Перспективы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:44, реферат

Описание работы

При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.
Цель данной работы –определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

Файлы: 1 файл

реферат малый бизнес.docx

— 28.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.

Предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.

Цель данной работы –определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

 

1. Проблемы, стоящие перед российским государством и бизнесом

 

Проблемы развития страны и регионов, в настоящее время, являются важнейшим императивом стратегии развития российской экономики. Сохранение её целостности и единства предполагает консолидацию политических, экономических, социальных и правовых сил и механизмов российского общества. На сегодняшний день, при оценке и анализе развития экономики и страны в целом, по мнению многих учёных и авторов, зависит от малого и среднего бизнеса. В условиях рыночных отношений предприятие, является основным звеном экономики,и по мнению многих авторов, особое место относят малому бизнесу. Успешное развитие малого предпринимательства, насыщает рынок многообразием товаров и услуг. Важнейшей проблемой развития малого бизнеса в России, является преодоление разобщённости хозяйственных и административных структур.

На сегодняшний день в России сложилась парадоксальная ситуация – во многих городах заниматься малым бизнесом становится невыгодно. Дело в том, что усилия, затрачиваемые на создание и ведение своего бизнеса и последующая прибыль совершенно несопоставимы. Получается, что человеку, обладающему набором необходимых знаний в сфере организации бизнеса, проще устроиться на работу топ-менеджером в крупную компанию и получать зарплату в два, а то и в три раза большую, чем доход от собственного бизнеса и при этом прилагать гораздо меньше усилий, и иметь гораздо меньше проблем.

Кроме того, малый бизнес в России всегда сопровождает и масса других трудностей. Например, владельцу небольшого предприятия сегодня очень сложно конкурировать в сфере оплаты труда с крупными или даже средними компаниями. Получается, что работник, набравшись опыта у малого предпринимателя, при первой же возможности переходит на работу в более крупную и успешную структуру.

Ещё одна проблема – высокие арендные ставки. Владельцы помещений, как правило, ориентируются на крупный и средний бизнес, который готов платить больше. Малый бизнес постепенно вытесняется крупными структурами в менее пригодные или отдалённые помещения.

Ещё одна проблема - проблема коррумпированности контролирующих органов, которая стояла до последнего времени, на данный момент вроде бы решена. Президент подписал соответствующий указ, о проведении проверок на предприятиях малого бизнеса не чаще, чем один раз в год. Но страх перед поборами у многих предпринимателей по-прежнему остался.

2. Перспективы развития малого бизнеса в России

 

Для развития в нашей стране малому бизнесу необходимо:

- государственная поддержка

-привлечение инвестиций, как отечественных, так и иностранных

-инновации

-пониженные ставки налога  на прибыль для МП.

По последним данным Госкомстата России, на 1 октября 2012 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тысяч или 27 % общего числа предприятий и организаций, учитываемых Единым государственным регистром предприятий и организаций. В 2011 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП (валовом внутреннем продукте) России достигла 9,5 %.Однако нынешние масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. Развитие малого бизнеса вызывается двумя обстоятельствами:

-особенностями современного  этапа развития НТР, обеспечивающего  соответствующую материальную базу  для эффективного функционирования  малого бизнеса;

-дифференциацией потребительского  спроса в условиях роста доходов  населения и роста сферы обслуживания. Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. Прежде всего, необходимо решить следующие задачи:

 - минимизировать влияние бюрократии на малый бизнес;

 - сделать как можно проще процедуру регистрации;

- сократить число контролирующих  органов и проверок;

- продолжить процесс сокращения  числа лицензируемых видов деятельности  и продукции.

Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская. Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Основной проблемой малого бизнеса является привлечение инвестиций. Совершенно очевидно, что без инвестиций, без применения современной техники и технологии невозможно эффективно решать задачи повышения качества продукции, снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности продукции и предприятий, обеспечения стабильного развития и высокой эффективности производства.

 Предприятие самостоятельно определяет объёмы, направления, размеры и эффективность инвестиций. По своему усмотрению оно привлекает на договорной, преимущественно конкурентной, основе физических и юридических лиц для участия в деятельности по реализации инвестиций.

 Значит выбор того или иного направления вложений определяется многими обстоятельствами. Важнейшими среди них являются: -инвестиционный климат в стране; - состояние производственно-технической базы; - базы промышленных предприятий; -кредитная политика; - уровень развития воспроизводственной рыночной инфраструктуры; -системы привлечения и освоения капитальных вложений; - системы налогообложения; -уровень развития законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности.

 Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся: -высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

-избыточные административные  барьеры для предпринимателей;

 -недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика; -достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке; -отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции; -недостаточный уровень развития фондового рынка. Таким образом, многообразие влияющих факторов нуждается в разработке единого системного подхода к оценке интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов, учитывающего все необходимые факторы их инвестиционного развития. Заинтересованность в этой оценке, прежде всего, возникает у органов государственных инвестиционных институтов, объектов инфраструктур инвестиционного рынка и иностранных инвесторов. Для поддержки и развития малого предпринимательства можно предложить следующие действия: - эффективное местное управление, которое не только позволит сбалансировать бюджет, но и найдет достаточные средства для поддержания качественной инфраструктуры; - оказание финансовой помощи субъектам малого бизнеса, имеющим новые идеи и разработки, посредством финансовой поддержки их венчурных проектов; - активные действия по оказанию предпринимателям помощи «на старте»; - сокращение затрат субъектов малого предпринимательства посредством частичной компенсации расходов по продвижению их продукции (услуг) на внешнем рынке, а также компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам;

- разработка и реализация  программы подготовки кадров, которая  поможет новым фирмам выжить  и развиваться; - использование механизма лизинга и аренды оборудования. Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу. Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

 Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

 Любая страна должна стремиться к тому, чтобы иметь здоровую экономику, а в России для оздоровления экономики на сегодняшний день малых предприятий недостаточен.  Проблема  состоит в том, что для развития малого предпринимательства необходимо государственная поддержка, понижение ставки налогооблагаемой базы, привлечение инвесторов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как показывает время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность. Он крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно – технического прогресса.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация изменится.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Андреева И., Павлов К. «О критериях выделения малого  и среднего бизнеса»// Общество и экономика, 2010, № 7

2. «Деловой климат в  России в оценках самого бизнеса»// Общество и экономика, 2009, № 1

3. Егоров Е.А. Экономика  США. – М.: Издательский дом «Питер», 2010

4. Иохин В.Я., Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ - Учебник, М.: Пресса, 2008.

5. Кочетыгова Ю. «Экспансия госкомпаний и эффективности российской экономики»// Общество и экономика, 2010, № 4

6. Мартьянов В.А., Федеральный  фонд – не мешок с деньгами, а инструмент реализации программы  развития малого бизнеса в  России// Бизнес для всех, 2008, N 14.

7. Материалы Всероссийских конференций представителей малых предприятий “Взаимодействие малого и крупного бизнеса” - www.old.nisse.ru

8. Райзберг Б. «Организационно-управленческие резервы эффективности сектора малых предприятий»// Экономист, 2011, № 11

9. Фетисов Г. «О взаимодействии  внешних и внутренних факторов  развития российского бизнеса»// Общество и экономика, 2010, №2-3

10. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е.С. Стояновой.— М.: Изд-во «Перспектива», 2009

 

 


Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в России