится
обладателем всех прав правопредшественника,
в т. ч. на членство в СРО и осуществление
видов работ, на которые выдано Свидетельство
о допуске.
1. 2 Ликвидация обществ с ограниченной
ответственностью
Ликвидация
- процедура, направленная на прекращение
юридического лица без перехода прав и
обязанностей в порядке правопреемства
к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Законодатель, формулируя
понятие «ликвидация», таким образом,
под отсутствием правопреемства имел
в виду отсутствие не любого, а только
универсального правопреемства, поскольку
процедура ликвидации сама по себе не
исключает сингулярное (частичное) правопреемство,
т.е. переход отдельных прав и обязанностей
ликвидируемого юридического лица к другим
лицам. Так, права ликвидируемого юридического
лица могут переходить к его кредиторам
в результате расчетов с ними. Что же касается
его учредителей (участников), они также
в ряде случаев могут «наследовать» как
его права (получая остаточное имущество,
т.е. имущество, оставшееся после расчетов
с кредиторами, - так называемую ликвидационную
стоимость, или квоту), так и его обязанности
(отвечая в субсидиарном порядке по его
обязательством перед кредиторами). Таким
образом, именно отсутствие универсального
правопреемства принципиально отличает
ликвидацию от любой формы реорганизации.
Юридическое
лицо может быть ликвидировано:
добровольно - по решению
его учредителей (участников) либо уполномоченного
органа, в том числе в связи с истечением
срока, на который оно создано, и с достижением
цели, ради которой создано;
или недобровольно - по инициативе
уполномоченных государственных или муниципальных
органов и по решению суда в случае грубых
и неустранимых нарушений закона, допущенных
при его создании, либо осуществления
деятельности без лицензии, либо запрещенной
законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными
или грубыми нарушениями закона или иных
правовых актов, а также при систематическом
осуществлении некоммерческой организацией
(в том числе общественной или религиозной
организацией (объединением), благотворительным
или иным фондом) деятельности, противоречащей
ее уставным целям, и, кроме того, в других
случаях, предусмотренных ГК РФ (например, ст. 81,86).
Суд
может возложить обязанности по ликвидации
на учредителей (участников) данного юридического
лица или на его орган. При осуществлении
указанными лицами возложенной на них
обязанности ликвидация является вынужденной,
во всех иных случаях суд назначает ликвидатора
сам, а ликвидация в таком случае является
принудительной (п. 2,3 ст. 61 ГК РФ).
Сущность
и смысл ликвидации сводится к следующему.
Субъект, принявший решение о ликвидации,
обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий
(налоговый) орган для внесения в единый
государственный реестр юридических лиц
записи о том, что данное юридическое лицо
находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 22 Закона о регистрации). С этого
момента его правоспособность претерпевает
ограничения: не допускается регистрация
изменений в учредительные документы,
регистрация юридических лиц, учредителем
которых выступает данное юридическое
лицо, или которые возникают в результате
его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации). Субъект,
принявший решение о ликвидации, обязан
назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора),
установить порядок и сроки ликвидации,
уведомить регистрирующий орган о формировании
ликвидационной комиссии или о назначении
ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации). С момента
назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора)
к ней переходят полномочия по управлению
делами ликвидируемого юридического лица,
она же выступает от его имени в суде (п. 2, 3 ст. 62 ГК РФ, п. 4 ст. 18Закона о некоммерческих организациях),
и только некоторые полномочия сохраняются
за прежними органами (абз. 2 п. 2, п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Ликвидационная комиссия (ликвидатор)
последовательно осуществляет ряд действий:
публикует информацию о
ликвидации юридического лица, о порядке
и сроке заявления требований его кредиторами
(данный срок не может быть менее двух
месяцев с момента публикации о ликвидации);