Политическая система как механизм власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Теории политической системы.
Структура, механизм деятельности и функции политических систем.
Типы политических систем.

Файлы: 1 файл

seminarov.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема 4. Политическая система как механизм власти.

  1. Теории политической системы.
  2. Структура, механизм деятельности и функции политических систем.
  3. Типы политических систем.

           1) В современной политологической литературе содержится несколько десятков определений политической системы. В отечественной литературе политическую систему общества обычно определяют как целостную, упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, политических, социальных, правовых, идеологических, культурных норм,  исторических традиций и установок политического режима конкретного общества.

    Понятие «система» ввел  в научный оборот немецкий биолог Людвиг фон Берталанфи в 20-е гг.  XX века для обозначения процессов обмена биологической клетки с внешней средой.

     Понятие «система»  в общественные науки в 1952 г.  перенес Т.Парсонс, представивший  общество как взаимодействие 4-х  подсистем (экономическая, социальная, политическая, духовная), которые находятся  в отношениях взаимозависимости и взаимообмена. Каждая подсистема выполняет свои функции; все они реагируют на требования, которые поступают изнутри и извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Функция политической системы – определение коллективных целей, мобилизация ресурсов на их достижение, принятие решений.

    Основателем системного  подхода в политологии  с  1953 г. принято считать Д.Истона. Он полагал, что «системный  анализ политической жизни основан  на понятии «системы, погруженной  в среду» и подверженной воздействию с ее стороны». «Такой подход предполагает – считал Д.Истон, что система, чтобы выжить, должна имеет способность реагировать». Политическая система рассматривалась им как  совокупность политических институтов, образующих механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Поддержка обществом политической системы и, в конечном счете, ее жизнеспособность напрямую зависят от способности институтов власти реагировать на внешние и внутренние сигналы, снимать напряженность в обществе.

    Однако такой подход  не мог объяснить реалии политической  жизни в молодых государствах, получивших независимость в результате  крушения в 50-е-60-е гг. XX в. колониальных империй в Азии, Африке и Латинской Америке, в которых создаваемые формальные политические институты не могли обеспечить сколько-нибудь устойчивое функционирование политических систем, сотрясаемых многочисленными государственными переворотами, мятежами и гражданскими войнами.

       Понимание этим политическим явлениям дал новый, структурно-функциональный подход в рассмотрении политической системы, разработанный Г.Алмондом. В его трактовке политическая система реализует себя двояко: с одной стороны как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности, с другой стороны – как совокупность взаимосвязанных элементов, при этом каждый элемент целого (государство, элиты, партии и др.) выполняют функции, жизненно важные для всей системы. Г.Алмонд и Д.Пауэлл, занимаясь сравнительным анализом политических систем разных стран , перешли от изучения формальных политических институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Они предложили  рассматривать политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействие между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми институтами и структурами общества по политическим вопросам.

      Это во многом  объясняет участие в политических  процессах в странах с влиянием  традиционализма  племенных, религиозных и иных  авторитетных деятелей, вождей, лидеров, а также  различных групповых сообществ (профессиональных, творческих, конфессиональных, спортивных, корпоративных и т.п.). В некоторых политических системах неразвитость или  ослабленность формальных политических  институтов (государства, политических партий, политических элит, политических  лидеров, общественно-политических движений ) компенсируется ролевой деятельностью неполитических институтов и др. общественных структур в сфере политических отношений.

    «Кибернетическая теория»  политической системы К. Дойча  рассматривает политику как процесс  управления и координации усилия  людей по достижению поставленной  цели. Формулировка целей и их  коррекция осуществляются политической  системой на основе информации о положении в обществе и его отношении к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды,  а также  информации о ее собственном движении. На основе двух потоков информации принимаются политические решения. Политическое управление уподобляется процессу пилотирования («вождения»).

 Таким образом, в современной  политологии в основном распространено представление о том, что «политическая система функционирует в виде того или иного способа «производства политик». Это средство выработки и воплощения в жизнь решений, влияющих на общество в целом»

2) Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции. Преобладающей точкой зрения в политической науке на структуру является выделение таких подсистем как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная. Кратко раскроем содержание каждой из подсистем.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, представляющей, в свою очередь, частные подсистемы. Фундаментальной основой политической системы в целом и ее институциональной подсистемы является государство. Оно представляет собой властную опору существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на деятельность других подсистем. Государство обладает монопольным правом на контролируемой им территории осуществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, издавать законы, нормативные акты, обязательные для всего населения, взимать налоги, различные платежи, контролировать соблюдение законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения.

Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место занимают нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность последних. Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.

Функциональная подсистема выражается в формах и направления политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, связи государства, общества, индивида, то есть политическом режиме. Современная наука выделяет такие режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политическими системами стран. Важным элементом коммуникативной подсистемы являются средства массовой информации, выступающие в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых общественных организаций. Велико их воздействие на политическую жизнь как важного канала формирования и выражения общественного мнения, а также информирования населения о событиях, деятельности государства, партий, движений.

Культурная подсистема представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни, одобрение и поддержку ими существующей власти, участие в процессах принятия решений, выборах и т.п. На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом. Одной из форм общественного сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп.

Скрепляющим фактором структуры политической системы являются политические отношения, в процессе которых обеспечивается функционирование всех сфер жизнедеятельности общества. Особая роль политических отношений заключается в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти больших групп людей – классов, наций, социальных групп.

         

У политической системы есть вход, на который поступают импульсы как  извне от общества, так и изнутри, и выход — ответная реакция  системы. Обратная связь между входом и выходом осуществляется через  окружающую среду.

На вход в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования. Требование - обращенное к органам власти мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей и ресурсов в обществе. (Напр. о повышении зарплаты, о перераспределении бюджета, об увеличении ассигнований и т.п.)

Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной  информации: ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Все это может  совпадать с требованиями или  выступать в качестве побудительных причин для требований.

Во-вторых, на входе существует импульс  поддержки. Поддержка - форма выражения политической лояльности, т.е. преданного, благожелательного отношения к режиму. (Напр. исправная уплата налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству и т.п.) 
Решения и действия проявляются в форме новых законов, ассигнований, политических заявлений, постановлений и т.п. 

Все поступающие на вход импульсы проходят через фильтр политических институтов, политических норм, политического сознания и культуры людей, принимающих решения. Информация изучается, перерабатывается, оценивается. На основе внутрисистемной конверсии формируется конечный продукт — обязывающие решения и действия по их реализации.      Решения и действия - новые законы, ассигнования на конкретные нужды, политические заявления и др. 
     

Решения и действия политической системы, оказывая влияние на социальную среду, являются источником новых требований поддержки. Таким образом, возникает обратная связь — выход оказывает обратное действие на вход, и весь цикл повторяется заново, происходит обратная связь.Обратная связь важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления и выбора новых целей и путей их достижения.

Политическая система функционирует  устойчиво, если не допускается перегрузка ее требованиями, достигается взаимоувязка действий системы на входе и выходе, не игнорируется обратная связь.

Исполнители функций:

- выражения интересов  различных социальных групп

- гос. органы и общественные  организации

- обобщений интересов,  распределение их по степени  важности 

- политические партии

- выработки правил  и норм

- законодательные органы- применения правил

- исполнительные органы

- контроля за применением  правил

- судебные органы и  силовые органы

- политической коммуникации

- средства массовой  информации

Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития.. Можно выделить следующие функции:

1)                определение целей развития общества;

2)                властно-политическая интеграция;

3)                регулирование режима общественно-политической деятельности;

4)                легитимация политического режима;

5)                обеспечение целостного управленческого воздействия на общество;

6)                разрешение конфликтов;

7)                мобилизация ресурсов и др.

Иначе указанные функции можно  обозначить как «координирующую, интегративную, направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов в принимаемых политических решениях».

Американский политолог Г.Алмонд предложил разделить функции  политической системы на «входящие» и «исходящие».

«Входящие» функции:

1)                политическая социализация и вовлечение в политику;

2)                артикуляция (выражение) интересов;

3)                агрегирование (интеграция) интересов;

4)                политическая коммуникация.

«Исходящие» функции:

1)                нормотворчество;

2)                использование правил и норм;

3)                контроль за соблюдением правил и норм

3) Рассмотрим основные черты  общепризнанных политических систем.

Г.Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры.

Информация о работе Политическая система как механизм власти