Осуществление внешней экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение правового регулирования внешнеэкономической деятельности. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, рассмотрение:
- понятия и видов субъектов внешнеэкономической деятельности;
- государственного воздействия на осуществление внешнеэкономической деятельности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
2
Глава 1. понятие и правовое регулирование внешней экономической деятельности…………………………………………..

3
1.1 Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности
3
1.2 Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности………………………………….

10
Глава 2. Методы государственного регулирования внешней экономической деятельности…………………………………………..

14
2.1 Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования…………………………………………………………

14
2.2 Валютное регулирование…………………………………………..
16
Глава 3. Осуществление внешней экономической деятельности…...
18
3.1 Договоры во внешнеэкономической деятельности………………
18
3.2 Основные формы расчетов, применяемые при осуществлении внешнеэкономической деятельности………………………………….

21
3.3 Органы по разрешению споров между участниками внешнеэкономической деятельности………………………………….

23
Заключение……………………………………………………………...
26
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная предпринимательское право.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………

2

Глава 1. понятие и правовое регулирование внешней экономической деятельности…………………………………………..

 

3

1.1 Понятие и виды субъектов  внешнеэкономической деятельности

3

1.2 Государственное воздействие  на осуществление внешнеэкономической  деятельности………………………………….

 

10

Глава 2. Методы государственного регулирования внешней экономической деятельности…………………………………………..

 

14

2.1 Регулирование экспорта и  импорта путем квотирования и  лицензирования…………………………………………………………

 

14

2.2 Валютное регулирование…………………………………………..

16

Глава 3. Осуществление внешней экономической деятельности…...

18

3.1 Договоры во внешнеэкономической  деятельности………………

18

3.2 Основные формы расчетов, применяемые  при осуществлении внешнеэкономической  деятельности………………………………….

 

21

3.3 Органы по разрешению споров  между участниками внешнеэкономической  деятельности………………………………….

 

23

Заключение……………………………………………………………...

26

Список литературы……………………………………………………..

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночных отношений деятельность предпринимателей не ограничивается внутренним рынком. Для приобретения и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и осуществления других видов хозяйственной деятельности предприниматели выходят на международный (мировой) рынок, т.е. осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, мы видим, что данная тема является актуальной в наше время.

Термин "внешнеэкономическая деятельность" в теории и практике хозяйственной деятельности стал употребляться не сразу. Вплоть до 1980-х гг. сделки между гражданами и организациями различных государств осуществлялись в рамках внешнеторговой деятельности. Предпосылки для использования понятия внешнеэкономической деятельности появились лишь тогда, когда сотрудничество между организациями и гражданами различных стран вышло за рамки внешнеторговых операций и начало осуществляться в области международного производственного сотрудничества и кооперации, международной инвестиционной, лизинговой и некоторых других видов деятельности. Последние стали рассматриваться в рамках общей категории - внешнеэкономической деятельности.

Понятие внешнеэкономической деятельности в Федеральном законе "Об экспортном контроле" определяется как "внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)". Многие авторы отметим мнение Ерешова И.В. он считает, что определение имеет собирательный характер, т.е. закон перечисляет виды деятельности, которые должны составлять понятие внешнеэкономической деятельности. Однако Тихомиров Ю.А., Новкшонов И.Б., Реут А.В., Попондопуло В.Ф., Морозов А.Д. считают, что открытый перечень и отсутствие признаков, на основании которых иной вид деятельности может быть отнесен к категории внешнеэкономической деятельности, позволяют сделать вывод о несовершенстве данного определения.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение правового регулирования внешнеэкономической деятельности. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, рассмотрение:

- понятия и видов субъектов  внешнеэкономической деятельности;

- государственного воздействия  на осуществление внешнеэкономической  деятельности;

Методологической основой является: логический, метод сравнительного анализа и юридически-формальный метод.

 

 

Глава 1. Понятие и правовое регулирование внешней экономической деятельности

 

1.1 Понятие и виды субъектов  внешнеэкономической деятельности

 

О внешнеэкономической деятельности мы говорим, когда имеем в виду деятельность российских хозяйствующих субъектов на мировом рынке и деятельность зарубежных предпринимателей на территории России. Во-первых, к внешнеэкономической деятельности относится международная торговля. Во-вторых, международные инвестиции. В целом, можно определить все это одной фразой - международный бизнес. Авторы одного из самых популярных зарубежных учебников по международному бизнесу так определяют его понятие: международный бизнес включает любые хозяйственные операции, которые проводятся между двумя и более странами. Для частных компаний эти операции осуществляются с единственной целью - извлечение прибыли. Государственные компании могут преследовать и другие цели. Какие же существуют виды хозяйственных операций, проводимых между двумя и более странами?

Во-первых, это экспорт и импорт товаров, а также экспорт-импорт услуг различного рода, таких как перевозка. Далее - перемещение активов за рубеж с целью получения от иностранного лица, использующего эти активы, периодических платежей (они еще часто называются «роялти»). В-третьих, осуществление подрядных работ для иностранного заказчика. Все перечисленное выше с точки зрения экономистов находится в первой, так называемой «торговой» группе, поскольку операции имеют торговый характер. Вторая группа - это инвестиционная деятельность, т.е. вложение имущества в создание бизнеса на территории другой страны. Инвестиции делят на прямые (когда средства вкладываются в производство) и портфельные - покупка акций, ценных бумаг и т.д. Кроме того, любая хозяйственная операция чаще всего связана с перемещением валютных ценностей в счет оплаты той или иной сделки. Такое перемещение само по себе является хозяйственной операцией и в российском праве рассматривается как валютная операция. Между тем, то факт, что валютные операции присущи фактически любой форме международного бизнеса, их не выделяют в какую-либо отдельную группу, если речь не идет о перемещении капитала как самостоятельной операции, что происходит, например, в отношениях по кредитованию зарубежных партнеров.

Итак, под внешнеэкономической деятельностью понимают, как правило, предпринимательскую деятельность, связанную с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ для иностранного заказчика.

Из этого далеко не полного определения мы можем выделить следующие признаки внешнеэкономической деятельности - ее предпринимательский и внешний характер.

Понятие предпринимательского характера деятельности субъектов имущественных отношений содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации. Остановимся на некоторых признаках предпринимательской деятельности:

1. Направленность на извлечение  прибыли. Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является  самостоятельная, осуществляемая на  свой риск деятельность, направленная  на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке. Поскольку в  такой деятельности иногда принимают  участие публично-правовые образования, целью деятельности которых никак  не может быть извлечение прибыли, мы говорим, что такая деятельность  «как правило» является предпринимательской. Однако, следует учитывать, что, с  одной стороны, контрагент таких  субъектов все равно будет  действовать как предприниматель, а с другой - тот факт, что к  отношениям с участием публично-правовых  образований применяются правила, предусмотренные для юридических  лиц, а поскольку по общему  правилу такие лица являются  предпринимательскими организациями, можно говорить о том, что ГК  устанавливает предпринимательский  режим к операциям публично-правовых  образований. В этом контексте  нельзя не сказать о статье 51 Бюджетного Кодекса РФ, которая  выделяет доходы Российской Федерации  от внешнеэкономической деятельности  среди неналоговых доходов федерального  бюджета. Кроме того, стоит отметить  мнение профессора В.А. Бублика  о том, что специальное внешнеэкономическое  законодательство позволяет шире  трактовать признак направленности  на извлечение прибыли. Речь идет  о статье 1 федерального закона  от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об  инвестиционной деятельности в  Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений», которая, с точки зрения ученого, впервые в российском законодательстве  рассматривает результат предпринимательских  усилий шире - не только как  классическую прибыль, но и как  достижение иного полезного эффекта.

2. Рисковый характер. Рисковый характер  предпринимательской деятельности  в деятельности внешнеэкономической  проявляется, пожалуй, наиболее ярко. При проведении международных  операций возникает множество  рисков, которые затрагивают интересы  экспортеров, импортеров и, конечно  же, инвесторов. При этом выделяются  риски, связанные с личностью  контрагента - «риск неисполнения», «кредитный риск» или риск  неплатежа в силу несостоятельности  контрагента или его нежелания  платить, а также риски, связанные  с событиями, не зависящими от  воли сторон: собственно имущественные  риски (риск уничтожения товара  или транспортных средств в  силу аварий и других событий), политические риски и риски изменения экономической ситуации. Для защиты от рисков усложняется порядок расчетов между участниками внешнеэкономической деятельности, в частности расчеты проводятся по аккредитиву и документарному инкассо, контракты включают условия об имущественном и кредитном страховании. Наиболее сложным риском является политический, так как международный бизнес еще не выработал достаточно устойчивых механизмов защиты от неплатежей в силу политических обстоятельств. Страхование таких рисков в рамках известных видов страхования невозможно.

3. Регистрация участника предпринимательской  деятельности.

Как известно, предприниматель вправе заниматься коммерческой деятельностью только после регистрации в установленном порядке. В России действует ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001года. Иностранные юридические лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской правоспособностью вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России, если они обладают таким правомочием в соответствии с законодательством страны - происхождения. Это вытекает из положений статьи 1202 и 1203 ГК РФ.

Согласно статье 1201 ГК РФ иностранное физическое лицо или лицо без гражданства вправе заниматься предпринимательской деятельностью в России в качестве индивидуального предпринимателя, если такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в стране места жительства. Если регистрация в этой стране не требуется, но предприниматель осуществляет основную часть бизнеса в России, он должен зарегистрироваться в установленном для российских граждан порядке.

С точки зрения права внешне экономической деятельности внешний характер отношения определяется следующим образом. Можно выделить два фактора.

1. Первый - характеристика субъектного  состава участников правоотношения. Второй - «география» перехода прав  на имущество, передаваемое по  сделке. С точки зрения характеристики  субъектного состава мы должны  констатировать, что отношение является  внешнеэкономическим, если в нем  принимает участие хотя бы  один резидент и хотя бы  один нерезидент (что, в принципе, соответствует концепции третьей  части ГК РФ, поскольку налоговое, валютное законодательство понимает  под нерезидентами иностранные  лица, в том числе их филиалы  в России).

Стоит учитывать, что ряд международных договоров, применяемых к международному бизнесу, по-иному определяет необходимый субъектный состав. В частности, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 год) так раскрывает этот признак: договор купли-продажи считается имеющим международный характер, если коммерческое предприятие одной из сторон находится за границей. То есть филиал иностранной компании в России, являющийся по нашему законодательству нерезидентом, не будет считаться «коммерческим предприятием, находящимся за рубежом», и с точки зрения этой Конвенции договор купли-продажи, заключенный российским предпринимателем с таким филиалом, не считается международным. Стоит, однако, учитывать, что такое иное определение в ряде международных договоров необходимого субъектного состава внешнеэкономических отношений не влияет на данное выше описание признака субъектного состава. Это связано с тем, что подобные международные договоры через сужение субъектного состава участников соответствующих отношений лишь очерчивают ту сферу международного бизнеса, к которой они должны будут применяться, и не регламентируют само понятие внешнеэкономической деятельности, определяемое национальным законодательством.

2. Второй фактор заключается  в том, что деятельность участников  отношения должна быть направлена  на перемещение через таможенную  границу Российской Федерации  определенного имущества.

Так, законодательство связывает с внешней деятельностью осуществление операций по экспорту и импорту. Согласно статье 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: экспорт - вывоз с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе, импорт - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. Стоит особо подчеркнуть, что закон не связывает ни импорт, ни экспорт с субъектным составом участников отношений, а только с фактом пересечения границы.

В зависимости от того, что является объектом внешнеэкономической деятельности, необходимо выделить следующие формы осуществления внешнеэкономической деятельности:

Внешнеторговая деятельность в узком смысле, т.е. деятельность по экспорту и импорту товаров, а также иным операциям по перемещению товаров и передаче имущественных прав;

Внешняя торговля услугами и выполнение работ;

Инвестиционная деятельность, или перемещение капиталов, т.е. вложение имущества в осуществление предпринимательской деятельности за рубежом;

Научно-техническое сотрудничество (перемещение объектов интеллектуальной собственности) - договоры о создании и/или передаче объектов интеллектуальной собственности, лицензионные договоры, научно-техническое сотрудничество (включая франчайзинг);

Информация о работе Осуществление внешней экономической деятельности